Пояснительная записка по окружающему миру по программе "Школа России" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе программы Плешакова А. А.  «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России». 1—4 классы. М.: Просвещение, 2011), которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования.

Программа обеспечена УМК.

1.      Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.

2.      Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.

3.      Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. М.: Просвещение, 2014.

4.      Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

5.      Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2014.

6.      Плешаков А. А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_poyasnit.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе программы Плешакова А. А.  «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России». 1—4 классы. М.: Просвещение, 2011), которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования.

Программа обеспечена УМК.

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
  3. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. М.: Просвещение, 2014.
  4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
  5. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2014.
  6. Плешаков А. А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Окружающий мир» основных задач образовательной области «Естествознание и обществознание».

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории у современной жизни;
  2. осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика программы

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе путем раскрытия разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей большое значение имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдение за явлениями природы и общественной жизнью, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Для достижения планируемых результатов очень большое значение имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые д ля практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  3. эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Содержание программы.

Распределение учебных часов по разделам программы

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Проверочные

работы

Проекты

экскурсии

практические

работы

11

Где мы живем

4

-

-

1

1

2

Природа

20

1

3

1

1

3

Жизнь города и села

10

1

-

1

1

4

Здоровье и безопасность

9

-

3

1

-

5

Общение

7

-

1

1

1

6

Путешествия

18

1

2

1

2

Итого

68

3

9

6

6

Где мы живем (4 ч)

Родная страна. Флаг, герб, гимн России. Семья народов России. Что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Город и село. Наш дом. Природа и рукотворный мир. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к миру.

Проект. «Родной город (село)».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем».

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Заглянем в кладовые Земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные, насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. В гости к осени. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (по усмотрению учителя). Будь природе другом! Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия. В гости к осени. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Приемы ухода за комнатными растениями.

Проект. «Красная книга, или Возьмем под защиту»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики; их взаимосвязь. Деньги. Из чего что сделано. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. {по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города {по усмотрению учителя). Как построить дом. Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт', наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села {по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. {по выбору учителя). Все профессии важны. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования {по усмотрению учителя). В гости к зиме. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсия. В гости к зиме. Зимние изменения в природе.

Проект. «Профессии».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. {по усмотрению учителя). Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в том числе для пешеходов и пассажиров транспортных средств). Домашние опасности. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Пожар! Противопожарная безопасность. На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Опасные незнакомцы. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых ит. д.

Практические работы. Составление своего режима дня. Отработка действий при сигнале«Внимание всем!» Отработка правил перехода улицы.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

Общение (7 ч)

Наша дружная семья. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. В школе. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Ты и твои друзья. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Мы — зрители и пассажиры. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа. Отработка основных правил этикета.

Проект. «Родословная».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Путешествия (18 ч)

Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности', равнины и горы, холмы, овраги. Водные богатства. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. В гости к весне. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Россия на карте. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Путешествие по Москве. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны {по усмотрению учителя). Путешествие по планете. Карта мира. Путешествие по материкам. Материки и океаны. Страны мира. Впереди лето.

Экскурсия. В гости к весне. Весенние изменения в природе.

Практические работы'. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Проекты. «Города России», «Страны мира».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

Метапредметные результаты

Регулятивные:

•        умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

•        умение сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

•        умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

•        умение планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

•        умение планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

•        умение фиксировать в конце урока удовлетво- ренность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

•        умение оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

•        умение соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

•        умение контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные:

•        умение понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

•        умение находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

•        умение использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

•        умение понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

•        умение анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

•        умение классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

•        умение сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

•        умение осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

•        умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

•        умение строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

•        умение проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, при подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

•        умение моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Коммуникативные:

•        умение включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

•        умение формулировать ответы на вопросы;

•        умение слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

•        умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

•        умение высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

•        умение поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

•        умение признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

•        умение употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

•        умение понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

•        умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

•        умение готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

•        умение составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты:

  • умение называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
  • умение называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
  • умение определять стороны горизонта;
  • умение находить на глобусе океаны и материки;
  • умение перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность; умение перечислять времена года в правильной последовательности; умение измерять температуру; умение кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
  • умение находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев; умение называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
  • умение узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России; умение перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
  • умение отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; умение определять, чем отличаются насекомые от паукообразных; умение различать перелетных и зимующих птиц;
  • умение приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу; умение соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
  • умение перечислять правила охраны природы в разные времена года;
  • умение определять даты зймнего солнцестояния (22 декабря) и зимнего солнцеворота (25 декабря);
  • умение находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
  • умение называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
  • умение характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края; •        умение называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
  • умение находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

•        ориентирования на местности с помощью компаса;

•        определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

•        установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

•        ухода за растениями (животными);

•        выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

•        оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

•        удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Форма организации образовательного процесса:

классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: технологии развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, технологии индивидуальной проектной деятельности, критического мышления, здоровьесбережения, личностно ориентированного обучения, информационные технологии, проблемно-диалогического обучения и т. д.

Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: текущий контроль - в форме устного, фронтального опроса, индивидуальных заданий, тестов, проверочных работ; тематический контроль «Проверим себя и оценим свои достижения» по окончании каждого раздела; проектные работы. Итоговая аттестация осуществляется в форме: итогового контрольного теста.

Место предмета

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).

Планируемые результаты изучения курса по итогам 2 класса

Личностные результаты:

•        более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации - русского языка;

•        умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

•        доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;

•        целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;

•        представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;

•        представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выраженной в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;

•        представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года; •        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

•        представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе — организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);

•        познавательные мотивы учебной деятельности;

•        представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;

•        эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;

•        этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

•        представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;

•        этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;

•        потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;

•        выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края; •        установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Дополнительно используются.

  1. Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 2 класс Москва «ВАКО» 2015.
  2. Электронное приложение к учебнику Плешаков А. А. «Окружающий мир» 2 класс.

Оборудование: карточки, таблицы, опорные схемы, тесты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по окружающему миру для 1-4 классов по ПНШ

Данная пояснительная записка поможет педагогам составить планирование по окружающему миру в начальной школе....

Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...

Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...

Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония .

Пояснительная  записка  по  окружающему  миру. 1 класс. ФГОС. Гармония ....

Пояснительная записка по окружающему миру 4 класс УМК Гармония

Пояснительная записка по окружающему миру 4 класс УМК Гармония...

Пояснительная записка по окружающему миру 2 класс УМК "Гармония"

Материал содержит пояснительную записку к рабочей программе по окружающему миру для 2 класса по УМК "Гармония" в соответствии с требованиями ФГОС НОО....