Урок-проект по теме "Будь природе другом!"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Ямова Ирина Александровна

Обобщающий урок окружающего мира в 3 классе по теме "Сохраним удивительный мир растений и животных". Тема урока "Будь природе другом!" Урок построен в проектной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Кондинская СОШ

Урок окружающего мира в 3 классе

по теме:

Проведён на районном семинаре                                        учителей начальных классов

PLNT132

                        Провела: учитель начальных классов

                     Ямова Ирина АлександровнаOWLOWLOWL

OWLOWLOWLKOALA2

WORMBIRD

DEERWALRUS

BOUQUET1

Тема  урока: Будь  природе  другом.

   Цель  урока:

Повторение  и  обобщение  знаний  по  теме  ,,Сохраним  удивительный  мир  растений  и  животных”.

      Задачи  урока:

  • Повторить  природоохранные  правила.
  • Учить  в  простейшей  форме  пропагандировать  знания  природосберегающего  характера, давать  оценку  деятельности  людей  в  природе, делать  простейшие  прогнозы  последствий, систематизировать  учебный  материал, делать  выводы  и  обобщения.
  • Развивать  коммуникативные  способности, познавательные  процессы: экологическое  мышление, воображение, познавательный  интерес, наблюдательность  и  любознательность.
  • Формировать  экологическое  отношение  к  природе, вырабатывать  экологосообразное  поведение. Формировать  нравственные  суждения, позиции, навыки  и  привычки  поведения, развивать  эстетические  чувства, потребности  жить  по  законам  красоты.

Оборудование:

  • Аудиозапись  ,,Голоса  леса”
  • Плакат  с  изображением  планеты  Земля
  • Тестовые  листы
  • Картинки  с  изображением  кувшинки, бобра, краснозобой  казарки
  • Листы  бумаги  для  рисования  природоохранных  знаков
  • Фломастеры
  • Медали  ,,За  активное  участие”
  • Таблички  с  названиями  отделов

Ход  урока

  1.     Адаптационный  этап.

Что  значит  человек  без  трав  и  птиц?

И  без  любви  к  пчеле  жужжащей?

Без  журавля  над  хвойной  чащей?

Без  миловидных  лисьих  лиц?

Когда  поймёт  он, наконец,

Врубаясь  в  мёртвые  породы

Что  человек – венец  природы                                                                                                                    И  без  природы  нам  конец?

Садись  на  камень  под  сосну,

Лесную  слушай  тишину.

Звучит  фонограмма  ,,Голоса  леса”

Есть  одна  планета – сад

В  этом  космосе  холодном.

Только  здесь  леса  шумят,

Птиц  скликая  перелётных.

Открывается  доска. На  ней  изображение  плачущей  Земли.

- Что  происходит  с  нашей  планетой? Почему  она  плачет?

Дерево, цветок  и  птица

Не  всегда  умеют  защититься

Если  будут  уничтожены  они

На  планете  мы  останемся  одни.

А  сможет  ли  человек  жить  на  Земле  без  растений  и  животных?                                                Что  нужно  делать  человеку, чтобы  он  не  остался  один  на  планете?

Как  вы  думаете, с  какого  возраста  нужно  охранять  природу?

Сегодняшний  наш  урок  пройдёт  под  девизом  ,,Будь  природе  другом!”

На  уроке  мы  обсудим  проблему  защиты  растений  и  животных  и  по  итогам  обсуждения  составим  Свод  законов  об  охране  природы, оформив  его  в  виде  книги.

Скажите, кому  будет  полезно  почитать  эту  книгу?

Итак, вы  все  представляете  ,,Комитет  по  охране  природы”. Каждая  группа – отдел  по  охране (дети  читают  таблички  на  столе).

  • Отдел  по  охране  растений
  • Отдел  по  охране  зверей  и  рыб
  • Отдел  по  охране  птиц  и  насекомых

Помните, что  в  данный  момент  вы  решаете  очень  серьёзные  проблемы  защиты  братьев  своих  меньших. Вы  тот  щит, который  укроет  планету  Земля  и  поможет  ей  расцвести  и  засиять  яркими  красками.

2. Основной, творческий  этап.

     а) А  достаточно  ли  хорошо  вы  знаете  представителей  своего  отдела? Давайте  проверим.

Каждому  отделу  я  раздам  загадки. Разгадайте  их  и  заполните  кроссворд. В  это  время  по  одному  человеку  от  отдела  будут  собирать  картинки  из  частей. Если  кроссворд  будет  заполнен  верно, то  в  красном  столбце  прочтёте  название  того, кто  изображён  на  картинке.

Картинки  помещаются  на  доску.

- Что  общего  у  этих  картинок?

- А о  каких  ещё  редких  и  исчезающих  растениях  и  животных  нашего  края  вам  удалось  узнать?

- Можем  ли  взять  эти  картинки  для  нашей  книги?

б)  Дома  вы  готовили  маленькие  исследования  на  тему  ,,Почему  мы  исчезаем?”

Обсудите  в  отделе  и  назовите  причины,  по  которым  растений  и  животных  в  дикой  природе  становится  всё  меньше. После  обсуждения  выберите  соответствующие  этим  причинам  знаки.

Дети  выбирают  знаки, называют  по  очереди  причины  и  помещают  знаки  на  доску  вокруг  планеты.

-  Так  вот  почему  Земля  плачет. Мы  выявили  причины,  по  которым  исчезают  растения  и  животные. Чтобы  эту  информацию  знали  первоклассники, можем  ли  мы  эти  статьи  в  нашу  книгу?

Проблемный  вопрос  

     

- Что  нужно  изменить, чтобы  планета  перестала  плакать?

в)  А  сейчас  пришла  пора  каждому  определиться  в  своём  отношении  к  природе  и  взаимодействию  с  ней. Составьте  в  своих  отделах  правила  охраны  растений  и  животных  и  нарисуйте  знаки, запрещающие  вредить  им.

Дети  работают  в  группах. Затем  помещают  знаки  на  доску, озвучивают   правила.

- Нужны  знаки  в  этой  книге? Зачем?

 

Сборка  книги.

У  нас  есть  природоохранные  знаки, иллюстрации  с  редкими  растениями  и  животными  и  статьи, в  которых  обозначены  причины  исчезновения  из  дикой  природы  растений  и  животных.

- В  каком  порядке  мы  всё  это  разместим  в  нашей  книге?

Все  листы  собираются  в  папку-скоросшиватель  и  оформляются  в  виде  книги.

3. Рефлексивно – оценочный  этап

- Чего  не  хватает  в  нашей  книге?

Дома  нарисуйте  обложку  для  этой  книги, можете  дополнить  её  природоохранными  знаками.

  • Какая  песня, разученная  на  уроках  пения, перекликается  с  темой  сегодняшнего  урока? Хотелось  бы  вам  её  спеть?

 

Дети  поют  песню  ,,Ты природу полюби” (текст песни прилагается). В  это  время  учитель  меняет  выражение  лица  планеты.

  • Что  изменилось?
  • Почему  планета  улыбнулась?

 

Проводится  тестирование  с  целью  определения  уровня  сформированности  экологической  культуры (тест прилагается).

В  начале  урока  говорилось  о  том, что  вы  поможете  нашей  планете  расцвести,  и  я  предлагаю  вам  украсить  Землю  цветами. Выберите  цветок, соответственно  вашему  настроению.

Жёлтый – настроение  хорошее, урок  понравился.

Красный – тревожно, не  всё  понравилось.

Синий – настроение  плохое, урок  не  понравился.

У  меня  тоже  хорошее  настроение. Я  довольна  вашей  работой  и  вручаю  вам  медали  ,,За  активную  работу”.

Приложения к уроку

Приложение 1.   ,,Тест на определение уровня сформированности экологической культуры учащихся”

ПОДЧЕРКНИТЕ  НУЖНЫЙ  ОТВЕТ  НА  ВОПРОС

  1. Как  следует  поступить, если,  гуляя  по  лесу, вы  увидите  тлеющие     угли?

а) потушить;                                        б) пройти  мимо.

  1. Следует  ли  истреблять  таких  насекомых, как  комары  и  мухи?

            а) нет;                                                   б) да.

  1. Надо  ли  заботиться  об  окружающей  среде?

           а) нет, не  надо;      б) надо, но  изредка;  в) надо, всегда  и  постоянно.

  1. Как  вы  поступите, если  найдёте  гнездо  с  птенцами?

            а) отнесу  домой;                                 б) оставлю  на  месте.

  1. Если  вы  увидите  на  дороге  ползущую  гусеницу, то?

            а) попытаюсь  наступить;                   б) пройду  мимо, обойдя  её.

  1. Как  вы  относитесь  к  истреблению  животных  браконьерами?

   а) всё  равно: меня  это  не  касается;  б) отрицательно;  в) положительно.

  1. Гуляя  по  лесу, роще, можно  ли  шуметь?

            а) не  знаю;     б) почему  бы  и  нет;    в) нельзя.

Приложение 2.

Загадки для кроссвордов

Отдел  ,,Птицы и насекомые”

  1. На шесте дворец, во дворце певец. ( скворец )
  2. На одной ноге стоит,

            В воду пристально глядит,

            Тычет клювом наугад,

            Ищет в речке лягушат.  ( цапля )

  1. На миру живёт скрипач,

            Носит фрак и ходит вскачь.  ( кузнечик )

  1. На большой цветной ковёр

Села эскадрилья,

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.  ( бабочки )

  1. В лесу у пня

            Суета, беготня:

            Народ рабочий

            Весь день хлопочет.  ( муравьи )

  1. Какая птица в лесу обитает,

Всем имя своё называет?  ( кукушка)

  1. Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло – спать летит в дупло.  (сова )

Отдел  ,,Звери и рыбы”

  1. По веткам скачет, да не птица,

Рыжая, да не лисица.  ( белка )

  1. На дне, где тихо и темно,

           Лежит усатое бревно.  ( сом )

  1. Что за коняшки – на всех тельняшки.  ( зебра )
  2. Словно ёлка, весь в иголках.  ( ёж )
  3. Колюч, да не ёж.

Кто это?  ( ёрш )

Отдел  ,,Растения”

  1. Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи.  ( морковь )
  2. Как надела сто рубах, захрустела на зубах.  ( капуста )
  3. Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила

А о чём грустит никому не говорит.  ( ива )

  1. Белая рубашка, сердце золотое.

            Что это такое?  ( ромашка )

  1. Только тронь – отдёрнешь ладонь:

Обжигает трава как огонь.  ( крапива )

  1. Повернулось к солнцу

Золотое донце.  ( подсолнух )

  1. Десять шуб имеет –

Ни одна не греет.  ( лук )

  1. Никто не пугает, а вся дрожит.  ( осина )

Приложение 3.

              Песня ,.Ты природу полюби”

1 куплет

Чтоб могли леса цвести,

И сады, и реки,

Всё живое береги

Ты на этом свете.

Припев

Ты природу полюби,

Каждую травинку,

С птицами давай дружи,

Береги былинку.

2 куплет

Мусор, друг, не оставляй

В лесу на полянке,

Реки ты не засоряй,

Бой объявим склянке.

Припев

Не неси домой ежа,

Бабочку не трогай.

Школьник, помни ты всегда

Их  не так уж много.

Припев

Самоанализ  урока  природоведения  в  3а  классе

  1. Данный  урок – один  из  заключительных  по  теме  ,,Сохраним  удивительный  мир  растений  и  животных ”. По  ведущей  дидактической  цели  и  месту  урока  в  общей  системе  знаний – урок  повторения  и  обобщения  знаний. По  содержанию – экологический.

   Цель  урока:

Повторение  и  обобщение  знаний  по  теме  ,,Сохраним  удивительный  мир  растений  и  животных”.

      Задачи  урока:

  • Повторить  природоохранные  правила.
  • Учить  в  простейшей  форме  пропагандировать  знания  природосберегающего  характера, давать  оценку  деятельности  людей  в  природе, делать  простейшие  прогнозы  последствий, систематезировать  учебный  материал, делать  выводы  и  обобщения.
  • Развивать  коммуникативные  способности, познавательные  процессы: экологическое  мышление, воображение, познавательный  интерес, наблюдательность  и  любознательность.
  • Формировать  экологическое  отношение  к  природе, вырабатывать  экологосообразное  поведение. Формировать  нравственные  суждения, позиции, навыки  и  привычки  поведения, развивать  эстетические  чувства, потребности  жить  по  законам  красоты.
  1. Этапы  урока: 1) адаптационный, 2) основной, творческий, 3) рефлексивно – оценочный.

В  соответствии  с  принципами  личностно – ориентированного  образования  на  уроке  использовались  элементы  проективной  деятельности  с  целью  организации  исследовательской, творческой  деятельности  учащихся.

      На  первом  этапе  урока – адаптационном – решалась  задача  актуализации  знаний  через  беседу. С  целью  создания  эмоционального  настроя  использовались  стихи, аудиозапись  голосов  леса, изображение  плачущей  Земли. Под  руководством  учителя  была  сформирована  актуальная, личностно – значимая  для  детей  посильная  задача, намечен  план  деятельности  по  достижению  цели.

      На  втором  этапе  урока – творческом – решались  все  задачи  урока. С  целью  активизации  познавательной  деятельности  и  обучения  диалогу  общения  использовалась  работа  в  малых  группах, носящих  разноуровневый  характер. С  целью  развития  абстрактно – логического  мышления  использовалось  предметно – схематическое  моделирование  (рисование  природоохранных  знаков). При  складывании  картинок  из  частей  у  отдельных  учащихся  развивалось  наглядно – образное  мышление.

      Формирование  мыслительных  операций  по  анализу, синтезу, абстрагированию, обобщению  и  конкретизации  шло  на  протяжении  всего  основного  этапа  урока.

      На  третьем  этапе  урока – рефлексивно – оценочном  была  проведена  цветопись, то  есть  каждый  учащийся  своё  состояние  оценил  цветом.

  1. Считаю, что  цели  и  задачи  были  реализованы, при  этом  удалось  избежать  перегрузки  учащихся.

  1. На  уроке старалась  осуществлять  функцию  организатора  творческой  деятельности, результатом  которой  стало  социально  значимое  дело: выпуск  Свода  законов  об  охране  природы.
  2. Разноуровневый  подход  осуществлялся  при  подготовке  детьми  к  уроку  мини – исследований  на  тему  ,,Почему  мы  исчезаем”, при  выполнении  учащимися  заданий  разного  уровня  на  уроке, в  определении  домашнего  задания.

  1. Доброжелательная  атмосфера, высокая  работоспособность  учащихся  обеспечивалась  за  счёт  того, что  осуществлялся  личностно – ориентированный  подход; положительный  эмоциональный  настрой, заданный  темой  урока, поддерживался  его  оригинальностью, присутствием  элемента  неожиданности  и  необычности, результаты  урока  осязаемы, уровень  решения  задач  соответствовал  возрастным  особенностям.

  1. Отклонений  по  отношению  к  плану  урока  не  было.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс "Будь природе другом"

Урок окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. УМК "Гармония"....

Урок по окружающему миру "Будь природе другом"

На уроке я обобщала представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Способствовала умению понимать происходящее в природе процессы,  активному содействию животным. Прививала культ...

Будь природе другом

проектная работа по окружающему миру 2 класс посвящена изучению многообразия животных;  знакомит с проблемой охраны животных; учит бережному отношению ко всему живому....

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Урок-предостережение по окружающему миру "Будь природе другом!" 2 класс

Урок «Будь природе другом!» является итоговым в разделе «Природа».В уроке выделены этапы работы:1.Эмоциональный настрой.2.Актуализация знаний.3.Объяснение нового материала.4.Закрепление. Работа с учеб...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

Урок - проект по окружающему миру на тему "Красная книга России. Будь природе другом"

В данной разработке урока показаны основные этапы работы над проектом по теме урока с применением различных методов и приёмов для активной деятельности учащихся....