Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Завадская Ольга Юрьевна

В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: "Жизнь растений. Какие бывают растения?".

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Дата: 12.02.2014                                                                             Учитель: Завадская О.Ю.

Цель урока:

Образовательная – создание условий для знакомства с разнообразием растений(водоросли, хвойные, лишайники, цветковые), с различиями между ними ;

Воспитательная – воспитывать бережное отношение к окружающему миру в целом.

Задачи урока:

1) показать красоту и разнообразие растительного мира Земли; рассмотреть особенности каждой группы растений (деревья, кустарники, травы); расширить и углубить представления детей о растениях, их частях;

2) развивать внимание, память, речь, наблюдательность;

3) воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Оборудование:

для уч-ся: учебники, картинки растений, животных, грибов, таблицы  для индивидуальной работы, карточки для индивидуальной работы, гербарии,

для учителя: проектор , магнитная доска, презентация, конспект урока, методическая литература.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые личностные УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Все ль на месте? 
Всё в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? 
Начинаем урок.

II. Повторение пройденного и проверка знаний по предыдущим темам.

Цель этапа: повторение и систематизация имеющихся знаний учащихся.

Формируемые личностные и метапредные УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений.

а)Поверка домашнего задания(заполни таблицу) :

-напиши ,какие ты знаешь группы животных;

-запиши названия животных по группам (презентация)

-б) Игра “Найди своё царство”.

На доске - названия царств. У детей – карточки с названиями представителей этих царств. Каждому ученику нужно найти царство своего представителя природы и соответственно прикрепить табличку на доске. Если ученик неправильно определил царство, то карточка ему возвращается. 4ученика с карточками – названиями предметов неживой природы остаются на месте.

Ребятам с карточками-названиями предметов неживой природы:

--А почему вы не нашли места своим представителям ни в одном царстве? /Представители не относятся к живой природе/

---Каковы же главные признаки объектов живой природы?

б) Работа по карточкам.

-Я вам буду называть признаки, а вы знаками “+”, “-” обозначать в карточке ответ. “+” - согласны с наличием этого признака. “-” - не согласны.

Свистит, дышит, питается, гремит, размножается, поет, может двигаться (расти), шумит, льётся, умирает. /Проверка - фронтально/

III.Постановка учебной задачи.

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Формируемые личностных и регулятивных УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя.

a) Постановкa целей и задач урока

Сегодня на уроке мы отправимся в одно из царств и подробнее изучим особенности его представителей. А вот о каком царстве идёт речь вам предстоит узнать, внимательно слушая и отгадывая загадки.

Что же это за девица? 
Не швея, не мастерица, 
Ничего сама не шьёт, 
А в иголках круглый год .(
Ель.) 

Есть у нас зелёный ёж.
На окне его найдёшь:
На моём окошке
Поселился в плошке. (Кактус)

Горел в траве росистой
Фонарик золотой,
Потом померк, потух,
И превратился в пух.
Пушистый, белый, а не зайчик
Он просто….. (Одуванчик)

- Итак, представителей какого царства мы будем сегодня изучать?

/Царства растений/

- Мы отправляемся в это царство.

б) Вступительное слово учителя.

Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали

такое выражение: “Растения - зеленая одежда Земли”. Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой.

А, если представить, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло бы стало за окном. Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожники. И дом сразу опустел. Нет по окошкам красивых фиалок…

Но это не самое страшное. Чтобы стало, если бы исчезло то, без чего жизнь невозможна,- воздуха, кислорода? Ведь именно растения вырабатывают кислород, необходимый для жизни.

Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков, плодов и листьев. Растения, каждое в соответствии с их особенностями, можно отнести к одной из трех жизненных форм: деревья, кустарники и травы.

(показ слайд-фильма о красоте растительного мира)

в) Работа по таблице “Разнообразие растений”(учебник стр.33)

---Давайте рассмотрим их. Посмотрите на таблицу.

Рассматривая таблицу “Разнообразие растений ”, мы видим, как много разных  растений живёт на планете .

IV.Закрепление изученного.

Практическая работа с использованием  гербария

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации.

Формируемые познавательных, предметных и метапредметных УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения, развитие коммуникативных навыков.

Работа в группах

-рассмотреть растение и отнести к соответствующей группе (водоросли, хвойные растения, мхи, папоротники, цветковые растения)

- Физминутка "Деревья, кустарники, травы"

Правила:

Исходное положение – стоя у парты.

Я называю вам разные жизненные формы растений, а вы, услышав название дерева, поднимаете руки вверх, встаёте на носочки, чтобы показать, какие деревья высокие. Если я называю кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие). Если я называю травы – присаживаетесь на корточки (травы низкие). Если же услышите названия грибов и животных, тогда вы не должны выполнять никаких действий, стоять свободно в исходном положении.

Мак, колокольчик, подберёзовик, облепиха, осина, маслята, тополь, малина, белка, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, пчела, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

V. Итог урока.

Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Формируемые предметные и метапредметные УУД: умение излагать своё мнение, осознание разнообразия растительного мира,  закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

---Что нового о царстве растений вы узнали на уроке?

---Какие формы растений существуют?

---О чем бы тебе хотелось ещё узнать?

На следующем уроке мы продолжим знакомство с разнообразием “Царства растений”.

VI. Домашнее задание: знать особенности каждой группы растений (деревья, кустарники, травы); уметь различать их, приводить примеры.

VII.. Рефлексия оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

 (оценить свою работу по шкале)

Литература и источники

1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-4-ое изд., дораб.-М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 кл. Методика обучения. М.: Вентана-Граф, 2012.

3. Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира

Данный материал представляет отзыв учителей МОБУ о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира в начальной школе....

урок окружающего мира на тему: какие бывают растения

Урок соответствует требованиям ФГОС,   показана работа в группах....

урок окружающего мира на тему: какие бывают растения

Урок в соответствии с требованиями ФГОС...

Урок окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"

Содержит интересный и познавательный материал о разнообразии растений....

урок окружающего мира 2 класса "Какие бывают растения"

формировать представление о многообразии растений, умение группировать их; познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; учить распознавать их....

Урок окружающего мира по теме "Какие бывают растения".

Урок окружающего мира по теме "Какие бывают растения". 2-й классЦели урока: ·        познакомить учащихся с разнообразием растений (дерево, кустарни...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...