Птицы - наши друзья
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy_-_nashi_druzya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Клубный час на тему: «Птицы - наши друзья».

«Природу нужно охранять не только потому, что она лучшая защита для человека, но и потому, что она прекрасна».

(Жан Дорст)

Цель: знакомство с многообразием пернатых, экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.

Задачи:

1. Образовательная: закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку.

2. Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.

3. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Стенды «Птицы – наши друзья», «Птицы – нашего края».

                           Картинки, фотографии, выставка рисунков птиц.

                           Фонограмма голосов птиц.

                           Презентация «Птицы – наши друзья».

                           Выставка книг.

Форма проведения: учебно-игровое занятие.

Ход  занятия:

I.Организационный момент.

Создание эмоционального настроя на занятии.

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и наших гостей. Как вы думаете, от кого зависит успех нашего занятия? Успех нашего занятия зависит от работы каждого из нас.

 Возьмитесь  за руки и пожелайте себе и всем, кто рядом добра, радости и успеха. Какое у вас настроение?

 Я желаю, чтобы наше хорошее настроение сохранилось до конца нашего занятия. Присаживайтесь на свои места.

II. Работа по теме занятия.

Звучит фонограмма мелодии «Пение птиц». (Приложение 1),

 Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. А через миллионы лет еще зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел на голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орел парит, свободно, легко.

 Ежегодно орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов.

Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому множество поверий, поговорок, сказок, песен, легенд, так или иначе, связано с пернатыми.

Сегодня на занятии мы будем говорить о птицах, о возвращении птиц в родные края, о заботе птиц о своем потомстве.

А кто это птицы?

Дети: Птицы - это единственные животные, тело которых покрыто перышками.

Воспитатель: А какие птицы бывают?

Дети: Домашние и дикие.

 Назовите домашних и диких птиц?

 Домашние - курица, петух, индюк, утка, гусь;

           Дикие - воробей, синица, сорока, снегирь, грач, кукушка.

 Сейчас, ребята, мы с вами побываем на лесной поляне, где собрались птицы, чтобы рассказать о себе.

Загадка: Озорной мальчишка в сером армячишке

               По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей).

Дети: Воробей: Я – воробей, птичка маленькая, подвижная. У меня короткие сильные ноги, клюв тонкий, твердый. В холодную пору мы сидим, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Живем мы стайками. Воробей – птица оседлая. Питается тем, что найдет: крошки хлеба, семечки. Всем известная нам птичка, ничем не приметная. А вот в США этой птице поставили памятник, за спасение полей, садов и огородов от вредителей.

Звучит фонограмма голоса воробья. (Приложение 2).

Загадка: Трещала с самого утра пора – пора. А что пора?

               Такая с ней морока, когда трещит…(Сорока).

 Сорока: Я птица говорливая, самая болтливая. Я – белобока, потому что по бокам перышки у меня белые. Голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, но очень с красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела.

Звучит фонограмма голоса сороки. (Приложение 3).

 Кто это выводит протяжно и звонко свою песенку: «Синь – синь – синь».

Прислушайтесь…

Звучит фонограмма голоса синицы. (Приложение 4).

 Синица: Скинь кафтан, скинь кафтан.

                          Пусть я птичка – невеличка.

                          У меня, друзья, привычка:

                          Как начнутся холода,

                          Прямо с севера сюда!

 Ребята, вы узнали эту птицу? (Синица). 

 У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Летом я живу в лесу, питаюсь насекомыми. Зимой холодно и голодно я перебираюсь ближе к жилью людей, где больше корма. Я люблю несоленое сало, семена подсолнечника.

Загадка: Зимой на ветках яблоки, скорей собери!

               И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это …(Снегири).

Снегирь: Я – снегирь. Я уверен, что вы меня узнали по моей красной грудке.  Я частый гость зимой в ваших лесах. Мое имя связано с первым снегом. У меня толстый, короткий черный клюв, Я люблю расклевывать ягоды рябины, калины, зернышки, охотно поедаю семена клена и липы. Я люблю нырять в снег и купаться в нем.

Звучит фонограмма голоса снегиря.

Какие птицы были на лесной поляне? (Зимующие птицы.)

Все ли птицы зимовали у нас?

Не все птицы.

 Почему осенью улетают некоторые птицы на юг?

 Исчезает основной корм, замерзают водоемы, земли.

 Как называют птиц, которые улетают с наступлением холодов на юг, возвращаются, когда становится тепло.

 Птицы, которые улетают с наступлением холодов и возвращаются в теплое время, называют перелетными.

 А когда к нам прилетают перелетные птицы?

 Весной.

Стихи:

1.С песенкой веселой,

  С громким звоном ручейков.

   К нам пришла с листвою,

   С шумом голосов.

2.Полюбуйся: весна наступает,

   Журавли караваном летят.

   В ярком золоте день утопает,

   И ручьи по оврагам шумят.

3.Все чернее с каждым днем

   Стежки и дорожки

   И на вербах серебром

   Светятся сережки.

4.Возвращаются скворцы-

   Наши старые жильцы.

   Воробьи у лужицы

   Шумной стайкой кружатся.

Появляется весна, читает стихотворение. \

Весна: Я – Весна красна

            Бужу землю ото сна,

            Наполняю соком почки,

            На лугах ращу цветочки.

            Прогоняю с речек лед,

            Светлым делаю восход

            Всюду в поле и в лесу

            Людям радость я несу.

 В природе бывает 3 весны.   Весна света – март.  Весна воды – апрель

Весна зеленой травы – май. В народе март называют протальник. А знаете почему? Потому, что в марте снег становиться Рыхлым, темнеет и появляются первые проталины. Проталины – это место, где растаял снег, и появились первые островки земли.

Пословицы о марте:

1.В марте день с ночью меряется, равняется.

2. И в марте мороз на нос садится.

3.Март – березень, протальник, капельник.

4.Март – зимобор, с зимой борется.

5. Март – грачевник, грачей пригнал   Апрель – снегогон. Это слово сложное, в нем спрятано два слова «снег» и « гнать», значит, апрель гонит снег.

Пословицы об апреле.

1.Апрель – батюшка в поле зовет.

2. Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

3. Апрель – месяц говорливой весны, хранитель вешнего шума.

4. В апреле хоть семь раз дождь иди, а платье все сухо.

5. Мокрый апрель – хорошая пашня.        

 Май – травень. Появляется зеленая травка, распускаются листья на деревьях, все вокруг зелено.

Пословицы о мае.

  1. В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
  2. Дождь в мае хлеба подымает.
  3. Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
  4. Май – пора сева.
  5.  Май – под каждым кустиком рай.

 Ребята, а сейчас мы узнаем, что происходит в природе. Что такое природа? Природа - это солнце, воздух, растения, вода, животные, птицы.

А что нельзя назвать природой?

То, что сделано руками человека.

 А какая бывает природа?

 Живая и неживая.

Скажите, что мы с вами наблюдаем сейчас весной в неживой природе?

Солнце не только светит, но и греет, поэтому тает снег и лед. Дни становятся длиннее.

Как вы думаете, что повлияло на эти изменения?    Потепление.

А что происходит в живой природе?

На лиственных деревьях набухают почки. Землю покрывает зеленая травка. Многие растения начинают цвести. Звери просыпаются после зимней спячки. Появляются насекомые. Возвращаются перелетные птицы в родные края.

И так, птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц происходит в строгом порядке, отрядами. Первыми прилетают грачи. Следом за ними скворцы, зяблики, жаворонки,  затем - трясогузки и водоплавающие, потом - соловьи, ласточки, стрижи, а в последнюю очередь - кукушка.

Физминутка-игра  «Летает - не летает».

Иногда говорят: «животные и птицы». Птица- это тоже животное. Но…

- Чем отличается от других животных?

- Если животное, которое я называю, летает, поднимаете руки вверх и машите, если нет - топаете.

Синица, утка -

Мышь -

Воробей -

Снегирь -

Кошка -

Пингвин -

Зяблик -

Журавль -

Лошадь -

Вывод: а все ли птицы летают?

Неподалеку от нашей лесной поляны, прямо на дереве видны первые весенние гнезда. В одном из них я нашла записку.

Всех приметней птиц, черней,

Враг личинок, друг полей

Взад - вперед по пашне вскачь,

А зовется птица... (грач)

Звучит фонограмма голоса грача.

Грач: Грач - вестник весны, прилетаю к вам первым. Я - черная птица перышки с

отливающим блеском. Я строю на деревьях новые, ремонтирую старые гнезда. Грач - полезная птица, уничтожаю вредных насекомых.

Да, грач прилетает самым первым. Недаром говорят: «Увидел грача - встречай весну».

Записка: На шесте дворец, во дворце певец. А зовут его ... (скворец)

Скворец: Прилетаю за грачами. Красивая птица с блестящими черными перышками. Клюв желтый, острый и длинный. Живу в светлых лесах. Гнезда устраиваю в дуплах. Правда, человек помог нам, стал развешивать для нас скворечники. Я оберегаю наши поля, сады, огороды. Уничтожаю гусениц, жуков.

Есть народная примета, связанная со скворцом: «Увидел скворца – значит весна у крыльца».

Записка: Желанный гость с далекого края под окном живет.

Ласточка: Маленькая, быстро летающая птица с длинными острыми крыльями. Гнезда устраиваю на обрывах, под карнизом дома. Уничтожаю крошечных насекомых.

Народная примета, связанная с ласточкой.  «Ранняя ласточка - к счастливому году».

Записка: Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку,

Раздалось в лесу: «Ку - ку!» (кукушка).

Кукушка: К вам я прилетаю в мае. Крылья и хвост длинные, перышки белые, серые и черные. Не строю гнезда, подкладываю в чужой уютный домик свое яйцо, а хозяйское - выбрасываю. Но кукушка - очень полезная птица, за час способна съесть до ста гусениц.

Народная примета: «Кукушка стала куковать - морозу не бывать».

Звучит фонограмма голоса ласточки.

Почему же все - таки кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?

Может, она такая ленивая, что не хочет кормить своих детей? Нет, кукушки тоже заботливые матери. Но они сами птенца выкормить не могут, так как кукушка питается жирными мохнатыми гусеницами. А у птенчиков горло нежное, маленькое и глотать мохнатых гусениц не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда других птиц, чтобы эти птицы выкормили их нежными мошками и комарами. А когда они вырастут, вылетят из гнезда, то кукушки начинают сами питаться гусеницами.

Ребята, посмотрите,  наше дерево почему - то безжизненное. Ему грустно, потому что никто не радует птичьими голосами, своими песнями. На прошлом занятии мы с вами сделали птичек-оригами. Давайте оживим дерево своими птицами. И вот оно расцвело. (Дети прикрепляют птичек на нарисованное дерево).

Звучит запись голосов птиц.

Птиц надо охранять и любить не только за то, что они сохраняют насаждения и сберегают урожай. Птицы украшают наши леса, радуют нас своими звонкими и красивыми песнями.

Ребята, давайте вспомним правила бережного отношения к птицам.

1. Не разорять гнезда птиц.

  1. Не стрелять в птиц из рогаток.
  2. Мастерить скворечники и кормушки для птиц.
  3. Подкармливать их зимой.

III. Заключение. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Что понравилось?

- Что интересного узнали о птицах?

- Будем помогать птицам?

Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, загрязняется воздух, реки. Очень печально – растет и число птиц в «Красной книге». Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе. Птицы – достояние всего человечества, драгоценность всей Земли. Всем их нужно любить и беречь. Природу может спасти только наша любовь.

Наше занятие хотелось бы закончить стихотворением.

Стихотворение  Н. Заболоцкого «Просьба».

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится!

На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы, звери в душу к людям смотрят

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

А земля без зверей - не земля.

Люди - человечки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как - то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Птицы - наши друзья.

Презентацию можно показать детям в 1 классе на уроке, на внеклассном мероприятии для ознакомления с птицами родного края, их повадками, питанием, местах проживания....

Презентация "Птицы - наши друзья"

Каждый год в нашей школе проходит неделя экологии. В этом году наш класс представлял презентацию "Птицы наши друзья"....

конспект устного журнала "Птицы - наши друзья"

Данное мероприятия проводится для учащихся начальной школы. Детей ждут разнообразные конкурсы, кроссворды. В ходе мероприятия дети знакомятся с птицами, узнают, как им помочь зимой....

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...

Птицы - наши друзья

Методическая разработка...

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...