Исследовательская работа ученика начальной школы в рамках курса "Окружающий мир" с помощью цифровой лаборатории.
учебно-методический материал по окружающему миру (3, 4 класс) на тему

Хрулева Галина Сергеевна

Уроки окружающего мира занимают особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.

В младшем школьном возрасте закладываются первоначальные представления о характере взаимоотношений человека с природой, осознается место человека в природе, поэтому этот возраст является наиболее подходящим для формирования основ научного мировоззрения. Необходимо уже в раннем детстве пробуждать в детях радость открытия.

      Большую роль в этом играет эксперимент. Однако большинство экспериментов, проводимых на традиционном оборудовании, носит описательный характер, не даёт возможности детям принимать участие в работе.

Применение цифровой лаборатории значительно повышает самостоятельность школьников и при проведении эксперимента, и при обработке результатов.

Согласно ФГОС НОО техническое оснащение школ должно обеспечить возможность проведения экспериментов с использованием современного оборудования.

Цель мастер-класса:

сформировать готовность слушателей использовать цифровую лабораторию в естественно - научном образовании младших школьников.

Задачи:

поделиться опытом и научить пользоваться цифровой лабораторией, познакомить с его возможностями при организации работы научно-исследовательского цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_tsifrovaya_laboratoriya.docx60.53 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Презентация  педагогического опыта учителем – мастером.

Слайд 1

- Здравствуйте, уважаемые члены жюри, участники мастер-класса, гости!

Меня зовут Соннова Галина Сергеевна, учитель начальных классов Крюковской  средней общеобразовательной школы.

Слайд 2

Сегодня я расскажу Вам о работе инновационного технического средства обучения младших школьников – цифровой лаборатории.

Слайд 3

Уроки окружающего мира занимают особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.

В младшем школьном возрасте закладываются первоначальные представления о характере взаимоотношений человека с природой, осознается место человека в природе, поэтому этот возраст является наиболее подходящим для формирования основ научного мировоззрения. Необходимо уже в раннем детстве пробуждать в детях радость открытия.

      Большую роль в этом играет эксперимент. Однако большинство экспериментов, проводимых на традиционном оборудовании, носит описательный характер, не даёт возможности детям принимать участие в работе.

Слайд 4

Применение цифровой лаборатории значительно повышает самостоятельность школьников и при проведении эксперимента, и при обработке результатов.

Согласно ФГОС НОО техническое оснащение школ должно обеспечить возможность проведения экспериментов с использованием современного оборудования.

2. Постановка темы, задач

- Тема нашего мастер-класса сегодня звучит так :

Слайд 5

Исследовательская работа ученика начальной школы в рамках курса "Окружающий мир" с помощью цифровой лаборатории.

- Сегодня мы познакомимся с этой лабораторией, научимся ею пользоваться и проводить эксперименты. Я думаю, что у нас все получится!

Слайд 6

Цель мастер-класса:

сформировать готовность слушателей использовать цифровую лабораторию в естественно - научном образовании младших школьников.

Задачи:

поделиться опытом и научить пользоваться цифровой лабораторией, познакомить с его возможностями при организации работы научно-исследовательского цикла.

Цифровая лаборатория адресована в первую очередь начальной школе. Даже младшие школьники могут быстро провести эксперимент и получить реальный результат.

В состав лаборатории входят: 

- регистратор данных.

- Датчик температуры.

- Датчик звука.

- Датчик освещенности.

- Аксесуары.

- Программное обеспечение.

- Методические рекомендации для педагога.

В зависимости от целей можно применять в 2 режимах.

  1. Режим работы с компьютером.

В данном режиме управление работой регистратора полностью осуществляется программным обеспечением компьютера. Данные от датчиков в режиме реального времени передаются на компьютер и отображаются на его экране в программном приложении. При этом сам регистратор данные не сохраняет и не накапливает.

  1. Режим автономной работы.

В данном режиме регистратор данных используется для отображения, сбора и хранения данных без подключения к компьютеру. Данные собранные в автономном режиме, сохраняются в памяти и извлекаются при последующем подключении к компьютеру.

Слайд 6

Лаборатория имеет небольшие размеры. С ней легко выйти на улицу, отправиться на экскурсию, в поход.

Коллеги, предлагаю взять прибор в руки. Он небольшого размера, с кнопками по краям и экраном в центре.

Цифрами на передней панели от 1 до 4 обозначены порты подключения датчиков, цифрой 5 обозначен порт подключения внешних устройств.

На верхней стороне прибора располагается разъём USB, который служит для связи с компьютером. При работе в автономном режиме, его мы не используем.

Для подключения датчиков в комплекте идут 3 провода.

- Соедините датчики с регистратором в любой последовательности, кроме 5 порта.

При их подключении получается гибкая система, способная одновременно измерять 3 различных физических параметра: громкость звука, освещенность, и температуру.

Включите регистратор данных (для этого необходимо кратковременно нажать кнопку ПОДТВЕРЖДЕНИЕ). Перед Вами главное меню.

Стрелками ВВЕРХ\ВНИЗ найдите:

 - упр.ощённая запись (запись результатов в память, происходит автоматически при активации данного пункта меню)

- без записи (отображает на экране результаты измерений в режиме реального времени)

- ручная запись (запись в память отображаемых на экране результатов измерений путём кратковременного нажатия ПОДТВЕРЖДЕНИЕ)

- запись (измерение, при котором настраиваются время измерения и измерительный материал)

- система (настройка параметров)

- сон (выключение регистратора)

Сейчас мы познакомились с устройством цифровой лаборатории.

Выключите регистратор данных. Для этого найдите в главном меню режим СОН и нажмите кнопку НАПРАВО, чтобы активировать его.

Слайд 8

  1. Представление системы учебных занятий.

Вашему вниманию предлагаю примеры практических работ, которые выполнили мои ученики с помощью цифровой лаборатории.

  1.  Влияние освещенности на здоровье школьника.
  2. Влияние шума на здоровье школьника.

Сферы применения

Слайд 9

Работу с цифровой лабораторией можно проводить на уроках окружающего мира – широкий спектр использования при изучении тем:

- сезонные изменения в природе

– измерение температуры окружающей среды;

- свойства воды – измерение температуры исследуемой среды (горячая и холодная вода, снег или лёд);

- звуковые волны – измерение уровня звука;

- охрана здоровья – измерение уровня освещённости;

- шумовое загрязнение;

- температурый режим помещения.

Во внеклассной работе, в работа в сетевом сообществе «Глобальная школьная лаборатория» (www.globallab.ru), а также в деятельности НОУ.

  1. Проведение имитационной игры.

- Уважаемые коллеги! Сейчас я предлагаю Вам самим выступить в роли исследователей окружающего мира.

 Слайд 10

Исследовательская работа «Измерение уровня освещенности от различных источников света» с помощью цифровой лаборатории.

Слайд 11      

Свет – это лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым.

Величина, характеризующая различную видимость отдельных участков поверхности в зависимости от величины падающего на них светового потока, называется освещенностью и измеряется в лк (люксах).

Слайд 12

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности составляют: на рабочих столах - 300 - 500 лк; на классной доске - 500 лк; в спортивных залах на полу - 200 лк; в рекреациях на полу - 150 лк.

Слайд 13 ПУСТОЙ СЛАЙД

Приступим к выполнению измерений освёщённости от разных источников света. При выполнении этой работы с детьми сначала необходимо провести инструктаж по технике безопасности.

Ход работы:

  1. Перед началом работы соедините датчик освещённости с регистратором данных.
  2. Включите регистратор данных.
  3. Мы будем работать в режиме БЕЗ ЗАПИСИ. В этом режиме показания датчиков, которые отображаются  на дисплее, не записываются и не сохраняются в памяти регистратора, однако отображаются в режиме реального времени, что очень удобно в нашем случае. Нажмите кнопку НАПРАВО.
  4. Поднесите датчик освещенности к источникам света.
  5. Последовательно выполните измерения различных источников света и занесите результаты в таблицу.

Источник света

Освещенность, лк

Настольная лампа включена

Настольная лампа выключена

Под поверхностью стола

Вывод: сейчас мы научились работать с цифровой лабораторией на примере датчика освещенности.

  1. Выключите регистратор данных, для этого нажмите кнопку ОТМЕНА. Выберите режим СОН. Затем нажмите кнопку НАПРАВО.

Результаты данных в таблице могут быть использованы при изучении следующих тем из курса «Окружающий мир».

- «Наши помощники – органы чувств».

- «Строение тела человека».

- «Умей предупреждать болезни».

- «Здоровый образ жизни».

Слайд 13

Практическая работа с цифровой лабораторией способствует формированию универсальных учебных действий.
В первую очередь
- это познавательные УУД – ориентироваться в работе прибора, считывать и преобразовывать информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм, делать выводы на основе результатов замеров. 

Коммуникативные УУД – слушать и понимать других, договариваться при работе в группе, оформлять свои мысли.
Регулятивные УУД – давать словесную характеристику своей работы и осмысливать результаты работы.
Самый большой плюс от работы с цифровой лабораторией заключается в том, что при высокой степени самостоятельности в работе ученики имеют возможность получать более глубокие знания.
Слайд 14

Вывод:

Техническое средство цифровая лаборатория, является мощным источником инновационных ресурсов. В рамках научно-исследовательской деятельности, обучающиеся сотрудничают друг с другом, как настоящие ученые, создавая новое знание в ходе совместной работы.

Это повышает учебную мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми.

Никогда ещё изучение окружающего мира не было таким увлекательным и    доступным! Я очень надеюсь, что сегодня смогла Вас в этом убедить. Цифровая лаборатория – настоящий помощник ученика!

  1. Рефлексия

Отметьте точкой в каждом секторе уровень успешности занятия.

Слайд 15

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Исследовательская работа в начальной школе в рамках курса "Окружающий мир" с помощью ЛабДиска-Гломир

Тема: Практическое занятие. Температура вокруг нас.Цель: формировать готовность слушателей использовать современные технические средства (ЛабДиск ГЛОМИР) для поддержки современных тенденций усил...

Мастер-класс «Исследовательская работа в начальной школе с помощью мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск-Гломир»

Мастер-класс предназначен для учителей начальной школы. Главная задача мастер-класса - научить пользоваться ЛабДиском, познакомить с его возможностями при организации работы научно-исследовательского ...

«Исследовательская работа в начальной школе с помощью мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск-Гломир»

«Исследовательская работа в начальной школес помощью мобильной естественно-научной лабораторииЛабДиск-Гломир»Цель мастер-класса: сформировать готовность слушателей использовать современные технические...

Мастер – класс по теме: "Исследовательская работа в начальной школе с помощью цифровой лаборатории Vernier"

Мастер – класс  Исследовательская работа в начальной школе с помощью цифровой лаборатории Vernierвходит: буклет; описание комплекта оборудования; презентация...

Исследовательская работа ученика начальной школы

Исследовательская работа ученика начальной школы...