Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. «Начальная школа 21 века»
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Червякова Юлия Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру

2 класс. «Начальная школа 21 века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1726

Рассмотрено                                                                                        Согласовано                                                          Утверждаю

на заседании МО                                                                                «   «                       2015 г.                                Приказом директора №  

«   «                   2015 г.                                                                         Зам. по УВР                                                         ГБОУСОШ №1726

Протокол №                                                                                                        Слубская Е.В.                                       «  «                   2015 г.

Председатель МО                                                                                                                                                                          О.А.Золотарева

              Каширина Т.С.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру на 2015-2016 учебный год

2 класс

                                                                                                                                                                           Составил:

                                                                                                                                   учитель Червякова Ю.Н.                                    

    г. Москва

2015


Рабочая программа по окружающему миру

2 класс. «Начальная школа 21 века»

Пояснительная  записка

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования  по  образовательной  области «Окружающий  мир».

             Изучение  предмета  осуществляется  по  программе  УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф. Виноградовой.  Учебно-методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования.

/ Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века» - М.: Вентана-Граф, 2011./

На  изучение  данного  предмета  во  2  классе  отводится  68  ч. ( 34 учебные  недели  по  2  часа  в  неделю)

Цели и задачи обучения окружающему миру

Цель программы «Окружающий мир» - формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи курса:

-образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;

-развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;

-воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.

Концепция (основная идея) программы  состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Особенность программы: предмет «Окружающий мир», представленный образовательными областями «Естествознание», «Обществознание» и «Труд»,  изучается интегрировано с региональной программой «Основы здорового образа жизни».

Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.

Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах «отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

Общая характеристика курса

    Программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся;  обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации;

     В комплекте с учебником  - рабочие тетради для организации индивидуальной работы с детьми;

     Формы организации занятий:

    -нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);

    -экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;

   -практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;

  -программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие содержательные линии:

1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено
темой «Кто ты такой».

2. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой «Кто живет рядом с тобой».

3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Мы — жители Земли».

4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Твоя Родина — Россия».

5. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», которое имеется во всех темах программы 2 класса.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Планируемые  результаты освоения курса «окружающий мир»

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  •  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Планируемые результаты обучения 2класс

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся: 

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться: 

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  • Программа - Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г.
  • Учебники  - Окружающий мир: учебник для 2 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Учебные пособия - Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2012. Беседы с учителем. Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007. Окружающий мир: 1 - 2 классы: методика обучения /  Виноградова Н. Ф.    – М.: Вентана-Граф, 2012. Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2009.

                                                                                 

Содержание  курса.

Содержательная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Формы и вопросы контроля

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

Что тебя окружает

Что такое живая и неживая природа, как отличит объекты живой природы от объектов неживой природы,  Бывают ли на свете чудеса.

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

  • Значение слов «прошлое», «настоящее», «будущее»  

Уметь сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком. Выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю

Кто ты такой

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении.

  • реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

  • Углубить знания об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение»

Знакомиться с научным текстом, соотносить его с рубрикой «Картинная галерея». Сравнивать портреты: два возраста

Опыт «Определение вкуса продукта»

Опыт: Продукты содержат жир

Ты и твоё здоровье

 Что такое здоровье, как сохранить своё здоровье.

10 ч

  • описывать кратко особенности разных органов чувств;
  • сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;
  • анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;
  • различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;
  • характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;
  • правила подготовки рабочего места к занятиям, правило чтения, письма, чем заниматься в свободное время
  • правила безопасного поведения;
  • – правила сохранения и укрепления здоровья
  • основные правила поведения, сохраняющие здоровье.

Задуматься над вопросами: что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна?

Учиться различать время по часам. Соблюдать режим буднего и выходного дня. Отличать полезное от вредного

Практические работы «Составление режима дня», «Первая помощь при ожогах, порезах»

К/р: «Ты и твоё здоровье»

Кто живёт рядом с тобой?

Что такое семья. Могут ли обидеть жесты, нужны ли правила поведения, чем можно заняться в свободное время.

6 ч

  • составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  • характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;
  • реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
  • основные правила поведения в семье
  • основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со

сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха)

Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта

Россия – твоя Родина

Что такое Родина.  Чем знаменит твой родной край, как наше государство заботится о своих гражданах, какой была наша Родина в давние времена, какие древние города есть в России, какие права имеют граждане России.

15 ч

  • ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;
  • различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;
  • ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

  • кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;
  • называть царства природы, описывать признаки животного и растения

  • различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;
  • узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);
  • различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;
  • составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;
  • моделировать на примере цепи питания жизнь леса;
  • конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;
  • отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;
  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • проводить несложные опыты по определению свойств воды;
  • отличать водоем от реки как водного потока;
  • описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);
  • приводить примеры лекарственных растений луга;
  • узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;
  • отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;
  • составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;
  • приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;
  • приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
  • название родной страны,ее столицы, региона, своего города.
  • как человек выбирает профессию?
  • названия 2–3 городов, их расположение на карте России; достопримечательности города

На основе репродукции картины И. Глазунова составить представление о первых варяжских князьях.

Использовать знание для поиска дополнительной информации

К/р: «Мы – граждане России»

Мы жители Земли

Сколько на небе звёзд, Сколько у природы царств, кто живёт в царствах природы, какие животные обитают на Земле

  • отличия Земли от других планет.
  • Планеты Солнечной системы

Находить сходства и различия растений и животных

Опыт: Луна – спутник Земли

Опыт: Развитие растения из семени

Природные сообщества

 

Почему цапля живёт рядом с лягушкой, Сколько этажей у леса, какие растения помогают человеку, что такое природное сообщество, Чем луг отличается от леса и водоема.

21ч

  • условия, необходимые для жизни растений.
  • представителей всех ярусов и подземелья леса
  • виды водоемов, обитатели
  • водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка желтая)
  • плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные

Доказать утверждение.

Называть по 2–3 представителя каждого природного сообщества

Различать по внешнему виду и особенностям жизни насекомых

К/р: «Царства природы»

Природа и человек

Человек – часть природы, дружба с животными, Почему нужно беречь природу, Зачем создают заповедники

5 ч

  • что такое «Красная книга». Растения и животные, занесенные в Красную Книгу

применять полученные знания

Урок-экзамен (Контрольная работа)

 

Примерное тематическое планирование курса

«Окружающий мир»2 класс

Дата

Программный вопрос

Количество

часов

урока

в

разделе

Тема

урока

Тип
урока

Содержание, методические приемы

Требования к уровню
подготовленности

учащихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного содержания

Что тебя окружает

2

1

Что такое окружающий мир?

Комбинированный

Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие».

Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях.

Упражнение на классификацию объектов природы. Минутка игры

Уметь сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком. Выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос

Уточнение понятий «объект  природы», «живая – неживая природа», ввести термины: «тело природы, явление природы»

2

Бывают ли на свете чудеса

Комбинированный

Беседа с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса?».

Работа с рубрикой «Обсудим вместе».

Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н. Юрковой «Чудо» (учебник, ч. 1, с. 12)

Уметь читать и анализировать текст учебника, работать со словами «прошлое», «настоящее», «будущее» (например, придумывают предложения)

Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос

Понятие «историческое время». «История» – многозначное слово

Кто ты такой?

3

3

Все мы - люди

Комбинированный

Рассказ учителя: «Что человеку даёт природа»

Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?».

Обсуждение проблемной ситуации: «Если бы все люди были одинаковые».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Знакомиться с научным текстом, соотносить его с рубрикой «Картинная галерея». Сравнивать портреты: два возраста, две

Текущий

Понятие «физические качества», «организм человека»

4, 5

Наши помощники — органы  Опыт: Определение вкуса продукта чувств

Комбинированный

Речевая разминка. «Расскажу о себе двумя словами».

Игра «Кто быстрее найдёт похожие предметы?».

Дидактические игры: «Кто позвал», «Чудесный мешочек», «Цвет предмета». Работа с текстом учебника

Углубить знания об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение»

Текущий, практический

Понятия: «внешние чувства», и «ощущения»: обоняние, осязание, зрение, вкус, слух

Что такое здоровье?

10

6

Что такое здоровье

П/р№1 Составление режима дня

Комбинированный

Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?». Работа с иллюстрированным материалом: причины заболеваний.

 Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь».

Ролевая игра «Мальчик заболел»

Задуматься над вопросами: что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна?

Учиться различать время по часам. Соблюдать режим буднего и выходного дня.

Знать правила подготовки рабочего места к занятиям, правило чтения, письма, чем заниматься в свободное время

Текущий,  практический

7

 Режим дня

Комбинированный

Работа в группах: коллективное составление памятки «Режим дня второклассника».

Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника

Текущий

8

Что такое

физическая

культура

Интегрированный

Беседа на тему «Что такое физическая культура» с использованием иллюстративного материала учебника(ч. 1, с. 38-40).

Игры малой подвижности

Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Знать и выполнять:

– правила безопасного поведения;

– правила сохранения и укрепления здоровья

Практический

9

Закаляться может каждый.

Комбинированный

Обсуждение проблемы:

«Почему говорят: солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья?». Составление памятки «Как нужно закаляться». Творческое рассказывание по картинке

Текущий

10

Почему нужно правильно питаться

Опыт: Продукты содержат жир

Комбинированный

Работа со схемой «Почему нужно правильно питаться».

Проведение опытов по определению состава продуктов

Обсуждение вопросов «Почему нужно правильно питаться?», «Есть ли у питания режим?», «Какие продукты полезны, а какие вредны?». Попробовать составить меню завтрака, обеда и ужина.

«Как вести себя за столом?», «Что значит есть правильно?», «Как себя закаливать?», «Всегда ли солнце, воздух и вода наши друзья?».

Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье.

Уметь отличать полезное от вредного

Дидактическая игра

 «Надгортанник, гортань, пищевод»

11

О витаминах

Комбинированный

Составление схемы «Какие витамины нужны организму?».

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир». Обсуждение проблемы «Полезен

ли сахар?»

Текущий

Режим питания. «Белки, жиры, углеводы»

12

О правилах

питания

Комбинированный

Работа с рубрикой «Обсудим вместе»

Ролевая игра «Приглашаем в гости»

Составление памятки «Как вести себя за столом»

Текущий

13

Правила

дорожного

движения

Интегрированный

Чтение и обсуждение текста в учебнике. Создание плаката «О чём рассказывают дорожные знаки».

Игра «Пешеходы и водители»

Знать и выполнять:

– правила безопасного поведения;

– правила сохранения и укрепления здоровья

Практический

14

Чтобы избежать неприятностей.

П/р№2 Первая помощь при ожогах, порезах

Комбинированный

Беседа «Когда и почему у человека возникают неприятности? ». Дидактическая игра «Мой адрес»

Текущий

15

Зачем изменять себя

К/р: «Ты и твоё здоровье»

Комбинированный

Беседа «Дадим друг  другу советы». Обсуждение проблемы «Почемучка — это хорошо или плохо?».

Игра «Минутка почемучек»

Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения

в обществе, со сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей. Формировать знания об особенностях семьи как части общества. Права и обязанности, есть ли они у детей?

Знать основные правила поведения в семье

Аутотренинг, контрольный

Кто живёт рядом с тобой?

6

16

Что такое семья

Комбинированный

Создание рисунка-плаката «Моя семья». Работа с учебником и иллюстративным материалом

Знать основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со

сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха.

Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта

Творческая работа (рисунок)

Смысл пословиц: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи», «Долог день до вечера, коли делать нечего»

17

Домашнее хозяйство

Комбинированный

Обсуждение проблемной ситуации «Может ли мальчик испечь пирог?». Решение логических

и творческих задач. Работа с учебником. Конкурс кулинаров

Анкетирование

18

Семейный досуг

Пр/р  №3

Составление семейного «древа».

Комбинированный

Работа с иллюстративным материалом. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ учителя о старинных играх и забавах

Анкетирование

19

Какие бывают

правила

Комбинированный

Обсуждение проблемной ситуации.

Работа со схемой «Какие бывают правила». Сочинение: «Три истории о Васятке».

Ролевые игры: «Театр», «Библиотека»

Текущий

20

Умеешь литы

дружить?

Урок-игра. Работа в парах

Комбинированный

Чтение и обсуждение историй о детях.

Составление памятки «Правила дружбы»

Творческая работа

21

Умеешь ли ты

общаться?

Комбинированный

Обсуждение текста учебника. Разыгрывание ситуаций: мимика и жесты. Моделирование: «Какими бывают жесты»

Текущий

Россия — твоя Родина

15

22

Родина — что это такое?

Комбинированный

Чтение и обсуждение текста «О чём рассказал папа».                                    

Работа с рубрикой «Картинная галерея».                  

Рассказ-описание «Моя родная земля»                        

Осознание понятия «Родина»; проявление любви к своему Отечеству взрослыми и детьми. Интерес к истории родного края

Текущий

Слова-синонимы: Отчизна – Родина – Отечество

23

История рассказывает о прошлом

Комбинированный

Работа с текстом учебника. Рассказы детей: случай (история) из моей жизни. Работа с форзацем учебника: как мы узнаём о прошлом

Познакомить с общими историческими сведениями из жизни славян.

Формирование знаний «Как Русь начиналась»

 

Текущий

24

Как Русь начиналась

Комбинированный

Упражнение: вспомним римские цифры. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа с текстом учебника

Текущий

Историческая справка «Как Русь

начиналась». «Кто такие славяне»

25

Москва – столица России

Комбинированный

Знать название родной страны. Ее столицы, региона, своего города.

Использовать знание для поиска дополнительной информации

Текущий

26

Как Москва строилась

Комбинированный

Беседа «Как можно узнать о прошлом города?».

Текущий

27

Города России

Комбинированный

Работа с рубрикой «Картинная галерея».

 Игра — путешествие по Москве (Санкт-Петербургу)

Знать названия 2–3 городов, их расположение на карте России; достопримечательности города

Текущий

28

Золотое кольцо России

Комбинированный

Текущий

29

Родной край – частица родины

К/р: «Мы – граждане России»

Урок-экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия: в краеведческий музей, по улицам города и др.

Знать название родной страны. Ее столицы, региона, своего города.

Использовать знание для поиска дополнительной информации

Текущий, контрольный

30

Зачем человек трудится

Комбинированный

Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?».

Работа со схемой «Зачем человек трудится?».

Сформировать важное обществоведческое понятие «труд – основа жизни»

Текущий

31

Хлеб – всему голова

Урок-игра.

Беседа на тему «Хлеб — всему голова»

Иметь представление о важности бережного отношения к хлебу. Знать пословицы и поговорки о хлебе.

Текущий

32

О занятиях наших предков

Комбинированный

воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Иметь представление о с/х труде, о профессиях в древности и современности

Текущий, работа

в тетради

33

О профессиях

Комбинированный

Текущий, работа

в тетради

34

Мы - граждане

России

Права и обязанности граждан России.

Комбинированный

Каждый человек — гражданин какого-нибудь государства, оно предоставляет ему права. Ребёнок как гражданин тоже имеет права

Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребёнка в России»

Текущий

35

Россия – многонациональная страна

Комбинированный

«Многонациональный народ». Нации, населяющие Россию Гражданин. Российская Федерация

Понятие «многонациональный народ России». Каждый человек должен чтить традиции своего народа, беречь свою национальную культуру

Текущий, работа

в тетради

36

Родная природа – часть Родины

Комбинированный

Текущий, работа

в тетради

Мы жители Земли

6

37

«Солнечная семья»

Комбинированный

Учебный диалог «Почему люди смотрят на звёзды?». Работа с текстом и схемами учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Солнце – источник света, тепла, энергии. Пословицы и поговорки о Солнце

 Текущий, работа
в тетради

Астроном – ученый, изучающий планеты и

звезды Н. Коперник

38

Земля — планета Солнечной системы

Опыт: Луна – спутник Земли

Комбинированный

Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдений Луны. Опыт «Солнце — Луна — Земля»

Знакомство с солнечной системой. В чем отличия Земли от других планет. Солнечная система. Девять планет

Текущий, практический

Планеты Солнечной системы, спутник

39

Глобус - модель

Земли

Комбинированный

Практическая работа с глобусом

Текущий

Глобус, модель

40

Царства живой природы

Комбинированный

Дидактическая игра «Царства живой природы». Рассказ учителя на тему «Бактерии»

Дидактическая игра «Кто больше».

Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. Рисование схемы «Строение гриба».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Четыре царства живой природы. Знать представителей каждого царства. Уточняются знания об основных качествах животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомства)

Текущий, работа
в тетради

Сходства и различия растений, животных, бактерий, грибов.

Съедобные и несъедобные грибы

41

Какие животные живут на Земле

Комбинированный

Игра-путешествие «Какие животные живут на Земле?» (работа с иллюстративным материалом). Описательный рассказ «Расскажу о животном»

Органы чувств животных. Почему у животных некоторые органы чувств отсутствуют, а другие лучше развиты

Текущий, работа
в тетради

42

Какие бывают растения

Опыт: Развитие растения из семени

Комбинированный

Игра-путешествие «Растения планеты Земля». Подготовка схем: «Какие бывают растения» и «Части растения»

Предназначение листьев. Какие бывают корни, стебли, листья

Текущий, работа
в тетради

Простой и сложный лист

Природные сообщества

21

43

Что такое лес?

П/р №4 Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами

Экскурсия

Экскурсия в лес. Сравнение «жителей» разных «этажей» леса. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Создание рисунка-схемы. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Лес – многоэтажный дом. Ярусы. Паспорт дерева. Хвойные и лиственные деревья

Текущий

Лес – многоэтажный дом

44

Деревья леса. Что делает человек из древесины

Комбинированный

Проектная деятельность

Знать основные отличия деревьев от других растений.

Текущий, работа
в тетради

45

Кустарники леса

Экскурсия.

Экскурсия. Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина).

Проектная деятельность. Работа с текстами и иллюстрациями учебника

Знать основные отличия кустарников от других растений.

Текущий

46

Травянистые растения леса

Комбинированный

Работа с гербарием и иллюстративным материалом.

Чтение и обсуждение

текста учебника

Знать основные отличия травянистых растений.  

Текущий

47

Лесная аптека

Комбинированный

Учебный диалог: «Лесная аптека» (работа с таблицей)

Использование растений в изготовлении лекарств.

Текущий

48

Животные леса

Комбинированный

Дидактическая игра «Кто больше?».

Сюжетная игра «Расскажу вам о себе» (с использованием иллюстраций).

Рассказ учителя «Белка

и бурундук».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Обитатели леса: кто они? К животным относятся не только звери. Знать представителей всех ярусов и подземелья

Текущий, работа
в тетради

Пищевая цепь

49

Птицы — лесные жители

Комбинированный

Решение проблемной ситуации «Зачем птице перья?».

Работа с текстами учебника.

Рассказ учителя: истории из жизни птиц

Текущий

50

Пресмыкающиеся – обитатели леса

Комбинированный

Рассказ учителя «Ужиное семейство».

Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов рептилий.

Ролевая игра «Неожиданная встреча»

Текущий

51

Насекомые леса

Комбинированный

Рассказывание: насекомые, какие они разные.

Классификация рисунков: полезные и вредные насекомые леса

Текущий

52

Мы

пришли

в лес...

К/р: «Царства природы»

Урок-игра.

Составление коллективной памятки «Правила поведения в лесу» (работа в группах)

Роль человека в жизни леса. Когда человек друг, а когда враг. Лес помогает человеку. В чем?

Творческая работа, контрольный

Охрана леса

53

Что мы знаем о воде

П/р №5 Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами

Комбинированный

Учебный диалог: «Поговорим о воде».

Построение рисунка-схемы «Вода и её состояния».

Чтение и обсуждение

текста «Путешествие

капельки»

Свойства воды выясняются опытным путем. Состояние воды

Текущий

Круговорот воды в природе. Вода – вещество. Три состояния воды. Свойства воды

54

Какие бывают водоёмы

Комбинированный

Учебный диалог: «Водоёмы».

Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника.

«Минутка для любознательных»

Знать виды водоемов. Обитатели.

Текущий.

Выполнение заданий в тетради

Виды водоемов

55

Рыбы —

обитатели

водоёмов

Комбинированный

Учебный диалог: «Обитатели водоёмов».

Наблюдение за рыбой

в аквариуме.

Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника.

«Минутка для любознательных»

Знать обитателей водоемов. Называть по 2–3 представителя. Земноводные и их польза

Текущий.

Выполнение заданий в тетради

Земноводные

56

Водоплавающие – жители водоёмов

Комбинированный

Обсуждение текста «Река — пресный водоём».

Работа с иллюстративным материалом «Животные пресных водоёмов».

Вода – источник жизни на земле. Уметь доказать утверждение.

Текущий, работа

в тетради

Исток – начало реки. Устье – место впадения в более крупный водоем. Русло – углубление, по которому течет река

57

Растения пресных водоёмов

Комбинированный

Работа в группах: растения пресных водоёмов»

Знать водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка желтая)

Текущий, работа

в тетради

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения

58

Солёные водоёмы

Комбинированный

Учебный диалог: «Солёные водоёмы».

Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника.

«Минутка для любознательных»

Знать обитателей солёных водоёмов

Текущий, работа

в тетради

Моря и океаны

59

Экскурсия на луг

П/р №6 Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами

Экскурсия

Экскурсия на луг. Наблюдения: сравним два сообщества: лес и луг (сходство, различия). Работа с текстами учебника

Ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи. Значение луга. Каким животным раздолье на лугу (насекомые или пауки – животные?). Луг – украшение Земли

Текущий, работа в тетради

Сенокос. Лекарственные растения

 

60

Растения и животные луга

Комбинированный

Луг — сообщество животных и растений. Они приспособлены к жизни в условиях луга. Есть ли на лугу ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему?

Текущий, работа

в тетради

61

Растения поля

П/р №4 Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами

Комбинированный

Поле — сообщество, за которым ухаживает человек. Какие растения относятся к зерновым культурам

Отличие луга и поля. Поле – большой огород. Знать несколько растений зерновых культур, овощных, бобовых, масличных, прядильных культур

Текущий, работа

в тетради

Луг и поле. Зерновые культуры, овощные, бобовые, масличные, прядильные культуры

62

Животные поля

Комбинированный

Работа с гербарием: зерновые культуры. Обсуждение проблемных вопросов: правильны ли высказывания?

Текущий, работа

в тетради

63

Растения и животные сада

П/р №8 Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами

Комбинированный

Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника

Знать плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные

Текущий.

Творческая работа

Животные – защитники сада. Черенкование – способ размножения растений

Природа и человек

5

64-65

Человек часть природы Урок-экзамен (Контрольная работа)

Комбинированный

Рассказ учителя «Человек и природа».                            

Знать, что такое «Красная книга». Растения и животные Астраханской области, занесенные в Красную Книгу

Текущий

66-67

Будем беречь природу

Экскурсия

Составление памятки:          «Правила поведения в природе».                                      

Текущий,

68

Животные – друзья человека

Урок-игра.

Обсуждение ситуации            «Дядя, купи котёнка!»            (учебник, ч. 2, с. 151, 152)

Текущий, работа

в тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...