Экосистема болота
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Кутина Екатерина Викторовна

Методическая разработка урока по окружающему миру  в 3 классе "Экосистема болота". УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekosistema_bolota.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе по программе «Школа 2100»

Урок 14.

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема: Экосистема болота.

Цели:

 – Ознакомить учащихся с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека.

 – Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

– Приводить примеры организмов разных «профессий».

 – Называть, из чего состоит экосистема.

Оборудование: иллюстрации обитателей болот, гербарий растений болот, сухой сфагнум, весы с разновесками, стакан с водой, коллекция «Торф и продукты его переработки», плакат «Экосистема болота» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 

 – Ребята, с какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? (С экосистемой озера.)

 – А что с ней происходит спустя определённое время? (Так как в озере круговорот замкнут не полностью, экосистема со временем превращается в другую.)

Конечно же, экосистема не разрушается полностью, а превращается в другую. Вот в какую экосистему превратилось озеро, вы узнаете, отгадав загадку:

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото.)

– Конечно же, вы догадались, мы сегодня будем говорить о болоте, и не просто о нём, а о том, что …(Болото – это экосистема.)

– Какие знания нам сегодня понадобятся на уроке? Прочитайте вопросы на с. 50.

– Расскажите, какой круговорот веществ в экосистеме озера? Что в результате произойдёт с озером? (В экосистеме озеро круговорот веществ незамкнут, и поэтому озеро со временем превращается в болото.)

 – Как же озеро превратилось в болото? Задание на с. 50 к рисунку.

Дети представляют свои рассказы.

 – Мы знаем, что озёра бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них неизбежно превратится со временем в болото? Почему? (Бессточное озеро со временем неизбежно превратится в болото, потому что в нём накапливаются вещества, не используемые организмами озера и принесённые водами рек.)

 – Чтобы доказать, что болото – экосистема, что необходимо сделать? С чего начнём?

 Давайте составим план урока.

Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.

План (примерный)

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

 Какое умение формировали?

Познавательные УУД

  • Выявлять сущность, особенности объектов.

Коммуникативные УУД

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа в группах. Работа в учебнике.

1. – Отгадайте загадку:

Росло-повыросло,

Из кустов повылезло,

На кончике закрутилось,

Красным девицам полюбилось. (Морошка)

Подсказка на рис. на с. 50.

Рассказывают о производителях.

Какие ещё растения можно встретить на болоте? Поделитесь своими знаниями. (Заслушивание сообщений о растениях болот.) Все эти организмы выполняют роль … ? Какие особенности вы заметили у этих растений? (Все растения болот невысокие, мелкие.)

2. – Отгадайте загадки, и вы узнаете, кто обитает на болоте, расскажите, что вы знаете об этих организмах?

По поднебесью верёвка протянулась. (Журавль)

В болоте плачет,

А из болота не идёт. (Кулик)

Голосок тонок,

Нос долог,

Кто его убьёт,

Тот свою кровь прольёт. (Комар)

Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

Самого чуть видно, а голос слышно. (Комар)

Что на земле не зверь, не птица,

Собой тонка, а голосом  звонка,

 Орды от неё стонут и

 знатные дрожат,

 Кто её убьёт, тот свою

кровь прольёт. (Комар)

Выпучив глаза, сидит,

По-французски говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает. (Лягушка)

В воде родилась, а в ней мало бывает. (Лягушка)

Сидит Матрёна намокрёна,

Не говорит – ещё терпима,

А как речь начнёт,

Всё досада возьмёт. (Лягушка)

Рассказывают о потребителях.

– Что вы знаете об этих организмах из книг? Поделитесь своими знаниями.

– Какую роль в экосистеме они выполняют?

Зачитываются сообщения.

– Мы сейчас познакомимся с самым интересным обитателем болота. Без него и болото не болото. Встречайте!

Показать гербарный образец мха-сфагнума, не называя.

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. Кто это? (Мох)

  1. Практическая работа.

– Давайте посмотрим, чем он так знаменит? Опыт: взвесить сухой мох, затем немного подержать в воде, отжать и опять взвесить. Что, оказывается, умеет этот мох? (Сфагнум может впитывать и удерживать воду.)

– Но и это не все его достоинства. Вот послушайте, как о нём говорят поэты.

Мох

Меж клюквы и морошки

Среди лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь – растёт.

Он снизу – беловатый, повыше – зеленей,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны,

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

В. Рождественский.

Выделяют ключевые слова, которые характеризуют это растение. (Слова поместить на доске.)

Что вы отметите необычного в этом организме? Расскажите об этом организме, используя ключевые слова.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Познавательные УУД

  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради.

– Прочитайте текст на с. 52 «Как образуется торф?» и выполните задание на с. 26 в рабочей тетради.

Выполняют самостоятельную работу по тексту в рабочей тетради.

2. Работа в рабочей тетради.

– Задания из рабочей тетради на выбор.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы учились оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Технология оценивания учебных успехов

ΙV. Домашнее задание.

Чтение текста темы 13, опережающее задание по подготовке сообщений об обитателях луга.

V. Итог урока.

– Если разрушителей мало, то что будет происходить в экосистеме?

– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Технология оценивания учебных успехов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Экосистема болота" с презентацией

Урок "Экосистема болота" УМК "Школа 2100". Презентация идет на протяжении всего урока. На уроке ведется работа в парах и группах....

"Экосистема болота" урок для 3 класса.

Урок по окружающем миру для 3 класса. "Школа 2100"....

урок окружающего мира по теме "Экосистема болота" Образовательная программа 2100" 3 класс

Технологическая карта урока Предмет: Окружающий мир. Класс: 3 Количество уроков в неделю: 2 (всего 68 часов в учебный год ). учебная программа: Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Дан...

Урок окружающего мира с мультимедийным сопровождением по теме: "Экосистема болота"

Урок-исследование по окружающему миру в  с мультимедийным сопровождением. Образовательная система «Школа 2100».  Тема урока: «Экосистема болота»....

Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100

Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100...

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Экосистема болото"

Познакомить учащихся с животными и растениями болот, их «профессиями» в экосистеме;-рассказать о значении болот в жизни человека , расширить кругозор, быть осторожным с огнем.-воспитывать любовь...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"

Данный урок разработан по программе 3 класса "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"...