Урок по курсу "Окружающий мир" по теме "Великая война и Великая Победа"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Устинова Людмила Петровна

Конспект урока  по курсу "Окружающий мир" по теме "Великая война и Великая Победа" был дан в рамках матсер-класса районного методического объединения  учителей начальных классов. На урок была приглашена выпускница школы 1941 года, ветеран Великой Отечественной войны Толстикова М.Ю. Урок проходил на базе музея истории школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Великая война и Великая Победа»

УМК: «Школа России». Автор программы: Плешаков А.А., издательство «Просвещение», 2011 год

Учитель: Устинова Людмила Петровна, учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Щёкино.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

     -  формировать представления учащихся о самой разрушительной  войне  в истории человечества и героизме советского народа;

     -   учить систематизировать знания, обобщать и добывать информацию;

Развивающие:  

      -   расширить мировоззрение школьников на основе изучаемого материала;

      -   расширять кругозор;

Воспитательные:

     -    содействовать воспитанию патриотизма на примере героизма советского народа;

     -   привлечение внимания к российской истории и роли России в мировом историческом процессе;

     -   воспитывать чувство уважения к старшему поколению.

Методы:

     -   частично – поисковый;

     -   объяснительно – иллюстративный;

     -   словесный;

     -   наглядный;

Формы работы:

     -   фронтальная;

     -   работа в парах;

     -   индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, слайды, презентации, рисунки, письма с фронта, материалы школьного музея (стенды).

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

(Дети под музыку песни «Вставай, страна огромная» входят в класс, где сидят гости и почётный гость участник ВОВ Толстикова М.Ю.)

- Знакома ли вам эта мелодия? (Музыка - Александров А., слова - Лебедев-Кумач В.)

- Вы, наверное, все догадались, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?  (Великой Отечественной войне)

II. Изучение нового материала.

1. Беседа.

-  Великая Отечественная война. Когда она началась? (22 июня 1945 г.)

-  Сколько лет длилась эта война? (4 года)

-  Вспомним, в истории нашего государства уже была ОТЕЧЕСТВЕННАЯ война. (Война 1812 г.)

-  «Отечественная», как вы понимаете это слово? (Отец, отчество, близкое, родное. Это значит защищать свою Родину, своё отечество.)

2.  Слово учителя.

-  1 сентября 1939 г. войска фашистской Германии под командованием А. Гитлера напала  на Польшу. Началась вторая Мировая война. В ней участвовало 62 государства  из 73 существовавших на тот момент.

-  А назовите дату Первой Мировой войны? (1914г. – 1918г.)

-  Как вы понимаете слово «МИРОВАЯ»? (В войну вовлечены многие государства мира, в том числе и Россия).

-  12 европейских стран захватили  фашисты (Польша, Дания, Норвегия, Бельгия, Люксенбург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Италия,…)

А 22 июня 1941 г. ранним утром  без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз.  Около 5 млн. солдат и офицеров, 4 тыс. танков, 39 тыс. пушек и миномётов, 5 тыс. боевых самолётов, 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Началась Великая Отечественная война нашего народа против немецко – фашистских захватчиков. Это было одно из самых тяжёлых испытаний, когда-либо пережитых страной. И первыми на себя приняли удар пограничники.

(Просмотр отрывка из документального фильма «От Кремля до Рейхстага»)

3.  Беседа по содержанию.

-  Какие чувства вызвали у вас эти кадры?

-  Какие ассоциации со словом «ВОЙНА»? Война – это… (страх, горе, беда, ужас, смерть, жестокость, руины, разруха, муки, страдания, бесчеловечность..)

III. Работа с материалами школьного музея.

1.  Слово учителя.

- По «Плану Барбаросса»  немцы собирались уничтожить Советскую армию всего за 6-8 недель. Но уже в конце июля план молниеносной войны провалился. И эта страшная разрушительная бесчеловечная война длилась четыре года. На борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и солдатам на фронте, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым. И все ждали весточки с фронта от своих родных и близких. Они помогали выживать в тяжёлые годы.

А как ждали весточки из дома солдаты в сырых холодных окопах. Не было на фронте человека, который бы не скучал пол родному дому. Чаще письма писались с поля боя, с «переднего края». Конвертов не хватало. С фронта приходили письма – треугольники. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.

а) Перед вами лежат письма тех далёких военных лет. Им почти 70 лет. Это письма Беляева Иринея Фёдоровича, лётчика – истребителя, Героя Советского Союза. Жена Иринея Фёдоровича передала часть писем в наш школьный музей, которые она бережно хранила все эти годы. Обратите внимание на даты. (Дети рассматривают письма, зачитывают отрывки из писем)

б) В нашем школьном музее собран интересный материал о наших земляках в годы ВОВ.

в) Физминутка.

г) Сообщение ученика  о Лизе Шамшиковой по материалам музея (стенд посвящённый Л. Шамшиковой)

д) Сообщение ученика о М. Клочкове по материалам музея (стенд посвящённый М. Клочкову)(Человек – легенда, прошёл Сталинградскую битву с первого до последнего дня).

IV. Выступление участника Великой Отечественной войны Толстиковой Марины Юрьевны.

-  Нашего почётного гостя я попрошу представить Куприна Максимилиана.

(Это моя легендарная и любимая прабабушка)

а) Вопросы учащихся к Толстиковой М.Ю.

     - Сколько Вам было лет, когда началась война?*

     - Когда и как Вы попали на фронт?

     - А кем вы были на войне?

     - А Вам было страшно?

     - Где Вы встретили Победу?

     - Когда для Вас закончилась война?

б) Обращение учащихся к Марине Юрьевне.

(Дети подготовили подарки, рисунки, стихи.)

1. Как хорошо, что в нашей жизни

    Особенные люди есть.

     Кто верен долгу и Отчизне,

    Кому знакомо слово «Честь»!

2.(Читает правнук Марины Юрьевны строки собственного сочинения)

     Спасибо, бабушка, родная,

     Любимая и дорогая.

     Что мы живём под мирным небом,

     Без взрывов, голода и бед.

     Тебя я крепко обнимаю,

     Горжусь тобой и обещаю,

     Ещё немного подрасту,

     И защищать тебя пойду!

V. «Год Российской истории».

а) Слово учителя.

- Великая Отечественная…1418 дней и ночей бушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая всё, что было создано их трудом. Десятки миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина – мать. Нет семьи, которой бы не коснулась война. За годы войны в СССР было разрушено 1710 городов, более 700 тыс. деревень, 32 тыс. заводов и фабрик. В общей сложности  Советский союз потерял почти 27 миллионов граждан.

   Но советский народ в Великой Отечественной войне над германскими агрессорами вышел ПОБЕДИТЕЛЕМ! Во многом благодаря массовому патриотизму, самоотверженности множества людей.

- Когда же в России отмечается всенародный праздник – День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов?  Это праздник «со слезами на глазах».

Великая Отечественная война – одна страничка истории государства Российского. 2012-ый год объявлен президентом России Дмитрием Медведевым годом «Российской истории».

б) Информационный  проект  «Год Российской истории» (приложение)

VI. Итог урока.

- Какие чувства вам сегодня пришлось испытать?

- Какой урок вы извлекли сегодня?

- Урок мне бы хотелось закончить такими словами: «Плох тот народ, кто не помнит, не ценит и не любит своей истории» В.М. Васнецов

(Стоя, под музыку песни «День победы», хлопая в ладоши, ученики провожают Толстикову М.Ю., которую поддерживает и помогает правнук Куприн М.)

                                     Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа"

Урок окружающего мира был проведён в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа", форма урока- заседание клуба " Поиск Истины" Урок представлен с методическим обоснованием. Использование ИКТ ...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа

Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и Великая Победа.Цели1.     Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.2.     Формиров...

Конспект урока по окружающему миру . Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»

Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»Предмет: Окружающий мир  4 класс учебник Плешакова А.А.Класс:4Учитель: Коршунова Ю.Н.Цель деятельности учителя :Сформировать представления учащих...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа.

Целями урока являются: знакомство с героическими страницами истории нашей страны;формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личн...

Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и великая Победа.

Урок окружающего мира по теме "Великая  война и великая Победа", на котором у обучающихся сформируются общие представления о Великой Отечественной войне, героизме советского народа, войне в родно...

Интегрированный урок: "Великая Война и Великая Победа в цифрах. Цена нашей Победы."

Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах...