Урок окружающий мир 2 класс по теме "Глобус-модель Земли"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок по окружающему миру 2 класс по теме  "Глобус -модель Земли" УМК Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchiy_mir_2_klass.rar2.8 МБ

Предварительный просмотр:

                      Окружающий мир 2 класс учитель начальных классов Е.А.Степанян МОУ СОШ №7 с. Стародубского Буденновского района

Окружающий мир (21.10.2014г.)

Тема: Глобус – модель Земли (практическая работа).

Цели:

1) Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.

2) Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.

Оборудование:  глобус, мяч, презентация, материалы для практической работы.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

I.Орг. момент.

Эмоциональный настрой учащихся на урок.    

ΙI. Постановка учебной проблемы.

ΙΙ. Совместное открытие знаний

1.Работа в группах

Прозвенел звонок веселый,

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Ребята , сегодня у нас гости. Гости будут внимательно наблюдать за вами. А вы поведаете им, что уже знаете об окружающем мире, как умеете открывать новые и неизвестные вам тайны в этом мире. А помогут нам знания, сообразительность, любознательность и , конечно, дружба. Многие тайны мы с вами уже открыли.

 - Давайте представим, что мы находимся  в космической лаборатории. И теперь вы не ученики, а научные сотрудники. Я предлагаю начать  наши исследования.

- Посмотрите на слайд, назовите предметы (самолет, машинка, кукла).Давайте поразмышляем!

- Чем похожи эти предметы на настоящие? (похожи – формой)

- Чем они отличаются от настоящих? (отличаются размером)

- Ребята, иногда, чтобы изучить какой либо предмет, ученые делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель.

- Как вы понимаете значение слова – модель (модель – уменьшенное изображение предмета в несколько раз)

-А как вы думаете существует ли модель нашей планеты?

- Отгадайте загадку:

Он Земли изображение
И  не любит искажения
 (Глобус)

- Как называется предмет, который стоит у вас на партах? На что похож глобус?

- Сформулируйте тему нашего урока. Придумайте вопросы, которые помогут раскрыть тему нашего исследования.(-Что такое глобус? О чем может рассказать глобус? Что за линии нарисованы на глобусе?)

- Молодцы! Вы составили план нашего исследования. Ребята, вы исследователи, какими методами сбора информации вы будете пользоваться. Пожалуйста, выберите карточку с нужным словом и прикрепите к доске.(наблюдать, читать, искать, думать, слушать, рассуждать)

- Скажите, где мы можем взять информацию про глобус?(учебник, энциклопедия, интернет, спросить у взрослых)

- Хорошо! Вот такое задание было дано нашему исследователю Ли Руслану. Руслан должен был найти информацию о глобусе и рассказать нам что обозначает это слово, откуда оно произошло.

СООБЩЕНИЕ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧ-СЯ

( Глобус – латинское слово, оно означает шарообразный, шар круглый.

Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли.

Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.     Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.)

- Спасибо, Руслану, он дал полный ответ на первый вопрос нашего урока «Что такое глобус»

- Второй вопрос нашего исследования «О чем может рассказать нам глобус?». Искать информацию на это вопрос  вы будете самостоятельно в группах. И главным вашим помощником будет глобус.

-Посмотрите на глобус, повращайте его. Скажите какими цветами он раскрашен?

- Подумайте, что обозначено синим цветом на глобусе?

- Да, и воды на планете во много раз больше, чем суши. Это моря и океаны.

- Подумайте, что обозначено зелёным, коричневым и жёлтым цветом на глобусе?(Суша)

- Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками.

-Итак задание 1 группе:

- Исследуйте глобус и найдите все океаны. Перед вами листочки запишите названия океанов. (На планете  4 океана :Тихий, Атлантический, Индийский ,Северный Ледовитый.)

- Задание 2 группе:

Найдите на глобусе все материки и запишите их названия.( На планете 6 материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида)

- Задание 3 группе:

- Найдите в учебнике на стр.34 название линий, которые  есть на глобусе запишите. (Это параллели и меридианы.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2.Физминутка

3.Фронтальная работа.

ΙΙΙ.Самостоятельное применение новых знаний.

1.Практическая работа в группах

IV.Рефлексия.

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

- Ребята, вращая глобус мы видим, что каждая точка Земли движется по кругу. Возьмите веревочку и с ее помощью найдите самый длинный путь на глобусе. Приклейте там метку. Найдите и  прочти на глобусе название этой линии. (Эта линия называется ЭКВАТОР.)

- Самый большой путь проходят точки на экваторе.

-  Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.
(Это самая верхняя и нижняя точки.)
- Кто знает их названия?
(Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).)
 - Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.
 - В каком полушарии мы живем? (В северном)

- Есть ли еще линии на глобусе?

-Наши исследователи 3 группы подготовили с помощью учебника ответ на этот вопрос. Давайте их послушаем.

( На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии. Это параллели и меридианы. Линии на глобусе, которые, как пояски – параллели, которые идут сверху вниз меридианы.)

-  Параллели, меридианы, экватор и полюсы – это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

 - Сегодня каждый из вас ученый-исследователь. Какую работу мы сейчас проводили? (Исследовали глобус) И сейчас я попрошу вас выполнить небольшую практическую работу. Перед вами лежат различные материалы. С помощью этих материалов изобретите, пожалуйста, свою модель нашей Земли, применяя новые знания. Вспомните, о чем мы говорили и отразите  все это в ваших работах.

(Анализ и оценка практических работ)

- Что такое глобус?  (Уменьшенная модель Земли)
-Самая большая параллель Земли… (экватор)
-Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное)
-Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы.

– Молодцы, вы помогли ответить на очень трудные вопросы.

- Закончите предложение:

- Сегодня на уроке я понял…

                                 Я узнал …

-Ребята, мы с вами приготовили небольшой сюрприз нашим гостям(чтение стихотворения).

На подставке мячик – диво,

Разноцветный и красивый.

Красок всех не перечесть,

Что на мячике том есть.

Есть там горы и моря,

Мяч волшебный, говорят,

Океаны и леса,

Вот такие чудеса!

И других чудес немало

На мяче я повидала.

Например, коль захотеть,

Мячик можно повертеть!

На мяче волшебном том

Есть у нас у всех свой дом,

Есть у каждого маршрут.

Мячик ГЛОБУСОМ зовут.

Чтоб представить вы могли,

Глобус – копия земли!

        

-А теперь давайте на память о нашем уроке подарим гостям маленькие глобусы-знаний, которые делали своими руками.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Домашнее задание

-Найдите ответ на вопрос: «Какие бывают глобусы?»

Деятельность учеников:

  • уметь объяснять раскраску глобуса;
  • знать, что такое экватор, полюсы, полушария, и уметь их показывать;
  • понимать, что такое воображаемые линии;

        знать о вращении Земли вокруг воображаемой оси.

Дополнительные сведения (максимальный уровень)

Это интересно (максимум)

Известно ли вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру I. Один из них  в диаметре составляет 173 см, другой – 319 см. Оба они приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Внутрь глобуса вела дверца, посреди него стояли стол и скамейки, за которыми могли разместиться 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звёзд.

Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях, на них может посмотреть любой желающий. Если хочешь подробнее узнать об этих глобусах, прочитай о них в энциклопедии «Аванта +» в томе «География».

Энциклопедическая справка (из учебника «Природоведение» для 5-го класса «Земля и люди» [1]).

При вращении Земли  две её противоположенные точки – Северный и Южный полюса – остаются неподвижными. Через центр Земли, Северный и Южный полюса проходит условная ось Земли.  На равном расстоянии от полюсов земной шар опоясывает линия экватора. Она делит земной шар на две половины: Северное полушарие и Южное полушарие.  Форма Земли несколько отличается от формы шара. Расстояние от центра Земли до полюса – её полярный радиус равен 6356 км, расстояние от центра Земли до экватора – её экваториальный радиус равен 6378 км.  Длина экватора составляет 40 тыс. км. Площадь поверхности нашей планеты 510 млн кв. км.

Глобус

Круглую  Землю видят летающие вокруг неё  космонавты.  Мы можем увидеть наш земной шар на космических снимках, рассмотреть его на  глобусе. «Глобус» в переводе с латинского означает «шар». Глобус – это уменьшенное изображение земного шара, модель Земли. Глобусы существовали уже в античное время, но, к сожалению, они не сохранились.  В 1492 году, в год открытия Колумбом Америки, немецкий географ Бехайм создал первый из сохранившихся до наших  дней глобус. На нём ещё не показана Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем.

Глобус позволяет увидеть всю нашу Землю как бы со стороны, понять, как она вращается. На глобусе хорошо видно расположение  материков и океанов, их форма. Глобус – изображение земного шара, уменьшенное в миллионы раз. Поэтому на глобусе  поверхность Земли нельзя показать подробно.

Параллели и меридианы

На глобусе показаны Северный и Южный полюса, линия экватора. Кроме того, на глобусе проведены  линии меридианов и параллелей. Меридианы – линии, которые пересекают  земной шар от полюса до полюса. Параллели – линии, огибающие земной шар параллельно экватору.

Каждый меридиан идёт с севера на юг. На глобусе видно, что меридианы – это половинки окружности, и все они равны между собой. Параллели образуют окружности, кольца, которые так же, как и экватор, охватывают нашу планету. Но размеры этих колец уменьшаются к полюсам. Вдоль параллелей можно двигаться на запад и на восток. Параллели и меридианы располагаются перпендикулярно друг другу.

Это интересно.  В Антарктиде, на Южном полюсе, есть американская научная станция Амундсен-Скотт. Всех гостей, которые посещают станцию, американцы ведут к памятному знаку, который установлен в географической точке полюса. Гость обходит  вокруг него кругом, и ему выдаётся свидетельство, что он обогнул земной шар по параллели.

Параллели и меридианы – условные линии. В природе их нет. На карте и на глобусе их проводят для того, чтобы можно было точно указать, где находится любой географический объект,  где находятся путешественники. Меридианы и параллели помогают ориентироваться, т.е. определять своё положение на местности и на карте.

Поскольку Земля – шар, все расстояния на её поверхности можно измерять в градусах. Линии меридианов и параллелей, разделённые на градусы, называют градусной сеткой. Отсчёт градусов по параллелям начинают с самой длинной параллели – с  экватора. Его значение – 0 градусов. Экватор –  нулевая, начальная параллель.

Длина всех меридианов одинаковая. Условились начальным нулевым меридианом считать меридиан г. Лондона. Его называют Гринвичским меридианом. В Гринвиче, пригороде Лондона,  находится крупная астрономическая обсерватория. Нулевой меридиан и лежащий напротив него на противоположенной стороне Земли 180-й меридиан  делят Землю на Восточное и Западное полушария. Каждая точка Земли находится одновременно в двух полушариях: в Северном или Южном, Западном или Восточном.

Длина окружности земного шара 40 тыс. километров. Меридиан – половина окружности, значит, его длина – 20 тыс. км. Половина окружности составляет 180 градусов. Если разделить 20 тыс. км на 180,  то получится, что длина 1 градуса примерно равна 111 км.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 села Стародубского Буденновского района» Ставропольского края

Окружающий мир 2 класс

Глобус – модель Земли

Разработала и провела

учитель начальных классов

Е.А.Степанян

                                                                                                                                                                                                                                                       


[1]         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Трудные времена для русской земли" 4 кл.

Данный материал является наглядным пособием к уроку (содержание текста использовать из методического пособия)...

Интегрированный урок окружающего мира и информатики "Экологическая безопасность Земли"

Цель данного урока: воспитание бережного отношения к окружающейприроде. Урок проведён с использованием интерактивной доски....

Конспект урока окружающего мира по теме "Мы - жители Земли" (2 класс)

I. Познакомить детей с названиями планет, обращающихся вокруг Солнца.2.Познакомить детей с порядком следования планет по мере  уда­ления от Солнца.3.Показать учащимся место Земли во   В...

Урок окружающего мира по теме "Вода на Земле" во 2 классе, УМК Гармония

Интерактивный урок окружающего мира во 2 классепо тема: «Вода на Земле». УМК "Гармония"УУДØ  Предметные понятия: источники воды на Земле; Мировой океан;Ø  Умения: познавательные – работать с...

Урок окружающего мира по теме "Вода на Земле" во 2 классе, УМК Гармония

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Вода на Земле" . УМК "Гармония"с использованием интерактивной доски...

Урок окружающего мира "Условия жизни на планете земля" 2 класс

Урок по УМК "Перспективная начальная школа". В процессе обсуждения с учащимися связи неживой и живой природы выявляются условия жизни на планете Земля....

Учебно - методический комплект к уроку окружающего мира "Условия жизни на планете Земля" во 2 классе. Программа ПНШ

Предлагаю вашему вниманию учебно - методический комплект к уроку окружающего мира "Условия жизни на планете Земля" во 2 классе. Надеюсь, что данный материал окажется для вас полезным....