"Император - освободитель" (программа 2100)
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока "Император-освободитель" составлен по программе " Школа 2100"  с использованием технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleksandr_ii.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по окружающему миру

в 3 классе по программе «Школа 2100»

по теме: «Император - освободитель»

Провела: учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 49

Михайлова Елена Валерьевна

                                           

Санкт – Петербург

Цель урока: формировать у учащихся представление о временах правления

                       Александра II.

Задачи:

*Образовательные:

- актуализировать приобретённые знания учащихся о крепостном праве;

- познакомить с главным преобразованием в государстве времён Александра II- отменой крепостного права; дать возможность оценить последствия этого события для развития России, для роста её уровня культуры и промышленности;

- поставить перед учащимися вопрос о положительном и отрицательном восприятии коренных реформ.

*Развивающие:

- развивать речь учащихся, пополнить словарный запас детей новыми  историческими терминами;

- развивать образное, логическое мышление  и воображение учащихся;

- способствовать развитию навыков работы в группе, коллективной работы;

- способствовать развитию навыков работы с текстом.

Воспитательные:

- прививать интерес к науке истории, к прошлому России;

- воспитывать чувство гордости за Россию.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

2.Поста-

новка пробле-

мы

Открытие нового.

Физминутка

Презентация

Рефлексия

Итог

- У нас с вами урок окружающего мира. Нас вокруг окружает столько всего интересного: и животные, и люди, и техника. С помощью каких видов транспорта люди перевозят грузы на дальние расстояния?

        - Как вы думаете, какие их этих видов транспорта были доступны людям начала 19 века? Ответить на этот вопрос нам поможет фильм.

Просмотр фильма

        -  Давайте поиграем в игру «Веришь – не веришь?».

* Верите ли вы, что железную дорогу придумали ещё в Англии в начале 19 века?

* Верите ли вы, что за первую половину 19 века в России была построена только одна железная дорога?

* Верите ли вы, что за вторую половину 19 века, при правлении Александра II, появились десятки железных дорог?

* Верите ли вы, что  Александр II отменил крепостное право  в России?

        - Где мы можем найти ответы на эти вопросы? А еще где?

        Работа по учебнику.(стр. 84 чтение первого абзаца )

        Инсерт.(маркировка текста значками по мере его чтения).

« \/» - уже знал

«+» - новое

«- » - думал по- другому

«?» - не понял, есть вопросы

Оцените сами себя. Что вы уже знали, что узнали нового. Возникли ли у вас вопросы? Какие?

- На какой вопрос мы не нашли ответа в тексте учебника?

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке?

Работа с рекой времени.

- Посмотрите на реку времени. Какой век отмечен на ней?

- Сколько лет в одном веке? Давайте разделим век пополам? Сколько лет окажется в каждой половине?

- Сколько железных дорог построили за первую половину 19 века? Сколько за вторую половину 19 века?

- Что вас удивило?

-В чём еще нам предстоит сегодня разобраться?

Работа по группам.(у каждой группы конверты с картинками: шпалы, рельсы, паровоз, машина, пароход, якорь.)

- Выберите только те картинки, которые необходимы для строительства железной дороги. Соберите из них свою железную дорогу.

- Откуда берутся эти материалы, топливо, техника?

- Кто занимается добычей угля, железа, обработкой дерева, строительством паровозов и вагонов?

-Много ли рабочих нужно для того, чтобы была построена и действовала одна железная дорога?

- А было ли в России на начало 19 века много рабочих? Почему?

- Где мы можем найти определение крепостного права?

- В учебнике на странице 140 найдите определение крепостного права. Выберите из определения и подчеркните только то, что относится к крестьянам, к тому какова была их жизнь, по каким правилам они жили. Как могли поступить дворяне в отношении крестьян?

Кластер

Общее - уникальное

- Давайте сравним Европу и Россию в первой половине 19 века.

Рассмотрите картинки на стр. 85. Прочитайте комментарии к ним.

- Чем отличается жизнь людей в начале 19 века в Европе и в России?

А где трудились рабочие Европы?

- Что они производили для железных дорог?

Сделайте вывод: много или мало было железных дорог в первой половине 19 века в Европе?

- А где в России в основном трудились крестьяне?

- Много ли было в России заводов и фабрик?

Если было мало заводов и фабрик, могли ли в России производить много материалов для железных дорог?

Много ли сходства было между Европой и Россией в первой половине 19 века? А различий?

- Так почему же в России в первой половине 19 века было мало железных дорог?

- Вернёмся к нашему главному вопросу. Почему же количество железных дорог увеличилось во второй половине 19 века? С чем связано это явление? И при чем тут Александр II?

Где мы можем подтвердить наши предположения ?

Задание в группах.

Два человека из группы выбирают фразы, которые относятся к России до отмены крепостного права, а другие два человека  - после отмены крепостного права.

  • Крестьяне работают на хозяина.
  • Крестьяне работают на себя
  • Крестьяне могут уйти в город на заработки
  • Крестьяне не могут уйти в город на заработки
  • Хозяин может продать, подарить, наказать крестьянина
  • Многие бывшие крестьяне работают на заводах и фабриках, строят железные дороги
  • Люди свободно меняют место жительства в пределах страны
  • Люди прикреплены к земле, уйти с неё не могут.

- Кто отменил крепостное право в России? Как прозвали императора Александра II? Почему его так прозвали?

Синквейн

  1. Александр II
  2. Какой он? Запишите два слова , отвечающие на вопрос «Какой?»
  3. Запишите действия его, то есть три глагола, относящиеся к Александру II.
  4. Запишите фразу из 4 – 5 слов , в которой будет выражено ваше отношение к Александру II.
  5. Замените слова «Александр II» другим словом так, чтобы суть сохранилась. То есть назовите его по – другому.

Чтение нескольких синквейнов.

Оцените работу на уроке по линеечкам: трудность, интерес, новизна.

Учащиеся отмечают в индивидуальных листочках + или – в зависимости от того, верят или не верят.

В учебнике, энциклопедии, в книгах по истории.

Учащиеся отмечают в учебнике после прочтения каждого предложения.

Верите ли вы, что  Александр II отменил крепостное право  в России?

Об Александре II.

19 век

100 лет

50 лет

1 железная дорога

Десятки железных дорог

Почему за первую половину 19 века была построена 1 железная дорога, а за вторую половину 19 века десятки железных дорог?

Были крепостные крестьяне

По ходу беседы заполняется схема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 3 классе "Император освободитель"

Урок истории в 3 классе "Император освободитель" по ОС "Школа 2100"...

Виртуальная экскурсия "Император - освободитель"

Данная методическая разработка была составлена в качестве дополнительного материала по теме "Император - освободитель" (3 класс, образовательная программа "Школа 2100", учебник "Окружающий мир. Моё От...

Презентация "Русские императоры"

Фото из театра восковых фигур...

Урок. Окружающий мир. 3 класс. Школа 2100 Раздел "Моё Отечество". Тема: "Император - освободитель".

Технологическая карта урока иприложения с дидактическими материалами к уроку....

Урок окружающего мира. Тема. Петр I - император. 3 класс, программа "2100"

В уроке используются учебные фильмы по истории России...

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа 2100»по теме Император - Освободитель.

Цели: – Ознакомить учеников с важным событием в жизни страны – отменой крепостного права. Дать возможность оценить последствия этого события для развития России, для роста уровня её культу...