Основы безопасности жизнедеятельности."Некоторые секреты информационного поля, или что значит быть самостоятельным и отвечать за свои поступки в информационной деятельности?"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Адякина Надежда Васильевна

Тема урока: Некоторые секреты информационного поля, или что значит быть самостоятельным и отвечать за свои поступки в информационной деятельности?

Цель урока: В ходе коллективного решения учебно-познавательных задач выяснить, как важно быть самостоятельным и отвечать за свои поступки в информационной деятельности

 Задачи урока:

- учиться понимать , как правильно  организовать свою информационную деятельность, чтобы не нарушать социальных норм, убеждений, семейных ценностей и не причинит вреда своему физическому  и психическому здоровью

- показать учащимся возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с их собственной;

- учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adyakina_urok_po_obzh.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 «А» классе МБОУ СОШ №6

Основы безопасности жизнедеятельности.

Учитель Адякина Н.В.

Дата проведения 16.03.2011 г.

Научно - практический семинар для учителей начальных классов, приступающих реализации ФГОС НОО в 2011 - 2012 году.

Тема урока: Некоторые секреты информационного поля, или что значит быть самостоятельным и отвечать за свои поступки в информационной деятельности?

Цель урока: В ходе коллективного решения учебно-познавательных задач выяснить, как важно быть самостоятельным и отвечать за свои поступки в информационной деятельности

 Задачи урока:

- учиться понимать , как правильно  организовать свою информационную деятельность, чтобы не нарушать социальных норм, убеждений, семейных ценностей и не причинит вреда своему физическому  и психическому здоровью

- показать учащимся возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с их собственной;

- учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Виды деятельности на уроке:

- поиск дополнительных сведений в справочниках, энциклопедиях, учебниках и прочих изданиях;

- сообщения учащихся;

- коллективная работа, направленная на достижение общего положительного результата;

- самостоятельный выбор способа получения, организации и использования  нужной информации;

- решение нравственно-этических задач, взятых из жизненной практики самих обучающихся и их сверстников.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I  Каждый день вы получаете огромный поток информации. Что входит в информационное поле и каковы источники информации сегодня?

А)  Составление схемы №1

друзья               учителя             ТВ                                        родители и члены семьи

телефон                    радио       газеты          Интернет      книги                        другие взрослые        журналы

Б) Какими источниками информации вы уже умеете пользоваться самостоятельно?

В) Где, когда и зачем вы обращались к ним?

  • при подготовке к урокам;
  • для участия в различных конкурсах;
  • при подготовке к Ломоносовским чтениям;
  • при подготовке к городской конференции «Первые шаги в науку»;
  • и другие.

Г)  Как сегодня можно самостоятельно и быстро получить информацию?

Какие новые информационные источники появились в конце XX века?

  • Телевидение (множество каналов);
  • Телефон (сотовая связь);
  • Радио (множество радиостанций);
  • Интернет.

II Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль  на всех уровнях и этапах развития общества и государства.

В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, в  результате которых общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием  глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет.

Дети составляют схему информационного поля

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Сообщения учащихся

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе  и передавать от поколения к поколению.

 Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гутенберги Иван Федоров). Поя вилась возможность тиражирования и активного распространения информации. Возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция (конец XIX в ) обусловлена изобретением электричества благодаря которому появились телеграф телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах Повысилась роль средств массовой информации, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям.

Четвертая информационная революция (середина XX в ) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникации Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации

III Сегодня мы с вами обсудим, чем полезны и чем могут  стать опасны эти источники информации.

Прошу вас разделиться на 4 группы. Каждая группа получает задание, время на подготовку и затем мы обсудим ваши ответы.

  • Задание 1 группы. Проанализируйте программу передач телевидения. Какие передачи с 16.00 до 18.00 могут отвлечь вас от выполнения домашнего задания.
  • Задание 2 группы. Знаете ли вы, какие возможности представляет меню вашего сотового телефона? Каковы преимущества сотовой связи перед другими способами связи? Могут ли эти преимущества оказаться источником опасности? (Смоделируйте ситуацию)
  • Задание 3 группы. Какие радиостанции вы знаете? Где и когда вы слушаете радио? Может ли радио отвлекать вас от выполнения домашнего задания? Каждая из существующих радиостанции устанавливает связь со своими слушателями, предлагая использовать короткий номер мобильной связи.  Может ли эта связь стать опасной для вашей семьи? (Смоделируйте ситуацию)
  • Задание 4 группы. Каково назначение Интернета в школе? У кого из вас есть выход в Интернет и как вы им пользуетесь? Что такое социальные сети. С кем полезно и интересно общаться в сети? Может ли быть опасным такое общение? (Смоделируйте ситуацию)

   

Психологи предупреждают:

  В университете Карнеги-Меллона в результате продолжительного исследования было выявлено, что постоянное использование Интернета не только на рабочем месте, но и дома ведет к сокращению семейного общения, разрыву социальных связей, возникновению депрессий.

Дети получают  задание и обсуждают в группах.

Интернет и мы

Человечество всё активнее осваивает новую для себя среду жизнедеятельности - Интернет.

Его роль в повседневной жизни и профессиональной деятельности современного общества трудно переоценить.  

            - В чем же состоит привлекательность

                 Интернета?

С точки зрения психологии, среда Интернет - это взаимосвязь активно действующих людей, где реализуются три основные человеческие потребности:

         коммуникативная (общение),

          когнитивная (познание),

          игровая.

IV. Проанализировав работу в группах,  мы с вами пришли в выводу:

       Самостоятельный выбор источника информации – это ваша самостоятельная деятельность, но  чтобы эти верные друзья не стали для нас врагами,  полезно знать следующее:

                                                                                  Схема

                       Чтобы друг не стал врагом…

Чем полезны источники информации?

О чём не следует забывать.

1. Быстрое получение информации, если уметь правильно формулировать вопросы в поисковике).

2. Он-лайн образование (дистанционное).

3. Круглосуточный доступ к информации.

1. Крадут время. Его вернуть нельзя.

2. Траты семейного бюджета.

3. Моральные потери.

4. Ложная информации – надо уметь проверять.

5. Виртуальное общение не заменит настоящего друга

V. Мы с вами обсудили получение информации из различных современных источников.  Но виртуальное общение не развивает и не обогащает внутренний мир ребёнка. Никакой Интернет, телефон, радио, ТВ не заменит человеку эмоциональность и интеллектуальный уровень «живого» общения друг с другом.

Каждый из вас любит общаться играя и при этом получать знания. В этом  вам помогут интеллектуальные игры.

Интеллектуальная игра "Хочу всё знать!"

Урок окончен. Спасибо за внимание.

Дети знакомятся с играми.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...

Классный час на тему "Самостоятельность. Что значит быть самостоятельным".

Тема: Самостоятельность. Что значит быть самостоятельным.Планируемые результаты:-личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельн...

Конспект урока по предмету « Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему «Безопасность в доме», 7Б класс

Данна разработка может быть использована дла проведения урока ОБЖ и в воспитательной работе....

Классный час. Тема: «Самостоятельность. Что значит быть самостоятельным».

Тема: «Самостоятельность. Что значит быть самостоятельным»Цель: познакомиться с понятием самостоятельность; узнать, кто такой самостоятельный человек.Планируемые результаты:личностные:разв...

Классный час «Я отвечаю за свои поступки»

Данный классный час посвящен теме правильного поведения....

Классный час "Я отвечаю за свои поступки"

Классный час "Я отвечаю за свои поступки"...