Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Плетнёва Наталья Владимировна

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели.

Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Подготовила:

Плетнёва Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

 МБОУ Дубовская НШ №1

                                                                                                                                           

         Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

 Цели урока: продолжить знакомство детей с Красной книгой, с   некоторыми растениями и животными нашего края, занесёнными в Красную книгу; создание психолого – педагогических условий для развития эмоциональной и познавательной  сфер младших школьников.    

Тип урока: Урок - проект.

Задачи:

  1. расширять и углублять знания о животных и растениях нашей местности, занесённых в Красную книгу; рассмотреть причины исчезновения животных и растений;
  2. создать Красную книгу нашего класса
  3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  4. формировать коммуникативные умения учащихся

 Оборудование: проектор,  компьютер,  экран,  слайды,  тревожная музыка, названия отделов, результаты  теста «Умеешь ли ты охранять природу»,  карточки с проблемными ситуациями.

Ход урока

I.Организационный момент.

У: - Ребята, закройте глаза и внимательно послушайте музыку.(звучит тревожная музыка)

- Какие картины вы себе представили, слушая эту музыку?

- Какая она?

- А какой цвет нам говорит об опасности?

II. Тема и цель урока.

- Вспомните, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке. (О Красной книге)

- Что это за книга?

- О чём говорят разноцветные страницы этой книги?

  ( - На страницах красного цвета – виды животных, стремительно сокращающиеся и без помощи человека им не спастись.

  - На страницах жёлтого цвета -  животные и растения, близкие к исчезновению.

- Белые страницы - с очень редкими видами.

- На серых располагаются малоизученные виды.

- На зелёных - восстановленные виды.

- И последние – чёрные страницы - это траур по уже исчезнувшим видам.)

- Когда Красная книга появилась в нашей стране?

- Как вы думаете, чему мы посвятим наш сегодняшний урок?

Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»(1-й слайд)

- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

- Что нужно, для того, чтобы быть природе другом?

- Какова же первая цель нашего урока?

- Вспомнить, сформулировать правила поведения в природе

- А название проекта какую цель ставит перед нами?

- Познакомиться с растениями и животными РО, занесёнными в  Красную книгу

- Мы сегодня не только познакомимся с растениями и животными РО, занесёнными в  Красную книгу, но и создадим Красную книгу нашего класса

 - Создать Красную книгу нашего класса

- Как вы думаете, для чего?

III. Работа по теме урока.

- Скажите, а охранять и бережно относиться нужно только к растениям и животным, занесённым в  Красную книгу?

- А умеете ли вы охранять природу?

Результаты теста «Умеешь ли ты охранять природу»

Стихотворение С.Смирнова.

Есть просто храм. Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,  будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

У: Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Давайте подумаем, в чём же причина?

- Изменение климата, плохая экология. Загрязняется воздух, Животные умирают не находя себе корма.

У: - К сожалению,  часто виновниками исчезновения животных и растений является… Человек.

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесу, лугу, полю превращается в огромного великана. Во-первых, потому что везде живут живые существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки. Во-вторых, потому что даже большие обитатели Земли, например, вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны.

Причём, могущественным великаном на природе может быть не только взрослый, но и ребёнок.

Как хорошо, если этот великан – добрый, заботливый. Он не наступит нарочно на скрытых в траве жучка и червячка, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора...

И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает. 

Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы и ягоды, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая.

Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.

- И сейчас мы с вами подумаем, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и главное - почему.

Мы с вами обсудим разные ситуации, которые возникают с нами при прогулках на природе, а также   пути их решения.

                                 Решение проблемных ситуаций. 

- Самое главное - не забывайте, мы – в гостях! Мы в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил.

IY. Физ. минутка.

Эй, ребята, с мест вставайте и со мною поиграйте.

Вы словам не доверяйте, то за мной лишь повторяйте,

Что не повредит природе, а не то,  что ныне в моде!

Кто там снёс  в гнезде яичко? Птичка! Птичка!

Что ж, нагнёмся, поглядим. Мы семейству навредим!

Кто забрался под кусток? Кто свернулся там в клубок?

Нет ни головы, ни ножек… Кто же это? Ёжик!

Забирай его, ребята! Брать домой зверей не надо!

Лес – его родимый дом. Жить ежу полезно в нём!

Шубка рыжая на ней. Кто же скачет меж ветвей?

Иль играет в погорелки? Кто это, ребята? Белка!

А давайте для потехи заберём её орехи!

Вижу впереди поляну. Мимо проходить не стану.

К солнцу, повернув листочки. Распрямивши стебелёчки,

Небывалой красоты распустились здесь…Цветы!

Краше в целом свете нет! Собирай их в букет!

Мы такого не позволим! Лучше им цвести на воле!

Y. Знакомство с животными и растениями Красной книгой нашего края.

У: - Дома вы готовили проекты по животным и растениям Красной книги нашей области.

Сейчас в группах вы представляете свои проекты по плану: 1. Название. 2. Внешний вид. 3. Чем питается. 4. Почему занесён в Красную книгу.

Лучшие - презентуете всему классу.

YI. Создание Красной книги нашего класса.

YII. Презентация Красной книги (стихи)

Чтоб сохранить красу родной Земли,

Чтобы сберечь растенья и цветы,

Все исчезающие виды

В книгу Красную занесены.

Красная книга – книга тревоги.

Знай: все растения в ней – недотроги!

Рвать не нужно их, друзья!

Охраняйте их всегда!

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом!

Никогда не обижай – ни пчелу, ни мошку,

Ни улитку, ни жучка – темненькое брюшко.

Ни кузнечика, в траве, скачущего ловко.

Ни блестящую в листве – божью коровку.

Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого.

Ни за что и никогда не обижай живого!

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ,-

Ведь другой, похожей, нету.

Любите родную природу – озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей!

YIII.Обобщение. Вывод.

У: Как вы думаете охранять нужно только виды, занесённые в Красную книгу?

Д: Нет. Всех животных, чтобы они не попали на её красивые страницы.

У: А что мы с вами можем сделать для охраны природы?

Д: - Не ломать деревья.

     -Не рвать цветы.

     - Не мусорить в лесу, у реки..

     - Не разорять гнёзда.

     - Не ловить насекомых.

     - Не шуметь в лесу.

     - Создавать заповедники.

 

IX.Домашнее задание

С.94-95, подготовить рассказ от имени кузнечика или иллюстрацию к рассказу.

Тест

Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, всё равно не угадаешь, да и результат будет неверный.

  1. Ты нашёл (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь? Выбери один из трёх ответов.
  • 1 очко – полюбуюсь на него и пойду дальше.
  • 3 очка – засушу его для школьного кабинета биологии.
  • 5 очков – осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.
  1. Ты нашёл гнездо с птенцами. Что ты сделаешь?
  • 3 очка – покормлю птенцов.
  • 5 очков – позову ребят, чтобы они тоже посмотрели.
  • 1 очко – буду наблюдать издали.
  1. Ребята вобрались в рощу за березовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?
  • 5 очков – пойду, но буду собирать очень осторожно.
  • 3 очка – не пойду и других не пущу.
  • Сначала расспрошу об этом учительницу биологии.
  1. После привала в походе у нас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
  • 3 очка – взял бы с собой, чтобы сдать или выбросить в мусор в городе.
  • 5 очков – отнёс бы в кусты, чтобы никто не поранился.
  • 1 очко  - закопал бы в землю.
  1. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
  • 3 очка – почти всё знаю и всегда её охраняю.
  • 1 очко – кое - что знаю, но хотел бы знать больше.
  • 2 очка – я люблю природу, но мы ещё этого не проходили.

Итак, у тебя получилось 5 ответов. Сложи их вместе. Теперь по сумме определи, к какой из трёх групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.

Группа 1 – те, кто набрал от 5 до11 очков.

Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь, многое о природе, но и умеешь её охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать побольше.

Группа 2 – те, кто набрал от 12 до 18 очков.

Ты, безусловно, кое – что знаешь о природе, и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.

Группа 3 те, кто набрал от 19 до 25 очков.

Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь…Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты знаешь немного.

Честно говоря, есть ещё одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зелёную лесную поляну. И предложенные ответы в нашем тесте не для них. Потому что этот маленький тест для тебя, юный друг природы.



Предварительный просмотр:

Проблемная ситуация №1:

Ты идешь в гости в лес. Стоишь у кромки леса и выбираешь направление, куда идти. Увидел вдали интересное растение. Ты начинаешь свое движение к выбранному уголку природы напрямик бегом, по лесным травам и низким кустарникам. 

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=94239ddc3de71a837a9481ad8bb90b61-125-144&n=21

Обсуждение ситуации:

Заметили ли вы ошибку?

Правильно ли так вести себя в лесу?

Можно ли так передвигаться по лесу, где хочу,  куда хочу и как хочу?

Проблемная ситуация №2:

Какой же отдых на природе без шашлыков? Ты нашел удобное место, натаскал много сухих веток и развел костер под деревом в тени.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=2085b6d032fde718872623e00f1f77f1-06-144&n=21

Обсуждение ситуации:

Заметили ли вы ошибку?

Можно ли разводить в лесу костер?

Чем опасен пожар в лесу?

Проблемная ситуация №3:

Вкусно поел, попил,  свой мусор раскидал в разные стороны. А напоследок еще решил оставить «память о себе» ножом на стволе березы надписью: «Здесь был я!»

Картинки по запросу рисунки правила поведения с деревьями

Обсуждение ситуации:

Заметили ли вы ошибку?

Можно ли ножом делать надрезы  на стволах деревьев?

Что грозит дереву?

Проблемная ситуация №4:

Ты долго ходил по лесу и проголодался. Остановился на бивак. У тебя есть бутерброды, напитки в пластиковой бутылке, конфеты. Ты выбрал красивую лесную поляну, где решил перекусить. Вкусно поел, попил, а вот свой мусор раскидал в разные стороны.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d356928f973bbb9192a3850766ecb2a2-19-144&n=21

Обсуждение ситуации:

Заметили ли вы ошибку? 

Правильно ли так вести себя во время перекуса?

Нужен ли ваш мусор природе, и как она с ним должна справляться.

Проблемная ситуация №5:

Не пересчитать тех цветов, которыми нас одаривает природа. И все они просятся в букет. Приехав на природу, увидев такое многообразие цветов, начинаете собирать огромные букеты.

 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cfb9ff83771395b15625f325f752ebd6-79-144&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=f00e7492ea92b6e0e92de44215814788-112-144&n=21

Обсуждение ситуации:

Заметили ли вы ошибку?

Можно ли собирать огромные букеты цветов?

Проблемная ситуация №6:

Ты обнаружил в лесу муравейник. Вокруг него и на нем много муравьев. Но тебе стало интересно, что, же там внутри него? Взял палку и стал его ворошить.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=53b9b4fc6013f3b9bf898e9711b89173-51-144&n=21

Обсуждение ситуации:

Заметили ли вы ошибку?

Можно ли с помощью палки, разоряя муравейник, изучать жизнь муравьев?

Проблемная ситуация №7:

Прогуливаясь по лесу, ты обнаружил гнездо, в котором пищат птенцы. Ради интереса ты полез посмотреть его.

1

Обсуждение ситуации:

Заметили ли вы ошибку?

Были ли вы в такой ситуации?

Ваши действия?

Проблемная ситуация №8:

Гуляя в лесу, можно увидеть маленьких крохотных бельчат, зайчат, ежат, птенцов. Они такие хорошенькие. Вы взяли и унесли их к себе домой.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=bd44a970d208e8fa44eb72492136265f-125-144&n=21

Обсуждение ситуации:

Вы так когда – нибудь поступали?

Что грозит диким обитателям в домашних условиях?

Проблемная ситуация №9:

Папа взял тебя с собой на рыбалку. Ты начал ловить рыбу удочкой, а  папа пошёл расставлять сети.

Обсуждение ситуации:

Заметили ли вы ошибку? 

Можно ли с помощью сетей ловить рыбу? Почему?

Проблемная ситуация №10:

Лес угощает людей щедро. Многие спешат в лес по грибы и ягоды. Увидев поляну ягод, ты начинаешь собирать и спелые и неспелые ягоды, некоторые – вместе с кустом. Собирая грибы, ты выдираешь их целиком из земли. А мухоморы, которые попадаются на пути, ты пинаешь.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=c58e90aa7771ef4581d5106017af50af-01-144&n=21

Обсуждение ситуации:

 Заметили ли вы ошибку?

Можно ли так собирать ягоды и грибы?



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

В ПРИРОДЕ

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса на тему «Охрана природы. Заповедники».

Форма проведения: урок- рассуждение. Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.Цель урока: продолжить знакомство учащихся с правилами охраны природы....

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Предмет: окружающий мир 1 классФорма  организации урока: урок - исследование  по теме  «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»Тип урока: урок  усвоения  новых знаний...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества...

Научно-практическая конференция "Шаги в науку". Проект "Красная книга Тюменской области, или Возьмём под защиту"

Научно-практическая конференция "Шаги в науку". Проект "Красная книга Тюменской области, или Возьмём под защиту"...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"

Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....

Конспект урока «Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

Обобщение представлений о факторах, угрожающих живой природе; воспитание уважительного отношения к живым организмам; формулирование важнейших правил поведения в природе.Планируемые результаты: учащиес...