Горные породы
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Цели:

·        Сформировать представление учащихся о разнообразии горных пород; рассмотреть условия образования вулканических и осадочных пород.

·        Вести понятие «окаменелости».

·        Развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся.

·        Воспитывать познавательный интерес к изучению горных пород; способствовать развитию учебного сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gornye_porody.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 21

Горные породы

Цели:

  • Сформировать представление учащихся о разнообразии горных пород; рассмотреть условия образования вулканических и осадочных пород.
  • Вести понятие «окаменелости».
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся.
  • Воспитывать познавательный интерес к изучению горных пород; способствовать развитию учебного сотрудничества.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Встаньте ровно. Покажите, что вы готовы к уроку. Тихо сядьте на свои места.

  1. Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы на стр. 76-77.

2. Работа с картой.

- Покажите границы  России и назовите государства, с которыми граничит наша страна.

- Какие моря омывают берега РФ?

- О чем еще рассказывает нам карта?

- При каком царе в России появилась первая карта?

- Каков был её масштаб?

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы ответим на вопрос: чем богаты недра России.

- Запишем тему урока: «Горные породы». (Слайд 1)

- Цели урока прочитаем на слайде. (Слайд 2)

- Когда вы путешествуете, что находится у вас под ногами? (Земля, вода, горы, равнины, водоемы, песок, глина, камни и т. д.) (Слайды  3-4)

- Сверху лежит слой почвы, на котором растут растения. А под тонким слоем почвы  располагаются  горные породы. Сегодня на уроке мы узнаем, какие бывают горные породы и как они образуются.

  1. Работа по теме урока.

- Где можно увидеть горные породы?

- Да, на обрывистом берегу реки, на стенках глубокой ямы или оврага можно увидеть слои песка, глины, камней. Толщина слоев различна: от нескольких см до десятков метров. (Слайды 5-6)

- Горные породы бывают плотные и рыхлые. Гранит, известняк, уголь – плотные, а песок, глина, мел – рыхлые породы.  (Слайды 7-8)

- Из горных пород состоят горы, равнины, дно водоемов. (Слайд 9)

(Показ образцов горных  пород.)

- Почему горные породы все различны? Это зависит от условий их образования.

- А  из-за чего могут образовываться горные породы? (Слайд 10)

  • после извержения вулкана
  • после разрушения этих извержений ветром, водой, солнцем
  • из остатков  животных и растений, населявших нашу землю ранее
  • под действием высокой температуры и давления

- Давайте проверим наши предположения по  учебнику на стр.78. (Чтение текста.)

- Так как же образовалась 1 группа горных пород? Какие это породы?

- Как образовалась 2 группа? Какие породы?

- Каким образом образовалась 3 группа? Какие породы относятся сюда?

(Рассматривание иллюстраций в учебнике. Рассматривание и обсуждение образцов горных пород. (На столах стоят коробочки с образцами горных пород.))

Зарядка для глаз.

По буквам, по строчкам,

По цифрам и точкам (Движения глаз слева направо)

Бежали, бежали, бежали, (Ритмичное смыкание глаз)

Устали! (Остановка движения глаз)

Сидел со мной рядом сосед.

Закрыл я глаза – и соседа уж нет! (Смыкание глаз)

Теперь головою крути не крути,

А в классе у нас никого не найти! (Повороты головы с закрытыми глазами)

Хотим, чтоб скорее учитель сказал:

«Давайте, ребята, откроем глаза!» (Открыть глаза)

- Прочитайте второй абзац на стр. 79.

- Какое новое понятие вам встретилось? (Окаменелости.)

- Объясните, что такое окаменелости.

- Что по ним можно узнать?

- Рассмотрите иллюстрации на стр. 79. (Слайды 11-12)

- Послушайте сообщение, о чём рассказал каменный уголь.

Каменный уголь рассказал ученым о древних растениях.

250 – 300 миллионов лет назад росли на нашей планете удивительные растения, каких теперь нигде на земном шаре не встретишь. Это были гигантские тридцатиметровые папоротники с огромными толстыми стволами и раскидистыми листьями. Такие же высокие, похожие на свечи, хвощи. Мощные сигиллярии, плауны. Теперь в лесах тоже растут папоротники, хвощи, плауны, но сильно изменившиеся, ставшие низкорослыми травами.

Погибая, деревья падали на влажную, заболоченную почву. Новые деревья, которые вырастали на месте погибших, постигала та же участь. А под тяжестью вновь упавших, старые стволы погружались все глубже и глубже в болотистую почву.  Сюда не проникал воздух. Постепенно на протяжении сотен тысяч лет превращались они сначала в мягкий коричневый торф, а потом в твердый черный уголь.

Нередко в каменном угле можно увидеть следы его растительного прошлого: отпечатки листьев папоротника, стеблей, а иной раз даже целые окаменевшие стволы. (По Б. Дижур)

- Послушайте о том, какими были первые растения на Земле.

Осенью  1912 года около деревни Райни в Шотландии сельский врач У. Макки, который для собственного удовольствия занимался геологией, сделал срез в породе и вдруг увидел прекрасно сохранившиеся остатки. На голом тонком стебле си дели несколько вытянутые в длину шарики с толстыми стенками. Как выяснилось позднее, это было древнейшее на Земле растение. Оно жило около 415 миллионов лет назад. Его назвали куксонией. Позднее остатки куксонии и похожих растений (хлорнеофита, ринии, псилофита) нашли в Чехии, в США, в Западной Сибири. Их всех назвали ринофитами, по имени деревушки Райни. (По Л. Багровой)

- Послушайте сообщение о том, какими на Земле были первые лошади и слоны.

Изучая тысячи окаменелых костей животных, ученые установили, что древние предки лошадей были чуть больше зайца, и хвост у них был, как у кошки. На ногах этих зверьков, как и у собак или кошек, было пять пальцев. Потом на Земле жили трехпалые предки лошадей, и лишь постепенно на ногах у лошадей остался один палец, одетый копытом. С такими ногами было удобно бегать по ровным степям и прериям. У предков слонов хобот был чуть длиннее, чем нос у тапира, живущего теперь в Южной Америке.         Значит, предки лошадей бегали хуже, чем современные лошади. Предки слонов не могли своим коротким носом срывать плоды с ветки высоких деревьев, как это делают современные слоны своим длинным хоботом. (По С. Альтшулеру)

- Ребята, по окаменелостям был восстановлен облик древней стрекозы, размах крыльев которой  был более 1 метра. А вот некоторые окаменелости почти совпадают с современными животными. Например, тараканы, живущие в Северной Америке, или крокодилы из Африки.

- Сейчас прочитаем дополнительный текст на стр. 80.

- Что же нового вы узнали из этого сообщения? (Слайды 13-14)

V. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Зачем мы изучали эту тему?

- Как же образуются горные породы?

- Какие породы вы запомнили?

- О чем могут рассказать окаменелости? (Слайд 15)

VI. Домашнее задание: стр. 78-79 пересказ, зад. 11 стр.34 в РТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Горные породы"

Испытание натуры (природы) трудно... однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства её разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце.      М. В. Ломоносов.Участие в исслед...

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы".

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы"....

Окружающий мир 2 класс " Горные породы"

Окружающий мир 2 класс " Горные породы"...

Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы"

Урок-исследование по окружающему миру проведён в 4 классе. На уроке  дети, работая в группах, исследовали горные породы,  проводили опыты с мелом, песком и солью. Работая по карте Республики...

Горные породы

Ход урока = презентация...

Урок "Горные породы и минералы"

Урок окружающего мира в 4 классе с презентацией...