Организация групповой работы по теме "Природные зоны нашей Родины".
методическая разработка по окружающему миру на тему

Данная творческая разработка показывает организацию групповой работы по теме "Природные зоны нашей Родины".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Красулинская основная общеобразовательная школа»

Творческая разработка

Тема: Организация групповой работы.

                                                              Выполнила:

                                                              учитель начальных классов    

                                                              МБОУ «Красулинская основная

                                                              общеобразовательная школа»

          Шустова Т.А.

                                                                                     

с. Красулино, 2015.

Оглавление.

1. Введение ----------------------------------------------------------------  3

2. Организация групповой работы по теме

    «Природные зоны нашей Родины» --------------------------------  4-12

3. Заключение --------------------------------------------------------------  13

4. Литература --------------------------------------------------------------  14

Введение.

    Любой учитель стремится воспитать ребёнка, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.

Используя на уроках групповую работу:

- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;

- сплочённость класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

- обучающиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

Не каждый ребёнок быстро включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности.

Вводя новую форму сотрудничества первоначально надо дать её образец, при этом внимание акцентируется на формах взаимодействия – речевых клеше:

«Ты согласен?», «Не возражаешь?» - это вопросы запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе.

Следующий момент, который требует внимания учителя, - это подбор детей в группы.

Тема: Природные зоны нашей Родины.

Цель: обобщить знания о природных зонах нашей Родины; контролировать свои учебные действия; сотрудничать с партнёрами по классу; воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки.

Оборудование:

  • карта природных зон;
  • кроссворд;
  • карточки с названием природных зон;
  • план работы для каждой группы;
  • картинки с изображением неживой природы, растительности, животных, природных зон для составления экологической цепочки;
  • заготовки запрещающих дорожных знаков;
  • карандаши простые и цветные, фломастеры;
  • плакат со словами М.Пришвина;
  • диск с песней М. Пляцковского «Не дразните собак!»

Ход урока

Обучающиеся в классе сидят группами (тройками).

Ι. Объявление темы урока.

IІ. Проверка домашнего задания.

Обучающиеся разделились на 6 групп, соответственно количеству изучаемых природных зон. Каждая группа выпустила стенгазету, в которой отразила все свои знания об одной из природных зон России.

III. Обобщение и закрепление знаний о природных зонах

У. Сегодня мы будем путешествовать по природным зонам, и не просто путешествовать, а наблюдать разнообразие природы, сравнивать и устанавливать взаимосвязи. В конце урока подведём итог.

В ходе путешествия должны заполнить этот кроссворд.

(карточки: Арктика, тундра, тайга, степь, пустыня, субтропики)

Т

Т

Т

Т

Т

Т

У. Просторы нашей страны тянутся с запада на восток и с севера на юг на тысячи километров. На такой большой территории не может быть природа одинаковой. Почему?

Д.

У. Сколько природных зон мы изучили?

Д.

У. У каждой группы на столе есть план работы. Ознакомьтесь с ним.

Обдумайте ответы и определите, кто на какой вопрос будет отвечать.

План работы 1 группы

  1. Узнай свою природную зону. Покажи на карте. Расскажи об особенностях неживой природы.
  2. Установи влияние неживой природы на растительность.
  3. Составь экологическую цепочку.
  4. Расскажи о взаимосвязях. Расскажи о занятиях населения и охране природы.
  5. Чем объясняется изменение природы той или иной природной зоны.

План работы 2 группы

1. Узнай свою природную зону. Покажи на карте. Расскажи об особенностях неживой природы.

2. Установи влияние неживой природы на растительность.

3. Составь экологическую цепочку.

4. Расскажи о взаимосвязях. Расскажи о занятиях населения и охране природы.

     5. Сравнить неживую природу зон.

План работы 3 группы.

1. Узнай свою природную зону. Покажи на карте. Расскажи об особенностях неживой природы.

2. Установи влияние неживой природы на растительность.

3. Составь экологическую цепочку.

4. Расскажи о взаимосвязях. Расскажи о занятиях населения и охране природы.

     5. Сравнить растительность природных зон.

План работы 4 группы.

1. Узнай свою природную зону. Покажи на карте. Расскажи об особенностях неживой природы.

2. Установи влияние неживой природы на растительность.

3. Составь экологическую цепочку.

4. Расскажи о взаимосвязях. Расскажи о занятиях населения и охране природы.

     5. В какой природной зоне находится наш город (село).

План работы 5 группы.

1. Узнай свою природную зону. Покажи на карте. Расскажи об особенностях неживой природы.

2. Установи влияние неживой природы на растительность.

3. Составь экологическую цепочку.

4. Расскажи о взаимосвязях. Расскажи о занятиях населения и охране природы.

     5.Сравнить животный мир природных зон.

План работы 6 группы.

1. Узнай свою природную зону. Покажи на карте. Расскажи об особенностях неживой природы.

2. Установи влияние неживой природы на растительность.

3. Составь экологическую цепочку.

4. Расскажи о взаимосвязях. Расскажи о занятиях населения и охране природы.

     5. Какое значение имеет природа в жизни человека. Влияние человека

         на природу.

У. Прочитайте первый пункт плана. Надо узнать, о какой природной зоне пойдёт сейчас речь. Та группа, которая готовила материал по угаданной зоне, поднимает сигнальную карточку.

У. а) «Эта природная зона наиболее удалена от экватора» (зона арктических пустынь)

Д. Назовём её одним словом «Арктика».

(учащиеся заполняют кроссворд, показывают на карте и рассказывают об особенностях неживой природы).

У. А, вы, знаете, что в «Книгу рекордов Гиннеса» занесён самый высокий айсберг, высота которого достигла 167 метров.

У.б) О какой природной зоне идет речь:

«Это безлюдная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. На ней зафиксирована и занесена в «Книгу рекордов Гиннеса» вечная мерзлота глубиной более 1370 метров у северных берегов реки Вилюй» (зона тундры).

Занесём в кроссворд слово «Тундра».

Д. показывают и рассказывают об особенностях неживой природы тундры.

- А вот река Вилюй, где обнаружена эта мерзлота (показ на карте).

У. Послушайте, куда же мы сейчас попали?

(дети слушают голоса птиц: жаворонка, дятла, дрозда и т.д.)

Д. Зона лесов.

У. Леса бывают разные. В кроссворде зашифровано слово обозначающее густой лес.

Д. Тайга. (учащиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы зоны лесов).

У. г) Какая ширь, раздолье! Ни холмов, ни леса. Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела!.. А сколько цветов! И какие разнообразные: и гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и золотые подмаренники, и много, много других…».

Д. Зона степей.

В кроссворд вносим слово степь, учащиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы зоны степей.

У. д) «А это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность, озёра без стока. Здесь можно испечь яйцо без огня».

Д. Зона пустынь.

В кроссворд вносим слово пустыня,  обучающиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы зоны пустынь.

У. е) На территории нашей страны это самая маленькая природная зона. Там много солнца и воды. Есть ботанические сады с диковинными растениями. Эту природную зону называют – здравницей».

Д. Зона субтропических лесов.

У. Коротко эту зону назовём «субтропики».

В кроссворд вносим слово субтропики, обучающиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы зоны субтропических лесов.

У. Вот мы и заполнили кроссворд, а также вспомнили особенности неживой природы зон нашей Родины.

- От чего зависит климат природных зон?

(от удаления от экватора, от положения солнца над линией горизонта)

- Что зависит от климата?

( В природе всё взаимосвязано. От климата зависит богатство растительного мира. От климата и растительного мира зависит разнообразие животного мира)

Климат – растительность – животный мир – взаимосвязаны. Эти связи называются «экологическими». На доске таблица:

КЛИМАТ

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

ЖИВОТНЫЙ

МИР

У. Прочитайте 2 и 3 пункты плана.

Обсудите кто будет отвечать на 2 пункт плана (отвечаете кратко, но старайтесь не пропустить главное).

Пока вы будете отвечать на второй вопрос, другой участник вашей группы пойдет составлять экологическую цепочку (3 пункт плана): из множества картинок (лежащих на общем столе), надо выбрать соответствующие вашей природной зоне. На доске:

АРКТИКА          

ТУНДРА

ТАЙГА

СТЕПЬ

ПУСТЫНЯ

СУБТРОПИКИ

Используя сигнальные карточки, проверьте правильность составленных экологических цепочек

У. - Чем обусловлены эти экологические цепочки? (питанием)

- К чему может привести гибель одного природного фактора, одного звена этой цепочки? (гибель другого фактора)

 - Кто чаще всего становится виновником таких трагедий? (человек)

- Что же делать?

Мы плавно перешли к 4 пункту плана. Прочитайте, обсудите. (заслушиваются ответы учащихся).

Природа – это единое целое, где взаимодействуют живая природа с неживой и живой природой. Природу надо беречь. Не восстановить того, что уже исчезло.

- У вас на столах заготовки знаков круглой формы с красным ободком перечёркнут красной полосой.

- К какой группе дорожных знаков относится этот знак? (запрещающие)

        

- Нарисуйте запрещающий знак, который бы вы установили в той природной зоне, которую вы представляете.

(Дети рисуют, обосновывают и прикрепляют готовые знаки на свои стенгазеты).

Природные зоны не отгорожены одна от другой стеной. Нет резких границ. Они плавно переходят друг в друга. Последнее задание у всех групп разное. Выполняя его, мы обобщим всё о природных зонах. Прочитайте задание, обдумайте ответ.

(Группы обучающихся обсуждают 5-ые вопросы своего плана, дают ответ).

ΙΥ. Итог

Мы увидели, насколько богата и разнообразна природа зон. В старших классах вы рассмотрите это разнообразие на всём Земном шаре. Но, несмотря на такое разнообразие, всё в ней взаимосвязано. И человек её частица. Природа- это единое целое.

- Для чего человеку нужно изучать природу?

Прекрасные слова сказал М.Пришвин: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

- Какую главную мысль содержат эти строки?

Так давайте же относится к природе бережно. Хочется закончить урок песней на стихи М.Пляцковского «Не дразните собак».

(Звучит песня, дети подпевают).

Заключение.

Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является создание группового взаимодействия, т.е. работа в группах, парах, тройках. Во -  первых, на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли. Во – вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В – третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «… мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребёнка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвёртых, только сотрудничая в группе, ребёнок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.

Литература.

1. Романова, Е.В. Групповые взаимодействия – эффективная форма организации учебного процесса [Текст] // Начальная школа. -  2007. - №5. – С.57.

2. Гиниятуллина, А.А. Опыт организации групповой работы на уроках [Текст]

 // Начальная школа. -  2004. - №1. – С.15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по природным зонам нашей Родины

Викторина "Путешествие по природным зонам нашей Родины"...

квн "Путешествие по природным зонам нашей Родины" 4 класс

Данный материал подобран для того, чтобы в игровой соревновательной форме повторить и закрепить изученную тему "Природные зоны"...

Урок - путешествие по природным зонам нашей Родины. Окружающий мир 4 класс.

С помощью игровых моментов и увлекательных заданий учащиеся путешествуют по природным зонам нашей Родины....

Урок-квн по«Окружающему миру» «Путешествие по природным зонам нашей Родины»

Аннотация: Урок-квн по«Окружающему миру» «Путешествие по природным зонам нашей Родины»Увлекательное путешествие в природные зоны нашей Родины, во время которого дети услышат и увидят много интересного...

КВН "Путешествие по природным зонам нашей Родины".

Сегодня нам предстоит совершить одно увлекательное путешествие в природные зоны нашей Родины. Во время путешествия мы услышим и увидим много интересного о природе, растительном и природном мире нашей ...

"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"

Выступление на городском методическом объединение и презентация по теме:"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"....

Путешествие по природным зонам нашей Родины. КВН (Внеурочное мероприятие).

Внеурочное мероприятие "Путешествие по природным зонам нашей Родины" для 4 класса....