Развлекательно-игровая программа «Твоя Вселенная».
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Карапетьян Ирина Валентиновна

Цель: познакомить с планетами Солнечной системы,  закрепить понятия о том, отчего происходит на Земле смена дня и ночи; времена года;

           формировать интерес к новому предмету- астрономия;

           воспитание уважения к родному краю, к Родине, к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                   «Мир вокруг нас». 2 класс.

                          Развлекательно-игровая программа.

                        Тема: «Твоя  Вселенная».

Цель: познакомить с планетами Солнечной системы,  закрепить понятия о том, отчего происходит на Земле смена дня и ночи; времена года;

           формировать интерес к новому предмету- астрономия;

           воспитание уважения к родному краю, к Родине, к природе.

Оборудование: презентация с иллюстрациями  природы Родины, малой родины;

                          теллурий;

                          планшеты со словами для коллективного чтения;

                          подготовка заданий по теме самостоятельно учениками;

                          ракеты – зеленого и желтого цвета  ( для каждого);

                          загадки на планшетах,

                         фотографии космонавтов, конструкторов ракет.

Методы и приемы: рассказ, ролевые ситуации, диалог.

Формируемые УУД: познавательные - умение находить нужные сведения в дополнительных источниках;

коммуникативные – умение работать в коллективе, в паре;

личностные- умение выражать положительное отношение к процессу познания;

использование межпредметных связей с комплексным курсом «Окружающий мир».

 Программу составила:  Карапетьян  Ирина  Валентиновна,

                                       МБОУСОШ №9, г. Североморск

                                          Мурманская область.

Учитель: Я рада вас приветствовать на нашей игре «Мир вокруг нас». Мы с вами будем сегодня готовиться к космическому полету. Помогать готовиться к полету мне будут наши ученики, мои помощники.

Ученик №1.

Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости дружных ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас-

И вот мы готовимся в космос сейчас!

Учитель: Наш космический полет мы совершим  вот на этом корабле. Этот корабль построили для нас ребята по своим собственным чертежам. (На доске чертеж корабля. Ребята рассказывают о корабле.) Помогать  нам  будут  котик Мяу, Лучик, Словарь. (Иллюстрации сказочных героев или ученики в масках).

Ученик №2

Чтобы в космос летать,

Надо  очень  много  знать!

Сто вопросов – сто ответов,

В них найду я сто секретов.

Все секреты разгадаю

И  Вселенную узнаю.

  «Словарь»:

Я знаменитый словарь. Расскажу я вам о значении слов. Без них в Космос нельзя лететь.

«Вселенная (иначе космос) – бесконечный материальный мир»

А вот слово «мир» тоже имеет свое значение. Мир – это Вселенная, это планета, это звезда, это Земля, это люди  на земном шаре и все живое на нем».

Учитель: Запомните ребята  советы Словаря. Он нам не раз еще поможет.

А теперь вспомните, какой предмет был главным в первом классе? Правильно, «Азбука». Но есть еще и космическая Азбука.

(На доске открываются знаки  планет и Солнца. Названия написаны

 с обратной стороны).

Среди этих знаков  надо найти знаки:  Солнца, Луны, Земли.

(Дети берут знаки в руки и читают доказательство на обратной стороне. Угадавшим знаки выдаются ракеты).

Учитель: В современном мире уже  очень много космонавтов. Но все они были школьниками и очень любили загадки. Будьте внимательны.

Загадки (на планшетах красочно оформлены с иллюстрациями):

№1.Рассыпалось к ночи зерно,

      Глянули утром – нет ничего. (звезды)

№2. Красный пряник в небе есть,

       Никому его не съесть. (солнце)

№3. Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

       А я все терплю и всем добром плачу. (земля)

Учитель: Молодцы, вы правильно угадали и получаете звездочки. Земля, солнце, звезды – это и есть Вселенная.

(Заходит кот Мяу, говорит ласковым голосом):

« Есть у меня мой теплый дом,

Где я живу. Но вот

Все думаю я перед сном –

А Солнце   где живет?»

Учитель: Вы ничего не забыли  уважаемый   Мяу?

Мяу: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Извините меня, пожалуйста!

Учитель: Приветствуем вас Мяу! Значит и вас интересует Вселенная! Скажите, пожалуйста, а что еще вам приходит на  ум  перед сном?

Мяу: Ну , например: Где Солнышко живет? Как оно выглядит? Какой он, огромный  мир?

Учитель: Ребята! А мы сможем ответить на эти вопросы?

Ученик №3. Солнышко-  небесное  тело. Это огромный раскаленный шар. Солнце является источником света и тепла. Именно солнышко создало условия, которые привели к возникновению жизни на Земле. Живет наше Солнце в городе Галактика, на улице Солнечная система. Оно очень яркое , освещает и другие дома на этой улице. А дома на этой улице фантастические, кружатся вокруг Солнышка и вокруг себя, словно волчки.

Ученик №4.Наш дом-Земля, кружится вокруг Солнышка 365 суток, а вокруг себя – за 24 часа. Кружится плавно, медленно, чтобы мы не замечали ее движения. А на Земле в это время происходят чудесные превращения: земля меняет наряды, сезоны. А то начинает сверкать в солнечных лучах. Иногда отдыхает в тени, под дождем, под снегом. Вспомним, какие времена года мы знаем. (Ученики называют: зима, осень, весна, лето).

Учитель: Ребята! А куда же исчезает Солнышко временами?

Ученик №5. Наше солнышко никуда не исчезает. Просто земля кружится вокруг себя и подставляет Солнышку то один бок, то другой.  Вот и происходит в нашем доме смена дня и ночи.

(Чтение пословицы хором на планшете или медиаоборудовании):

«День и ночь сутки прочь».

Учитель: Молодцы, космонавты! Видишь, Мяу, как много ребята знают про Солнышко.

Мяу: А я знаю песенку «Солнце скрылось за горою»! ». (Звучит мелодия).

Учитель: Нет, Мяу. Солнце скрылось не за горою, а за горизонтом.

Мяу: А что это такое? Может быть и это мне поведаете?

Учитель №6: Как вы думаете, мы можем рассказать Мяу об этом? (Ответы детей)

Ученик №7: Я знаю, что земная поверхность, которую мы видим вокруг себя на открытой  местности, называет горизонтом.

Ученик №8: А я знаю, что граница, где небо как бы сходится с землей, называется линией горизонта. Вот нам и кажется, что Солнце то всходит по утрам, то заходит  за линию горизонта.

Ученик№9:

 Чтоб звенел веселый смех,

Детвора не плакала-

Светит Солнышко для всех,

Светит одинаково.

День откроет на заре

Золотистым ключиком,

Чтоб досталось на Земле

Каждому по лучику!

Учитель: А не позвать ли нам в гости Лучика?

(На планшете или доске написаны слова, все читают хором)

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Взглянь на небо-

Звезды горят,

Лучики Солнышка

К нам летят!»

(Вбегает Лучик)

Лучик:

Я- Лучик Солнца золотой,

Пришел я к вам с небес прекрасных

Увидеть землю. Но, постой:

А нет ли здесь врагов опасных?

Учитель:

Здравствуй, Лучик! Не спеши.

Сюда друзья твои пришли.

Лучше быстро расскажи,

Как добрался до Земли!

Лучик:

Здравствуйте, ребята!

Мчался очень быстро я,

Мне равных в мире нет.

Пересек орбиты

Всех восьми планет!

Учитель: Ребята! Может быть и вы знаете, какие планеты встретил Лучик в пути?

(Дети называют только планеты)

Учитель: Лучик, мы уже знаем, что все планеты тоже кружатся, как и Земля, вокруг себя и вокруг Солнца. Верно ли это?

Лучик: Верно. Недаром говорят: «Движение - есть жизнь».

Мяу: А почему планеты не падают? Не сталкиваются в Космосе?

Лучик: Они не сталкиваются потому, что у каждой планеты свой круг вращения вокруг Солнышка. Оно их всех притягивает к себе. Нас тоже удерживает Земля. Это называется земным притяжением. Я могу угадать, с какой силой притягивает вас Земля. Подойди, пожалуйста, Мяу к этим весам.

Встань на них. Посмотри внимательно на цифры. Что ты видишь? Назови их.

(Мяу называет свой вес). Вот это и есть та сила, с которой  ты   притягиваешься к Земле.( Еще несколько ребят приводят свои примеры)

Учитель: Вот видите, ребята, у всех разный вес, значит,  и сила притяжения бывает разной.

Лучик: Ребята, в пути я встречал друзей. Если вы отгадаете загадку, то узнаете имя моего друга.

Загадка на планшете: Кого называют  царицей  - оборотнем? (Луну)

А если прочитаете сербскую сказку, то узнаете, почему Месяц остался без платья.(показать книгу «Почему месяц остался без платья»). А что вы знаете о Луне?

Ученик №10. Луна – это небесное светило. Луна – естественный спутник Земли. Она светит отраженным  солнечным светом.

 Ученик№11. А я знаю, что в древности Луну называли «месяцем».  «Месяц – мерило времени».

Учитель: Молодцы космонавты! Мы готовимся в гости к планетам. Лучик, расскажи нам что-нибудь интересное о Солнышке.

Лучик: Еще в древности люди поняли, что без солнышка не было бы жизни на земле. Древние греки называли его Богом Гелиосом. Римляне – Апполоном. А наши предки, славяне,  - Ярилой. Солнце существует  миллиарды лет. Земля получает малую часть  солнечного тепла.

Мяу: А если бы все тепло обрушилось на землю?

Лучик: Земля быстро бы превратилась в пар. У солнца очень высокая температура.

(Подготовленный ученик рассказывает об Икаре, можно предоставить рисунок).

Мяу: Правильно. Поэтому летом у меня и спинка сгорела на солнышке и глаза болели, когда ходил без темных очков.

Учитель: Лучик! А долго ли ты добирался  до Земли?

Лучик: Нет. Всего 8 минут и 20 секунд. А если бы добирался на поезде, то пришлось бы ехать целых 173 года.

Мяу: Вот это путешествие! Лучик,  а на звездах есть кто-нибудь? Ребята, а как думаете  вы? (Ответы детей). И еще хочу спросить у Лучика- как появилась наша Вселенная?

Учитель:  Это очень сложный вопрос. В Библии сказано, что весь небесный мир сотворил Бог. Ученые, астрономы  ищут  свои объяснения. Одни говорят, что Вселенная была в одной точке. Потом произошел сильный взрыв и Вселенная, как мыльные пузыри, стала разбегаться и расширяться. Все  о вселенной  знает  наука астрономия. Астрономия изучает космос. Мы – будущие космонавты. А знаете ли вы тех, кто уже побывал в космосе.

(Дети выходят с портретами космонавтов и называют их имена):

Юрий Алексеевич Гагарин совершил один виток вокруг Земли на корабле «Восток» за 108 минут.

Валентина Николаевна Терешкова – первая женщина -  космонавт.

Леонов – первый советский космонавт, который совершил выход в открытый космос.

Учитель: Но есть люди, которые не бывали в космосе, но без них не было бы космонавтов. Это Королев С.П., Циолковский Э. К.  Все ракеты создавали по их чертежам. (Фотографии на планшетах)

Учитель: Вы все достойны звания космонавт. (Вручение медалей-  ракет).

(Монтаж читают подготовленные дети):

            Ученик№1.

Я, Земля, всегда вращаюсь,

Солнцем я обогреваюсь.

Вокруг Солнца я кружу,

Знать не на китах лежу.

Ученик№2.

Кто ж Земля твоя семья?

Солнца дочь и сыновья?

То Венера и Меркурий

И еще шесть братьев хмурых:

Марс, Юпитер и Сатурн,

Да Плутон, Уран, Нептун.

Ученик №3.

Ой, Земля, а с кем ты дружишь?

Иль одна вкруг солнца кружишь?

Я в компании приличной:

Братьев семь, одна сестричка.

Мы горды своей  почтенной

Нашей солнечной системой!

Ученик№4.

И с такой семьей солидной

Где живете вы - не видно?

Ты на небе можешь видеть

Часть от дома, лишь чуть-чуть.

Дом – галактика большая

Под названьем Млечный путь.

Ученик№5.

А галактика, она-то,

Где находится и с кем?

Есть галактики другие

Неизвестные совсем.

И живут они все вечно

Во Вселенной бесконечной!

Учитель: А теперь приготовимся  к  тренировочному полету на Марс.

«Космонавты! Занять кресла, пристегнуть ремни! Три, два, один – летим!»

Пока мы  совершаем витки вокруг Земли, нам хорошо видно, что происходит на земле. Космонавты, что вы видите?

(Презентация или на медиадоске кадры):

  1. Мы пролетаем над Россией. Наша страна большая. Она раскинулась от Балтийского моря до Чукотки.
  2. Кадры природы России, малой Родины.

-Космонавты! Внимание! Планета  Марс! Это четвертая планета от Земли. Вокруг Солнца он вращается два года. А вот жизни там нет.

-Внимание! Нам пришло послание. Надо прочитать его, чтобы вернуться на Землю.

(Послание в форме ребуса «Берегите землю!»

Учитель: Возвращаться нам пора,

                По местам мои друзья!

                Из полета возвратились

                 И на землю приземлились!

Итог: Вот мы и вернулись из полета. Если вам понравилась игра, поднимите зеленую  ракету, если нет - желтую.

На следующем занятии мы будем в гостях у Луны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогоднее путешествие. (развлекательно-игровая программа)

Новогоднее путешествие по сказочному лесу....

Развлекательно-игровая программа "Будем знакомы!"

Развлекательно-игровая программа "Будем знакомы" предназначена для проведения мероприятия в первый день посещения детьми пришкольного лагеря для знакомства друг с другом....

Сценарий развлекательно-игровой программы по ПДД "Путешествие в страну Светофория"

Данный сценарий предназначен для детей 1-4 классов,  чтобы сформировать устойчивый познавательный  интерес у детей к данной т еме. Он научит ребят правильно анализировать и оценивать свои по...

Развлекательно-игровая программа на 1 сентября

                                                      ...

ДЕНЬ ВЕСНЫ - 8 МАРТА (развлекательно-игровая программа

ДЕНЬ ВЕСНЫ - 8 МАРТА (развлекательно-игровая программа...

Сценарий внеклассного мероприятия в 1 классе. Развлекательная-игровая программа «В поисках клада».

Цель игры: налаживать коммуникативные связи между учениками;  организация содержательного досуга....

Программа спортивно - развлекательной игровой программы «А ну-ка, девочки!»

Спортивно-развлекательная программа «А ну-ка, девочки!» к 8 марта для 4 классов. Международный женский день – повод поздравить с праздником девочек, девушек и женщин с...