Рабочая программа «Развитие устной речи» коррекционное обучение 8 вид 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему

Ериклинцева Ирина Борисовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ustnoy_rechi.docx30 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников Целью занятий является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.  У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственном окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием ( роза- цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.  В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.  Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире.

Учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы учащихся данного класса, дополнительно поставлены следующие

коррекционные задачи:

-развивать способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы;

-развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

-развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся,  коррекцию мышления;

- развивать речь.

Распределение тем:

  1. Сезонные изменения в природе. Лето. Осень.
  2. Улица, на которой расположена школа.
  3. Транспорт.
  4. Посуда.
  5. Мебель.
  6. Одежда.
  7. Обувь.
  8. Овощи.
  9. Бахчёвые культуры.
  10. Ягоды.
  11. Деревья.
  12. Сезонные изменения в природе. Зима.
  13. Растения на клумбах.
  14. Комнатные растения.
  15. Раннецветущие растения.
  16.  Домашние животные
  17.  Дикие животные
  18.   Птицы.
  19.  Домашние птицы.
  20.  Насекомые.
  21.  Сезонные изменения в природе. Весна.
  22.  Охрана здоровья.
  23.   Повторение пройденного.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

- участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Дополнять высказывания;

- связно высказываться, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов;

- ухаживать за одеждой и обувью;

- поддерживать порядок в классе, дома;

- соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила уличного движения;

Учащиеся должны знать:

- названия и свойства изученных предметов;

- выученные правила дорожного движения.

       На изучение РНК отводится 10-15 % учебного времени и составляет  7 часов в год. Реализация НРК на уроках окружающего мира  связана с изучением  родного края.

Реализация РНК на уроках окружающего мира

№ урока

Дата

Тему урока и тема РНК

Источник

1

4

Изменение в жизни растений осенью.  Разглядывание осенних листьев.   Деревья растущие в нашем краю.

2

5

Изменение в жизни животных осенью.  Животные обитающие в нашем крае.

3

6

Работа осенью на огороде , в саду.   Садовые растения, растущие в нашем крае.

4

8

Дома, тротуары, мостовая, скверы.  Достопримечательности нашего города

5.

6

Ягоды.  Ягодные кустарники, растущие в нашем крае.

6.

8.

Разведение домашних животных в Челябинской области.  

7.

11.

Дикие животные, обитающие в лесах Челябинской области.  

8.

5.

Труд людей весной.   Весенние работы в нашем крае.


Тема урока

Кол-во  ч.

Дата

Образовательная цель

Коррекционная работа

1.

I четверть – 9ч.

Признаки лета.

1

Обобщить признаки лета: солнечные, жаркие дни, тёплые дожди, зелёные листья, цветение трав, сбор ягод, грибов

Развитие причинно-следственных связей, анализа

2

Экскурсия в природу. Наблюдение за изменением в природе осенью.

1

Понаблюдать за природой. Выяснить состояние деревьев,  трав,  птиц, насекомых

Развитие наблюдательности

3.

 Признаки осени.  Приметы.

1

Признаки осени: пасмурные дни,  холодные дожди, положение солнца, туманы, изменение температуры воздуха.

Развитие причинно-следственных связей,  закономерностей.

4.

Изменение в жизни растений осенью.  Разглядывание осенних листьев.  НРК

1

Изменение в жизни растений осенью: изменение окраски листьев, увядание трав, главный признак –листопад.

Развитие памяти,  внимания.

5.

Изменение в жизни животных осенью. НРК

1

Изменение в жизни животных осенью: подготовка к зиме, запасы на зиму, смены шкурки, отлёт птиц в тёплые края.

Развитие причинно-следственных связей,  закономерностей.

6.

Работа осенью на огороде , в саду.НРК

1

Обобщить труд людей осенью. Осенние работы в саду.

Развитие причинно-следственных связей,  закономерностей.

7.

Обобщающий урок по теме «Осень»

1

Обобщить все имеющие знания  по теме осень. Природа и жизнь  осенью.

Развивать способность обобщать.

8.

Дома, тротуары, мостовая, скверы   НРК

1

Познакомить с понятиями: дома, тротуары, мостовая, скверы. Учить распознавать.

Развитие познавательного интереса

9.

Школьный и домашний адрес.

1

Познакомить со школьным и домашним адресом ребёнка

Развитие памяти.

1.

II четверть – 7ч

Обувь: зимняя, летняя,  осеннее-весенняя.

1

Познакомить с видами обуви, научить классифицировать.

Развивать умение сравнивать и классифицировать

2.

Уход за обувью.

1

Познакомить с уходом за обувью. Мытьё, сушка, чистка, использование крема для обуви.

Развитие элементарных трудовых навыков.

3.

Овощи. Внешний вид.

1

Сравнение и характеристика овощей. Вкус. Установление общих и отличительных свойств. Картофель, капуста, свёкла, горох (или бобы),

Развивать умение сравнивать и классифицировать

4.

Употребление овощей в пищу.

1

Рассказать как хранить овощи. Польза для организма. Проращивание семян гороха или бобов.

Развивать аналитико-синтетическую деятельность

5.

Бахчёвые культуры.

1

Познакомить с бахчёвыми культурами6 арбуз, дыня. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху.

Развивать умение сравнивать и классифицировать

6.

Ягоды.РНК

1

Название и свойство ягод: рябина, калина, клюква, брусника. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Развивать умение сравнивать и классифицировать

7.

 Деревья.

1

Название и характеристика деревьев. Устанавливать общие и отличительные свойства. Дуб, тополь.

Развивать умение сравнивать и классифицировать

1

III четверть – 10ч.

Растения на клумбах.

1

Познакомить с растениями на клумбах: астры, бархатки, ноготки. Характеризовать, сравнивать.

Развитие наблюдательности

2.

Комнатные растения.

1

Познакомить с комнатными растениями: традесканция, герань и другие. Называть, характеризовать и сравнивать комнатные растения.

Развивать умение сравнивать и делать элементарные выводы.

3.

Уход за комнатными растениями.

1

Уход за комнатными растениями

 ( мытьё, цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе.)

Развивать элементарные трудовые навыки.

4.

Раннецветущие растения.

1

Познакомить с раннецветущими растениями: гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан. Характеризовать и сравнивать.

Развивать умение сравнивать и классифицировать

5.

Обобщающий урок по теме: «Растения»

1

Классифицировать растения по группам: деревья, кустарники, травы. Устанавливать общие и отличительные свойства.

Развивать умение сравнивать и классифицировать

6.

Домашние животные. Коза.

1

Познакомить с домашним животным – козой. Основные части тела, питание польза приносимая людям.

Развивать познавательный интерес, память.

7.

Домашние животные. Овца.

1

Познакомить с домашним животным -  овцой. Основные части тела, питание польза приносимая людям.

Развивать познавательный интерес, память.

8.

Разведение домашних животных в Челябинской области.  РНК

1

Познакомить с домашними животными в Челябинской области.

Развивать познавательный интерес, память.

9.

Дикие животные. Ёж.

1

Познакомить с диким животным, в частности – Ёж. Внешний вид, пища, повадки. Как зимует.

Развивать познавательный интерес, память.

10.

Дикие животные. Медведь.

1

Познакомить с диким животным, в частности – Ёж. Внешний вид, пища, повадки. Как зимует.

Развивать познавательный интерес, память.

1.

IV четверть – 9ч

Сезонные изменения в природе.  Весна. Экскурсия.

1

Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе весной

Развивать наблюдательность.

2.

Признаки весны.

1

Обобщить признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности.

3.

Изменение в жизни растений весной.

1

Обобщить изменение в жизни растений весной. А это набухание почек. Появление листьев. Первые весенние цветы.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

4.

Изменение в жизни животных весной.

1

Обобщить изменение в жизни животных весной. Прилёт птиц, выведение детёнышей.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

5.

Труд людей весной.  РНК

1

Познакомить с работами людей в весенний период.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности.

6.

Обобщающий урок по теме «Весна»

1

Обобщить все сезонные изменения в природе, связанные с весной.

Развивать память

7.

Охрана здоровья.

Лицо, части лица.

1

Лицо, части лица: лоб, щёки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение – защита глаз).

Развивать память

8.

Глаза. Уши. Нос.

1

Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение.

Развивать познавательный интерес, память

9.

Повторение пройденного.

1

Ушами мы слышим. Как беречь уши.

Развивать познавательный интерес, память


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

Рабочая программа по устной речи для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа разработана на основе примерной программы для специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. и учебника "Устная речь" 3 класс Комаровой С.В....

Рабочая программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явления окружающей действительности" 3 класс

Пояснительная записка  Рабочая программа  учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами  и явлениями окружающей действительности» разработана на осно...

Рабочая программа " Развитие устной речи"

Рабочая программа " Развитие устной речи" 1 класс (индивидуальное обучение по АОП,системное недоразвитие речи тяжелой степени)...