Урок окружающего мира 3 класс "Почва - важнейшая часть экосистемы", ОС "Школа 2100"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Денисенко Виктория Анатольевна

Урок мастер-класс

Цели:

- Образовательные:

1)способствовать формированию у учащегося понятия почвы

2)помочь учащемуся выявить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ

3)продолжить формирование знаний о роли почвы в экосистеме

-Развивающие:

1)развить навыки НОТ: умение ставить цель, выделять существенное, подводить итоги, работать в оптимальном темпе

2)развивать навыки мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное)

3)способствовать развитию речи, увеличению словарного запаса учащихся

4)способствовать развитию общеучебных навыков

-Воспитательные:

1)формировать научное мировоззрение, научное мышление

2)воспитывать экологическую культуру через предметное содержание

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, презентация «Почва», почва, вода, пробирки, горелка, комнатный цветок, мерный стакан, карточки, словарные слова, лабораторные карты, учебник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pochva_2.doc103.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_pochva.ppt927 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 11.  Почва – важнейшая часть экосистемы.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления .

Цели:

- Образовательные:

1)способствовать формированию у учащегося понятия почвы

2)помочь учащемуся выявить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ

3)продолжить формирование знаний о роли почвы в экосистеме

-Развивающие:

1)развить навыки НОТ: умение ставить цель, выделять существенное, подводить итоги, работать в оптимальном темпе

2)развивать навыки мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное)

3)способствовать развитию речи, увеличению словарного запаса учащихся

4)способствовать развитию общеучебных навыков

-Воспитательные:

1)формировать научное мировоззрение, научное мышление

2)воспитывать экологическую культуру через предметное содержание

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, презентация «Почва», почва, вода, пробирки, горелка, комнатный цветок, мерный стакан, карточки, словарные слова, лабораторные карты, учебник.

ХОД УРОКА

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастерской. Предлагаю вам сегодня вспомнить школьные годы. Попробуем вместе пройти по этапам урока в режиме деятельностного метода. Итак, вы – ученики 3-го класса, и у нас урок естествознания. Пожелаем друг другу хорошего настроения, улыбнемся.

2.Создание проблемной ситуации и актуализация знаний. (Индивидуальные задания по карточкам 3 человека)

Учитель: На прошлом уроке мы говорили об экосистеме. Что это такое?

Учитель: Организмы каких «профессий» входят в состав

экосистемы? (Производители, потребители, разрушители.)

Учитель: Какие роли они выполняют в экосистеме? ( Производители - производят органические вещества, потребители получают вещества, поедая производителей и выделяют углекислый газ, разрушители - превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям.)

Учитель: Где живут разрушители? (Разрушители живут в почве.)

Учитель: (ПРИГЛАШАЕТ 2-х УЧЕНИКОВ – Репку и ДЕДА)

Посадил дед репку.

Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. (Репка прикрепляется к доске). Все вы знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка» и как заканчивается. Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная? Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла? (Да нет же.)

Учитель: Что же помогло репке вырасти? (Вода, солнце, земля, почва.)

Учитель: У всех ли огородников  вырастают крупные овощи (корнеплоды)?(Разные по размеру.)

Учитель: Почему? ( Это зависит от разных факторов: уход, плодородие почвы, …..)

Учитель: Хотите ли вы узнать о причинах, которые влияют на богатый урожай?

Учитель: Как вы думаете, понятия «земля»  и «почва» - одинаковые или нет?

Предположения детей: Земля-это земной шар, Родина, суша - почва.

Учитель: Итак, какое новое слово будет сегодня талисманом нашего урока?   ( Почва.)            (СЛАЙД №2)         Почва - доска

Учитель: А где вы видели почву? Что вы знаете о почве? Что бы вы хотели узнать о почве?    

Высказывания детей, формулирование целей:

1)Из чего состоит почва? (состав)

2)Чем питает почва растения? (функция)

3)Какие бывают почвы?

4)Как образуется почва? (образование) (СЛАЙД №3)

4.Выработка гипотезы и экспериментальная проверка. Работа в группах.

Учитель:    Как это проверить?

Многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Мы сегодня будем исследователями. Сделаем несколько опытов и понаблюдаем, чтобы убедиться, действительно ли здесь есть то, что мы предполагаем.

Давайте сначала вспомним, какими мы должны быть при проведении опыта, какие правила соблюдать? Какая группа действительно серьезно отнесется к такой работе и будет наблюдательнее.

Учитель: Предположите, из чего может состоять почва? ( Высказывают свои мнения )

Работа в группах одновременно, учащиеся разного уровня подготовки.

Учитель: Перед вами лежат инструкции. Прочитайте, пожалуйста, задание и заполните таблицу).

Учитель: как убедиться, что в почве есть воздух?

 Опыт №1 (Стакан, вода, комок сухой почвы)  

Учитель: Расскажите, что вы делали и что наблюдали?  (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)

Учитель: какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух.)

                                                            (ВОЗДУХ - доска)

 Учитель: Что мы можем еще поискать в почве? ( Воду.)

Учитель: Для нормальной жизни растений нужна вода. Если мы не поливаем комнатные растения, то они погибают.

Как определить наличие воды?

Опыт 2  делают дети. (100 мл воды, цветок, блюдце, мерный стакан)

Учитель 2 способ: Вспомните круговорот воды в природе. При нагревании вода испаряется, а при охлаждении превращается в капельки воды.

Для этого нагреем пробирку с землей, посмотрите, уже стал появляться пар, потом превратился в капельки воды.

Вывод: можно утверждать, что в почве есть вода.

                                                           (ВОДА-доска)

Учитель: Что вы еще предполагаете найти в почве? ( Остатки  растений и животных.)

Опыт №3. (Стакан, вода, комок почвы, ложечка) УЧЕБНИК «ОКР. МИР» 3 класс

Учитель: что можно увидеть на поверхности воды? ( Останки насекомых, мусор, листья, на дне - песок, глина.)

Учитель: сделайте вывод. В почве есть песок, глина и перегной.

(На доске таблички: ГЛИНА, ПЕСОК, ПЕРЕГНОЙ) - как вы понимаете это слово, дополните свои знания текстом учебника? С 45-1 абзац (СЛАЙД 4) УЧЕБНИК «ОКР. МИР» 3 класс

Учитель: Итак, сформулируйте вывод: в почве есть песок, глина и различные животные.

  • Можно отнести ПОЧВУ к живой природе?
  • А откуда все это попало в почву, кто и как принимает участие в образовании почвы?

6. Первичное закрепление. Работа с учебником.  с.44 учебника. УЧЕБНИК «ОКР. МИР» 3 класс(СЛАЙД 5) со слов «Почва возникает…»

Учитель: Сделайте вывод: 

В образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы.

ОПЫТ №4 (Комок почвы, ложечка, горелка, асбестовая сеточка.)

Учитель: Что наблюдали?  Что осталось в ложечке? (Органические вещества сгорали и остались минеральные вещества)    Минеральные вещества - доска

Учитель: Рассмотрите коллекцию состава почвы. Все ли почвы имеют такое количество перегноя?   (Слайд №6)

7.Первичное закрепление. Работа с учебником.  с. 44    Со слов «В почве живет..»

Учитель: Какую роль играют «мусорщики в почве»?      (Мусорщики в почве превращают остатки растительных и животных организмов в минеральные вещества и перегной. Поэтому почва играет важнейшую роль в круговороте вещества экосистемы. )

Учитель:

Чем богаче почва перегноем (гумусом), тем она плодороднее. Самые плодородные почвы называют черноземы. Россия богата черноземами. (КАРТА ПОЧВ - СЛАЙД 7) Плодородие – одно из важнейших свойств почвы. Какое это слово с точки зрения русского языка? Подберите синонимы: ПЛОДОРОДИЕ – ПЛОДОВИТЫЙ, ПОЛЕЗНЫЙ.  

ОБРАТИМСЯ В МИНИ ЛАБОРАТОРИЮ

-В какой почве лучше проросли семена? Почему?

Учитель: Сформулируйте вывод о почве  (СЛАЙД 8)

Почва – верхний плодородный слой земли. Это уникальный бесценный дар природы. Пока есть почва, на столе всегда будет кусок хлеба.

Сообщение СЛАЙД 9

                                     

                           

           

                                             

Учитель: Почва образуется медленно. 10 см почвы образуется 100 лет. Почву нужно охранять!

Теперь вернемся к сказке.

- Что помогло вырасти репке? (Плодородие почвы)

ФИЗ. МИНУТКА по сказке

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

                                               1                    

п

е

р

е

г

н

о

й

                                 2    

в

о

з

д

у

х

                                               3

ч

в

о

д

а

г

л

и

н

а

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)

8.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель: А сейчас, коллеги, предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором вы найдёте все ключевые слова и основные понятия нашей мастерской.

Кроссворд (слайд 10)

1.То, что остаётся в результате неполного

 разрушения остатков организмов.

2. Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь,

Oн невидимый, и все же

Без него мы жить не можем

3. Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

4. Горная порода,

образовавшаяся в результате

 разрушения скальных пород

 в процессе выветривания.

УЧИТЕЛЬ: Какое ключевое слово урока получилось? (ПОЧВА)

 (Показывают группы отгадки кроссворда одновременно, проверка (СЛАЙД 10)       Молодцы!

- Что будет на Земле, если снять поверхностный слой земли?

9. Рефлексия.

- Кто больший вклад внес сегодня в открытие темы? (Репка).

- Что сегодня нам помогло? (Проведение опытов)

- Уважаемые коллеги, наша мастерская подходит к концу. Предлагаю вам выразить свои ощущения. Насколько интересно и полезно было участие?  Продолжите пожалуйста, фразы:

   Сегодня на уроке я …

   Мне было …

- Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас.

Спасибо всем за активное участие на уроке.

Урок окончен.

Карточка 1.

Отгадай и подпиши, в помощи каких «профессий» нуждается человек для замыкания круговорота веществ в полях.

Карточка 2.  

Составь цепь питания из следующих живых организмов: ястреб, клещ, ель, белка. Впиши названия участников.

 

Карточка 3.

 Определи, какие связи существуют внутри экосистемы. Допиши фразы.

1.Растения поглощают из воздуха_____________________________.

2.Животные поглощают из воздуха ___________________________.

3.Растения  _____________ в почве и поглощают из неё ___________________________________________.

4.Животные ___________________ в почве.

СЛОВА НА ВЫБОР: растут, минеральные вещества, кислород, углекислый газ, разрушаются.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 7 им. О.Казанского Ростовской области Урок окружающего мира 3 класс ОС «Школа 2100» ТЕМА: ПОЧВА Денисенко В.А. учитель начальных классов ст. Егорлыкская 2011 год

Слайд 2

ПОЧВА

Слайд 3

проблемные вопросы Из чего состоит почва? ( состав) Как образуется почва? Чем питает почва растения? Какие бывают почвы?

Слайд 4

перегной

Слайд 5

Образование почв

Слайд 6

Разновидности почв песчаные глинистые каменистые торфянники

Слайд 8

вывод: Почва – верхний плодородный слой земли. Это уникальный бесценный дар природы, который нужно беречь и охранять . Пока есть почва, на столе всегда будет кусок хлеба.

Слайд 9

Высаживать лесополосы Повышать плодородие Проводить снегозадержание Умеренно применять удобрения . Умеренно орошать Правильно распахивать почву Меры охраны почв

Слайд 10

кроссворд 1 2 3 4 1.То, что остаётся в результате неполного разрушения остатков организмов. 2. Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь, Oн невидимый, и все же Без него мы жить не можем. 3. Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? 4. Горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. П Е Р Е Г Н О Й В О З Д У Х В О Д А Г Л И Н А Ч

Слайд 11

Спасибо всем за активное участие на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Почва – важнейшая часть экосистемы"

Урок  окружающего мира по УМК «Гармония»,  3 классЦели: 1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, стави...

конспект урока по теме "Почва - важнейшая часть экосистемы" 3 класс.

Конспект урока  в 3 классе по теме: "Почва - важнейшая часть экосистемы" с использованием технологии РКМЧП....

Презентация к уроку окружающего мира, 2 класс "Горные экосистемы"

Презентация содержит слайды с изображениями животных и растений, обитающих в горной экосистеме, а также фотографии из личного архива юного путешественника. Предложено продуктивное задание для применен...

Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"

Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...

Урок окружающего мира во 2 классе ОС "Школа 2100" по теме "Горные экосистемы"

Цели: познакомиться с горными поясами, экосистемами гор, растительным и животным миром. Планируемые достижения: Предметные: знать экосистемы гор, растения и животных гор. Познавательные: уметь изв...