Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной протоколом от 08.04.15г № /15), авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония») , основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №20» (утвержденной на педагогическом совете от 27.08.15г.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
– воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей свое Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 87.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №___ от___августа 2015 г руководитель ШМО _________________ Хальзова Н. Н. | Согласовано: зам. директора по УВР _________________ Сивун А.В. ____ августа 2015 г | Утверждаю: Приказ № ___ от ___ августа 2015 г директор школы __________________ Константинова Л.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру
Ступень обучения (класс) 3 класс
Количество часов 68 Уровень базовый
Учитель Хальзова Наталья Николаевна категория первая
Программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам « Начальная школа». Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010 г. , программы общеобразовательных учреждений 1-4 классы «Окружающий мир» ФГОС , О.Т. Поглазова, Смоленск, «Ассоциация XXI» 2013 г.
2015 – 2016 учебный год
п. Красноярский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной протоколом от 08.04.15г № /15), авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония») , основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №20» (утвержденной на педагогическом совете от 27.08.15г), и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Окружающий мир. Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс / О. Т. Поглазова. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. – (Программы общеобразовательных учреждений).
2. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. Ч. 1, 2 / О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013.
3. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс : рабоч. тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013.
4. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс : тестовые задания / О. Т. Поглазова. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса*
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для успешного продолжения ими образования в основной школе.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
– воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей свое Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Задачи курса:
– социализация ребенка;
– развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
– формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать ее и представлять);
– воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В третьем классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные недели).
На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Мир многогранен, интересен и все время изменяется, необходимо наблюдать и познавать его.
Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.
Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь ее красоту и гармонию.
Природа планеты – общее достояние человечества, ее сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.
В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.
Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая свое Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний о мире.
Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.
Cоответствие предметным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому.
Учет возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием.
Совместная работа ума, сердца и рук – именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Личностные результаты обучения
У ученика будут сформированы:
– положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
– готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
– осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, помощь людям, в том числе сверстникам;
– понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу ее членов;
– осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к ее природе, культуре, формирование интереса к ее истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами;
– навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
– осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и ее значения для здоровья человека, развития у него эстетического восприятия мира и творческих способностей;
– понимание важности здорового образа жизни.
У ученика могут быть сформированы:
– стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
– элементы гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважение к прошлому своих предков, желание продолжить их добрые дела;
– стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья;
– эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в ее сохранении; осознание личной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
– организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
– принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;
– планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
– действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;
– контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
– оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
– оценивать свое знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
– ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической или исторической картой и др.);
– проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
– адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
– осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
– осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, в материалах учебника (текстах и иллюстрациях), рабочей тетради, в процессе собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
– понимать информацию, представленную в вербальной, изобразительной, схематической, модельной и др. формах, определять основную и второстепенную информацию;
– применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, постро-ения рассуждений и выводов;
– подводить изученные факты под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
– наблюдать и сопоставлять объекты и явления, выявлять их взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
– использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
– осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
– осмысливать цель чтения, выбирать вид чтения в зависимости от цели;
– сопоставлять информацию, полученную из разных источников, осуществлять для решения исследовательских задач выбор дополнительных источников информации, включая Интернет;
– обобщать и систематизировать информацию, переводить ее из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
– дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
– осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
– осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
– аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнерам по общению;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, доброжелательное отношение к партнерам.
Ученик получит возможность научиться:
– оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
– планировать, сотрудничая со взрослыми (учителем, родителями) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
– проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
– уважать позицию партнера, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти позитивные варианты их разрешения ради общего дела;
– участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Содержание учебного предмета
Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч).
Наблюдения – источник знаний о природе и обществе, способ их изучения. Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в обществе. Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживой и живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря. Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы. Погода и ее составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия «метеоролог». Современная метеослужба. Дневник наблюдений за погодой. Систематические наблюдения за природными явлениями, их отражение в народных приметах, поговорках (на местном материале).
Сезонные изменения в природе (12 ч).
Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелеты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека. Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом, короткий световой день; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой. Изменения в неживой и живой природе весной: увеличение высоты Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение в растениях, развертывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Осень, зима, весна и лето в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники. Времена года в произведениях литературы и искусства.
Тела и вещества, их свойства (14 ч).
Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении веществ, их мельчайших частицах. Увеличительные приборы (лупа, микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Клеточное строение живых организмов. Простейшие, бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий. Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране ее чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды. Почва и ее значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы – ее главное отличие от горной породы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Обитатели почвы – участники круговорота веществ в ней. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой. Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения ее плодородия. Вода в природе, ее значение для всего живого. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Твердое, жидкое, газообразное состояния воды (лед, вода, пар). Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы, инея, изморози.
Организм человека и его здоровье (12 ч).
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах. Рождение и развитие человека. Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждение искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц. Первая помощь при переломах, растяжении связок. Органы дыхания. Газообмен в легких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и ее роль в организме. Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок. Первая помощь при кровотечениях. Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Нервная система, ее значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Что такое память, какой она бывает. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении органов чувств. Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровья окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них. Традиционная пища, способы закаливания и лечения наших предков, отношение к курению.
Развитие животных и растений (9 ч).
Многообразие животных. Условия, необходимые для роста и развития животных. Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных. Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества). Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Общее представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян цветковых растений. Способы размножения растений и распространение семян. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).
Изменение быта и культуры наших предков (11 ч).
Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и письменные исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей. Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремесла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края. Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях, учебниках. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Учреждения образования в родном краю. Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» __________ 2015 года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружаюшщему миру
3 класс
Учитель Хальзова Наталья Николаевна
Количество часов: 68; в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
учителя начальных классов Хальзовой Натальи Николаевны,
утвержденной директором, приказ № _____от_____августа 2015года.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | ||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Разнообра-зие изменений в окружающем мире – 8 ч | Земля – наш общий дом | 1 | Повторение | Повторение: разнообразие растений и животных; культурные и дикорастущие растения; дикие и домашние животные. | Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных. Уметь называть представителей животного растительного мира | Личностные: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. Регулятивные: -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - строить сообщения в устной форме. -приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своих действий; -формулировать собственное мнение; - - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | С.8-9, читать, вопросы 1-3. | |
2 | Разнообразие изменений в окружающем мире | 1 | Комбиниро-ванный | Представление об изменениях в живой и неживой природе, жизни людей | Знать способы изучения изменений: наблюдения, эксперимент, работа с научно-популярной литературой, анализ, нахождение причин и следствий изменений | С.10-20,чит., р/т№2,заполн. пропуски | |||
3 | Времена года. Старинный и современный календарь | 1 | Получение новых знаний | Периодически повторяющиеся изменения в природе. Календарь. Наблюдение за изменениями в природе | Знать: – причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов; – старинный календарь | С.20-25, отв. на вопросы на с.25. | |||
4 | Природные явления и погода | 1 | Практическая работа | Ознакомление с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразиями состояния неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений. Обучение пользованию приборами, определяющими силу и направление ветра, ведению дневника наблюдений за погодой | Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками | С.26-29,чит., заполн. дневник набл. | |||
5 | Необычные природные яв-ления. Правила безопасного по-ведения во вре-мя чрезвыча-йных погодных явлений | 1 | Получение новых знаний | Представление о необычных природных явлениях (засуха, ненастье, гроза, град, радуга, смерч). Работа над умением добывать информацию из иллюстраций и художественных произведений | Знать, какие природные явления характеризуют погоду. Уметь обозначать их условными знаками | С.30-34,читать, подг. сообщ. о природн. явлении. | |||
6 | Температура и ее измерение | 1 | Практическая работа | Формирование понятия «температура». Виды термометров. Разъяс- нение относительного ощущения кожей тепла и холода. Значение температуры для живых организмов | Знать устройство и работу жидкостного термометра Уметь: – измерять, записывать температуру: – работать с научным текстом; – моделировать; – пользоваться измерительными приборами; – делать выводы по результатам простых опытов | С. 35–37, ответить на вопросы, № 4 | |||
7 | Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе | 1 | Урок-экскурсия | Наблюдение различных изменений в природе: за облаками, за ветром. Сбор природного материала для гербария | Уметь: – выявить осенние изменения у растений; – измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания | Нарисовать рисунок. | |||
8 | Прогноз погоды | 1 | Наблюдение | Обобщение знаний о характеристиках погоды. Знакомство с некоторыми растениями и животными, которые могут предсказывать погоду. Работа со схемами | Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека. Уметь: – измерять температуру воздуха, воды; – составлять условными знаками карточку погоды | С.38- 42,читать;запи-сать старинные прогнозы погоды. | |||
9 | Осенние изменения в природе и в жизни человека – 5 ч | Осень в неживой природе | 1 | Комбиниро-ванный | Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как готовятся к зиме разные группы животных | Знать: – какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жиз- ни растений, животных, причины перелета птиц; – о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках | С.44-45,читать; отв. на вопросы1-4. | ||
Личностные: - положительное отношение к школе, чувство необходимости учения -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности Регулятивные: - умение контролировать свою деятельность по результату; | |||||||||
10 | Растения осенью | 1 | Комбиниро-ванный | С.46-48, читать; заполнить таблицу | |||||
11 | Осенние явления в жизни животных | 1 | Комбиниро-ванный | С. 49-51,читать; отв. на вопросы1-4. | |||||
12 | Осень в жизни человека. Осенние заботы и обычаи на- ших предков | 1 | Обобщающий | Чем заняты люди осенью? Уборка урожая, подготовка людей, животных к зиме | Знать: – об осенних заботах человека; – обычаях и праздниках наших предков | С. 52–58, задание 3 | |||
13 | Контрольная работа за 1 чсетверть (Т 1, № 1) | 1 | Контроль знаний | Наблюдение за осенними изменениями в природе; сбор природного материала для гербария | Уметь объяснять осенние приметы | Составить кроссворд. | |||
14 | Тела и вещества – 4 ч | Тела и вещества. Три состояния вещества | 1 | Практическая работа | Выявление разных состояний веществ. Обучение различию разных состояний веществ. Приведение примеров, подтверждающих выводы | Знать: – что такое «тело», «вещество»; – о трех состояниях вещества. Уметь классифицировать предметы по существенным признакам | С.60-61,читать, заполнить таблицу | ||
15 | Строение и свойства веществ | 1 | Получение новых знаний | Понятие о молекулах и атомах. Представление о строении вещества | Уметь объяснить расположение и движение молекул в газо-образном, жидком и твердом веществах | С.62-64,читать; вып. задание.в тетр | |||
16 | Удивительные открытия. | 1 | Практическая работа | Понятия о простейших, бактериях и об увеличительных приборах – лупе, микроскопе, бинокле | Знать: – об открытии простейших; – о клетке; – болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними | С.65-69,чит.,сообщ. о микроскопе. | |||
17 | Обобщение по теме «Тела и вещества» Проверочная работа № 2 (Т 1) | 1 | Обобщение | Систематизация и обобщение знаний о телах и веществах | Уметь: – определять состояние веществ; – ориентироваться в системе полученных знаний | Подобр. загадки о разл. веществах. | |||
Свойства воздуха, воды, почвы – 12 ч | -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; Познавательные: -умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах; - умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; - давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Коммуникативные: -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; -умение произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя. -потребность в общении со взрослыми и сверстниками; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение формулировать собственное мнение и позицию; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | ||||||||
18 | Воздух и его состав | 1 | Получение новых знаний | Объяснение: что такое воздух. Исследование свойств веществ экспериментальным способом | Знать: - значение воздуха для жизни на Земле; - состав и свойства воздуха. | ||||
19 | Свойства воздуха | 1 | Получение новых знаний | С.70-71,читать; ответ. на вопросы. | |||||
20 | Движение воздуха. Как используют воздух | 1 | Получение новых знаний | Выяснение, что воздух – это смесь газов Объяснение возникновения ветра, природных явлений, связанных с движением воздушных масс | Знать: – что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения; – об использовании силы ветра человеком | С.70-76 ,читать; вып. задан. в тетр. | |||
21 | Вода и её свойства | 1 | Комбиниро-ванный Практическая работа | Выяснение значения воды для всего живого на Земле Определение свойств воды с помощью органов чувств. Формирование знаний об основных физическихи химических свойствах воды | Знать: – о значении воды на Земле; – об источниках питьевой воды - свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ | С.77-81, читать; составить таблицу | |||
22 | Очистка воды | 1 | Практическая работа | Понятие «Очистные сооружения». Выяснение, кто и почему загрязняет воду. Ознакомление с методами очистки воды | Знать: – способы очистки воды в быту и в промышленности; – фильтрование | С.81,чит.; рисун. «Защитим воду». | |||
23 | Превращения воды | 1 | Практическая работа | Выяснение опытным путем, какие состояния есть у воды. Изучение процессов испарения, конденсации, замерзания, таяния | Знать, как образуются туман, иней, роса. Уметь отличать три состояния воды в природе | С.82-85,чит.;ответ. на вопросы1-4. | |||
24 | Круговорот воды | 1 | Урок-путешествие | Представление о круговороте воды в природе. Работа над развитием умения моделировать природные процессы, формированием экологической культуры, экологического мышления. | Знать принцип круговорота воды в природе | С.86; сост. рассказ «Путешествие капельки воды». | |||
25 | Почва, её состав и свойства | 1 | Практическая работа | Представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Выяснение, что такое почва; в чем ее значение длярастений, животных, человека. Определение состава почвы. Работа со схемами | Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы | С.87-89,читать, заполнить таблицу. | |||
26 | Обитатели почвы | 1 | Получение новых знаний | Знания о живущих в почве животных, их роли для растений и плодородия земли. Представление о круговороте органичных и минеральных веществ в почве | Знать: – правила гигиены при работе с почвой; – понятие «круговорот веществ в почве». Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы | С. 91-93,чит.; придумать сказку об обитателях почвы. | |||
27 | Почва – кормилица. Как возделывали почву наши предки | 1 | Комбиниро-ванный | Объяснение значения почвы для человека. Представление о культуре обработки почвы и сохранении ее плодородия старинными и современными способами. Выявление природных разрушителей почвы | Знать способы сохранения плодородия почвы. Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы | С.93-96,читать;ответ. на вопросы. | |||
28 | Обобщающий урок. Проверочная работа № 3 | 1 | Урок-экскурсия | Выяснение источников загрязнения воздуха, воды, почвы. Наблюдение зимних изменений в природе | Знать правила экономически грамотного поведения в природе, быту. Уметь называть источники загрязнения воздуха, воды, почвы | С.96, ответ. на вопросы | |||
29 | Зимние изменения в природе и жизни человека. 5ч | Р/К Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе | 1 | Урок-наблюдение | Выяснение особенностей декабря, изменений длительности дня и ночи, высоты солнца, температуры воздуха, состояния неба, осадков, почвы, водоемов | Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. Уметь объяснять образование снежинок, изморози | Рисунок «Зима в природе». | ||
30 | Зимние явления в неживой природе | Комбиниро-ванный | Выяснение свойств льда и снега. Обобщение знаний о зимних явлениях, особенностях жизнедеятельности человека в зимний период | Уметь объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица | С.101-104,чит.;загадки о зимних явлениях природы. | ||||
31 | Растения зимой | 1 | Урок-наблюдение | Объяснение, как зимуют кустарники, травы, в чем значение коры для деревьев, каковы изменения в росте дерева зимой | Знать значение снегового покрова для растения | С.104-110, чит.,нарисов. дерево, растущ. в поселке. | |||
32 | Зима в жизни животных | 1 | Комбиниро-ванны | Объяснение, как зимуют дикие и домашние животные, какое значение имеет лед на поверхности водоемов для его обитателей | Знать о зимовке разных групп животных | С.111-120,чит.,зимние приметы погоды. | |||
33 | Январь – середина зимы. Зима в жизни наших предков | 1 | Комбиниро-ванный | Ознакомление с обычаями, занятиями, праздниками наших предков в зимнее время | Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков | С.122-125,чит.;стихотворен. о зиме | |||
34 | Организм человека и его здоровье – 12 ч | Организм человека | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с науками, изучающими организм человека. Формирование понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы» | Знать: – науки, изучающие организм человека; – основные внутренние органы человека. Уметь объяснять рождение и развитие ребенка | .6-10 отв.; рассказ на тему «Когда я был маленьким…». | ||
35 | Скелет - надежная опора и защита | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со значением и строением скелета, суставов. Выяснение значения правильной осанки | Иметь представление о скелете человека, работе суставов. Знать свойства костей. Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей | С.11-17, ответить на вопросы1-2. | |||
36 | Мышцы и их назначение. Развитие мышц | 1 | Практическая работа | Понятие о разнообразии мышц, их значении и механизме работы. Гигиенические навыки по уходу за своим организмом | Знать: – назначение мышц, разнообразие; – сухожилия; – работа мышц, их тренировка, состояние усталости | С. 18-20,чит., сост. комплекс упр-й для развития мышц. | |||
37 | Органы дыхания. Предупрежде-ние их заболе-вания. Вред курения. | 1 | Комбинированный | Выяснение, как и зачем мы дышим. Ознакомление с органами дыхания, их функциями. Рассмотрение работы легких. Представление о механизме дыхания. Предупреждение о вреде курения. Формирование навыка сопоставления схематического рисунка и его описания в учебном тексте | Знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу | С.21-24,чит.; задание в тетради. | |||
38 | Питание и органы пищеварения . Как питались наши предки. | 1 | Комбиниро-ванный | Ознакомление с органами пищеварения, их работой. Выяснение состава пищи. Представление о компонентах пищи и их значении для здоровья человека. Состав пищеварительной системы. Механизм обработки пищи. Возможные заболевания органов пищеварения | Знать: – органы пищеварения, их роль в организме; – состав пищи – белки, жиры, углеводы. Уметь: – рассуждать о важности ухода за зубами; – разумно относиться к правильному питанию; – соблюдать чисто- плотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения | С.25-31,сост. памятку «Правила приема пищи». | |||
39 | Кровь и кровообраще-ние | 1 | Получение новых знаний | Рассмотрение основных функций крови в организме, состава крови, разнообразия кровяных частиц их функций; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды, первая помощь при кровотечениях. Пульс, его измерение | Знать: – основные функции крови, ее состав; – навыки здорового образа жизни; – как беречь и развивать сердце. Уметь: – называть органы кровообращения, их функции; – измерять пульс | Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Регулятивные: -формирование основ оптимистического восприятия мира - умение контролировать свою деятельность по результату; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Познавательные: -умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. -умение анализировать рисунки, умение обобщать информацию. -умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом. Коммуникативные: -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов | С.32-36,отв. на вопросы 1-2. | ||
40 | Очистка организма, органы выделения | 1 | Получение новых знаний | Формирование знаний о выделительной системе организма. Органы выделения. Объяснение их функций. Рассмотрение необходимости очистки крови. Обучение оказанию пер- вой помощи при обморожениях и ожогах. Представление о механизме работы выделительной системы | Знать, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения | С.37,чит., сост. правила гигиены | |||
41 | Органы чувств | 1 | Практическая работа | Ознакомление с органами чувств человека, как источниках информации об окружающем мире, о механизмах работы: зрения, слуха, обоняния, осязания. Обучение соблюдению гигиены этих органов | Знать: – органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; – их работа и функции в организме. Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств | С.4 2-49,читать; задания28,34. | |||
42 | Нервная система и ее роль в организме | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с головным, спинным мозгом, нервами. Объяснение механизма управления мозгом органами. Выяснение значения сна, отдыха для жизнедеятельности человека. Выполнение режима дня и его значение для нервной системы | Знать: – значение нервной системы и ее органов в организме; – что такое память, ее виды и развитие Уметь: – объяснить значение сна, режима дня; – аргументировать понятие «здоровая нервная система»; – развивать свою память, объяснять ее значение для учебы | С.50-55,читать,сост. памятку «Правила общения». | |||
43 | Память. Развитие памяти | 1 | Комбиниро-ванный | Виды памяти. Способы развития памяти. | Составить памятку «Как развить память» | ||||
44 | Как лечились наши предки. Здоровый образ жизни. | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с развитием народной медицины. Роль знахарей. Выяснение пользы бани | Знать, какими способами лечились наши предки | С.56-58, отв. на вопросы, с.58. | |||
45 | Организм человека и его здоровье . Проверочная работа (Т2, № 1) | 1 | Контроль ЗУН | Проверка усвоения материала учащимися; обобщение и систематизация знаний об организме человека. Ознакомление с опытом наших предков по сохранению здоровья | Уметь систематизировать учебную информацию в схеме | Р/т., с.15 разгадать кроссворд. | |||
46 | Развитие животных и растений – 11 ч | Весна в неживой природе. Старинные обычаи встречи весны | 1 | Комбиниро-ванный | Объяснение, что такое оттепели, капели, проталины, ручьи; как из- меняется высота Солнца над горизонтом, длительность его пребывания на небе, изменение температуры воздуха. День весеннего равноденствия (21 марта) | Знать первые признаки весны в неживой природе. Уметь: – выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе; – находить в художественном тексте основные признаки природных явлений; – соблюдать экологически грамотное поведение в природе | С.60-66,чит.;выполн. задан. в тетр. | ||
47 | Размножение животных. Развитие птиц | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве. Представление о жизненных циклах разных групп животных. Ознакомление с развитием птиц на примере курицы | Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве. Уметь: – прослеживать последовательность развития живых организмов; – предлагать варианты решения экологических проблем | С.67-70,чит.; задание в тетради. | |||
48 | Развитие рыб и земноводных | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со стадиями развития рыб и лягушек | Уметь: – прослеживать последовательность развития рыб и земноводных; – находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки | С.70-73, чит.; отв. на вопросы 1-2. | |||
49 | Стадии развития насекомых | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со стадиями развития бабочек, божьей коровки, колорадского жука | Знать: – стадии развития насекомых; – способы борьбы с вредителями культурных растений | С. 73–77, вопросы 1–5 | |||
50 | Растение – живой организм. Органы растения | 1 | Получение новых знаний | Выяснение в ходе беседы признаков живого у растений, условий, необходимых для развития растений. Представление о строении семян цветковых растений и их развитии | Знать: – разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.); – органы цветкового растения. Уметь: – выделять существенные признаки; – устанавливать причины и следствия природных явлений | С.78-80,чит.; задание в тетради | |||
51 | Развитие растения из семени. Корневая система рас- тения | 1 | Практическая работа с гербариями | Ознакомление с функциями и строением корней и стеблей, с разны- ми видами корневой системы и стеблей. Представление о побеге, разнообразии почек и их расположении на стебле | Знать функции корня и стебля. Уметь отличать разные виды корневой системы | Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; -способность к самооценке. Регулятивные: -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); -умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; -умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Познавательные: -умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре. -умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение. -умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца. -умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | С.82-83, чит.; составить план. | ||
52 | Стебли и листья растений, их функции | 1 | Практическая работа | Ознакомление с видами листьев, расположением их на стебле, со строением листьев, основными функциями стебля и листьев. Выяснение функций листьев: испарение и поглощение влаги, дыхание, образование питательных веществ | Знать разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Уметь моделировать невидимые природные процессы | С.84-91,чит.;отв. на вопросы 1-5. | |||
53 | Цветок и плод растения. Распространение семян | 1 | Практическая работа | Ознакомление со строением цветка, ролью опыления. Выяснение значения насекомых в опылении. Рассмотрение цикла цветкового растения от семени до семени. Размножение растений | Знать: – строение цветка, значение опыления; – цикл цветкового растения от семени до семени. Уметь ориентироваться в разнообразии цветков и плодов | С.92-97,читать; заполнить таблицу | |||
54 | Весенние изменения в жизни растений и животных | 1 | Комбинированный | Приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездования, появления насекомых. Полевые работы, происходящие в это время | Знать: – приметы весны к началу цветения (апрель, май); – о цветах-первоцветах. Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения | Устный рассказ «Весна пришла». | |||
55 | Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и в жизни людей | 1 | Урок-экскурсия | Систематизация и обобщение знаний; проверка качества полученных знаний | Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции | С. 102, № 1–3 С.98-101;чит.; отв. на вопросы3- 4. | |||
56 | Обобщающий урок. Проверочные работы № 2 и 3 | 1 | Контроль ЗУН | Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе, цветения первоцветов | Уметь: – находить на практике весенние приметы; – соблюдать экологическую культуру; – наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать | Составить кроссворд. | |||
57 | Изменение быта и культуры наших предков – 10 ч | Что и как изучает история | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдения, архивы, археологические раскопки. Исторические памятники родного края | Знать: – что и как изучает история, ее значение; – способы познания прошлого; – о быте и культуре своего народа; – понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки». Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений | Р/т, с.57 разгадать кроссворд. | ||
58 | Природа в жизни наших предков | 1 | Комбиниро-ванный | Ознакомление с собирательством, охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. Воспитание уважительного отношения к обычаям и верованиям разных народов | Знать: – чем занимались наши предки, как они осваивали природу; – обычаи и традиции предков. Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя | Расск. о старин. вещах своей семьи. | |||
59 | Уклад жизни на Руси | 1 | Комбиниро-ванный | Ознакомление с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др. Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью | Знать: – значение семьи, родовой общины, племени; – виды жилищ наших предков | С.115-118,чит.; отв. на вопросы 1,3 | |||
60 | Жизнь на селе в старину. Крестьянский труд | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с устройством избы, отоплением, освещением, домашней утварью, трапезами крестьянских детей | Знать: – как жили в старину на селе; – о старинном быте сельских жителей | С.119-125,сост. план;рассказ о старинных играх. | |||
61 | Старинные города | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со старинными поселениями, с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Названия городских построек. Формирование понятия «исторический центр», показ его значения и необходимости сохранения старинных построек и памятников | Знать: – строение старинных поселений, их виды; – значение исторического центра современ- ного города, важность его сохранения. Уметь: – добывать информацию из иллюстраций и текста; – охранять памятники старины | С.126-132,чит.;объясн. знач. слов. | |||
62 | Ремесленники, их изделия. | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со старинными ремеслами на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное. Понятия «ремесло», «ремесленник». Различные виды художественной росписи предметов быта. Появление купцов на Руси, с меновая торговля. Появление монет, бумажных денег. | Знать: – занятие горожане в старину; – старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); – историю возникновения торговли и денег на Руси; – виды художественной росписи предметов быта. Уметь: – добывать информацию из иллюстраций и текста; – приобщиться к старинному ремеслу | С.133-141,чит.;подобр.пословицы и поговорки о труде. | |||
63 | Торговое дело на Руси | 1 | Комбинированный | Коммуникативные: -ориентация на партнера по сотрудничеству; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -умение договариваться, находить общее решение; -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать -умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию | С.142-143, отв. на вопросы 1-3. | ||||
64 | Одежда наших предков | 1 | Получение новых знаний | Формирование понятий «исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде, об элементах одежды, о функциональном назначении повседневной и праздничной одежды Ознакомление с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных | Знать, как одевались наши предки в разные времена | С.144-149чит, нарис. стар. одежду. | |||
65 | Учение на Руси. | Комбиниро-ванный | Возникновение учения на Руси. Ознакомление со старинными школьными принадлежностями, формами одежды. Словарная работа: кириллица – старинный русский алфавит; береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь | Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму | С.150-155, отв. на вопросы1-4. | ||||
66 | Как жили наши предки. | Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью | С.150-155, отв. на вопросы1-4. | ||||||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль знаний | Обобщение и систематизация полученных знаний | Уметь: – соблюдать экологическую культуру; – наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать | Составить вопросы для викторины. | |||
68 | Летние изменения в неживой и живой природе. Прави- ла бе зопасного поведения во время летних каникул | 1 | Обобщение | Обобщение и систематизация полученных знаний о быте и культуре наших предков | Знать правила бе зопасного поведения во время летних каникул Уметь: – выполнять самостоятельные задания; – участвовать в играх, театрализациях, конкурсах | Нарисовать рисунок «Скоро лето». |
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. Кубышева, М. А. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / М. А. Кубышева, Л. Г. Петерсон, Е. А. Гусева. – М. : Ювента, 2010.
2. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Волгоград : Учитель, 2013.
3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010.
4. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Образовательный портал. – Режим доступа : www.uroki.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1sep-tember.ru
5. Учебно-методический портал. – Режим доступа : http://www.uchmet.ru/
6. Портал компании «Кирилл и Мефодий» : http://www.km.ru
3. Наглядные пособия.
1. Иллюстрации (плакаты, альбомы и др.).
4. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Медиапроектор.
4. Документ камера.
5. Сканер.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Шкаф для хранения таблиц.
2. Ящики для хранения наглядных пособий.
7. Специализированная учебная мебель.
Учительский стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...