Расширение Московского княжества
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Цели:

·        Формировать представление учащихся о России ХIV века. Охарактеризовать Ивана Калиту как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивное в его деятельности на благо Отечества.

·        Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, умение сравнивать, выделять главное. Развивать речь учащихся.

·        Воспитывать интерес к истории нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasshirenie_moskovskogo_knyazhestva.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 45

Расширение Московского княжества

Цели:

  • Формировать представление учащихся о России ХIV века. Охарактеризовать Ивана Калиту как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивное в его деятельности на благо Отечества.
  • Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, умение сравнивать, выделять главное. Развивать речь учащихся.
  • Воспитывать интерес к истории нашей Родины.

Ход урока

І. Организационный момент. (Слайд 1)

II. Повторение пройденного материала.

1. Проверка домашнего задания.

- Начинаем наш урок с проверки домашнего задания.

- Расположите даты событий, как на ленте времени, в порядке возрастания. (Слайд 2) (1223 г., 1237 г., 1238 г., 1240 г., 1242 г.)

2. Фронтальный опрос.

- К какому веку относятся эти события? (13 век.)

- Какое историческое событие произошло в 1223году? (Битва на Калке русских князей с татаро-монголами.)

- Какое историческое событие произошло в 1237 году? (Нашествие татаро-монгол, хан Батый разгромил Рязань.) (Слайд 3)

- Какое историческое событие произошло в 1238 году? (Татаро-монолы напали на Владимир.)

- Какое историческое событие произошло в 1240 году? (Взятие и разорение татаро- монголами Киева; битва на реке Неве А. Невского со шведами.) (Слайд 4)

- Какое историческое событие произошло в 1242 году? (Битва на Чудском озере А. Невского с немецкими рыцарями-крестоносцами.) (Слайд 5)

- Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя? (Между русскими князьями не было согласия, они соперничали друг с другом, т. к. каждый из них хотел стать главным среди всех.)

- Как стало называться государство татаро- монгол? ( Золотая Орда.)

- Какой город Батый назвал «Злым городом»? /Козельск/

III. Изучение нового материала.

1. Мотивация.

- Ребята, послушайте отрывок стихотворения:

Прекрасна, прекрасна

Родная земля!

Прекраснее мне не найти никогда!

- Почему прекрасна родная земля? (Это место, где мы родились.)

- А как называется то место, где мы родились? (Место, где мы родились, называется Родина.)

- А как называется наша Родина? (Россия, Русь, Отечество…)

2. Формирование темы урока.

- Этот урок мы посвящаем истории нашей Родины. А о чём пойдёт речь на уроке, вы узнаете, если в этом выражении зачеркнёте иностранные буквы:

DРDАSСZШWИGРLЕQНVИYЕN FМZОFСNКQОUВDСZКVОNГSОL DКFНGЯJЖLЕIСUТYВRАW (Слайд 6-7)

- Молодцы! Речь пойдет о расширении Московского княжества. И конкретно мы будем говорить о 14 веке. Постараемся найти ответ на вопрос «Какое княжество становилось сильным в 14 веке и почему?» А для этого мы перенесемся в 14 век в небольшой городок. Постарайтесь узнать название этого городка и понять, чем он живет и дышит?

3. Сценка. (Слайд 8)

- Едут! Едут!

- А кто едет-то?

- Да князь иноземный едет.

- Да, вступил я в этот город, расположенный на небольшом холме, именуемый Москва. Он весь деревянный. Вокруг города большие леса, да их вообще много в стране. Говорят, край богат всякими хлебными злаками. Вот протекает река, её называют Моско. Чудно! А вы сами откуда будете?

- Я из Твери. Здесь тихо, татары не тревожат. Чтоб не жить-то!

- А я из Ярославля. Приехал торговать, да так и остался здесь жить. На реке много мостов, по которым и переходят с одной части города на другую. Летом тут грязь, проехать невозможно, только зимы и остается ждать. Морозы однако невероятно лютые, да по 9 месяцев подряд. Хоть безвылазно в доме сиди. Что за страна такая? Одни неудобства!

- Зачем же зимы, господин хороший, надо ждать. У нас в конце октября река вся замерзнет. (Слайд 9)

- Мы на ней строим лавки для разных товаров: свининку, зайчатинку извольте купить, или огурчиков, да диких яблочков отведать захотите. Так всегда, пожалуйста! Вон торговля-то бойко идёт, прибыльно, да спокойно. А уж мастера у нас умелые, да трудолюбивые, кузнецы искусные.

- А коль хотите поразвлекаться, так, пожалуйста, на конские бега иль другие увеселения!

- Что это за увеселения, коль люди шею себе ломают? Вот женщины у вас очень красивые, это я не спорю, ну и мужчины тоже. А вообще вы народ грубый. Кто хозяин-то у вас, русичи?

- Батюшку нашего зовут, господин хороший, князь - Иван Данилович. Внук Александра Невского! Слыхал про такого? (Слайд 10)

- Слыхал. Молвой Русь полнится. Пойдём, покажите мне ваше торжище, где торговля идёт.

4. Беседа.

- О каком княжестве идёт речь? (Московское княжество.)

- Кто правит в этом княжестве? (Иван Калита.)

- Почему при Иване Калите много людей переселяются в Москву? (Далеко от татаро-монгол, люди приезжали на ярмарку и оставались здесь жить.)

5. Работа с учебником.

- Давайте сейчас обратимся к историческим источникам и узнаем поподробнее о временах правления Ивана Калиты. Откройте учебник на стр. 58 и самостоятельно прочитайте текст.

6. Беседа по прочитанному.

- Почему у Ивана Даниловича было прозвище Калита?

- «Калита» - денежный мешок, который висел на поясе у князя, с которого он раздавал деньги бедным. В книге «Занимательные страницы истории Отечества», автор Калюжная А.Д., я нашла следующее толкование слова «калита» или «калта» - это не денежный кошель, как говорят старые сказки, а нечто вроде пояса, отделанного серебром, к которому прикрепялась сумка - вместилище для дорожной фляги, огнива, ножа. Калта была у каждого степного война. Князь Иван Данилович так прочно связал себя с татаро-монголами, что свою кличку получил именно там.

- Назовите личные качества Ивана Калиты.

- Заботился о порядке в княжестве, сильный авторитетный князь, вошел в доверие к хану - сам собирал дань, бережливый - скупал новые земли, расширяя свою территорию, раздавал нищим деньги, в завещании наследникам оставил шапку Мономаха.

- Как укреплялась Москвы при правлении Ивана Калиты?

- Москва становилась центром княжества, Кремль построили; богатела и росла, шло строительство, из деревянной Москва превращалась в белокаменную - привозили для строительства белый камень. (Слайд 11)

- Калита прикупал земли на деньги от дани Золотой Орды, которую сам собирал. Вошел к ним в доверие. Немаловажную роль в укреплении Москвы сыграла церковь. Иван Калита так вошел в доверие метрополита Петра - главного духовного лица на Руси, что тот переехал жить в Москву из Владимира. И Москва становится духовной столицей Русской земли. Сюда, в Москву, начали ездить разные люди, а Москве от этого прибыль и почет. По настоянию метрополита Петра Иван Калита строит первую белокаменный собор - церковь Успения Богородицы. (Слайд 12) Возникают новые монастыри. (Слайд 13) Среди них - Троице-Сергиев монастырь, который обосновал Сергий Радонежский. (Слайд 14) О нём мы будем читать на уроках литературного чтения. Именно он, Сергий Радонежский, благословляет внука Ивана Калиты - Дмитрия Донского на битву с татарами, вошедшую в историю как Куликовская битва. (Слайд 15)

7. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 59. Читаем текст и разбираем.

IV. Подведение итогов.

- Какое княжество становилось сильным в 14 веке и почему? (Слайд 16) (Московское; Иван Калита скупал земли около Московского княжества, в Москву приезжали на торги люди из разных земель и оставались там жить, шло строительство из камня - Москва становилась из деревянной белокаменной. И Москва была расположена далеко от Золотой Орды. Иван Калита вошел к хану в доверие, сам собирал дать и его не трогали.) (Слайд 17)

- Кем Иван Калита доводится Александру Невскому? (Внуком.)

- Шапка Мономаха - это символ чего? (Власти.) (Слайд 18)

- Вот они – русские князья. (Слайд 19)

- Что означает пословица «Москва - всем городам мать»? (Слайд 20)

- Ребята, все, что мы говорили об Иване Калите и о его времени - все это лишь малая часть нашей истории.  

V. Домашнее задание: стр. 58-63 читать, ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширенное тематическое планирование уроков литературного чтения 4кл.ОС "Школа 2100"

Тематическое планирование составлено на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой ОС "Школа 2100,расчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа....

Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

            Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...

Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

            Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...

Конкурс для педагогов III Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель",V Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель".

Представлен скриншот моего участия в заочных турах III,  V  Московской метапредметной олимпиаде "Московский учитель" 2016 год,2018 год....

Содержание закона Московской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» от 26.11.09г.

Информация для родителей о Законе МО "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в МО" от 26.11.2009 г....

Приложение 1 к приказу Министерства образования Московской области от 14.11.2018 № 3018 СПИСОК педагогических работников муниципальных образовательных организаций в Московской области, аттестованных на высшую квалификационную категорию

Приложение 1 к приказу Министерства образования Московской области от 14.11.2018 № 3018 СПИСОК педагогических работников муниципальных образовательных организаций в Московской области, аттестованных н...

Рабочий лист к урокам "Владимиро-Суздальское княжество" и "Москва-преемница Владимира "

Задания на повторение, на умение работать с текстом: выдели главное, вставь пропущенные слова......