конспект открытого урока "Деревья - часть живой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Мирсаидова Надежда Константиновна

Конспект является методической разработкой урока по ФГОС для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (вспомогательная программа). Тип урока: построение системы знаний. Вид урока: закрепление полученных умений и знаний. Основная цель: закрепить обобщенное представление о дереве, как части живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_mirsaidova_n.k._derevya.docx554.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Окружающий мир.

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Мирсаидова Надежда Константиновна, ГБС(К)ОУ школа-интернат №17 г. о. Самара

Предмет: окружающий мир      Класс:  2 «В» (вспомогательная программа)     Учебник (УМК): О.А.Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов. Природоведение 2 класс

Тема урока: «Деревья – часть живой природы»

Тип урока: урок построения системы знаний.

Дата проведения: 18.12.2014

Оборудование: картинный материал с изображением деревьев, с изображением листьев, натуральный ствол сосны, представленный  в виде колец, ствол березы, дубовый веник, ветка сосны,  ветка березы, сосновые шишки, плоды каштана, мёд, берёзовый сок, ароматические масла ( кедр, пихта)

Тема

Деревья – часть живой природы.

Тип урока

Построения системы знаний.

Вид урока

Закрепление полученных умений и знаний.

Цель

Закрепить обобщенное представление о дереве, как части живой природы.

Задачи

-развивать полисенсорное восприятие, расширять чувственный опыт.

-закрепить знания названий деревьев,

-развивать наглядно-образное мышление, координацию движения рук.

-воспитывать аккуратность и опрятность при работе.

-прививать навыки культуры труда и аккуратности, интерес к предмету, используя на уроке ИКТ.

Методы

Методы обучения: стимулирующий, объяснительный, диалогический.

Методы научения: репродуктивный, практическая работа.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение.

УУД

Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные.

Планируемые результаты

 Умение опираться на схему при составлении рассказа. Подбирать и актуализировать необходимый словарь. Умение согласовывать слова грамматически. Умение строить связное речевое высказывание.

Принципы

Доступности, наглядности, системности.

Основные понятия

Живая, неживая природа, дерево, корень, ствол, годичные кольца, кора,  листья, плоды,  многолетнее растение, лес, роща, дубрава, бор, природное сообщество.

Ресурсы:

  • основные
  • дополнительные

Мультимедийная система,  картинный материал, натуральный ствол березы, веник, ствол сосны (кольцами), шишки, мед, плоды.

Форма работы

Ф - фронтальная, И – индивидуальная.

Технология

Класс:2   Учебник (УМК): О.А.Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов. Природоведение.

Этапы

урока

Вре

мя эта

па

Методы,

приемы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Мотивационно-целевой этап

Орг.

момент

3мин.

Словесный.

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. Развитие мотивационных качеств личности: ученик читает стихотворение:

Все – от старой сосны у забора

До большого темного бора,

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А еще и медведь, и лось,

И котенок Васька небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь

И в пруду отраженья крыш,

Рвать чернику люблю в лесу

Барсука люблю и лису…

Я люблю тебя навсегда

Окружающая среда.

Личностные: самоор-ганизация, мотивация учебной деятельности

Регулятивные: способ-ность регулировать свои действия,.

2.Повто-рение прой-денного материа-ла.

3 мин.

Словесный.

Использование

технических средств.

  1. Устный опрос:   с  использованием карточек.

Учащиеся отгадывают загадки, актуализируют в памяти понятия, усвоенные ранее.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг … (природа).

Много рук, а нога одна. (Дерево);

Летом одевается, зимой раздевается (Дерево);

Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (Лист);

Ствол белеет, шапочка зеленеет

Стоит в белой одежке, висят зеленые сережки (Береза);

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина);

Что за дерево – девица?

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (Ель). 

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (Книга). 

Стоит в тайге на одной ноге

Сверху – шишки

Снизу – мишки

Зимой и летом зеленого цвета

Вся в иголках, называется … (Ёлка).

Один в земле живет, другому нужен свет.

Когда один умрет, другому жизни нет (Корень и стебель).

Коммуникативные: слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме с учетом учебной ситуации.

3.Проверка дома-шнего задания

7 мин.

Индивидуальный контроль.

Аналитический

метод.

С использованием натуральных предметов, проверить степень усвоения терминов, обозначающих части дерева, их функциональное назначение, названия лиственных и хвойных деревьев.

Учащиеся показывают части дерева, называют их и объясняют значение для нормального функционирования дерева.

Личностные: прояв-ление интереса и активности в выборе решения.

Регулятивные: умение опираться на вспомогательные средства и регулировать последовательность действий,  осуществлять контроль по результату.

Познавательные: уме-ние рационально использовать  информацию; ориентироваться в понятиях и терминах; умение подбирать необходимый термин.

4. Этап

Актулизация опорных знаний

6 мин.

Уточнение и конкретизация знаний из личного жизненного опыта.

Игра «Смотри, не ошибись». Учитель называет предметы окружающего мира.

Лексический материал: дом, стол, кошка, машина, собака, камень, ветер, дождь, человек, медведь, снег, бабочка, игрушка, ромашка, мяч, гриб, жук, ребенок, ворона, лягушка, дерево.

Учитель акцентирует внимание учеников на макете дерева и задает уточняющие вопросы.

Ученики относят предмет к живой или неживой природе или явлению природы.

Вопросы:

1. Что такое дерево?

2. Какие виды деревьев вы знаете?

3. Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение  регулировать свои дейс-твия, взаимодействовать в группе.

Познавательные: умение сравнивать и выделять основные признаки предметов, Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание

5. Этап

Приме-нение здо-ровье-сберегающих техноло-гий

5  мин

Выполнение движений в соответствии со стихотворным текстом

Читает текст:

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше»

Дети машут ладонями на лицо,

Подняв руки вверх, покачиваются в стороны,

Опуская руки на плечи, приседают на корточки,

Поднимают руки вверх и выпрямляются.

Регулятивные: умение  регулировать свои дейс-твия, взаимодействовать в группе.

6.Рассказ и показ нового материа-ла. Обогащение чувственного опыта

15

мин.

Словесный, наглядный.

Использование технических средств.

Учитель заваривает в кипятке веники из березы и дуба. Предлагает учащимся понюхать спилы сосны. Методом осязания и обоняния изучить кору сосны и березы. Методом тактильного восприятия лиственных и хвойных пород деревьев предлагает детям провести дифференциацию различных типов листьев и образовать относительные прилагательные.

Учитель раздает заготовленные ранее макеты дерева и листьев, трафареты, мозаику.

Учителем предлагается схема составления описательного рассказа о дереве.

Используя полисенсорный метод восприятия, изучают предложенные образцы, оречевляют свои ощущения.

Дети обводят, рисуют, клеят, выкладывают изображение дерева и его частей в соответствии со своими индивидуальными психофизиологическими особенностями.

Ученик, опираясь на схему, рассказывает что он знает о выбранном им дереве (Приложение 1)

Регулятивные: умение  регулировать свои дейс-твия, взаимодействовать в группе. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя

Познавательные: умение выделять основные признаки предметов, уметь адекватно соотносить полученные ощущения с вербальным обозначением.

Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание

7.Рефлексивно-оценочный этап.

Закрепление пройденного материа-ла.

3 мин.

Аналитический

Использование технических средств.

Индивидуальный контроль, выборочный контроль.

Выберите и продолжите любое предложение .

-  На сегодняшнем уроке я узнала….

-  На этом уроке я похвалила бы себя за…..

- После урока мне захотелось…..

- Сегодня я  сумела….

В конце урока для закрепления провожу опрос:

1. Что такое лес?

2. Как можно узнать возраст дерева?

3. Какую пользу приносят деревья человеку?

Личностные: осознание своих возможностей.

Познавательные: слушать учителя и выстраивать взаимодействие с учителем.

Коммуникативные: слушать и принимать речь других, участвовать в диалоге.

8. Итог урока

3 мин.

Аналитический словесный.  

Подвожу итог урока, делаю необходимые замечания, оцениваю работу учащихся. Обсуждение качества творческих работ, их внешнего вида.

Личностные: уважение к труду людей, ценить природу, Родину, освоение личностного смысла учения.

Приложение 1

Схема для составления описательного рассказа о дереве

C:\Users\Пользователь\Desktop\858892727.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конспект "Насекомые - часть живой природы"

Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа". Окружающий мир (1 класс)...

Урок-конспект "Животные - часть живой природы"

Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа". Окружающий мир.1 класс....

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

Конспект урока "Насекомые - часть живой природы"

Сценарий урока  для 1 класса содержит эффективные формы педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке ...

Конспект урока в 1 классе по теме "Насекомые - часть живой природы"

Данная разработка поможет  в проведении урока по теме "Насекомые - часть живой природы"...

План-конспект урока по теме «Насекомые - часть живой природы»1класс

План-конспект урока  по теме «Насекомые - часть живой природы»1 класс ПНШ...