Историческое время
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Цели:

·        Образовательная:  сформировать представление об историческом времени  и ввести понятия: век, тысячелетие, эра; закрепить знания единиц измерения времени (год, месяц, сутки).

·        Развивающая: развивать умения работать со схемами и моделями, умения пользоваться римскими цифрами; развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас.

·        Воспитательная: поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, умение работать в парах, воспитывать  самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskoe_vremya.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 4

Историческое время

Цели:

  • Образовательная:  сформировать представление об историческом времени  и ввести понятия: век, тысячелетие, эра; закрепить знания единиц измерения времени (год, месяц, сутки).
  • Развивающая: развивать умения работать со схемами и моделями, умения пользоваться римскими цифрами; развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас.
  • Воспитательная: поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, умение работать в парах, воспитывать  самостоятельность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.  

1. Фронтальный опрос.

- Что является стрелкой в солнечных часах?

- Какое время показывают часы в полдень?

- Как можно проверить точность хода часов?

- Что можно соорудить в школьном дворе, чтобы наблюдать изменение положение Солнце на небе в разные времена года?

- Как называется высокий вертикальный шест в солнечных часах?

- Как называются часы с использованием воды?

2. Блиц-опрос. 

- Шведский ботаник Карл Линней устроил цветочные часы. (Да.)

- В солнечных часах стрелкой является маятник. (Нет.)

- Электронными часами пользовались монахи-летописцы. (Нет.)

- Самые точные часы атомные. (Да.)

- В электронных часах  маятником являются колеблющиеся заряженные частицы. (Да.)

- Механические часы появились тысячу лет назад. (Нет.)

- Водяные часы – современные. (Нет.)

- Часы с кукушкой называют электронными. (Нет.)

III. Сообщение темы урока.

- Ребята, часто ли вам приходится  слышать такие выражения: «У него сегодня торжественная дата», «Дата его рождения».

- Что же означает само слово дата? (Это когда называют – день, месяц и год события.)

- Как же мы узнаем с вами эти даты? Что нам в этом помогает? (Календарь.)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Мы будем сегодня говорить о датах и календарях.)

- Действительно, мы сегодня познакомимся с видами календарей. Узнаем, что такое историческое время.

IV.  Что такое календарь.

1. Работа по учебнику.  

- Размышляли ли вы, откуда взялось знакомое вам слово «календарь»?

- Давайте об этом прочитаем в  учебнике.  (Учащиеся  читают  статью  «Что  такое

календарь» на стр. 22 (1 абзац).)

- Откуда же взялось слово «календарь»?

- Что же сейчас называют словом «календарь»?

- Сколько месяцев составляет год?

- Одинаково ли количество дней в месяцах?

- Одинаково ли количество недель в месяцах?

- Какие существуют календари?

- Каким календарем пользуемся мы с вами?

- Что определяют по календарям? (Даты происходящих событий.)

2. Работа с тетрадью на печатной основе.

- А с вами происходили важные события?

- Что же самое важное произошло за годы вашей жизни?

- Давайте нанесем эти события на линию времени, которая у вас находится в тетради на стр. 9 №21. (На доске учитель чертит  линию времени. Это прямая линия, разделенная поперечными черточками на равные отрезки, означающее определенное число лет. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях).

- Какое самое важное событие произошло в жизни ваших родителей и вашей?

- Когда пошел(а) в детский сад? В школу?

- Сколько лет был(а) в детском саду? Сколько учишься в школе?

- Сколько лет многим из вас исполнилось в этом году? (10 лет.)

- Можно сказать, что вы прожили свое первое десятилетие.

- Сколько прожили десятилетий ваши родители, дедушки, бабушки?

- Как вы думаете, а происходили ли  какие-либо события до вашего рождения, рождения ваших родственников?

- Какая наука изучает жизнь человечества в прошлом?

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 23 учебника.

- Как развивалось человечество?

V. Как изображают течение времени.

1.Чтение отрывка.

- Вы любите слушать рассказы о сказочных странах?

- Сейчас я вам прочитают отрывок из книги Л. Талимоновой «Путешествие во времени», о стране Беоргин:

«В стране Беоргин жили замечательные люди. Превыше всего беоргийцы ставили гармонию в мире. Жили они по законам Истины, Добра и Красоты. Они верели в Бесконечность и поклонялись Времени. В представлении беоргийцев Время делилось на три части: Прошлое, Настоящее, Будущее. Прошлое они принимали за абсолютную истину и уважали его. Будущее – всегда движение вперед, к чему – то лучшему. А Настоящее – это только мостик из Прошлого в Будущее. Беоргийцы представляли Время огромной рекой, текущей из Прошлого в Будущее…»    

- Какое представление о времени было у жителей сказочной страны и какое представление о времени у вас?

- Чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?

- Чем отличаются понятия «вчера», «сегодня», «завтра»?

- Путешествовать в историю нам поможет «Лента времени». Она даст возможность понять, как далеко во времени стоит одно событие от другого.

- Чем  настоящее время отличается от исторического времени? (В настоящем времени, как правило, задают вопрос «В каком году это было?», в историческом времени – «Когда произошло событие?». Отвечая на вопрос об историческом событии, могут назвать год, век, тысячелетие.)

2. Просмотр презентации «Лента времени».

- Что отмечают на ленте времени? (Даты, события.)

- Что еще отмечают на «ленте времени»? (День, неделю, месяц, год, век, эру.)

- Какие из этих единиц можно использовать для описания жизни вашей семьи, а какие – для истории города, страны, народа?

- Что же еще отмечают на «ленте времени»? (Год, век, тысячелетие.)

Год  - отрезок времени в ……..   (12 месяцев);

Век – отрезок времени в ……..   (100 лет);

Тысячелетие  - отрезок времени в ……. (1000 лет).

- Сколько веков составляет тысячелетие? (10 веков.)

- В «историческом времени» принято пользоваться арабскими и римскими цифрами. Арабскими, как правило, обозначаются годы, а римскими – века.

- А как же надо определять век по году?

- Если в четырехзначном числе после первых двух идут нули, то первые цифры будут означать век: 1300 год – 13 (XIII) век, 1400 год – 14 (XIY) век. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий век. Например , 1301 год – 14 (XIY) век, 1415 год  -  15 (XY) век. Так  же  определяется век по дате из трех цифр: 900 год - 9 (IX) век, 901 год – 10 (Х) век. 901 год означает, что прошло полных девять веков  и пошел первый год  десятого века. Это так же, как вам исполнилось 9 полных лет и идет 10-й год. (Объяснение сопровождается  показом на доске.)

- Все годы  каждого века с 1-го по 100–й включительно относятся к одному веку.

- За  точку отсчета времени в большинстве стран мира принят год, в котором, по библейскому преданию, родился Иисус Христос. Эта дата делит всю историю людей на два периода – на две эры: «до нашей эры» (до н. э.) и «нашу эру» (н. э.).

VI. Обобщение знаний учащихся.  

1. Фронтальный опрос.

- В каком веке мы с вами живем? (21в.)

- С кого года  начался XXI век? (2001г.)

- Какой  был предыдущий век? (ХХв.)

- Каким годом он закончился? (2000г.)

2. Работа с пословицами.

А) - Вставьте пропущенное число:

….. в поле не воин.

Семь раз отмерь, …. раз отрежь.

Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

У …..   нянек дитя без глазу.

- Какая получилась дата? (1147)

- Что эта дата означает? (Основание Москвы.)

- К какому веку она относится? (XII в.)

Б) - Из следующих пословиц, узнайте дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля:

Семеро с ложкой, ….  с сошкой.

Пошел на все …..  стороны.

….. раз надо сказать, на десятый только послушает.

….. пальцев в одно кольцо не возьмешь.

- Какая получилась дата? (1495)

- Что эта дата означает?

- К какому веку она относится? (XYв.)

VII. Итог урока.

- Что взято за основу  счета времени в солнечном и лунном календарях?

- Как следует называть дату события?

- Какие единицы исчисления используют историки?

- Что такое «лента времени»?

- Сколько лет, веков, тысячелетий длится наша эра?

- Молодцы! Все вы очень хорошо работали на уроке!

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

VIII. Домашнее задание: стр. 22-25 читать, стр. 25 ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Культурно-историческое наследие Белгородской области"

 Волоконовка - маленькое пятнышко на карте нашей области. Но как дорог нам посёлок, в котором мы родились и выросли, где живут близкие нам люди, где похоронены наши предки! ...

Статья. "Легенды и мифы Старой деревни (исторический район Санкт-Петербурга)"

В статье помещены легенды об императорах России, связанные с историей Старой деревни....

Урок в 4 классе (Школа 2100) по теме "Исторические эпохи" (Обобщение по разделу «Человек и история человечества»).

Представлена разработка обобщающего урока окружающего мира в 4 классе по теме «Исторические эпохи», проведённого в виде презентации индивидуальных и групповых проектов, посвящённых разным эпохам разви...

интегрированный урок, окружающий мир, 3 класс, тема: труд людей в разные исторические времена

Урок является заключительным по разделу "Труд людей в разные исторические времена" (Умк "Начальная школа 21 века"), интегрирован с информатикой и "Истоками". Применяются активные формы обучения: работ...

презентация к уроку окружающего мира "Труд людей в разные исторические времена"

презентация к уроку окружающего мира "Труд людей в разные исторические времена". УМК  "Начальная школа XXI века", 3 класс...

Проект развития исторической культуры и исторической памяти "По линии обороны Сталинграда"

В 2023 году в России отмечали 80-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Двести героических дней и ночей обороны Сталинграда сыграли решающую роль в историю...

Рабочий лист по окружающему миру 4 класс .Тема "Историческое время .Лента времени".

Рабочий лист содержит базовые понятия и практические задания  по теме "Историческое время. Лента времени" ....