Программа по военно - патриотическому воспитанию «Мы живём на земле Волгоградской». Организация проектной деятельности во внеурочной работе.
рабочая программа по окружающему миру на тему

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация программы по военно - патриотическому воспитанию «Мы живём на земле Волгоградской».

Организация проектной деятельности во внеурочной работе.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Все мы родом из детства. Наши знания об окружающем мире начинаются оттуда, и сердечные привязанности – тоже. Родной край, малая родина, место, где человек появился на свет, сделал первые шаги, произнёс первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное, - это понятие у каждого своё. Именно оно связывает человека с местом и людьми, близкими ему от рождения.

Для того чтобы у школьника появилась любовь к родине, надо активно воздействовать на его чувства. Только тогда любовь к Родиному краю родиться у него внутри, как отклик на всё то доброе и родное, что связано у него с его малой родиной.

Сегодня я хотела бы представить презентацию программы по военно-патриотическому воспитанию «Мы живем на земле Волгоградской» , авторами которой являются учителя нач. классов МОУ СОШ № 1: Токарева Г.И. и Клековкина С.В.

Актуальность программы «Мы живём на земле Волгоградской» обусловлена тем, что в настоящее время введены региональные программы по историческому, географическому, биологическому краеведению, созданы региональные учебники и пособия для школьников среднего и старшего звена. Программы по краеведению для младших классов, рассчитанной на четыре года обучения не существует. Кроме того часов, отведённых на изучение краеведческого материала, предусмотренных программой окружающего мира в начальной школе, не достаточно. В связи с этим возникла необходимость создать авторскую программу, обеспечивающую углубленное изучение природы, истории и культуры Волгоградской области, которая предусматривает не только изучение теоретического материла, но и проведение экскурсий, использование практических работ и внедрение проектных технологий.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что:

  • изучение краеведческого материала рассчитано на четыре года обучения;
  • увеличено количество практических работ и экскурсий, нацеленных на формирование у учащихся ряда предметных и ключевых компетенций;
  • принцип отбора основного содержания данного курса связан с преемственностью целей природоведческого, экологического и исторического образования на различных ступенях и уровнях начального обучения, логикой внутри предметных связей, а так же с возрастными особенностями развития учащихся;
  • предполагаемая программа является авторской;
  • она построена на принципах программы «Окружающего мира» образовательной системы «Школа 2100» и дополняет её краеведческим материалом.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и концепцией образования.

Программа адресована учащимся начальной школы, она рассчитана на 132 часа.

Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на четыре периода, продолжительность которых составляет:

1 класс – 30 часов (1 час в неделю);

2, 3, 4 классы – 34 часа (1 час в неделю).

Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2-4 классы – 40 минут.

Цели программы:

  • изучение природы родного края, её история и культуры;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитания любви к своему краю, своей стране; формирование основ экологической культуры.

Программа решает задачи:

  1. Ознакомление учащихся с природными и климатическими условиями Волгоградской области.
  2. Формирование системы знаний по изучению исторического и культурного наследия нашего края.
  3. Освоение учащимися знаний о разнообразии растений и животных Волгоградской области, а так же о необходимых мерах их охраны.
  4. Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края.

Учебно – тематический план.

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1 кл.

Волжский – город нашей судьбы.

30

13

17

2 кл.

Природа и климат Волгоградской области.

34

21

13

3 кл.

Флора и фауна нашего края. Историческое наследие Поволжья.

34

22

13

4 кл.

Культурное наследие края.

34

23

11

«Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

В нашей программе есть образовательный маршрут, который прокладывается по определенным направлениям.

Например 1 класс «Волжский – город нашей судьбы».

Темы занятий: «Любимые уголки города Волжского», «Первостроители города», Символика города Волжского, Архитектурные ансамбли и общественные здания города».

Большое место в 1-ом классе отводится экскурсиям. Из 30- часов на теорию – 13 занятий, 17 – на практику.

Это экскурсии в библиотеки, музеи, выставочные залы.

Во 2 классе изучение регионального компонента продолжается.

Так как программа построена на принципах «Окружающего мира» образовательной системы «Школа 2100» и дополняет её краеведческим материалом, то и направление работы названо «Природа и климат Волгоградской области». На что отводится 34 часа (из них на теоритические знания – 21 час и на практические знания – 13 часов).

Здесь мы рассказываем расположение области на карте, рельеф, водоёмы, климат, природные зоны области, памятники природы, Красную книгу области.

В 3 классе мы знакомимся с флорой и фауной Волгоградской области, а так же с историей области. На теоретические занятия здесь отводиться 22занятия, а на практику – 13.

К 4 классу темы усложняются. Это «Административное устройство области», Символы Волгоградской области, население. На теоретические занятия отводится - 23 занятия, на практические – 11.

Большую часть практических занятий отводится подготовке проектов.

Вот, например, тема занятий в конце учебного года в 1 классе «Предприятия города Волжского», затем следовала экскурсия на предприятия и завершением этого раздела Презентация проекта «Предприятия города Волжского».

Мы с ребятами 1а класса подготовили такой проект. Его авторами стали Балабина Алёна, Павлова Ангелина, Белякова Дарья. Презентацию этого проекта я и хотела бы вам представить.

(Презентация).

Реализация идей проектной технологии возможна лишь в том случае, если обучающиеся подготовлены к такого рода деятельности.

Знакомство с проектными технологиями мною проводится на занятиях по проектной деятельности. Здесь за основу я взяла программу «Младший школьник – юный исследователь, которая составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенковой. Данная программа рассчитана на 4 года.

На занятиях по проектной деятельности в 1-ых классах мы отвечали на вопросы:

  • Что такое исследование? Кто такие исследователи?
  • Как получить информацию? Как задавать вопросы?
  • Как научиться выделять главное и второстепенное?

Самое первое вводное занятие в 1 классе так и назывался «Что такое исследование? Кто такие исследователи?» Детям предлагалось порассуждать и высказаться на эту тему. Затем они должны были нарисовать каким представляют себе человека, который проводит исследование. Вот их работы (слайды).

Затем мы учились наблюдать за предметами. Здесь использовалось тренировочное задание «Найти 10 отличий на рисунках». Позже мы заполняли «кармашек наблюдений». Ребята в течение двух недель наблюдали за объектами и зарисовали изменения, которые с ними происходили на листочках (слайды).

На столах вы видите творческие проекты учеников 2а класса «Моя страна». Работа по подготовке обучающихся к проектированию и включению их в эту деятельность должна быть тщательно придумана и спланирована учителем: не так – то просто из вчерашних «почемучек» - дошкольником вырастить «потомучек» - учеников. Для помощи в работе над проектами я своим детям выдавала такие памятки. Надеюсь, они вам тоже пригодятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности во внеурочной работе начального образования»

Статья о результате моей деятельности во внеурочной работе. Кружок "Сделай сам"...

Организация проектной деятельности во внеурочной работе начальных классов.

Принципы, цели, задачи и содержание организации внеурочной деятельности....

Проектная деятельность во внеурочной работе

Проектная деятельность во внеурочной работеРешетникова Елена Михайловна, учитель начальных классов,МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №41", г.  Новокузнецк,  Кемеровская область...

Проектная деятельность во внеурочной работе

В данной статье раскрывается актуальность и значение проектной деятельности во внеурочной работе....

Научная статья «Проектная деятельность во внеурочной работе начального обучения. Опыт.»1-4 кл

Статья написана на основании моего многолетнего опыта. Работа с неподготовленными к школе детьми. Разные методы и подходы. Использование знаний в области нейрофизиологии и педагогики....

Педагогический проект «Использование технологии проектной деятельности во внеурочной работе для формирования коммуникативных навыков учащихся 2 класса»

Обратиться к данной теме меня побудило наблюдение за учащимися класса. Меня интересовал вопрос: почему учащиеся моего класса имеют недостаточный уровень сформированности  навыков  общения:...