Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года", 4 класс, Плешаков
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Светлана Тиде

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года" 4 класс, Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvennaya_voyna_1812_goda.docx45.92 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Отечественная война 1812 года.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами, событиями и героями.

Задачи:

  • Обучающие:

- знать представление об Отечественной войне 1812 года и ее народном характере, о значительности личности М.И.Кутузова как национального полководца, о сохранении памяти об Отечественной войне 1812 года в России и за рубежом;

- формировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс в справедливой борьбе против захватчиков.

  • Развивающие:

- совершенствовать умения и навыки работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала;

      - развивать воображение.

  • Воспитательные:

- воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова.

      - содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории.

Формировать УУД:

  • Личностные:

- уметь оценивать качества личности как истинного гражданина своего Отечества (на примере М.И.Кутузова – настоящего народного полководца);

      - проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность

  • Коммуникативные:

- уметь слушать друг друга, строить речевые высказывания.

  • Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать свои достижения на уроке;

- ориентироваться в учебнике;

- планировать свои действия на уроке.

  • Познавательные:

- осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир. Мир вокруг нас», 4 класс, 2 часть, презентация, кроссворд, тест.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Цель: Подготовить учащихся к работе на занятии.

Метод: Словесный.

Приём: Диалог.

Время: 1 минута.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Слушают стихотворение. Приветствуют учителя.

Стихотворение на слайде.

  1. Проверка усвоений предыдущих знаний.

Цель: Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

Метод: Словесный. Наглядный.

Приём: Диалог.

Время: 5 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Начнем урок с работы в группе. 1-й ряд – 1 группа, 2-й ряд – вторая, 3-й ряд – третья. Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось?

- О чём эти пословицы? Что мы изучаем?

- Верно. Мы изучаем историю своей Родины. Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Давайте вспомним наиболее важные моменты этой темы.

- Кто продолжил дело Петра І?

- Назовите самый большой город Российской империи в 18 веке.

- Во время войны России и Турции отличились?

- Молодцы, действительно у России героическое, великое прошлое и его должен знать каждый гражданин России.

Делятся на группы.

Выполняют задание.

- О Родине.

- Эпоху Екатерины Великой - российской императрицы.

- Екатерина Великая.

- Санкт- Петербург.

- Федор Федорович Ушаков, Александр Васильевич Суворов. Вы видите портреты этих великих полководцев.

Выполняют задание.

Пословицы появляются на слайде после того, как дети выполнили задание:

1.Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

2.Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.

3.Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

На слайде: Екатерина Великая.

На слайде: Санкт- Петербург.

На слайде: Федор Федорович Ушаков, Александр Васильевич Суворов. Вы видите портреты этих великих полководцев.

  1. Мотивационный этап.

Цель: Создание мотивации к учебному исследованию.

Метод: Наглядный. Словесный. Практический.

Приём: Диалог. Слово учителя.

Время: 3 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Назовите событие, которое произошло в этот год, перед вами лента времени. Соотнесите события и даты.

- Какие из перечисленных событий можно соотнести с пословицей «Родина-мать, умей за нее постоять». Почему?

- Послушайте фрагмент из произведения  композитора Римского-Корсакова «Млада». Вы услышите «Марш».

- Какая музыка звучала?

- И это не случайно, музыка характеризует ту эпоху, куда мы с вами отправляемся. В очень тревожное и грозное время. Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой и отправимся в 1812 год.

- Говорит ли вам эта дата о чём-либо?

- В этом году началась одна из кровопролитных для России войн -        Отечественная война 1812 года. Сегодня на уроке мы узнаем о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в 1812 году и о мужестве народа, давшего врагу достойный отпор.

- Сегодня я предлагаю вам стать историками – исследователями. Вместе мы попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А также ответим на наш главный вопрос «Почему войну 1812 года называют Отечественной»?

- Эти даты связаны с событиями, когда русскому народу приходилось защищать свою землю.

- Тревожная, торжественная, ликующая, печальная.

- Если дети знают, то они отвечают, если нет, то рассказывает учитель.

На слайде:

1240г.- Невская битва

1380г. – Куликовская битва

1612- Освобождение Москвы от польских захватчиков

1812 - ?

Аудиозапись.

На слайде тема урока:

  1. Изучение новых знаний и способов деятельности.

Цель: Знакомство учащихся с историей Отечественной войны 1812 года.

Метод: Словесный. Наглядный.

Приём: Объяснение учителя.

Время: 25 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Послушайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

-Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля,

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы…

- Как вы думаете  война - это «хорошо» или «плохо»?

- Часто ли происходят в мире  войны?

- По какой причине начинаются войны?

- Какие войны новой истории вам известны?

- Какими признаками можно наделить слово «Война»?

- А как лично вы относитесь к войне?

- Как вы думаете, что значит Отечественная война?

- Вот так трактует понятие «Отечество» Владимир Иванович Даль - составитель толкового словаря.

- Кто на ваш взгляд является главной решающей силой победы в войне?

- Сегодня мы перелистываем трагические и героические страницы истории нашей Родины. Любая война-это потери близких, трагедия в каждом доме. И в каждой войне есть люди,   которые встают на защиту своего Отечества. Сегодня мы узнаем о таких людях, которые защищали своего родину в 1812 году. У России героическое, великое прошлое и его должен знать каждый гражданин.

- 1812 год - это начало какого века?

- Война с Россией была неизбежна. К 1812 году почти вся Европа была захвачена французами во главе с Наполеоном Бонапартом. Европейские города сдавались ему быстро и даже с почётом встречали своего завоеватели. Этот полководец мечтал завоевать весь мир, теперь его взгляд был направлен уже на Россию. Он привёл к границам России огромную армию.

- Рассмотрите портреты французского императора. Какое у вас сложилось впечатление об этом человеке?

- Вы знаете кто он? Серёжа сегодня подготовил сообщение о Наполеоне Бонапарте.  

- Объясните его слова.

- Но вы слышали, наверно, не раз такое выражение « у тебя наполеоновские планы». Что означают эти слова?

- Российскую империю в начале 19 века возглавлял Александр Павлович Романов (Александр І ). Маша приготовила сообщение о Российском императоре.

- 12 июня 1812 года Наполеон и его громадная армия вторглась, т.е. вошла в Россию. Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.

- Какой войной она была для России?

- А какой была для Франции?

- Почему?

Приложение 3

- Сориентируйтесь по карте: граница, моря, Москва…

- Посмотрите на условные обозначения. Что обозначают синие стрелочки? Что – красные? Постарайтесь определить по карте, что делают русские войска?

- Что делают французские войска?

- Что ещё можете сказать, опираясь на карту?

- Найдите в учебниках на странице 112 второй абзац. Юля, прочитай, пожалуйста.

- Ребята! Когда началась Отечественная война?

Приложение № 4

- Найдите в тексте учебника на с. 113 как солдаты отреагировали на назначение Кутузова главнокомандующим.

- Какие чувства они при этом испытывали? Все с нетерпением ждали боя.

Слушают стихотворение.

- Плохо.

Ответы детей.

- Люди не хотят договариваться друг с другом, не хотят уступать, происходит захват чужих территорий, полезных ископаемых и водных ресурсов.

- І мировая война, Великая отечественная 1941-1945 год, Японская война, Чеченская война, Афганская.

- Страшная, грозная, разрушительная и т.д…

Ответы детей.

- Люди встают на защиту своей Родины, своего Отечества

- Командир, армия, народ.

- 19 век.

Слушают учителя.

Ответы детей.

Выступление ученика. Приложение 1.

- Москва была и остаётся главным городом страны, её сердцем, как без сердца нет жизни, так и без Москвы нет государства.

- Т.е. планы, которым не суждено сбыться  никогда.

Выступление ученика. Приложение 2.

- Освободительной.

- Захватнической.

Ответы детей

- Русская армия отступает вглубь страны, уклоняясь от большого сражения.

Во время отступления русская армия пополняется прибывающими войсками.  Происходят небольшие сражения в различных местах.

- Преследуют русскую армию, углубляясь на территорию России.

Дети высказывают свои предположения.

Ученик читает.

- Отечественная война началась 12 июня 1812 года.

Работают с учебником.

- Радость.

На слайде: слово Отечество.

На слайде портрет Наполеона Бонапарта.

На слайде портрет Александра I.  

На слайде: 12 июня 1812 года Наполеон и его громадная армия вторглась, т.е. вошла в Россию. Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.

На слайде:

1 армией командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (полководец). Петербуржское направление

2 армия - князь Пётр Иванович Багратион. Московское направление

3 армия - Александр Петрович Тормасов. Киевское направление

На слайде портрет Кутузова Михаила Илларионовича.

Физ. минутка.

Цель: Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.

Метод: Практический.

Приём: Динамическая пауза.

Время: 2 минуты.

Продолжение урока по теме.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- После назначения Кутузова главнокомандующим, он выбрал место для главного сражения.

Вот как говорит об этом известный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (портрет) в своем произведении «Бородино».

- Бородино выбрано не случайно. Поле там обширное, на нём могли разместиться большие массы войск. Кутузов расположил свои силы так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву.

- Надя, прочитай текст на странице 113 в учебнике, абзац «Бородинская битва».

- 26 августа 1812 года у села Бородино произошло Бородинское сражение, сыгравшее решающую роль в годы Отечественной войны 1812 года. Это было очень страшное сражение. Горы трупов людей и лошадей в несколько слоёв устилали овраги. Мужеству русских не было предела . Ужасная была картина, где находилась деревня Семеновское. Там сражение кипело как в котле. Бородинское сражение не выиграл никто.

- На странице 113-114 в учебнике иллюстрация. Мы с вами находимся на Бородинском поле и наблюдаем сражение. Какое пространство занимает поле боя?

- Во время Бородинского сражения обе стороны понесли большие потери.

- Какие видите рода войск?

- Во время Бородинского сражения обе стороны понесли большие потери. Русские не разбили врага, но и не отступили. Наполеон не выиграл битву. Русские войска потеряли половину армии, но и французы не досчитались многих тысяч солдат и офицеров. У Наполеона оставалось ещё резервное, т.е. запасное войско.

- Работа с учебником  самостоятельно стр. 113 – 115. Прочитайте, подчеркните опорные слова, дайте ответы на вопросы. Сверьте ответы  с соседом по парте.

Приложение №5.

- Во время пожара сгорели все деревянные постройки. Огнём было охвачено всё. Наполеон смотрел на горящий город, и как вы думаете, что его беспокоило в этот момент, о чём он думал?

- Голод и болезни стали одолевать французскую армию, и Наполеон приказал отступать из Москвы. Найдите на карте пути отступления французской армии. Что можете сказать?

- Первоначально Наполеон планировал свернуть на юг и отступать по южному направлению. Но русская армия не дала Наполеону осуществить этот план и погнала французскую армию  по выжженной и опустошённой им же Смоленской дороге.

- Как вы считаете, что ожидало Наполеона во время отступления по уже пройденной им старой Смоленской дороге?

- Ситуация для французов осложнялась ещё и тем, что на борьбу встал весь народ. Инициатором стал полковник Денис Давыдов, получивший согласие на это ещё до Бородинского сражения.

- Вскоре на занятых врагом территориях, начали возникать отряды из числа местных жителей. Крестьяне отказывались снабжать французов продовольствием, убивали их. Один исторический факт того времени: русский крестьянин отрубил себе руку, лишь бы эта рука ничего не сделала на пользу французам.

- Представьте, что мы стоим на обочине Смоленской дороги.

-В какое время года происходит отступление?

- Как выглядят солдаты?

- Какие трудности они испытывают?

Приложение №6.

Золотыми буквами вписаны в историю Отечественной войны 1812 года имена русских полководцев и офицеров.

-Вы, конечно, хотите узнать, а что же впоследствии случилось с Кутузовым и Наполеоном.

-Последние годы Наполеон провёл на острове Святой Елены пленённый англичанами. В 1819 году он заболел, а 5 мая 1821 года умер после тяжёлой и продолжительной болезни.

-Кутузов ушёл из жизни гораздо раньше Наполеона. Весной 1812 года генерал-фельдмаршал простудился и заболел. 28 апреля 1813 года умер.

Слушают.

Ученик читает.

Ученик читает.

Работают с иллюстрацией.

- Поле боя занимает огромную территорию до самого горизонта.

- Участвует в бою и пехота, и артиллерия, и конные войска.

Самостоятельная работа по учебнику.

Слушают рассказ учителя.

Ответы детей.

- Отступление проходило по тому же самому пути, где наступление.

- Нападения партизан, ополченцев.

- Потрёпанные, оборванные, голодные, обмотаны остатками одежды, мёртвые люди и кони лежат по обочинам.

На слайде портрет Лермонтова и стихотворение «Бородино»:

И вот нашли большое поле…

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут…

На слайде: Французы – более 50 тысяч человек – русские – свыше 40 тысяч. Вот как об этом сражении скажет Наполеон: “Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой”.

Вопросы на слайде:

1. Где и когда произошло решающее сражение?

2. Почему оно так называется?

3. Опишите самый тяжелый момент боя.

4. Чем закончилось сражение?

На слайде: « С потерей Москвы ещё не потеряна Россия… Русским надо оправиться от боя и, собравшись со свежими силами, вновь ударить по армии Наполеона и  наказать его за все бедствия, которые он причинил…»

  1. Первичная проверка понимания изученного

Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

Метод: Словесный. Практический.

Приём: Диалог. Кроссворд.

Время: 5 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Давайте проверим, что мы запомнили, какие знания вынесли из урока. Разгадайте кроссворд на слайде.

- Каждый должен ответить на вопросы теста. Выберите правильный ответ. Когда закончите задание, положите листочки на уголок, я их потом соберу.

- С каким событием познакомились?

- Почему эта война называется Отечественной?

- Почему это событие важно?

- Наш урок мы закончим словами из приказа об окончании Отечественной войны, с которыми обратился Михаил Илларионович Кутузов к русским солдатам: «Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Разгадывают кроссворд.

Делают тест.

На слайде: кроссворд.  

На слайде: «Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

  1. Информация о домашнем задании.

Цель: Пояснение содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Метод: Словесный.

Приём: Объяснение. Разъяснение. Инструктаж.

Время: 2 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- О чём бы вам хотелось узнать более подробно, о каких героях? Их очень много, мы сегодня говорили не обо всех. Это и будет вашим домашним заданием. Побудьте учеными-историками. Найдите такой материал, который не вошёл в наш сегодняшний урок и расскажите об этом в следующий раз.

Осмысливают задание учителя. Определяют способы действия для его выполнения.

На слайде информация о Д\з.

  1. Рефлексия.

Цель: Фиксация самооценки своего психоэмоционального состояния своей деятельности.

Метод: Наглядный.

Приём: Иллюстрация.

Время: 1 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

-У вас на столах по три лепестка: красного, жёлтого и синего цвета. Если вы испытываете:  чувство гордости за свою страну, её героев - жёлтый цвет - чувство сострадания, милосердия - красный цвет,

ничего не испытываете - синий цвет.

- Прикрепите ваши лепестки магнитиком к сердцевинке.

- На что похоже?

- Пусть над вами всегда светит мирное небо. А вы будьте патриотами своей Родины и сострадательны и милосердны к окружающим.

- Солнышко.

Приложение №1.

«Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. К власти пришел в 1799 году. Это человек незаурядных способностей, великий тактик и администратор, прекрасный солдат, который никогда не прятался во время боя за спины подчиненных, а всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый человек. Он замахнулся на мировое господство и едва не достиг своей цели. Самой большой ошибкой было вторжение в Россию. Но это он поймет немного позже.

А накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев - я схвачу Россию за ноги, если я овладею Петербургом - я возьму её за голову, а заняв Москву - я поражу её в сердце. Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её».

Приложение №2.

Александр І был незаурядным дипломатом. Но есть небольшой нюанс в его отношениях с Наполеоном. В 1810 году Наполеон просил руки русской княжны Анны Павловны, которая являлась родной сестрой Александра І. Но он не дал согласия на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон стал смертельным личным врагом Российского императора. После победы над Наполеоном, он станет одним из самых могущественных правителей в мире.

Приложение №3.

Наполеон собрал 600 тысячное войско из подвластных ему народов и двинул их в Россию. Он рассчитывал закончить войну за 1-2 месяца. «Я иду в Москву»,- говорил он. И в одно или  два сражения всё закончу. Император Александр на коленях будет просить  у меня мира.

Однако русская армия нарушила его  планы. Уклоняясь от решающих битв, втягивая армию Наполеона в бескрайние российские просторы, изматывая противника мелкими боями, русская армия отступала. Каждый шаг вглубь родной земли давался солдатам с болью. После себя французские войска оставляли сожжённые деревни и сёла, разграбленные города.

Приложение №4.

Так Наполеон дошёл до Смоленска, последнего русского крупного города на пути к Москве. Горели дома, продовольственные лавки, сараи, амбары, рушились здания. Наполеон бросил на штурм Смоленска свои лучшие армии. И французам удалось его захватить. Стоит отметить, что под Смоленском соединились три армии, которые до этого были разрознены. 1-я армия, 2-я и 3-я.

- Александр І был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Кутузов Михаил Илларионович- полный Георгиевский кавалер.

Приложение №5.

Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может совсем потерять армию.

Перед Кутузовым и всем командованием русской армии встал вопрос - принимать ли новое сражение и не допускать неприятеля в Москву или же оставить город без боя.

1 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили, в избе крестьянина собрался военный совет, на котором русские военные решали, как быть. Одни настаивали на продолжении сражения, другие предлагали отступить. Последнее слово было за Кутузовым, который ради спасения русской армии решил оставить Москву без боя.

2 сентября русские войска прошли через Москву, а французы в неё вошли, но увидели, что Москва покинута людьми и опустошена. Покидая Москву, Кутузов отдал приказ об уничтожении складов с продовольствием и боеприпасами. Город был подожжён. Были взорваны склады с 20 000 пудов пороха, и Москву застилал едкий дым. До слёз русским людям было жаль свою столицу, но они предпочли сжечь все богатства Москвы, а не отдать жестокому завоевателю. Заняв Москву, Наполеон объявил город своим трофеем, т.е. добычей, Москва была отдана на разграбление.

Приложение №6.

Голод, сильные морозы, дело в том, что французская армия не была готова воевать в условиях русской зимы. Все эти и многие другие причины способствовали тому, что отступление французских войск превратилось в настоящее бегство. А в битве у реки Березины остатки французской армии потерпели сокрушительное поражение. Наполеон бежал, оставив остатки своей, некогда могущественной армии, на произвол судьбы.

Так бесславно закончилась для захватчиков война. Русская армия наступала до самого Парижа, освобождая по пути города Европы. 25 декабря 1812 года Александр І издал Высочайший манифест (указ), возвещающий об окончании Отечественной войны 1812 года. С тех пор прошло очень много лет. Подвиг наших предков не забыт. Мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратное дело тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги и героизма.

Фамилия __________________________________

Проверь себя

1

5

3

2

7

4

6

  1. С армией какой страны вела войну Россия в 1812 году?
  2. Название села, рядом с которым произошло сражение русской и французской армий.
  3. Главнокомандующий русской армии.
  4. Имя императора Франции
  5. Что ждало французов в Москве?
  6. Фамилия командира одного из партизанских отрядов.
  7. Война, в которой на борьбу с врагом поднялся весь народ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

Урок по теме "Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку, документальный фильм. Прентацию можно скачать с файлообменника http://files.mail.ru/XCV3CD  Документальный фильм (вставленный в 22 кадр) можно скачать с файлообменника http:/...

Первый урок по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок по теме "Отечественная война 1812 года" Цели урока: Дидактические цели:создать условия для формирования представления о войне 1812 года;показать общую картину Отечественной войны (кто начал,...

урок окружающего мира "Война 1812 года"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Война 1812 года"...

Презентация к уроку окружающего мира"Война 1812 года и ее герои"

Данную презентацию можно использовать к урокам и внеклассным мероприятиям....

Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"

Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...