Записки юного наблюдателя
проект по окружающему миру (3 класс) по теме

Светлана Владимировна Швецова

Проект  построен на материалах  наблюдения ученика 3 класса. Ваня рассказал  о черепахе, которая живёт у него дома. Поделился своими впечатлениями от встречи с ужами. Ребятам посоветовал о том, как лучше ухаживать за животными. Для более интересного восприятия материала, была подготовлена презентация , в которой использовались фотографии из личного архива семьи ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatel.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Записки юного наблюдателя».

Цель. Привлечь внимание всех друзей к удивительному миру животных. План работы:

  • работа с научной литературой
  • наблюдение
  • обобщение собранного материала
  • выступление перед учащимися.

Представлять работу было решено в виде интервью, индивидуальной беседы с вопросами о живой природе и животных.

I.

(Девочка читает стихотворение «Жил на свете один человечек»)

Жил на свете один человечек,                                                                               И пошёл человечек гулять,                                                                                                      И нашёл он двенадцать дощечек,                                                                       И решил себе домик собрать.                                                                                          И сложил он сначала крылечко,                                                                  Чтобы каждый войти к нему мог.                                                                        К сожаленью, тому человечку                                                                                               Не хватило на стены досок.                                                                                                 Небо крышу ему подарило,                                                                                              И стеной был кудрявый лесок.

Ничего, что ему не хватило,                                                                      Не хватило на стены досок!                                                                По утрам к нему солнце всходило,                                                  Выпивало росистый квасок...                                                          Хорошо, что ему не хватило,                                                             Не хватило на стены досок.                                                                 И пришли к нему птицы и звери.                                                  Майский жук заглянул на часок...                                                Хорошо, что на крепкие двери,                                                                Не хватило на двери досок.

II

Ведущий. О каком человеке можно сказать - Знайка? Обратимся к словарю.

« Знающий, осведомленный человек».

Я уверена, что в каждом классе есть Знайка. И у нас в классе тоже. Его зовут Ваня. Мне кажется, что он знает всё о живом: будь-то это маленький жучок или разноцветная бабочка. А может быть это серая мышка, которая прячется от хитрой лисы, или уж, лежащий на солнышке. А сколько раз Ваня приносил в класс ящериц, черепах и богомолов.

Хочу познакомить вас с этим наблюдателем, и уверена - вы не пожалеете. Наш Знайка расскажет многое из своих наблюдений и кое с кем познакомит.

Ill

Репортёр: Ваня, ты, конечно же, пришёл не один. Кто сидит в этой коробке? Ваня: Угадайте.

(Звучит отрывок из детской песни « Песенка Львёнка и черепахи»). Репортёр: Неужели львёнок?

Ваня: Нет, Даша, это не львёнок. Но ты задала мне тему для размышления. Я подумаю над этим, а сегодня - это черепаха.

(Ваня достаёт из коробки живую черепаху и показывает окружающим его детям).

Репортёр: Ваня, как давно появилась у тебя черепаха?

Ваня: Черепаха появилась у меня 4 года назад. Я назвал её Мила, уж очень я хотел,

чтобы она жила у меня дома.

Репортёр: Какой домик ты подготовил черепахе?

Ваня: Даша, живёт Мила в бумажной коробке. Коробка стоит в тепле, поэтому моя черепаха в спячку не впадает. Но любая черепаха не переносит жару, а особенно прямые лучи солнца. В этом году, летом, я в этом убедился. Оставил клетку на жаре. Вдруг моей Миле стало плохо, она стала хватать ртом воздух. Изо рта пошла пена. Я, сражу же, опустил её в воду. Миле стало легче. Всё закончилось благополучно. Репортёр: Научи нас определять возраст черепах. Приложение Слайд 5

Ваня: Я определяю его по количеству колец на её панцире. Кольца появляются в раннем возрасте рептилии, когда ей нет ещё и года. Посчитайте количество колец на черепашьем панцире. Учитывайте, что первые кольца возникают в раннем возрасте, и до двух лет на каждый год жизни приходится несколько, две-три, бороздок. После этого возраста в год нарастает по одной бороздке. Так что первые четыре-шесть колец будут приходиться на двухлетний период. Но узнать возраст черепашки можно по весу и по размеру.

Вам понадобится линейка; таблица соотношения возраста и величины панциря. Измерьте длину панциря черепахи и сверьтесь с таблицей соотношений величины панциря и возраста.

Водная красноухая черепаха

Первый год: 6 см.

Второй год: самец 8 или 9 см, самочка 10 см.

Третий год: самец 10 см, самочка 14-15 см.

Четвертый год: самец 12-14 см, самочка 16 см.

Пятый год: самец 15-16 см, самка - 18 см.

Шестой год: самец 17 см, самка 20 см

Сухопутная черепаха

Первый год: 5 см.

Второй год: самец 6 см, самочка 7 см. Третий год: самец 8 см, самочка 9 см. Четвертый год: самец 10 см, самочка 10 см. Пятый год: самец 12 см, самка 12-13 см. Шестой год: самец 14 см, самка 14 см

Репортёр: Трудно находить корм для Милы?

Ваня: Кормлю я черепаху весной и летом травой, овощами, салатом. Зимой - овощами. Покупаю и специальный корм для сухопутных черепах. Раз в неделю её купаю для того, чтобы Мила набирала влагу, таким образом, она пьёт.                                                    Репортёр: Вы ошибаетесь, если думаете, что содержать в неволе сухопутную черепаху очень легко. Прежде чем купить черепаху, герой нашей программы прочёл познавательную статью в журнале и выделил основные правила содержания черепах.

  • Нужно позаботиться, в чём будет жить черепаха: террариум, аквариум (без воды) или просторная коробка. Запомните, черепаха не может жить па полу. Здесь она простудится, проглотит мусор, «высохнет» под батареей.
  • Необходимо позаботится о грунте для дома черепахи. Очень хорошо подойдёт сено, даже если в него она закопается и будет его есть, с нею ничего не случится.
  • В доме для черепах должны быть лампы. Первая для обогрева, вторая - ультрафиолетовая. Летом её может заменить солнце.
  • Обязательно следите за когтями, кожей и панцирем свое черепахи. Когда вы купите черепашку в зоомагазине, знайте, что она обезвожена, поэтому купайте её каждый день в течение недели.

Учитель: В первом классе в один из учебных дней Ваня принёс баночку, в которой сидело насекомое. И тогда впервые я увидела богомола не на картинке. Всё больше и больше нового рассказывает нам Знайка об этом насекомом. Но кое - какую информацию мы нашли сами. (Рассказывают дети).

  • Например: древние греки называли богомола «прорицателем» или «пророком». Богомол считался предсказателем погоды и вестником весны.
  • А я прочитал, что своё название богомол получил, скорее всего, из-за того, что подстерегая жертву, он похож на молитвенно сложившего руки человека.
  • В мире известно около 2-х тысяч различных видов богомолов.
  • А я слышал, что было время, когда этих насекомых объединяли в один отряд с тараканами, так как внешне они очень похожи. Однако поведение и образ жизни богомолов существенно отличается от тараканьев повадок. Богомолы являются активными хищниками и ведут одинокий образ жизни.

Ваня: Обычный богомол размер около 6-ти см в длину. Их обычная пища - насекомые. Однако в некоторых случаях такой богомол может убить и ящерицу длиной около 10 см. Для крупных тропических богомолов мелкие ящерицы, птицы, лягушки являются обычной едой.

Репортёр (в беседах о животных репортёры менялись): А, правда, что окраска богомолов интересна и разнообразна?

Ваня: Ты права, Катя. С её помощью они маскируются под среду обитания. Окраска в точности может совпадать с цветом веток, цветов, травы, листьев деревьев и камней, среди которых они прячутся. Из своих наблюдений я заметил, что если богомол неподвижен, его практически невозможно заметить. Его выдаёт только передвижение. Передвигается богомол очень медленно, но в случае опасности, может переместиться на безопасное расстояние довольно быстро, и вновь замереть на месте.                 Репортёр: Ваня, а как ты можешь прокомментировать то что, богомолы ведут себя агрессивно не только по отношению к другим насекомым, но и к представителям своего вида, могут даже съесть друг друга?

Ваня: Чаще всего первыми погибают самцы. Их поедает самка. Вот такая особенность в поведении эти насекомых!

(Ваня рассказать о том, как богомол не съел пчелу, а съел осу в банке).

Репортёр: А что в банке?

(Рассказ о том, как размножаются богомолы. Ваня принёс баночку, в которой все увидели кокон).

V

Репортёр: Неужели ты пытаешься поймать ужа?

Ваня: Ира, я не только пытаюсь это сделать. Как видишь, у меня это получилось. Репортёр: Расскажи о нём.                                                                                                                  Ваня: (рассказывает о том, как наблюдал за охотой ужа).                                                                VI

Репортёр: Кто из животных сейчас живёт у тебя в доме?

Ваня: черепаха, кошка. До этого времени жили: дикий хомяк, ёжик, ящерицы. Бывали ужи. Жил попугай Кеша. Он появился у нас случайно. Нам отдали его в добрые руки. Кеша любил покричать, но в руки не давался. Сильно кусался. Прожил у нас 12 лет. Но однажды упал прямо у нас на глазах и не дышит. Вот такая невесёлая история... Репортёр: Ваня, я очень хочу, чтобы у меня жил ёж. Что посоветуешь?                             Ваня: Полина, если ты хочешь купить себе ежа, то в первую очередь ему нужно убежище. Нельзя отпускать нового жильца свободно путешествовать по квартире. Он может запутаться в проводах, залезть туда, откуда не сможет выбраться. Поранится или испортит ценные вещи. Поэтому ежа лучше всего посадить в клетку, желательно металлическую или деревянную. Туда можно постелить солому или опилки, там же должны находиться пластиковые мисочки с едой и поилки.

Репортёр: Я хочу добавить, что питаются ежи вовсе не грибами и яблоками, а мясом и насекомыми. Ежи - плотоядные животные. Поэтому основную часть их рациона должно составлять сырое нарезанное мясо.

VII

Учитель: Друзья, мне очень хочется от Вашего имени поблагодарить Ваню за такой интересный рассказ о животных. Сегодня наш юный исследователь награждается дипломом: «За стремление к знаниям». (Награждение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)

Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...

Современные родители: помощники, оппоненты или наблюдатели?

Прочитав эту статью,  Вы не только узнаете три основных типа родителей, но и определите, к какому типу можно будет отнести себя....

Технологическая карта фрагмента занятия "Я - наблюдатель"из раздела «Познаю других людей, себя и мир, в котором я живу» по программе «Предшкольная пора»

В работе представлены формы работы по развитию наблюдательности младших школьников через сравнение объектов природы....

Работа участника регионального этапа Российского соревнования юных исследователей"Шаг в будущее.Юниор"-XV окружного заочного соревнования юных исследователей "Ступень в будущее.Юниор."

АннотацияЦель исследования: изучить степень влияния пчел на жизнедеятельность людей.Задачи:1 этап-провести анкетирование среди учащихся, чтобы узнать, что они знают о пчёлах2 этап - изучить, кто такие...