Урок окружающего мира на тему "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Данный урок проводился в рамках Занковских чтений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока26.83 КБ
Файл приложение23.21 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент.

Учитель:  Ребята, сегодня наш урок мы начнем необычно. Давайте прослушаем музыкальное произведение.  

Звучит отрывок Седьмой симфонии Шостаковича.

  1. Актуализация знаний.

Учитель:  Как вы думаете, какой теме посвящена данная музыкальная композиция?

(Ответы учеников приведены в скобках)

Ученики: (Я думаю, что музыка изображает бурю на море. А я считаю, что о страданиях. Мне кажется, что данная музыка посвящена теме боя, войне)

Учитель:  Действительно, эта музыка посвящена войне. Но какой именно?

Посмотрите на слайд 1 (изображение журавлей, вечного огня)

Ученики: Скорее всего Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов

Учитель:  Итак, тема нашего урока: Великая Отечественная  война 1941-1945 года. Прозвучавшая музыка является Седьмой или Ленинградской симфонией Шостаковича. А вот почему она так известна узнаем на уроке.  

  1. Работа по теме.

Посмотрите на слайд (изображены детские фото Сталина и Гитлера). Как эти дети связаны с ВОВ?

Ученики: это дети войны, дети – пионеры, Гитлер, Сталин.

Учитель: Действительно, это Иосиф Виссарионович Сталин и Адольф Гитлер. Кто может рассказать о них?

Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе Адольфом Гитлером. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами.

Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин (настоящая фамилия — Джугашви́ли,— На протяжении четверти века, с конца 1920-х — начала 1930-х годов и до самой своей смерти, Сталин единолично руководил Советским государством.

Никогда не забудет советский народ, те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда московское радио прервало свои передачи и все услышали сообщение:

Звучит запись голоса Левитана.

Слайд Брестская крепость.

С чего началась война?

Ученики: 22 июня немцы вторглись на территорию нашей страны.

Учитель: Брестская крепость стояла на пути немецких войск, а потому ее атаковали большими силами.  Немецкое командование отводило на захват крепости от двух часов до одних суток. Однако Брестская крепость оборонялась до конца июля 1941г.


– Фашисты нацелили главные удары по 3-м направлениям. Назовите их.

1. На север Ленинград
2. Центр главный удар Москва
3. На юг к Черному морю.

– Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали? (Нет.)

– Предположите, почему сорвались планы фашистов молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)

 Словарная работа

– К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве.

5. Работа в парах Текст «Битва за Москву».

– Сегодня мы познакомимся с новыми словами: аэростат, «ежи», таран, контрнаступление

– Возьмите карточки. Ознакомьтесь. Ответьте на вопрос: Что предпринималось для обороны Москвы?

Битва за Москву

Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлевской стене нарисовали дома и деревья. Появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.

Слайд 8

– Как вы думаете, что это такое? (Аэростат.)

– Из чего он сделан?

– Что это такое? (Ежи.)

– Для чего устанавливали ежи?

– Кто командовал Западным фронтом? (Жуков).

Физ.минутка.

Еще одно направление  продвижения фашистов - Ленинград.

Релаксационная минута.

 Вспомним мелодию, звучащую в начале урока. Закройте глаза и еще раз вслушайтесь.

Напомните, кто ее автор?

 Ученики: Шостакович Дми́трий Дми́триевич

Почти вся симфония была сочинена мной в моем родном городе - Ленинграде. В город рвались кровавые банды гитлеровских орд. Город подвергался бомбардировкам с воздуха, по городу била вражеская артиллерия. Все ленинградцы дружно сплотились и вместе со славными воинами Красной Армии поклялись дать отпор зазнавшемуся врагу.

В эти дни я работал над симфонией. Работал много, напряженно и быстро. Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом, которые делаются героями и побеждают. Симфонию я закончил 27 декабря 1941 года. 5 марта 1942 года она впервые была исполнена в Куйбышеве, а 29 марта прозвучит в сердце нашей родины - в Москве.

Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию.

Д.Шостакович  (Правда 1942. 29 марта)

Мы посвятили классный час 70-летию снятия блокады Ленинграда. Что вы помните об этом страшном времени?

Работа с учебником.

Р а б о т а   п о   к а р т е, с. 47.

– Какую историческую ситуацию  напоминает вам эта война?

(Войну 1812 года.)

Ч т е н и е  с комментариями: со  с. 49 и  до конца с. 51.

Отечественная война 1812 г.

Великая Отечественная война

1941–1945 гг.

До вторжения в Россию были захвачены многие европейские страны.

До вторжения в СССР были захвачены многие европейские страны.

Наполеон рвался к Москве.

Гитлер рвался к Москве.

Для русского народа война Отечественная.

Для советского народа война Отечественная.

Весь народ поднялся на борьбу с врагом.

Весь народ поднялся на борьбу с врагом.

Закончилась победой для русского народа.

Закончилась победой для советского народа.

Много литературных произведений написано о войне: М. Ю. Лермонтов «Бородино», Л. Н. Толстой «Война и мир», стихи Д. В. Давыдова

Много литературных произведений написано о войне: рассказы Алексеева, повесть Ильиной «Четвёртая высота» и др.

  1. Проверка усвоения предыдущей темы.

 а) Первая половина 20 века была насыщенна массой событий. Давайте вспомним о них еще раз.  Возьмите карточки с заданием. Соедините линиями даты и события ХХ века

1914–1918 гг.

1917 г.

1918–1920 гг.

1924 г.

1941–1945 гг.

Великая Октябрьская Социалисти-

ческая революция

Великая Отечественная война

Первая мировая война

Гражданская война

Образование СССР

Обменяйтесь заданиями. Проверьте ответы на карточке, лежащей перед вами.

Поднимите сигнальные карточки.

Возможно ли, чтобы народ забыл об этих великих событиях, о героях, которые одолели врага?

– Что бы вы предложили для того, чтобы увековечить их память?

 И сейчас Великая Отечественная Война, и тем более победа в ней, - это одно из немногих вещей, которые действительно объединяют народ.

   Поэтому во всех городах стоят памятники героям, ушедшим на защиту своей страны и не вернувшихся в отчий дом.

К сожалению, мы все чаще слышим о неуважительном отношении к памятникам, а значит и к памяти о ВОВ

В Шадринске Курганской области к нацистским знакам на осквернённый памятник ВОВ был добавлен и чисто русский колорит «имени генерала Власова» – надпись РОА  (Русская освободительная армия)

 Забывать историю нельзя. Иначе повторятся ошибки прошлого.

  1. Домашнее задание.

Учитель:  Сегодня мы продолжили знакомиться с Великой отечественной войной. Предложите свое домашние задание?

Ученики: (Можно написать сообщение по памятникам ВОВ, а можно найти материал о героях войны).

Учитель:  Каждый выбирает себе задание по силам и выполняет его.

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Битва за Москву

Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлевской стене нарисовали дома и деревья. Появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.

Битва за Москву

Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлевской стене нарисовали дома и деревья. Появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.

1914–1918 гг.

1917 г.

1918–1920 гг.

1922 г.

1941–1945 гг.

Великая Октябрьская Социалисти-

ческая революция

Великая Отечественная война

Первая мировая война

Гражданская война

Образование СССР

1914–1918 гг.

1917 г.

1918–1920 гг.

1922 г.

1941–1945 гг.

Великая Октябрьская Социалисти-

ческая революция

Великая Отечественная война

Первая мировая война

Гражданская война

Образование СССР

1914–1918 гг.

1917 г.

1918–1920 гг.

1922 г.

1941–1945 гг.

Великая Октябрьская Социалисти-

ческая революция

Великая Отечественная война

Первая мировая война

Гражданская война

Образование СССР

1914–1918 гг.

1917 г.

1918–1920 гг.

1922 г.

1941–1945 гг.

Великая Октябрьская Социалисти-

ческая революция

Великая Отечественная война

Первая мировая война

Гражданская война

Образование СССР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок окружающего мира в 4 классе в форме  заочная экскурсия по теме "Отечественная война 1812 года".  Цель урока сформировать у учащихся представление о войне 1812 года, как одной из самых с...

урок окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года" 4 класс УМК "Школа России"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года" для 4 класса. Презентация знакомит учащихся с Отечественной войной 1812 года....

Урок окружающего мира по теме Отечественная война 1812 года

Маткриалы к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...

Урок окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

В ходе урока дети знакомятся с военным прошлым нашей Родины....