Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по теме "Жизнь луга"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шунькина Татьяна Викторовна

В методической разработке урока "Жизнь луга" вы найдете конспект урока, визитную карточку урока, материалы для урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока "Жизнь луга"297 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Шунькина Татьяна Викторовна

УМК: «Школа России»

Окружающий мир 4 класс

Форма образовательной технологии: информационная, исследовательская

Тема урока: Жизнь луга

Цели урока:

Образовательные: создать успешные условия для формирования представления у учащихся о луге как о природном сообществе; познакомить с разнообразием животных и растений луга, показать связи между ними.

Развивающие:  способствовать развитию логического мышления детей через установление причинно-следственных связей, сравнение; развивать познавательную активность, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

 Воспитательные: раскрыть значение луга, воспитывать бережное отношение к природе, воспитание коммуникабельности, доброжелательного отношения друг к другу.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование урока: учебник “Окружающий мир Плешаков А.А.” 4 класс, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, таблица самооценки учащегося.

Ход урока

I. Организационный момент.

- У нас сегодня гости, давайте их поприветствуем.

- На уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

II. Проверка домашнего задания. Тест «да – нет».

Слайд 3

Откройте тетради, запишите число, «Тест». Напишите «да», если считаете, что утверждение верное и «нет», если считаете, что утверждение неверное:

1) Самый верхний ярус леса образован деревьями.

2) Средний ярус – это мхи и лишайники.

3) На дереве обитают кроты и землеройки.

4) Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

5) Плоды всех кустарников употребляют в пищу.

6) Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку.

7) Живые организмы леса составляют природное сообщество.

Слайд 4

- Давайте  проверим:

1) да

2) нет

3) нет

4) да

5) нет

6) да

7) да

 - Оцените свою работу и в таблице самооценки поставьте себе отметку.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, разгадайте кроссворд. Возьмите листочки и  впишите в клеточки по горизонтали слова:

1. Назовите самую богатую и разнообразную природную зону России. (Лес)

2. Вертикальная структура леса. (Ярус)

3. Наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. (Экология)

- Какое слово получилось по вертикали?

- Правильно, луг.

IV. Постановка проблемного вопроса.

- Как приятно пройтись летом по цветущему лугу, поваляться в зелёной траве! Но, совершая такие прогулки, мы, как правило, не задумываемся о многообразии живых существ, окружающих нас. А ведь луг является домом для целого ряда насекомых, птиц, грызунов, земноводных. Каждый обитатель этого большого дома не похож на остальных, имеет свои особенности, свои привычки.

Слайд 5

Бежит тропинка через луг,

Ныряем влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

                          (И. Суриков.)

- Можем ли мы назвать луг природным сообществом?

V. Знакомство с растениями  и с животными луга.

-  Чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте познакомимся с растениями и животными луга.

- В отличие  от леса, на лугу главные растения – травы.

Слайд 6: Растения луга: тысячелистник, тимофеевка, лисохвост.

Слайд 7: Цветущие травы: иван-чай, цикорий, василёк, колокольчик, одуванчик.

Слайд 8: Лечебные травы: пастушья сумка, нивяник, чистотел.

Слайд 9: Кормовые травы: клевер, мятлик, мышиный горошек.

Слайд 10: На лугу можно встретить жаб, ящериц, полевых мышей (полёвок), кротов.

Слайд 11:

- Крупные животные на лугу не живут – им негде прятаться. Зато  очень разнообразны насекомые. На цветках – пчёлы, мели, бабочки, цветочные мухи. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве кобылок и кузнечиков. На земле в зелени трав трудятся жуки-навозники и жуки-могильщики.

Слайд 12: Это интересно: Цветочная муха кормится нектаром цветов, опыляет цветки. Многие цветочные мухи похожи на пчёл или ос. Сходство с жалящими насекомыми защищает безобидных мух от врагов.

- Насекомыми питаются жабы и ящерицы. Насекомые являются основной пищей и для луговых  птиц.

Слайд 13: Луговые птицы: перепел, коростель, трясогузка.

Слайд 14: Это интересно: Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Перепел свое присутствие выдает    песенкой «пить-полоть». «Кричат» одни самцы, а самки только «тюрюкают». Коростель издает скрипучий крик «дёрг-дёрг», напоминающий треск деревянной палочки по зубьям гребня. Кричит главным образом в сумерки и ночью.

Слайд 15:

- Трясогузка постоянно потряхивает хвостиком,     за что и получила своё название. Свои гнёзда  луговые птицы устраивают на земле среди травы.

Слайд 16:

- Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон, дождевики. В луговой почве много червей и,  конечно же, почвенных бактерий.

VI. Работа в парах.

- А сейчас, ребята поработайте в парах. Возьмите листочки и составьте пищевые цепочки луга.

Слайд 17:

- Оцените свою работу и поставьте себе оценку в таблице самооценки поставьте себе отметку.

- Что произойдёт с жизнью луга, если исчезнут цветы? Кузнечики?

- Правильно, нарушится круговорот живых веществ в природе, погибнут некоторые виды животных, нарушится экологическое равновесие в природе.

Какой вывод мы можем с вами сделать?

Слайд 18:

- Луг – сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга образуют природное сообщество.

- Жизнь лугового сообщества невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий.

- Молодцы!

VII. Физкультминутка.

Слайд 19: Физкультминутка «Гимнастика для глаз».»

-Не забудем и про глазки: посмотрели влево- вправо, вверх-вниз, вправо – влево, вверх- вниз, подмигнули левым глазом, подмигнули правым глазом, зажмурились, похлопали ресничками.

VIII. Значение луга для человека.

Слайд 20: Берегите луг!

- Луга украшают родной край. Как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей!

Слайд 21:

- Сейчас я вам прочитаю текст, вы слушайте внимательно и исправьте ошибки, которые допустил в своём рассказе автор.

«Июньским воскресным днём мы отправились на луг.  Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пёстрый ковёр. Девочки нарвали большие  букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве  мы нашли гнездо какой-то птицы. В нём лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – всё равно они вредные. Потом мы перекусили.   Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошёл  день!»

- К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.

- Луг является местом отдыха для людей, местом, где пасётся скот, местом заготовки корма для скота).

Слайд 22:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Слайд 23:

IX. Закрепление пройденного.


- Откройте тетради, запишите «Викторина». Сейчас я вам буду читать утверждения, а вы выбираете верное и записываете букву, которой соответствует по вашему мнению верное утверждение.

Слайд 24 -29: Викторина.

1.Какое утверждение верно?

А) На лугу растут только травянистые растения.

Б) На лугу живет множество крупных животных.

В) Мелкие животные на лугу не живут.

2. Какие растения растут на лугу?

А)тимофеевка, клевер, колокольчик, тысячелистник

Б) брусника, черника, ежевика, жимолость

В) полынь, ковыль, пион тонколистый, типчак

3. Укажите строчку, в которой указаны только животные луга?

А) рябчик, глухарь, соболь, белка

Б) кузнечик, трясогузка,  шмель, полёвка

В) кобылка, перепел, сова, лебедь

4. Какие грибы растут на лугу?

А) белый гриб, подосиновик, подберезовик

Б) шампиньон, дождевик, опенок луговой

В) лисичка, сыроежка, масленок

5. Укажите строчку, в которой указаны только насекомые  луга?

А) пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи

Б) комары, стрекозы, жуки-плавунцы, пауки

В) майские жуки, короеды, гусеницы шелкопряды

6. Укажите насекомых луга, которые являются насекомыми-санитарами?

А) шмели, бабочки, кузнечики

Б) кобылки, пчелы, жужелицы

В) жуки-навозники, жуки-могильщики

7. Почему луг называют природным сообществом?

А) Потому что на лугу друг с другом растут    разнообразные растения.

Б) Потому что на лугу  совместно обитают разнообразные живые существа.

В) Потому что на лугу  совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой.

8. Какие растения луга заготавливают для корма животных?

А) мятлик, тимофеевку, клевер

Б) валерьяну, подорожник, осоку

В) камыш, кувшинку белую, ягель

9. Можно весной поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву?

А) Нет, нельзя.  Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Кроме того, нарушается круговорот веществ на лугу.

Б) Можно. Освобождая луга от сухой прошлогодней травы, мы даем возможность лучше расти молодым росткам. Им теперь хватает солнца и тепла.

В) Можно. Сгорая, сухая трава превращается в золу, которая является питанием для молодых растений. Насекомые от огня не страдают, так как они ещё прячутся в норках.

10. Что произойдет с лугом, если не станет птиц, ящериц, жаб?

А) С лугом ничего не произойдет, так как на   росте растений присутствие птиц, ящериц и  жаб не отражается.

Б) Растения на лугу только лучше будут расти, так как птицы, ящерицы и жабы выделяют много помета, который пагубно сказывается на росте растений. Если бы не жуки-навозники, луга перестали существовать.

В) Если не станет птиц, ящериц и жаб, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

Слайд 30:

Давайте  проверим:

 1)   А      2)   А        3)   Б         4)   Б        5)   А        

 6)   В      7)   В        8)   А         9)   А       10)  В

- Оцените свою работу («5» - без ошибок, «4» – 1- 2 ошибки, «3» - 3 и более ошибок) и в таблице самооценки поставьте себе отметку.

- Вложите все свои работы в тетради и сдайте мне для проверки.

Х. Рефлексия.

- С каким природным сообществом мы познакомились сегодня на уроке? (Луг).

- Почему луг называется природным сообществом?

- Интересна ли вам была эта тема?

- Если интересна, то чем?

- Я благодарю вас за урок, запишите домашнее задание.

X. Домашнее задание.

Слайд 31:

   1. Ознакомиться с текстом в учебнике на стр. 170 – 175.

   2. Выполнить задания в ТПО на стр. 78 – 81.

Слайд 32: Спасибо за работу на уроке.

Слайд 33:

В работе использованы картинки и информация с сайта:

http://go.mail.ru/search_images
http://desktop.kazansoft.ru/
http://www.1zoom.ru/
http://newimages.ru/image-3724
http://www.kakprosto.ru/
http://www.mypriroda.ru/
https://ru.wikipedia.org/
https://ru.wikipedia.org/wiki/

Примечание:
Если автор не согласен с таким использование своих работ, то я обязуюсь их удалить из презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". Тема "Хвойные и лиственные деревья"

Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". На уроке используются разнообразные формы работы: ролевая игра, исследование, самостоятельная работа. На уроке используется презентация....

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс Гармония

Урок -закрепление по окружающему миру для 4 класса по теме "Путешествие по географической карте" УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...