Урок окружающего мира по теме "Части растений"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Полякова Татьяна Сергеевна

конспект урока окружающего мира в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx31.05 КБ
Файл prilozhenie_1.docx1.21 МБ
Файл prilozhenie_2.docx36.95 КБ
Файл prilozhenie_3.docx12.6 КБ
Файл prilozhenie_4.docx76.32 КБ
Файл prilozhenie_5.docx83.36 КБ
Файл prilozhenie_6.docx10.42 КБ

Предварительный просмотр:

Структура урока «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Класс:  1   УМК «Перспективная начальная школа»

Предмет: Окружающий мир

Автор курса:О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов

Тема урока:       Части растений

Тип урока:           урок «открытия» нового знания

Форма проведения урока:   фронтальная, индивидуальная, групповая

Цели урока:         

Образовательные

                         формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;

                    знакомство с частями растений.

Развивающие      

                           Создание условий для личностного развития ученика;

                           Активизация самостоятельной деятельности;

                           Развитие способностей к конструктивному творчеству,  умению наблюдать и делать выводы;

                           Развитие  мышления, внимания, памяти.

Воспитательные

                               Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию

                           природных богатств; ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

                         

                         

Задачи урока:

Предметные: повторить и расширить представления детей о растениях, их частях; использовании в жизни человека, продолжить обучение детей наблюдениям  и формулировке их результатов. Формировать представления о связях природы и человека

Метапредметные:

Коммуникативные:  навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа  и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

Рефлексивные умения: осмыслить  практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

Общеучебные  действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста и практической работы

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные:  формирование позитивной самооценки.

Оборудование: :  учебники, тетради для самостоятельной работы; карточки с заданиями, рисунки с изображением растений и их частей

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод, деятельностный.

Название этапа, цель

Временные рамки этапа

Содержание этапа

Применяемые методы

Формы взаимодействия

Результат взаимодействия

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на данном этапе

Деятельность учителя

Деятельность

детей

Самоопределение к деятельности.

Цель: активизировать внимание учащихся, положительный настрой на урок

1-2 мин

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок

Вы проверьте – ка. ребятки,

Все ль  у вас лежит в порядке?

На партах должны лежать учебники, тетради, карточки, карандаши

Настрой  на рабочий лад, проверка готовности к уроку

словесный

фронтальный

Настрой на урок, снятие стресса

Актуализация знаний и мотивация.

Цель: установить правильность, полноту и осознанность знаний предыдущего материала, формировать положительное отношение к учебному труду, развивать умение слушать и слышать

4-5 мин

О чём речь?

- У каждого из нас есть множество друзей. Они заботятся о нас, дарят нам красоту, чистый воздух и радость.

На какие группы делятся растения?

Отгадайте загадки. Ответы распределите по группам.

(Приложение 1)

Чем отличаются деревья от кустарников?

Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?

Подведение итогов. Оценивание правильности и полноты ответов

Ответы учащихся

(растения)

Дети расставляют карточки (деревья, травы, кустарники)

Распределяют отгадки по группам

Ответы учащихся

(у дерева один ствол, У кустарников несколько)

(у трав стебель травянистый, а у деревьев и кустарников ствол древовидный)

словесный

фронтальная работа

Повторение пройденного материала

Коммуникативные

Регулятивные

Постановка учебной задачи.

Цель: формировать умение формулировать тему и цель урока

2-3 мин

Что есть общего у всех растений?

Выскажите предположение, о чем мы будем говорить на уроке?

Да. Сегодня вы получите новые знания о частях растения и использовании их человеком.

Рассмотрите условные обозначения и расскажите, как мы будем работать?

(Приложение 2)

Ответы учащихся

(корень, стебель, листья, плоды)

(продолжим узнавать новое о растениях)

Ответы учащихся (работа в парах, подумай, расскажи)

словесный и наглядной передачи информации

фронтальная работа

Определение учебной задачи

Познавательные (выделять познавательную цель)

Коммуникативные (слушать мнения друг друга)      

Регулятивные (составлять план действий)

«Открытие» детьми нового знания.

Цель: дать новые знания о частях растений, их использовании человеком, развивать умение работать с  информацией, решать проблемные вопросы, развивать речевые умения

7-10 мин

Отгадайте

Загадки .

1.Он не ходит, а живой.

Зарылся в землю с головой

2. Из почки появляются,  весною распускаются

Осенью – увядают и все опадают.

3. Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, медом угощают

О каких частях растений не было загадок?

А теперь прослушайте сообщение ваших товарищей о частях растений.

Ответы детей

(корень, листья, цветы)

Ответы детей (стебель)

Заслушивание сообщений

(Приложение 3)

 

Словесный, наглядной, передачи информации

фронтальная работа

Усвоение информации

Познавательные (получение необходимой информации из имеющихся источнков)

Коммуникативные (умение слушать)

Физкультминутка

2 мин

Подрастает зёрнышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет, Ветерок его качает,

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет!

Дети повторяют движения за учителем

Первичное закрепление.

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы в изученном материале

5-7 мин

Откройте тетради на стр.16 и найдите задание №14.

Нарисовать недостающие части растений

Работа в тетрадях, взаимопроверка

Практический

Парная работа

Проверка усвоения информации

Познавательные (извлечение необходимой информации)

Регулятивные  (проявлять познавательную инициативу)

Коммуникативные (умение общаться в паре)

Закрепление новых знаний и способов действий

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий

4-5 мин

Работаем по группам.

Задание: соберите правильно рисунок на котором перепутаны части растений.

Работа с пазлами

(Приложение 4)

Проверка. Оцени свою работу и работу Маши и Миши. Кто правильно выполнил задание?

Учебник стр.21 (отвечает 1 человек от группы)

Практический, наглядный, словесный

Групповая  работа, индивидуальная

Повторение частей растений и их расположения

Познавательные (извлечение необходимой информации)

Регулятивные  (проявлять познавательную инициативу)

Коммуникативные (умение общаться в группе)

Включение в систему знаний и повторение

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий, обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знаний

4-5 мин

Рассмотрите карточки и соедините стрелкой, какую часть растений использует человек в пищу

(Приложение 5)

Проверка. Перечислите у каких растений человек использует в пищу корень; листья; плоды; стебель?

Работа с карточками

Ответы обучающихся

Наглядный, практический

Индивидуальная работа

Применение полученных знаний в жизни

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса. Речевая деятельность.

Познавательные: извлечение необходимой информации из имеющихся источников: Коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные:  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Рефлексия деятельности.

Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способов действий учащихся в рамках изученной темы

2-3 мин

Давайте поиграем.  Игра «Съедобное- несъедобное»

Я буду называть части растений, а вы хлопайте в ладоши, если эти части растений мы употребляем в пищу, а если нет -  топайте ногами.

(Яблоко, лист осины, плод моркови, стебель ромашки, лист капусты, корень свеклы, цветок колокольчика, плод земляники, плод вишни)

Дети играют

игровой

Игра

Фронтальная беседа

Знание частей растений

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса.

Познавательные: извлечение необходимой информации из имеющихся источников: Коммуникативные: умение слушать и слышать

Регулятивные:  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Подведение итогов занятия

Цель: дать качественную оценку работы

2-3 мин

Давайте подведём итог нашему занятию.

Что больше всего запомнилось на уроке?

Что нового узнали о растениях?

Что показалось самым важным?

Теперь оцените свои знания и свою работу на уроке и сделайте вывод.

А я желаю вам новых успехов и новых    интересных открытий.

Ответы учащихся

Оценивание работы на уроке

Оценить свою деятельность

Словесный

Фронтальная беседа

Подведение итогов

Коммуникативные: умение адекватно оценивать свою деятельность



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 2.



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Части    растений.

Корень  всему основа. Его почти никогда не видно, он находится в земле. Это он удерживает растение в почве, даст ему питательные вещества и влагу. А как корень сражается за жизнь растения! Чаще легче сломать стебель, чем выдернуть растение с корнем. Легче спилить дерево, чем выкорчевать его. Каждым своим ответвлением корень старается удержаться в земле и спасти растение.

Стебель придает растению форму. Он несет на себе листья и цветки. Он никогда не устает переносить соки от корня к листьям и цветкам. Стебли бывают разные. У одних растений они стоят прямо, у других — стелются по земле, а у третьих — находятся под землей. У молодых растений стебель тонкий и гибкий. Но со временем он утолщается и твердеет.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого он прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки. Но у всех растений листья такие разные! Именно формой листовой пластинки они и отличаются друг от друга. Листья помогают корням заботиться о растении. Каждый лист - это маленькая кухня, где готовится пища для самого листа и для растения. Из чего же состоит пища? Из воды, которую поглощает корень, и углекислого газа, который листок получает из воздуха. А еще листья наполняют воздух, которым мы дышим, кислородом.

Цветок — украшение растений. У одних он крупнее, поэтому он, как роза или тюльпан, один на стебле. У сирени или акации цветки мелкие, собраны в соцветия.

Цветок нужен растениям. У цветка такие красивые лепестки и свой особенный аромат. Это нужно для того, чтобы привлечь насекомых. Они слетаются на сладкий нектар и переносят пыльцу — опыляют растение. Вскоре на месте опыленного цветка образуется плод с семенами.

Плод — это то, что люди больше всего ценят в растениях. Все любят лакомиться сочными и спелыми яблоками и грушами, персиками и сливами.

Внутри каждого плода бывают семечки или косточки. Косточка — это семя, из него вырастет новое растение. Но для этого семена должны попасть в землю. У всех растений это происходит по-разному. Одуванчик, клен и береза доверяют свои семена ветру. Семена других растений переносят животные. А горох, фасоль и сурепка сами разбрасывают свои семена.

Корнеплод - это видоизмененный корень, в котором накапливаются питательные вещества. К корнеплодам относят морковь, свеклу столовую, редис, редьку, сельдерей, пастернак, петрушку, хрен, репу и брюкву. Главное отличие корнеплода от плодов заключается в отсутствии семян внутри корнеплодов.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

C:\Documents and Settings\Teacher\Рабочий стол\урок т.с 1\раст\Organy_cv_rast.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение 5



Предварительный просмотр:

Приложение 6.

Игра  «Съедобное-несъедобное».

1.Яблоко.

2.Лист осины.

3.Плод моркови.

4Стебель ромашки.

5.Лист капусты.

6.Корень свеклы.

7.Листья укропа.

8.Цветок колокольчика.

9.Плод земляники.

10.Плод вишни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Развитие цветкового растения

Урок окружающего мира в 3 классе "Ты еще не видел чуда!?" (Развитие цветкового растения) по программе "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".

Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...

Урок окружающего мира по теме: "Растения и животные".

Урок окружающего мира для 1 класса по программе "Школа 2100".Цель: дать представление о роли растений в жизни животных....

Урок окружающего мира по теме: "Растения"

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Растения" (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков). Урок обобщения изученного материала в нетрадиционной форме "урок-бенефис"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?» УМК «Школа России»

Технологическая карта урока поможет учителю построить урок по новым стандартам образования. Урок открытия нового знания позволяет применить деятельностный подход в обучении.  На данном уроке учен...

презентация урока окружающего мира по теме "Растения в домашней аптечке"

урок с использованием сингапурских обучающих структур для 2 класса по УМК "Перспектива"...