Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Бокарева Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской А. А. Плешакова «Окружающий мир». Сборник  рабочих  программ  «Школа России». 1- 4 кл.  М.:  Просвещение,  2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_okruzhayushchemu_2015.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БЕРЕЗНЯГОВКА

УСМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

А

                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для 2 класса

на 2015-2016 учебный год

Учитель:

Бокарева

Татьяна Геннадьевна

1. Пояснительная записка

Настоящая  рабочая программа разработана в соответствии с :

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным стандартом  начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373);

  1. - Санитарно-эпидемиологическими  правилами  и нормативами  СанПиН 2.4.2.№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;
  2.  - Приказом  Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об    утверждении и  введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
  3.  - Приказом Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
  4. - Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);
  5. - Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 декабря 2012 г. N 1060 г. Москва "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" 
  6.  - Приказом  Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении      федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  7. - Методическими рекомендациями по преподаванию в начальной школе в 2015-2016 уч. году в Липецкой области;

 - Основной  образовательной программой  начального общего образования МБОУ ООШ с.Березняговка;

  1.    - Учебным  планом  МБОУ ООШ с. Березняговка на 2015-2016 учебный  год;  

- Календарным  учебным  графиком  МБОУ ООШ с. Березняговка на 2015-2016уч. г.

- Положением  МБОУ ООШ с. Березняговка « О  порядке разработки и утверждения  рабочих программ учебных   предметов,  курсов  начального общего образования»;

- Авторской программой  А. А. Плешакова «Окружающий мир». Сборник  рабочих  программ  «Школа России». 1- 4 кл.  М.:  Просвещение,  2011.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

       

2. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

3. Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком МБОУ ООШ с. Березняговка на 2015-2016 учебный год  количество часов определено следующим образом:  в год - 68 часов, 34 учебных недели по  2  часа в неделю из них уроков - тестирования  - 6, экскурсий - 4

Информация о внесенных изменениях

в примерную или авторскую программу и их обоснование

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.

4. Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета «Окружающий мир»

 • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

        5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета "Окружающий мир"

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты
Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
  • приводить примеры народов России;
  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • оценивать отношение людей к окружающему миру;
  • различать объекты и явления неживой и живой природы;
  • находить связи в природе, между природой и человеком;
  • проводить наблюдения и ставить опыты;
  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
  • различать виды транспорта;
  • приводить примеры учреждений культуры и образования;
  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
  • приводить примеры семейных традиций;
  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  • ориентироваться на местности разными способами;
  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;
  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

В соответствии с системно-деятельностным подходом для достижения планируемых результатов используются следующие технологии:  технологии опережающего обучения, традиционные технологии  на основе личностной ориентации педагогического процесса, педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии развивающего обучения, опережающее обучение: элементы системы  Л. В. Занкова: проектная деятельность.  

Формы организации образовательного процесса: комбинированный урок, итоговый урок (обобщение), нестандартные  формы обучения (урок - игра,  урок – путешествие и т. д.), интегрированный урок.

           Виды деятельности: индивидуальные, групповые, парные, индивидуально – групповые, практические, проблемно – поисковые.

При разработке каждого урока выбор типа урока зависит от изучаемой темы урока и раздела программы.

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения

Учащиеся научатся:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
  • строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся  получат  возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

6. Содержание  учебного предмета, курса 

Где мы живем (5 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.  Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).  Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Путешествия (19 ч)  (17+2 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.  Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.     Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

7. Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся

   

              Тема

          Основное содержание  

                по теме

            Характеристика

   деятельности обучающихся

Где мы живем (5 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире. Планета – Земля, страна – Россия. Название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.  Экскурсия: Что нас окружает?

- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

- различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран; исполнять гимн России;

- анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны, приводить примеры народов России, различать национальные языки и государственный язык России;

- работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

- Понимать учебную  задачу урока и стремиться её выполнить

- сравнивать город и село;

- рассказывать о своём доме по плану;

- формулировать выводы;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- собирать информацию о выдающихся земляках;

- проводить презентацию с демонстрацией фотографий;

- оценивать свои достижения.

- Различать объекты природы и  предметы рукотворного мира; работать в паре и группе;

- классифицировать объекты окружающего мира;

- формулировать выводы из изученного материала;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать свои достижения и достижения учащихся.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в при-роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

- классифицировать объекты природы по существенным признакам;

- различать объекты неживой и живой природы;

- работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

- устанавливать связи между живой и неживой природой;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

-Работать в паре: различать объекты и явления природы;

-приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

-рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;

- практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений.

- Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

- приводить примеры погодных явлений;

- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, составить сборник народных примет своего народа.

- Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

- определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

- оценивать результаты своих достижений на экс.

- Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе;

- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

- сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;

- прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.

- Находить на рисунке знакомые созвездия;

- сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;

- моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

- находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе,  Интернете;

- оценивать результаты свои достижения на уроке, осуществлять самопроверку.

- Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

- различать горные породы и минералы;

- работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах;

- формулировать выводы.

- Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

- работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

- описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

- находить информацию об охране воздуха и воды родного края.

-Устанавливать по схеме различия между группами растений;

-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

- приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

- определять растения с помощью атласа-определителя;

- оценивать эстетическое воздействие растений на человека.

- Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

- работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;

- сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

- Устанавливать взаимосвязи в природе;

- моделировать изучаемые взаимосвязи;

- выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

- оценивать свои достижения.

- Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

- осуществлять контроль и коррекцию;

- классифицировать культурные растения по определённым признакам;

- находить информацию о растениях;

- обсуждать материалы книги «Великан на поляне».

- Сравнивать и различать диких и домашних животных;

- приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;

- рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

- Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

- определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса;

- оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.

- Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

- рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

- осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.

- Определять породы кошек и собак;

- обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприят. психологической атмосферы в доме;

- объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

- Выявлять причины исчезновения  изучаемых растений и животных;

- предлагать и обсуждать меры по их охране;

- использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;

- подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).

- Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

- знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками;

- предлагать аналогичные правила;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- извлекать информацию из различных источников;

- составлять собственную Красную книгу;

- презентовать Красную книгу.

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).  Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

- Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

- моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;

- извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.

- Классифицировать предметы по характеру материала;

- прослеживать производственные цепочки, моделировать их,  приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.

- Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);

- сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;

- рассказывать о строительных объектах в своём селе;

- предлагать вопросы к тексту.

- Классифицировать средства транспорта;

- узнавать транспорт служб экстренного вызова;

- запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

- Различать учреждения культуры и образования;

- приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

- Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

- определять названия профессий по характеру деятельности;

- обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

- формулировать выводы;

- распределять обязанности по подготовке проекта;

- интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

- Наблюдать над зимними погодными явлениями;

- исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

- распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных;

- наблюдать за поведением зимующих птиц.

- Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;

- формулировать правила безопасного поведения на улице зимой, вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».

- Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

- Называть и показывать внешние части тела человека;

- определять на муляже положение внутренних органов человека;

- моделировать внутреннее строение тела человека.

- Рассказывать о своём режиме дня;

- составлять рациональный режим дня школьника;

- обсуждать сбалансированное питание школьника;

- различать продукты растительного и животного происхождения;

- формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.

- Моделировать сигналы светофоров;

- характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

- соотносить изображения и названия дорожных знаков;

- формулировать правила движения по загородной дороге.

- Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

- учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

- Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

- формулировать правила безопасного поведения в быту;

-узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;

- сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.

- Характеризовать пожароопасные предметы;

- запомнить правила предупреждения пожара;

- моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;

- рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;

- находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.

- Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

- запомнить правила поведения во время купания;

- различать съедобные и ядовитые грибы;

- находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;

- Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;

- предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;

- моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;

- моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

- Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

- формулировать понятие «культура общения»;

- обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

- моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

- Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их  именах, отчествах, фамилиях;

- отбирать фотографии из семейного архива;

- составлять родословное древо семьи;

- презентовать свой проект.

- Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

- обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

- формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

- оценивать с нравственных позиций формы поведения;

- моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

- Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

- формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

- моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

- Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

- обсуждать правила поведения за столом;

- формулировать правила этикета в гостях.

- Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.  Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.     Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

- Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

- анализировать текст учебника;

- формулировать вывод о форме Земли.

- Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы ;

- осваивать приёмы ориентирования по компасу;

- знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

- Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

- Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

- анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

- сравнивать по схеме холм и гору;

- характеризовать поверхность своего края

- Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

-анализировать схему частей реки;

- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

- обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;

- составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».

- Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

- Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

- знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

- моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

- наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения.

- Сравнивать изображение России на глобусе и карте;

- соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;

- осваивать приёмы чтения карты;

- учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

- Распределять обязанности по выполнению проекта;

- в дополнительных источниках находить сведения  об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

- составлять презентацию своего исследования;

- презентовать свои проекты.

- Находить Москву на карте России;

- знакомиться с планом Москвы;

- описывать достопримечательности по фотографиям;

- отличать герб Москвы от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.

- Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

- находить на фотографии достопримечательности Кремля;

- находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.

- Находить Санкт-Петербург на карте России;

- знакомиться с планом Санкт-Петербурга;

- описывать достопримечательности по фотографиям;

- отличать герб Санкт-Петербурга  от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу  с помощью Интернета.

- Сравнивать глобус и карту мира;

- находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

- соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

- Находить материки на карте мира;

- знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

- Сравнивать физическую и политическую карты мира;

- находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- готовить сообщения о выбранных странах;

- подбирать фотографии достопримечательностей

- Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;

- приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

- рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

8. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

Методические пособия для учителя:

Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. М.: Просвещение, 2013.

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.

Авторская программа А. А. Плешаков  «Окружающий мир». 1-4 кл. М.: Просвещение, 2011.

Окружающий мир.  2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях.  А. А. Плешаков.  – М.: Просвещение,  2011, 2013, 2014.

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. – М.: ВАКО, 2014.

Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс/ Сост. И. Ф. Яценко. – 6-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014.

Специфическое сопровождение (оборудование):

Репродукции картин известных художников для развития речи

Электронно – программное обеспечение:

Презентации по окружающему миру.

Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир 2» - Москва «Просвещение» , 2013.

Технические средства обучения:

Мультимедийный проектор,  

Компьютер,  

Интерактивная доска,

Магнитная доска.

Учебные пособия для учащихся:

Окружающий мир.  2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях.  А. А. Плешаков.  – М.: Просвещение,  2011, 2013, 2014.

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» А. А. Плешаков 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. – М.: Просвещение, 2013.

Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс/ Сост. И. Ф. Яценко. – 6-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014.

 


Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе на 2015 – 2016 учебный год.

№ п/п

Название раздела, тема урока

Количество часов

Характеристика УУД

Дата проведения

План

Факт

Раздел «Где мы живём?»  (5 ч)

1

Родная страна

1

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в.2.Осуществлять поиск необходимой информации, используя справочные материалы учебника. 3.Понимать информацию.  

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно организовывать своё рабочее место. 2.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 3.Осуществлять само и взаимопроверку работ.

Коммуникативные УУД:

1.Участвовать в диалоге; задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.2.Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в решении проблемы (задачи).

Личностные УУД:

Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский язык как средство общения. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

Выполнять правила безопасного поведения в школе.

Адекватно воспринимать оценку учителя.        

4.09

2

Город и село. Проект «Родное село»

1

5.09

3

Природа и рукотворный мир.

1

11.09

4

Наш адрес в мире

1

12.09

5

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

1

18.09

Раздел «Природа»   (20 ч)

6

Неживая и живая природа.

1

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное.

3. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

4. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

5. Выполнять задания по аналогии.

6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно  продолжать их по установленному правилу.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроке.

4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.

5. Корректировать выполнение задания.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное.

3. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

4. Выполнять различные роли в группе,

сотрудничать в решении проблемы (задачи).

5. Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Личностные УУД:

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Принятие ценности природного мира.

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.  

19.09

7

Явления природы.

Как измеряют температуру?

1

25.09

8

Что такое погода?

1

26.09

9

В гости к осени (экскурсия).

1

2.10

10

В гости к осени.

Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы.

1

3.10

11

Звёздное небо.

1

9.10

12

Заглянем в кладовые Земли.

1

10.10

13

Про воздух и про воду.

1

16.10

14

Про воздух и про воду. Вода в жизни человека

1

17.10

15

Какие бывают растения.

1

23.10

16

Какие бывают животные?

1

24.10

17

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

1

30.10

18

Дикорастущие и культурные растения

1

31.10

19

Дикие и домашние животные.

1

13.11

20

Комнатные растения

1

14.11

21

Животные живого уголка.

1

20.11

22

Про кошек и собак.

1

21.11

23

Красная книга.

1

27.11

24

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

28.11

25

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

4.12

Раздел «Жизнь города и села» 10 (ч)

26

Что такое экономика?

1

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структуру текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

4. Ориентироваться в рисунках, представленных в учебнике.  

5. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.        

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроке.

4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.  

 5. Оценивать выполнение своего задания.

 Коммуникативные УУД:

 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

2. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в решении проблемы(задачи).

3Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Личностные УУД:

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.     Соблюдать правила экологической безопасности.   Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков  

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине ценить взаимопомощь и взаимоподдержку    

Признавать собственные ошибки.  Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.  

5.12

27

Из чего что сделано?

1

11.12

28

Как построить дом

1

12.12

29

Какой бывает транспорт

1

18.12

30

Культура и образование.

1

19.12

31

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

25.12

32

Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

1

26.12

33

В гости к зиме.

1

15.01

34

В гости к зиме.

1

16.01

35

Презентации проектов: «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

1

22.01

Раздел «Здоровье и безопасность» 9 (ч)

36

Строение тела человека.

1

Познавательные УУД:    

 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий  

2.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.                

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

 2. Определять план выполнения заданий.  

3. Оценивать выполнение своего задания.

Коммуникативные УУД:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

2. Оформлять свои мысли в письменной и устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Соблюдать в повседневной жизни, нормы речевого этикета и правила устного общения.

Личностные УУД:

Выполнять правила безопасного поведения в школе.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Выполнять правила этикета.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Формирование бережного отношения к труду других людей.

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.  

23.01

37

Если хочешь быть здоров

1

29.01

38

Берегись автомобиля!

1

30.01

39

Школа пешехода

1

5.02

40

Домашние опасности

1

6.02

41

Пожар!

1

12.02

42

На воде и в лесу.

1

13.02

43

Опасные незнакомцы.

1

19.02

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

20.02

Раздел «Общение» 7 (ч)

45

Наша дружная семья

1

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структуру текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

4. Ориентироваться в рисунках, представленных в учебнике.  

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроке.

4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.  

Коммуникативные УУД:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

2. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в решении проблемы(задачи)

Личностные УУД:

Формирование целостного, взгляда на мир. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.  

26.02

46

Проект «Родословная»

1

27.02

47

В школе.

1

4.03

48

Правила вежливости

1

5.03

49

Ты и твои друзья.

1

11.03

50

Мы – зрители и пассажиры.

1

12.03

51

Оценим себя и свои достижения.

1

18.03

Раздел «Путешествия» (17 ч)

52

Посмотрите вокруг

1

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное.

3. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

4. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

5. Выполнять задания по аналогии.

6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно  продолжать их по установленному правилу.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроке.

4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.

5. Корректировать выполнение задания.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное.

3. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

4. Выполнять различные роли в группе,

сотрудничать в решении проблемы (задачи).

5. Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Личностные УУД:

Формирование целостного, взгляда на мир. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки не безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.  

19.03

53

54

Ориентирование на местности

2

1.04

2.04

55

Формы земной поверхности.

1

8.04

56

Водные богатства.

1

9.04

57

В гости к весне. (экскурсия).

1

15.04

58

В гости к весне.

1

16.04

59

Россия на карте.

1

22.04

60

Проект «Города России»

1

23.04

61

Путешествие по Москве.

1

29.04

62

Московский Кремль.

1

30.04

63

Город на Неве.

1

6.05

64

Путешествие по планете.

1

7.05

65

Путешествие по материкам.

1

13.05

66

Страны мира. Проект «Страны мира».

1

14.05

67

Впереди лето.

1

20.05

68

Проверим себя и оценим свои достижения. По разделу «Путешествия»

1

21.05

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...