Урок по окружающему миру "Лес и человек" 4 класс по программе Плешакова.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шурова Людмила Симоновна

Тема "Лес" изучается по всем программам. В этом уроке  методы работы (проблемно-поисковые - обозначена проблема, ставится вопрос «Почему?», который развивает мышление). Проблемные вопросы вызывают у ученика творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы. Это дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умение учащихся формулировать вопросы и ответы, рефлексировать свои действия, а также  способствует деловому общению. В диалоге «учитель – ученик» соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности ребенка.

  Решение задач урока (был обеспечен комплекс и взаимосвязь поставленных дидактических, развивающих и воспитательных задач). Акцентировалось внимание на огромной роли леса в жизни человека, необходимости его охраны и бережного отношения к нему. Комплексность поставленных задач обеспечивалась моделированием. Этот метод исследования дает возможность изучать процесс до его осуществления, позволяет целостно изучить процесс, так как возможно увидеть не только элементы, но и связи между ними, рассмотреть ситуацию с разных сторон.

Овладев теоретическими знаниями ученики применили их на практике, проектируя знаки правильного поведения в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_uroku.doc31 КБ
Microsoft Office document icon test.doc24 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc381 КБ
Microsoft Office document icon uchet_znaniy.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

ПЗ № 1: Исследовать, что дает лес природе и человеку?

№ п/п

Почему

1. «Легкие планеты»

2. Лес очищает от пыли

3. Фитонциды

4. Защитник водоемов

5. Защита почв

ПЗ № 3: Правила поведения в лесу

  • НЕ ломай ветки деревьев и кустарников
  • НЕ повреждай кору деревьев
  • НЕ собирай березовый сок
  • НЕ рви в лесу цветов
  • Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы НЕ повреждать веточек.
  • НЕ сбивай грибы, даже несъедобные.
  • НЕ лови бабочек, шмелей
  • НЕ разоряй муравейник
  • НЕ подходи близко к гнездам птиц
  • НЕ трогай птичьи гнезда
  • НЕ шуми в лесу и парке
  • НЕ оставляй в лесу мусор
  • НЕ разводи в лесу костер
  • Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду
  • Подкармливай зверей и птиц зимой
  • Находясь на природе, учись наблюдать за ней и слушать ее голоса



Предварительный просмотр:

ТЕСТ «Животные и растения лесной полосы»

  1. Отметь растения, которые растут в тайге
  1. ель
  2. дуб
  3. ясень
  4. кедр

  1. В широколиственных лесах растут:
  1. клен
  2. липа
  3. лиственница
  4. вяз

  1. В тайге обитают:
  1. песец
  2. летяга
  3. соболь
  4. медведь

  1. Отметь обитателей широколиственных лесов
  1. куница
  2. кабан
  3. кедровка
  4. лось



Предварительный просмотр:

Предмет – «Окружающий мир». Автор Плешаков А.А. 4 класс.

Тема: «Лес и человек»

Учитель ВКК: Шурова Людмила Симоновна

МБОУ «Гимназия имени И.С.Никитина

Воронеж

Цели:

  1. Дидактические
  1. сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
  2. познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охранной деятельностью;
  3. дать представление о природном равновесии и роли человека в сохранении этого равновесия.
  1. Развивающие:
  1. развивать познавательные умения: умения наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать и обобщать;
  2. создать условия психологической комфортности.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать доверительные отношения , чувство взаимопомощи, поддержки;
  2. воспитывать человека культуры, уважающего личность другого человека 4
  3. прививать экологическую культуру, нравственные качества человека

Оборудование:

  1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Мир вокруг нас». Учебник. 4 кл.
  2. Рабочие материалы к уроку
  3. Мультимедийное оформление урока
  4. Клей, фломастеры, бумага

Ход урока:

  1. Приветствие, начало урока

Снятие напряжения начала урока (на экране березовая роща, звучат голоса птиц)

Учитель: самое любимое нами дерево – береза. Нигде в мире не растет так привольно белое чудо-дерево. Не случайно зовут ее русской березкой. Сколько ласковых слов придумали дл нее: она и кудрявая, и скромная, и тихая красавица, и нарядная. Она березонька. Ее мы называем символом России.

Ребята, я  хочу вас познакомить с отрывком из стихотворения А. Жигулина. Это наш земляк. В сталинские времена он был репрессирован и отправлен на заготовку леса. Рабочие шли в лес, переходили через железнодорожное полотно. Рядом с ним росла старая береза «Тугие ветры декабря могли свалить ее на рельсы». Березу спилили. Она лежала рядом на снегу. Послушайте этот отрывок и подумайте, какие чувства и мысли выразил поэт в этом стихотворении.

И как глухой сибирский лес,
Как дальний окрик паровоза,
Нам стал привычен темный срез -
Большая мертвая береза.
Пришла весна, и после вьюг,
С ремонтом, проходя в апреле,
Мы все остановились вдруг,
Глазам испуганно не веря.
Береза старая жила,
Упрямо почки распускались,
На ветках мертвого ствола
Сережки желтые качались.
Нам кто-то после объяснил,
Что бродит сок в древесной тверди,
Что иногда хватает сил
Ожить цветами после смерти.
Еще синел в низинах лед,
И ныли пальцы от мороза,
А мы смотрели, как цветет
Давно погибшая береза.

Ответы детей на поставленный вопрос.

Учитель: Ребята, вы догадались какая тема нашего сегодняшнего урока?

Ответы детей.

Учитель: Тема нашего урока «Лес и человек»

  1. А что вы знаете о лесе? Сейчас мы проверим это с помощью теста. У вас на столе рабочие материалы к уроку. Найдите тест. Работаем 2 минуты. 2 человека у доски. Взаимопроверка. На доске ключ.

1.- а, г.

2. – а, б, г

3. – б, в

4. – а, б, г

Норма оценок

5 – без ошибок

4 – 1 ошибка

3 – 2 ошибки

Поднимите руку у кого 5, 4. Поставьте себе оценку в листок учета знаний.

Вывод: в зоне лесов многообразный животный и растительный мир. Объясните почему.

Ребята, сегодня на уроке перед нами 3 познавательные задачи.

ПЗ № 1. Роль леса в природе и жизни людей.

Мы исследователи и сейчас мы изучаем данный вопрос. В рабочих материалах найдите таблицу. Откройте учебник на странице 106. Работать будем парами. Выберите из текста ответы на вопросы и объясните почему. Какая пора выполнит работу, поднимают 2 руки. Проверка. Выставление оценок. Вывод. Лес приносит большую пользу:

  1. снабжает кислородом
  2. очищает воздух от пыли
  3. убивает микробов
  4. сохраняет влагу, почву и урожай
  5. поглощает шум и защищает от радиации

  1. Физкультминутка для глаз

Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я называю птицу, глаза поднимаем вверх, деревья, кустарники – смотрим по сторонам, если грибы – смотрим под ноги. Я расставила ловушки. Если услышите растение или животное, которое не встречается в лесе – крепко закрывайте глаза. Идет перечисление: кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клест, опенок, белый медведь, сова, ежевика, тушканчик. Молодцы, садитесь.

  1. ПЗ № 2. Для чего нужно беречь и охранять лес?

Работа по таблице.

Лес хорошее место для отдыха. Он украшает нашу землю. Любоваться лесом можно в любое время года: летом он утопает в зелени, зимой лес белый, как великан в пушистой шапке, осенью, как пожар горит яркостью желтого, красного, оранжевого и других красок. Это кладовая чистого воздуха: войдешь в него и сразу чувствуешь, как здесь легко дышится, тебя окутывает приятная прохлада, а шелест листьев и щебетание птиц успокоит и поднимет настроение. Вы замечали? Это результат общения с природой. Лес угощает нас земляникой, малиной, орехами, брусникой, черемухой, смородиной, радует целым хороводом грибов. Немало здесь целебных растений, излечивающих человека от разных болезней. 40 % всех медицинских препаратов получают из лесных лекарственных растений.

В лесной полосе разводят пчел и получают мед и воск.

Лес – это пушные звери, пушной промысел. Соболь – национальная гордость России. Мех соболя во все времена ценился выше золота. Он почти невесомый, шелковистый, искрится на свету, удивительно красивый и к тому же очень прочный и теплый.

А какое же основное богатство лес?

Заготовка древесины – основное богатство леса. Строевой материал дает сосна. Из нее изготавливают смолу и канифоль. Из кедра – карандашную оправу, красивую мебель. Из хвои делают витаминную муку для добавки в корм животным. Древесина лиственницы используется для изготовления шпал и подводных сооружений. Из коры изготавливают краски. Ель и пихта используются в бумажной промышленности. Делают из них и музыкальные инструменты. Лес – богатство народа. Он приносит огромную пользу.

  1. Обобщение по таблицам 3, 4
  2. Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

  1. Красота родной природы вдохновляла писателей, поэтов, художников, музыкантов на создание своих произведений. Ребята, знаете ли вы писателей, поэтов, которые писали о природе? (Бианки, Скребитский, Ушинский, Пришвин, Сладков, Жидков, Пушкин, Лермонтов, Есенин, Бунин, Никитин и др.). Чтение некоторых с доски.

Левитан, Шишкин, Гробарь, Юон, Васнецов воспели природу на своих полотнах (демонстрация некоторых картин). Звуки природы, ее красоту и беззащитность воспели Чайковский, Григ, Штраус, Прокофьев и др. Это талантливые люди. Их талант в том, что они умеют хорошо наблюдать и видеть диковинные вещи и явления, которых другие не замечают. Они щедро делятся с нами своим талантом. Смотрите, как хороша и беззащитна природа! Любите ее! Берегите ее!

  1. Дерево для русского крестьянина в старину – главный попутчик в жизни. Оно и грело, и обувало, и кормило. На экране старинные вещи из дерева (дома, музыкальные инструменты, предметы домашнего обихода, лапти).
  2. ПЗ № 3. Я и лес. Правила поведения в лесу

Любовь к природе и Родине нераздельны для русского человека. Природа нашей страны прекрасна и богата, но богатства ее не бесконечны, их надо использовать экономно. В нашей стране существует закон об охране природы. Статья № 58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан сохранять и окружающую среду, бережно относиться к ее природным богатствам».

Писатель М. Пришвин сказал: «Моя Родина – кладовая солнца». Так он образно соединил главное в жизни человека: Родину и природу.

Государство строго контролирует вырубку леса.

Охота на животных разрешается только в определенные сроки. Организуются заповедники, где не разрешают рубить деревья и охотиться на животных. За соблюдением закона и здоровьем леса следят лесничие.

Многие растения и животные охраняются особо. Их на земле осталось очень мало. Эти растения и животные занесены в Красную книгу. Красный цвет – цвет опасности. Опасно! Могут исчезнуть! Береги! Защищай! Вот к чему призывает эта книга.

Дети также могут внести посильный вклад в дело сохранения леса, собирая макулатуру. (60 кг макулатуры сохраняет 1 дерево).

Но только когда каждый человек будет понимать значение природы в его жизни и выполнять правила поведения на природе ее можно будет сохранить.

Дети вспоминают правила поведения в лесу. Работая в группах они должны создать знаки, напоминающие людям, как нужно вести себя в лесу. Пока таких знаков нет, но возможно они будут. Каждая группа придумывает знак и создает его либо рисуя, либо используя картинки. Знак нужно защитить по плану:

назвать правило

почему это правило возникло

что изображено на знаке

как его нужно понимать.

  1. Защита своих работ. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Что вам понравилось? У кого из вас были трудности и в чем они заключались?

  1. Домашнее задание: в дополнительной литературе найти материал о заповедниках лесной зоны

Я благодарю всех за прекрасную работу.



Предварительный просмотр:

Лист учета знаний

№ п/п

Содержание задания

Оценка

1.

2.

3.

Проверка домашнего задания (тест)

ПЗ № 1 Исследование

Работа в группе (творчество)

Итого:

4.

Количество жетонов

Лист учета знаний

№ п/п

Содержание задания

Оценка

1.

2.

3.

Проверка домашнего задания (тест)

ПЗ № 1 Исследование

Работа в группе (творчество)

Итого:

4.

Количество жетонов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Окружающего мира во 2 классе по Программе Плешакова А.А.по теме "Посмотри вокруг"

В презентации помещены рисунки по теме "Посмотри вокруг".Земля - наш общий дом, представления древних о Земле, горизонт, путешествие Магеллана, стороны горизонта....

Урок по окружающему миру во 2 классе по программе 21 век Царсство природы

Урок по окружающему миру во втором классе по программе 21 век Царство природы...

Урок по окружающему миру во 2 классе по программе «Школа 2100»

Раздел. Земля – наш общий дом. Тема: Путешествие тучки по Европе....

Урок по окружающему миру в 4 классе по программе « Школа России» Тема : « Патриоты России».

Это урок обобщения и систематизации.   Урок решения практических ,проектных задач.Урок поможет: подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представленияоб основополагающих по...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по программе А.А. Плешакова на тему:«Кто такие рыбы?»

На уроке формируются представления о подводном мире, ребята узнают об отличиях рыб от других представителей животного мира....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по программе Плешакова А.А. «Школа России». Тема: «Дикие и домашние животные».

Пояснительная записка к уроку окружающий мир по теме: «Дикие и домашние животные» Учебные пособия:Плешаков А.А. Учебник для 2-го класса, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2011Цель урока:...

Урок по окружающему миру во 2 классе по программе Плешакова А.А ."Опасные незнакомцы"

Обучающиеся запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами ,научатся предвидеть опасность,пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми....