Урок по окружающему миру 2 класс "Планеты солнечной системы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Медведь Елена Александровна

Возможно использование отрывков из документальных фильмов , позновательных мультфильмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_po_teme.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру по теме "Планеты Солнечной системы" (2-й класс)

Цель:

  • Дать представление о планетах Солнечной системы.
  • Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления.
  • Побудить интерес к познанию окружающего мира.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Программа: Г.Г. Ивченко, И.В. Потапов. Окружающий мир. Москва: изд-во Астрель , 2012.

Учебник. Г.Г. Ивченко, И.В. Потапов. Окружающий мир. Москва: изд-во Астрель , 2012

 Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир”, 2 класс Г.Г. Ивченко, И.В. Потапов. Москва: изд-во Астрель , 2014.

Класс: 2-й класс.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Добрый день, юные исследователи! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! А вы готовы работать? Тогда вперёд! Сегодня мы продолжим постигать тайны Космоса. А что же мы о ней уже знаем? И о чём будем говорить сегодня?

II. Проверка домашнего задания

(стр. 44-47)

  • Как называется мир с точки зрения астрономов? (Вселенная или Космос.)
  • Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)
  • Что ближе к Земле: Солнце или Луна?     ( Луна)
  • Луна – это …  (Спутник)
  • Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)
  • По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)
  • Самые горячие звезды по цвету? (Белые)
  • Какого цвета солнце? (Желтая)
  • Одежда для космонавтов. (Скафандр)
  • Газовая оболочка, окружающая  Землю. (Атмосфера)

На доске:

“Звёзды – это  …(космические) тела. Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда). Солнце имеет форму … (шара).Звёзды отличаются по …, … и …,(размеру, цвету, температуре)

Самые яркие звёзды … , …,… .(Вега, Альтаир, Полярная)

Созвездия:…, …,   … .

III. Постановка цели урока

– Ребята, вы доказали, что действительно являетесь настоящими астрономами.

-А какие еще крупные космические тела вы знаете? (Планеты)

-Так о чем мы сегодня будем говорить?

– Значит, цель нашего урока сегодня – раскрыть секреты планет Солнечной системы.

IV. Изучение планет Солнечной системы

  1. -Для дальнейшего нашего разговора нам нужно дать следующим понятиям определения.

Планета                   это небесное тело                         это путь движения   тела          

                                       вращающееся по орбите                                вокруг    звезды                                  

Орбита

                                движущееся вокруг планеты
Спутник

Планета в переводе с греческого «планетос» означает «блуждающий». Астрономы давно заметили, что время от времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами.

2.Как вы думаете с чего начнем разговор?

(Поговорим о планете Земля. )

- В нашем классе готовились четыре исследователя, которые представят свои сообщения .

 - Послушаем 1 выступающего. Он исследовал исторический аспект развития Земли как планеты. Итак, 1-я тема «Назад в прошлое».

«Представления древних о Земле».

- Как прекрасно ночное небо! Глядя на него, каждый, наверняка, задавался вопросом: что там, далеко-далеко? Есть ли жизнь на других планетах? Кто создал этот удивительный мир?

Задавать эти вопросы люди начали давным-давно. Тысячелетия люди ищут на них ответы. На часть вопросов уже ответили, а многие и сейчас остаются великой тайной.

Сейчас каждому малышу известно, что Земля круглая, а раньше люди думали иначе.

Считалось, что Земля – плоский круг, который держится на подпорках (Древние индусы считали, что Землю держат четыре слона, а слоны стоят на громадной черепахе, но они не задумывались, а на чем стоит черепаха .

Индейцы Северной Америки представляли Вселенную в таком виде, внизу кит – символ Земли, на нем фигурки мужчины и женщины – человечество, вверху орел – небо

Древние вавилоняне представляли себе, что Земля - это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними расположено звёздное небо

Вот как люди представляли землю. Но человечество шло вперед и появились

               Выступление 2 ученика.«Первые ученые – исследователи Земли».

Великий математик Пифагор (около 580 – 500 гг. до н.э.) – первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – доказал правильность этого предположения и предложил свою модель строения Вселенной, в центре которой находится неподвижная Земля.

Представления Аристотеля и многих других ученых развил величайший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей.

Обобщив работы древнегреческих астрономов, Птолемей создал свою систему мира. Вокруг неподвижной шарообразной Земли движутся Луна, Солнце, пять планет (известных в то время), а также «сфера неподвижных звезд», которая и ограничивает пространство Вселенной.

Но шло время… Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великий польский астроном Коперник). работа учителя с интерактивной доской.

Коперник представлял себе Вселенную так:

Центром мира – является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звёзды неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца.

Просмотр фрагмента фильма» зарождение солнечной системы»

Учитель: Выступает 3 ученик. Тема «Планета Земля».

«Форма и размер Земли».

Земля – планета Солнечной системы, которая вращается на третьей орбите от Солнца. Земля – сравнительно небольшая планета.

Земля, вероятно, единственная планета, на которой есть вода и жизнь. Нашу планету называют «голубой жемчужиной Вселенной»

Земля – огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве.

Шар этот не совсем круглый, а приплюснутый сверху и снизу.

В самой широкой части Землю опоясывает воображаемая линия – экватор

Возраст Земли примерно 4500 млн. лет.

  1. Планета Земля


– 
Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

– Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)

– Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”, а почему она такая голубая? (На Земле много воды.)

– На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.

– А почему Землю ещё называют “Планета – сад”? Потому что на ней растут растения, и ещё потому, что на ней есть жизнь.

– Что ещё вы можете сказать о планете Земля? Это третья планета от Солнца. Полный оборот вокруг Солнца она совершает за 365 дней. Земля имеет искусственный спутник – Луну.

V. Физкультминутка

VI. Изучение планет (продолжение)Дети самостоятельно изучают текст. (Задание по группы)

1. Меркурий. 

Ближайшая к Солнцу планета. Она получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, температура достигает +480 градусов, а ночью – ледяной холод-до -180 градусов. Поверхность каменистая и пустынная, усеяна кратерами. Спутников у Меркурия нет.

2. Венера. 

Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Период обращения вокруг Солнца-225 земных суток. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты, под облачным покровом стоит невыносимая жара. Спутников у Венеры нет. Температура у поверхности – +470–480 градусов, что обусловлено наличием парникового эффекта.

3. Марс. 

Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны). Период обращения вокруг Солнца-687 земных суток. Ночью температура на Марсе опускается до -85 градусов, а днём поднимается до +25.

- Что вы запомнили о планетах?

– Мы с вами познакомились с планетами, включая Землю, которые называют “каменными планетами” или планетами земной группы.

– Как вы думаете, почему?

– Назовите их ещё раз.

-  А сейчас мы просмотрим мультфильм о планетах , которые называют газовыми. А почему их так называют скажете мне чуть позже.

Просмотр мультфильма «Школа Шишкина»        

 Так почему планеты называют газовыми? ( Они состоят из газа)

-У вас на столах лежат листочки с рассказом о планетах . Прочитайте их. Подчеркните то, что вы до этого не знали.

5. Юпитер. (Слайд 9)

Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Период обращения вокруг Солнца-11,86 лет. И вот ещё что интересно: Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все остальные планеты вместе взятые! Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников. Ио, Ганимед, Каллисто, Европа-самые крупные. 12 спутников вращаются в одну сторону, а 4 – в противоположную. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. Температура на этой планете близка к -130 градусам.

6. Сатурн. (Слайд 10)

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Период обращения вокруг Солнца-29, 46 лет. Она названа в честь римского бога земледелия. Планета имеет порядка 30 спутников, большинство из которых ледяные. Пандора, Прометей, Янус, Эпиметея, Диона, Елена, Рея, Титан и другие. Кроме того, у Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Температура на Сатурне приближается к -170 градусам.

7. Уран. (Слайд 11)

Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов. Период обращения вокруг Солнца – 84,01 года. Имеет 15 спутников. Некоторые из них: Оберон (самый далёкий и второй по величине), Миранда, Корделия (самый близкий к планете), Ариэль, Умбриэль, Титания. 5 спутников движутся в направлении вращения планеты по круговым орбитам. 10 обращаются вокруг Урана внутри орбиты Миранды. Температура до -150 градусов.

8. Нептун. (Слайд 12)

Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – – 230 градусов. Период обращения вокруг Солнца-164,8 лет. Имеет 2 спутника: Тритон и Нереида.

9. Плутон. (Слайд 13)

Плутон – самая маленькая планета Солнечной системы. Период обращения вокруг Солнца-248 лет. Она названа в честь римского бога – повелителя царства мёртвых. На его поверхности царит невероятный холод – до – 270 градусов. Имеет 1 спутник-Харон, который был открыт в 1978 году американским учёным Дж.У.Кристи. Харон по представлению древних греков-перевозчик умерших в царство мёртвых через реку Стикс.

– Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы, которые состоят из чего? Значит, как будут называться такие планеты? Газовыми.

– А теперь вспомните все планеты и сравните: чем они похожи и чем различаются. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.) 

– Почему на одних планетах стоит невыносимая жара, а на других – немыс лимый холод?

– Значит, какие планеты получают больше тепла от Солнца, а какие меньше?

– А почему планеты светятся?

“Светят планеты не своим, а отражённым солнечным светом. Как зеркала. Некоторые из планет (например, Венеру или Марс) можно заметить ночью, когда они перемещаются по небу на фоне неподвижных звёзд”.

VII. Закрепление полученных знаний

1. Работа в тетради. Стр.33 упр.30 стр.35 упр.33,34

2. Соотнесите слова левого и правого столбиков. Соедините их линией.

Звезда

Марс
Солнце

Планета

Луна
Венера

Спутник

Полярная
Земля

3. Тест “Планеты Солнечной системы”

– Выбери верное высказывание:

1. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их ….

а) 7;

б) 9;

в) 11

3. Какая планета названа в честь римского бога войны?

а) Плутон; 
б) Нептун; 
в) Марс; 
г) Сатурн.

4. Есть ли у Земли естественные спутники?

а) есть, один; 
б) нет; 
в) есть, два.

6. Самая большая планета Солнечной системы

А)Юпитер

Б)Сатурн

В)Марс

VIII. Домашнее задание

1. Стр.48–49 в учебнике.
2. В тетради № 31,32.

IX. Итог урока

– А сейчас заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Что особенно вам понравилось? Легко ли вам было выполнять задания? Где вы испытали затруднения? Чувствуете ли вы, что стали умнее? Кто остался собой очень доволен? А кто ещё не очень доволен собой? Почему?

– Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!

Эй, Земля, моя планета, где твой край? А вовсе нету.Вокруг своей оси вращаюсь,Солнцем я обогреваюсь.Вокруг Солнца я кружу,Знать, не на китах лежу.Кто ж они – твоя семья,Солнца дочь и сыновья?- То Венера и Меркурий.И ещё шесть братьев хмурых.Марс, Юпитер и СатурнДа Плутон, Уран, Нептун.Мы горды своей почтенной Нашей Солнечной системой.И с такой семьёй солидной,Где живёте вы – не видно?Ты на небе можешь видетьЧасть от дома, лишь чуть-чуть.Дом – галактика большаяПод названьем Млечный путь!А Галактика, одна?Есть галактики другие,Неизвестные совсем, И живут они все вечноВо Вселенной бесконечной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Планеты солнечной системы"

Данный урок проводится вторым в 4 классе по программе "Школа России", А.А.Плешаков....

Урок по окружающему миру: "Планеты Солнечной системы" (2 кл.)

Материалы урока по ФГОС 2 класс по развивающей системе Л.В. Занкова, предмет "Окружающий мир", тема: "Планеты Солнечной системы"....

урок окружающего мира "Планеты солнечной системы"

урок разработан по программе УМК "Планета знаний", во 2 классе...

Разработка урока по окружающему миру "Планеты Солнечной системы"

Цели и задачи урока:1)    ОбразовательныеПознакомить с планетами Солнечной системы.Сформировать представления о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.Познакомить с раб...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечной системыЗадачи:Дид...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечн...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечн...