Методическая разработка урока "Природные зоны"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

 

Данный урок - нестандартный подход к изучению темы «Природные зоны», который заключается в том, что с помощью приёмов, заложенных в технологии мастерских, школьники сразу получают общее представление о всех природных зонах России (в мастерской рекомендуются парные уроки). Технология мастерских не даёт готовые знания, а позволяет школьникам добывать новые знания в деятельности под руководством учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_zony.doc31.94 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Окружающий мир

4 класс

Тема: «Природные зоны»

Цель: формировать знания учащихся о разнообразии и отличительных признаках природных зон России.

Задачи:

  • сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природных зонах России;
  • обратить внимание учащихся на приспособленность растений, животных, коренных народов к местным природным условиям, на экологические проблемы, возникающие по вине человека;
  •  продолжить развитие умений работать с учебным текстом и таблицами, умения обобщать и систематизировать полученные знания.

План урока

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Индукция (2 мин)
  3. Формирование групп (1 мин)
  4. Повторение правил работы  и критериев оценивания работы в группе (5 мин)
  5. Определение темы и цели урока (3 мин)
  6. Введение нового понятия (7 мин)
  7. Создание плана (10 мин)
  8. Работа с учебными текстами (15 мин)
  9. Формирование новых групп (1 мин)
  10. Работа с таблицей (продолжение) (17 мин)
  11. Первичное закрепление новых знаний (10 мин)
  12. Творческое задание (10 мин)
  13. Оценка работы в группе (2 мин)
  14. Итог урока. Рефлексия (5 мин)
  15. Домашнее задание (1 мин)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент 

- Сегодня на уроке окружающего мира мы начнём изучать новую тему. Надеюсь, он будет интересным и полезным.

Цель данного этапа: включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Планируемые результаты:

УУД: личностные, регулятивные,  коммуникативные.

Деятельность учеников: включение в ритм урока, положительный настрой на урок.

Деятельность учителя: сообщение об изучении новой темы, необычности урока и выстраивание интриги урока.

  1. Индукция 

- Посмотрите внимательно на изображение на карточке и слайде [1] и попробуйте определить тему урока. (Каждый записывает предполагаемую тему урока на листе бумаги).

Цель этапа: активизировать имеющиеся знания учащихся, мотивировать на дальнейшую работу.

Планируемые результаты:

УУД: личностные, познавательные.

Деятельность учителя: демонстрирует слайд с изображением животных, характерных для разных природных зон.

Деятельность учеников: извлекают информацию из иллюстративного материала и записывают свои предположения.

  1. Формирование групп 

- По карточке найдите свою группу. (Объединяются в группы - 5 групп).

  1. Повторение правил работы  и критериев оценивания работы в группе 

- Назовите правила работы в группе. (Учащиеся сначала сами называют правила работы в группе, затем читают их на слайде [2]).

- По каким критериям вы будете оценивать работу каждого ученика в группе? (Вспоминают критерии оценивания работы каждого в группе и читают критерии на слайде [3]).

Цель этапа: ориентировать учащихся на процесс достижения учебной задачи (соблюдение принципов сотрудничества, самостоятельность, активность).

Планируемые результаты:

УУД: регулятивные,  коммуникативные.

Деятельность учителя: предлагает учащимся назвать правила работы и критерии оценивания в группе, совместно выработанные ранее.

Деятельность учащихся: осмысливают правила работы и оценочные критерии.

  1. Определение темы и цели урока 

- Поделитесь в группе своими предположениями, попробуйте определить тему урока. Запишите тему на листе бумаги.

- Зачем же нам изучать данную тему? Попробуем вместе сформулировать цель её изучения.

- Самостоятельно оцените свою работу в группе в оценочном листе [10]. (Каждый оценивает свою работу в группе).

Цель этапа: привлечь учащихся к формулированию темы и цели урока.

Планируемые результаты:

УУД: личностные, регулятивные.

Деятельность учителя: предлагает определить в группе тему урока, затем вместе – цель.

Деятельность учащихся: обмениваются предположениями, группы демонстрируют тему урока, записав её на листе бумаги. После обсуждения читают тему урока на слайде [4]. С помощью учителя формулируют цель урока.

  1. Введение нового понятия 

- Попробуйте в группе создать определение понятия «Природные зоны». (Выдвигают идеи, версии, вырабатывают, опираясь на свой опыт, определение нового понятия. От каждой группы заслушивается вариант определения).

- Хотите познакомиться с научным определением? Прочитайте. (Читают определение на слайде [5]).

- В чём совпали ваши определения с научным? (Сравнивают свои варианты с образцом).

- Оцените работу каждого в группе и запишите баллы в оценочном листе [10]. (Оценивают работу каждого в группе, записывают в графе «Баллы»).

Цель этапа: стимулировать учащихся к изучению конкретной темы.

Планируемые результаты:

УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Деятельность учителя: побуждает учащихся сформулировать понятие, опираясь на свой опыт, а затем сравнить с научным определением.

Деятельность учащихся: предлагают различные версии, осознавая в процессе работы, что им не хватает конкретных знаний, чтобы убедительно представить определение понятия.

  1. Создание плана 

- Опираясь на определение, попробуйте в группе составить план, по которому будем изучать природные зоны. Запишите план на листе бумаги и озвучьте всем. (Обсуждают и записывают план. Одна из групп афиширует план, другие дополняют. Затем читают план на слайде [6]).

Цель этапа: систематизировать материал до его изучения, спланировать учебную деятельность.

Планируемые результаты:

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Деятельность учителя: предлагает составить план изучения природных зон, опираясь на определение.

Деятельность учащихся: учатся анализировать и обобщать информацию, формулировать простые выводы, вместе с учителем принимают участие в планировании деятельности.

- Самостоятельно оцените свою работу в группе в оценочном листе [10]. (Каждый оценивает свою работу в группе).

  1. Работа с учебными текстами 

- Сейчас вы будете работать с учебными текстами. Каждому из вас надо внимательно прочитать свой отрывок текста, выбрать главное и кратко заполнить соответствующую теме текста графу в таблице. Затем в группе всем по очереди надо рассказать, о чём узнали, а остальным – записать новую информацию во все графы.  (Работают сначала индивидуально, затем слушают выступления товарищей и записывают информацию об определённой природной зоне в соответствующие графы. У каждого ученика – таблица [12], в каждой группе – учебный текст [7]  об определённой природной зоне соответствует изображению животного на карточке [1]).

- На карте природных зон России найдите местоположение природной зоны, информацию о которой изучили в группе. (На карте природных зон России  ищут местоположение природной зоны, которую изучали в группе. Если возникают трудности, помогает учитель).

- Оцените работу каждого в группе и запишите баллы в оценочном листе [10]. (Оценивают работу каждого в группе, записывают в графе «Баллы»).

Цель этапа: самостоятельно найти новую информацию из текста об одной природной зоне, преобразовать её в таблицу и передать информацию товарищам.

Планируемые результаты:

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Деятельность учителя: ставит учебную задачу, даёт инструкцию по работе с учебными текстами.

Деятельность учащихся: работают с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица), преобразовывают информацию из сплошного текста в таблицу, передают при работе в группе новую информацию и участвуют в диалоге.

  1. Формирование новых групп 

- По цифре на конверте [8] найдите свою новую группу. (Объединяются в новые группы -5 групп).

  1. Работа с таблицей (продолжение) 

- В новых группах каждый из вас является носителем информации об определённой природной зоне: один - об  арктических пустынях, второй – о тундре, третий – о лесной зоне, четвёртый – о степи, пятый – о пустыне. Каждому из вас надо по очереди рассказать всем в новой группе о той природной зоне, которую вы изучили  в первой группе, заполнив таблицу до конца. Таким образом, вы получите представление о всех природных зонах России. (Один ученик рассказывает, а другие записывают новую информацию в таблицу).

- Оцените работу каждого в группе в оценочном листе [10]. (Оценивают работу каждого в группе, записывают в графе «Баллы»).

Цель этапа: самостоятельно построить знания о природных зонах.

Планируемые результаты:

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Деятельность учителя: ставит учебную задачу, инструктирует учащихся.

Деятельность учащихся: работают с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица), преобразовывают информацию из сплошного текста в таблицу, передают при работе в группе новую информацию, участвуют в диалоге.

  1. Первичное закрепление новых знаний 

- Откройте конверт № 1 [9]  и соотнесите определения и характерные особенности природных зон с их названиями. Аргументируйте решение. Выступление от группы начните с показа местонахождения природной зоны на карте. (В группах дети соотносят определения и характерные особенности природных зон с их названиями, применяя полученные знания. Представители от каждой группы по порядку, начиная с зоны арктических пустынь и заканчивая зоной пустынь, показывают местоположение природной зоны на карте, зачитывают выбранный вариант и аргументируют выбор, правильно соотнося демонстрационные карточки на доске).

- Самостоятельно оцените свою работу в группе в оценочном листе [10]. (Каждый оценивает свою работу в группе и записывает баллы в оценочном листе).

Цель этапа: установить связи между новыми понятиями и аргументировать свой выбор.

Планируемые результаты:

УУД: коммуникативные, познавательные.

Деятельность учителя: предлагает выполнить задание, аргументируя ответ.

Деятельность учащихся: соотносят определения и характерные особенности природных зон с их названиями, обосновывая ответ.

  1. Творческое задание 

- Откройте сначала конверт № 2, прочитайте название природной зоны, затем откройте конверт № 3   и прочитайте, что вашей группе нужно сочинить о данной природной зоне. Выполните задание.

Цель этапа: творчески интерпретировать и обобщить новую  информацию.

Планируемые результаты:

УУД: личностные, коммуникативные, познавательные.

Деятельность учителя: предлагает выполнить творческое задание.

Деятельность учащихся: в результате жеребьёвки сочиняют о природной зоне: загадку, стихотворение, синквейн, письмо другу, рекламу).

- Оцените работу каждого в группе в оценочном листе [10]. (Оценивают работу каждого в группе).

  1. Оценка работы в группе

- Сосчитайте, сколько баллов вы заработали за работу в группе и запишите в графе «Всего баллов». (Оценивают свою работу в группе).

Цель этапа: формирование адекватной самооценки.

Планируемые результаты:

УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные.

Деятельность учителя: предлагает оценить работу.

Деятельность учащихся: оценивают свою работу в группе.

  1. Итог урока. Рефлексия 

- Какой вывод можете сделать о природных зонах России?

- О какой природной зоне захотелось узнать подробнее?

- В какой природной зоне мы с вами живём?

- Закончите предложения [11].

Цель этапа: учиться анализировать процесс и результаты своей  учебной деятельности.

Планируемые результаты:

УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные.

Деятельность учителя: ставит вопросы, предлагает дописать предложения.

Деятельность учащихся: высказываются о красоте и разнообразии природы России, об ответственности за её сохранение; дописывают предложения.

  1. Домашнее задание 

- Составьте маленький научный доклад о любой природной зоне по плану, который мы составили на уроке, обязательно остановитесь на влиянии деятельности человека на природу. (Записывают домашнее задание).

Примечания

1.   5 видов карточек у детей и слайд 1 на экране с изображением животных, характерных для каждой природной зоны: белый медведь, северный олень, бурый медведь, тушканчик, двугорбый верблюд.

2.   Слайд 2. Правила работы в группе

1. Выбираем капитана. 2. Обсуждаем выполнение задания вместе. 3. Принимаем решение сообща. 4. Соблюдаем принципы сотрудничества: равноправие, взаимоуважение, взаимопомощь.

3.   Слайд 3. Критерии оценивания работы в группе

  1. Участвовал в обсуждении задания. 2. Участвовал в принятии решения.

3. Соблюдал принципы сотрудничества.

4.   Слайд 4. Тема урока «Природные зоны».

5.  Слайд 5. Природные зоны – пространства на Земле, которые получают от Солнца примерно одинаковое  количество тепла, а с осадками – примерно одинаковое количество влаги. В этих местах живут характерные растения и животные.

6.   Слайд 6. План 

1. Название 2. Условия неживой природы 3. Растительный мир 4. Животный мир

5. Особенности быта и занятий людей

7.  Тексты о каждой природной зоне из учебника О.Т. Поглазовой, Н.И. Ворожейкиной, В.Д. Шилина «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1, Смоленск, 2012 (напечатаны на листах формата А 4 и разрезаны на карточки в соответствии с планом изучения природных зон).

8.  Конверт с определённым номером от 1 до 5 (по количеству учащихся).

9.  Конверт № 1 – карточки с названиями природных зон и их особенностями: арктические пустыни, тундра, лесная зона, степи, пустыни; море деревьев, море льда, море песка, море мха, море травы; холодная безлесная болотистая равнина, месяцами длится полярная ночь, растения замирают летом, почва богата перегноем, многоярусная растительность (5 штук).

10.   Оценочный лист участия работы в группе учени… 4 «А» класса

Ф. И. __________________________________________

Этап

Баллы (0-1-2-3)

1.

Определение темы урока

2.

Формулирование определения «природные зоны»

3.

Создания плана изучения природных зон

4.

Работа с учебными текстами в І группе

5.

Работа с учебными текстами во ІІ группе

6.

Соотнесение определений с названиями природных зон

7.

Творческое задание

Всего

11.  Рефлексия

Закончи предложения.

Работать в группе мне было _____________________________________________________

Мне понравилось выполнять задание _____________________________________________

В процессе работы у меня возникли затруднения ___________________________________

Результатом работы я __________________________________________________________

[12] Таблица «Природные зоны»  (Формат А 4, ориентация - альбомная)

Название

природной зоны,

географическое положение

Условия

неживой природы, погодные условия, рельеф

Растительный мир

Животный мир

Особенности быта и занятий людей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Природные зоны.Арктика"

Презентация составлена к уроку окружающего мира в четвёртом классе по теме «Суровая Арктика».Данный урок открывает изучение большой темы «Природные зоны России».Цели:Ввести понятие «природная зо...

Методическая разработка урока "Лесная зона.Жизнь леса" 2 класс

Методическая разработка заключительного урока по окружающему миру для 2 класса на тему: "Леса умеренного пояса. Жизнь леса."  УМК "Школа 2100" А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающи...

методическая разработка урока окружающего мира "Зона тундры" 4 класс

методическая разработка урока окружающего мира 4 класс...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природная зона тайга"

Данная методическая разработка содержит описание приёмов работы с "Ромашкой Блума" в условиях групповой работы на уроке окружающего мира в 4 классе по теме "Природная зона тайга".О...