РАЗДЕЛ V. Времена Советской России и СССР ( 1917–1991) Тема: Через тернии к звездам.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Мешковец Ольга Алексеевна

Урок окружающего мира 3 класс. Автор Вахрушев, раздел "Времена Советской России и СССР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherez_ternii_k_zvezdam.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3-й класс)

ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО 

РАЗДЕЛ V. Времена Советской России и СССР ( 1917–1991)

Тема:  Через тернии к звездам.

Цели:

– ознакомить учеников с послевоенной историей нашей страны, показать достижения и противоречия в развитии государства.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Ребята, посмотрите на экран.   Что это? Значит, чем мы сегодня будем заниматься? (продолжим путешествие по реке времени, узнаем новое).

Девиз нашего урока совпадает с названием урока. Посмотрите на него: « Через тернии к звёздам»

Как вы его понимаете? И сегодня мы с вами тоже будем преодолевать трудности. А вот достигнем мы успеха или нет, узнаем в конце урока.

Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по реке времени. Я хочу провести небольшую самостоятельную работу. Возьмите в руки карточку №1. И вставьте, пропущенные слова. У вас на работу 2 минуты.

Карточка №1

Более 60 лет назад власть в Германии захватили_____________ во главе с___________________. Они внушили немецкому народу, что он будет властелином мира. Гитлеровцы начали____________________________. Вскоре почти вся Европа оказалась в их руках. Фашисты напали на Советский Союз в ________________________и началась _______________________________, которая стала частью Второй мировой войны. Союзниками нашей страны в борьбе против захватчиков были_______________________________.

Поменяйтесь друг с другом карточками. Давайте вместе составим критерии оценок. (дети составляют критерии   «5»- 6 правильных ответов

«4»- 5 правильных ответов

«3»-4 правильных ответов

«2»-3 и менее

Проверьте по эталону. Кто считает свои оценки не справедливыми. А теперь оцените свою деятельность. Возьмите карточку №2

1. Задание было…..

2. С заданием справиться удалось (да, нет)

3. С заданием справился самостоятельно ( да, нет)

4. Выполнил без ошибок ( да, нет)

5. Ставлю себе отметку…

-В каком состоянии находилась наша страна после окончания Великой Отечественной войны? (Страна была полностью разорена, разрушены города и т.д.)

- Какой возникает вопрос?  (Что нужно сделать, чтобы этого больше не повторилось)

-- Как вы думаете,  какая будет тема нашего урока?  (Жизнь страны после войны)

Мы с вами рассмотрим период до 1991 года.

- Подумайте и скажите: какие главные задачи встали перед государством? (Восстановить хозяйство, не допустить новой войны.)

-А что значит восстановить хозяйство? (восстанавливать города, заводы, строить дом, т.е улучшать жизнь людей ( учитель на правою сторону доски  прикрепляет слова: народное хозяйство, образование, медицина, наука)

-А что значит не допустить войны? Вооружение армии, а следовательно, развитие военной науки)

На доске:

      Восстановить хозяйство                               Не допустить новой войны

Народное хозяйство, образование,                     Вооружение, военная наука

Медицина, наука

-Какую цель мы поставим перед собой? (ответы детей)

На доске появляется Цель урока: рассмотреть, как государство решало вставшие перед ними задачи, и оценить, можно ли такое государство назвать великой державой.

Что мы должны сделать? (составить план действий)

План действий:

 1. Выяснить, как  тратились государственные деньги? На

а) народное хозяйство

б) медицину

в) образование

г) науку

д) армию

е)другое

2. К чему это привело.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

 

Работа в группах 

Сейчас мы с вами будем правительством Советского союза. Я председатель Компартии, а вы мои помощники. После Второй мировой войны у нас осталось немного средств. Я сейчас каждой группе раздам одинаковое количество монет, а вы с посовещавшись в группах должны решить, на что мы будем тратить деньги, разделить их на две группы и обосновать свой выбор.

Учитель приглашает к доске помощников, даёт им в руки названия: на Восстановление хозяйства  и                                не допустить новой войны. Помощники  собирают от представителей групп в свои мешочки деньги и ведут подсчёт. (выясняется на, что уч-ся считают нужно потратить средства, если получиться можно сравнить во сколько раз, составляется рейтинг.

Если мы распределим деньги так, то будет создана лучшая жизнь в нашей стране?

-Что мы должны дальше сделать? Узнать, совпало ли ваше решение с решением ком. Партии сов. гос-ва.

А где мы можем получить информацию. Действительно из учебника. Откройте учебник на стр.107 название раздела «Опасное соревнование» По ходу чтения вы будете заполнять таблицы, затем стр.108

Возьмите карточку № 3

 Посмотрите на неё. Всё ли вам в ней понятно. Приступайте к работе.

Не допустить новой войны

Восстановление хозяйства

Армия и военная  наука

Народное хозяйство, образование, медицина, наука.

 

Учитель по ходу заполнения таблицы выкладывает на весы монетки, весы перевешивают.

Ребята,  в то время очень сильно была распространена идеология  (навязывание собственный идей) Люди верили, что так должно быть. (учитель берет палочку и подпирает весы-весы приходят в равновесие)

Чтение стр.109

  Вывод: Государство тратило много средств на развитие вооружения, так как не могло позволить себе отстать в гонке вооружений, но при этом людям не хватало самого необходимого.

- Совпало ли ваше решение проблемы с решением проблемы правительством?

-Действительно ли, государственные порядки самые правильные.

Весы стали выходить из состояния равновесия, возникла необходимость перемен.

-Как вы думаете, какие были необходимы перемены, чтобы восстановилось равновесие, чтобы люди перестали бояться выражать недовольство по поводу каких-то недостатков?

Ученики могут высказать различные предположения, в том числе и такие:

– нужно тратить больше средств на развитие народного хозяйства;

– остановить развитие вооружения и космических исследований;

– сместить с руководящего положения Компартию и др.

Многие ваши предположения верны, с конца 80-х годов и до сегодняшних дней предпринимаются попытки обновления, улучшения нашего дома-государства. 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

 Работа в группах.

 Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (рассмотреть, как государство решало вставшие перед ними задачи, и оценить, можно ли такое государство назвать великой державой.

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что в послевоенные годы страна добилась огромных успехов как в космосе, так и на Земле, величие и могущество СССР признавали во всём мире. Но сохранялось и много недостатков. Процесс их преодоления идёт до сих пор, мы являемся его свидетелями и участниками.

 

Работа в рабочей тетради. Стр.48 № 1,2,3

Самооценка работы по предыдущему алгоритму.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр. 49№3,4.

Дома рассмотреть внимательно паспорт и если есть свидетельство рождения у родителей, а ещё лучше у бабушек. Отличия записать.

V. Итог урока.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Что нового узнали?

– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Через тернии к звездам" - презентация к уроку.

Презентация к уроку "Окружающий мир" 3 класс(часть 2), по образовательной системе "Школа2100"..Авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов....

Презентация Советская Россия. СССР. Российская Федерация.

Электронная презентация к уроку окр мира...

Советская Россия. СССР

Тестовое задание по программе "Начальная школа 21 век"...

ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР. 1917–1991 ГОДЫ

Ознакомить учеников с довоенным периодом истории нашей страны, показать трудности и победы на пути к «справедливому обществу». После революции и Гражданской войны страна лежала в руинах. К к...

Урок окружающего мира "Советская Россия. СССР. Российская Федерация"

Урок окружающего мира "Советская Россия. СССР. Российская Федерация" для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века"...