Урок окружающего мира во 2 классе "Здоровье - наше богатство"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Колесникова Юлия Юрьевна

Урок разработан по программе «Начальная школа XXI век» Окружающий мир» . Урок вызвал живой интерес, позволил привлечь внимание учащихся к идее о необходимости ведения здорового образа жизни. Он отвечал на многие «зачем?» и «почему?», которые в этом возрасте часто задают дети. Этот урок ориентирован не на запоминание учениками информации, а на активном участии самих школьников в процессе его изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr.mir_.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30» МО Динской район

Предмет: окружающий мир

УМК: «Начальная школа XXI век»

Тип урока: «Открытие» нового знания

Тема: «ЗДОРОВЬЕ – НАШЕ БОГАТСТВО»

Учитель: Колесникова Юлия Юрьевна

2013 год

Цель: научить детей сохранять и укреплять своё здоровье, создать условия для самостоятельного получения учащимися знаний о гриппе, способствовать применению их в повседневной жизни.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Ценностно-смысловая ориентация:

  • осознание ценности  собственного здоровья и необходимости нести за него ответственность;
  •  понимание необходимости вести профилактику гриппа;
  • стремление к сохранению и укреплению своего здоровья.

Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • усвоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
  • создание условий для проведения опытов, используя простейшее лабораторное оборудование.

Учебные задачи, направленные на достижение  предметных результатов обучения:

  • формирование сознательного отношения к своему здоровью;
  • рассказ о путях попадания микробов в организм человека;
  •  знакомство с основными правилами личной гигиены;
  • анализ результатов наблюдений;
  • формирование умений делать выводы;
  • формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Оборудование: -  мультимедийный проектор, ноутбук, видеозапись мультфильма «Ох и Ах», конверты с заданиями для каждой группы,                     лупа, мыло, полотенце, портфолио здоровья учащегося начальной школы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

-Доброе утро, ребята! Прочитайте эпиграф к нашему уроку: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.» Дмитрий Иванович Менделеев

-Ребята, а чтобы прорастить  семена, какие должны быть условия?

Посмотрите на экран, вам улыбается солнышко, а теперь вы повернитесь друг к другу - улыбнитесь, как улыбается это солнышко, и протяните мне свои ладошки. Я вам хочу сегодня подарить тепло лучей нашего солнышка. Ловите.

Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Уважаемые гости, а вы протяните свои ладони к детям. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла

(СЛАЙД)

-Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа и повторяйте за мной:

2. Актуализация знаний.

Ребята, как вы думаете, зачем у нас сегодня столько гостей?

-Как мы должны работать на уроке?

 -Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Ох и Ах»

-Ребята, что же случилось с Охом?

- А как вы догадались?

-Ребята, как вы думаете, может ли Ох находиться с нами в классе?

Вывод: КОГДА ЧЕЛОВЕК БОЛЕН – ЭТО ПЛОХО ДЛЯ НЕГО САМОГО И ОКРУЖАЮЩИХ ЕГО ЛЮДЕЙ.

-Давайте поможем Оху выздороветь.

-Подберите слово противоположное слову БОЛЕЗНЬ. Работаем в группах

У вас на партах лежат красные конверты, в них слова: БОГАТСТВО, ЗДОРОВЬЕ, НАШЕ.

-Как вы думаете, какое задание я могу вам предложить? Составьте из данных слов предложение. (СЛАЙД)

Тема нашего урока:

ЗДОРОВЬЕ – НАШЕ БОГАТСТВО.

Мы сегодня с вами поговорим о здоровье. А почему этот разговор нам необходим? Ответить на этот вопрос нам поможет наш учебник.

Работа в группах: в учебнике на стр.27 есть задание – «соберите» слова в пословицу: богатство, здоровье, первое.

Какую цель мы поставим?

3.Постановка учебной задачи.

 -А вот  какие задачи мы будем решать сегодня на уроке, вы должны определить сами. В жёлтых конвертах задачи.

Ваша цель- выбрать лишь те, которые будут отвечать теме нашего урока.

  • От чего зависит здоровье человека?
  • Что такое здоровье?
  • Какие бывают секреты здоровья?
  • Выяснить, чем отличаются цветковые и хвойные растения.
  • Уметь находить на глобусе экватор, Северный и Южный полюсы.
  • Что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом? (СЛАЙД)

4.Открытие нового знания.

-Не испугались таких трудных задач? Почему?

-Ребята, сделайте предположение, какие могут быть секреты здоровья? В этом нам поможет следующее задание. У вас на столе лежат зеленые конверты, а в них задания.

1 группа - (учащиеся со средним уровнем знаний и мотивации) выбрать продукты питания, которые полезны при заболевании (в конверте картинки: чипсы, конфеты, чеснок, колбаса, мёд, сок, лимон, малиновое варенье, апельсины, бананы, яблоки, лук, груши, овощи, морс)

2 группа (учащиеся с низким уровнем знаний и мотивации) – Откройте учебник стр.28-29. Рассмотрите рисунки и назовите причины возникновения болезней у людей.

3 группа (учащиеся с высоким уровнем знаний и мотивации) – придумать такие ситуации, которые могут показать, где и как человек может простудиться.

-Ребята, нам пришло письмо. (СЛАЙД)

Прочитайте его.

-Кто мог написать это письмо, о чём он хотел рассказать?

- Как вы догадались, что у него грипп?  

- А что это за заболевание? Как можно заразиться этим  вирусом?

- Действительно, при разговоре, чихании, кашле больной выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, в которых живут миллионы  вирусов. Другие люди могут дышать этим заражённым воздухом и заболеть. Этот путь заражения называется воздушно-капельным.

Грипп так заразен, что им заболевают очень многие люди. И тогда начинается эпидемия.

-А что же делает этот разбойник грипп, попав в организм человека?

-Да, действительно, вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества - токсины, отравляющие весь организм. И человек тяжело заболевает. 

- Как вы думаете, а раньше люди болели гриппом?

А знаете ли вы,  ребята, что возбудитель гриппа, то есть тот, кто её вызывает, мельчайший микроб - вирус? Своё название он получил от французского слова gripper- схватывать. И действительно, начало заболевания напоминает схватку. Грипп в буквальном смысле слова берет человека за горло, проникая в его организм.

-А как вы думаете, что нужно предпринять, чтобы этот вирус не попал в организм человека?

- Ребята, а разве кто-то из вас не  моет руки? Проведем опыт. Умеете ли вы правильно мыть руки? (СЛАЙД)

- Мне нужно по 1 человеку из группы:

1 ребёнок споласкивает руки и не вытирает,

2 ребёнок - моет руки и вытирает их полотенцем,

3 ребёнок - моет тщательно руки со всех сторон и вытирает их.

-Кто из ребят правильно вымыл руки?

- Посмотрим,  при помощи лупы, чисты ли ваши руки?

- Ой, ой, ой сколько микробов!!!!

Что же нам делать? Как убить микробы и  не заболеть гриппом?

Нам помогут в этой нелегкой задаче весёлые доктора, которые

у нас в гостях. Послушаем, что они нам посоветуют.

(СЛАЙД, картинки 4-х «говорящих» докторов)

- Доктор №1. Чтобы не заболеть гриппом, следует проводить профилактические процедуры. За один два месяца до эпидемии рекомендуется сделать прививку против вируса гриппа. Обращайтесь в поликлинику. Прежде всего, надо мыть руки! Да-да, чаще всего, вирусная инфекция «цепляется» именно с грязью – 90% всех случаев заболеваний приносились с улицы на руках и просто не смывались. Обязательно промывайте нос каждый вечер специальными растворами, которые можно купить в аптеке, например, «Аква Марис» или «Физиомер». А еще для этого можно использовать обычную минералку – «Ессентуки» № 4 или № 17. Если же общались с больным, то сразу же после промойте нос раствором обычного хозяйственного мыла.

Доктор №2.  Когда вы вечером приходите из  школы  или других общественных мест, где вы могли иметь контакт с больными гриппом, в первую очередь тщательно вымойте руки с мылом. Затем высморкайтесь и намыленными пальцами изнутри протрите ноздри. Вирус гриппа мыла боится.

Доктор №3. Не стоит забывать и о методах народной медицины, проверенных на протяжении многих веков.

Пожалуй, главным природным «препаратом» для профилактики гриппа можно считать чеснок, который употребляется не только вовнутрь, но и наружно. Используйте его в пищу при каждом удобном случае, а тарелочку с очищенным чесноком поставьте возле своего рабочего места. Также употребляйте в пищу, фрукты и ягоды, которые в большом количестве содержат витамин С. Это шиповник, чёрная смородина, брусника, клюква, лимоны, апельсины.

Доктор №4.  Регулярно проводить влажную уборку (желательно с применением дезинфицирующего средства).

Рекомендуется часто проветривать помещение.

Использовать во время эпидемии гриппа марлевую повязку.

Вести здоровый  образ жизни.

Физкультминутка.  

Разминка «Веселый зоопарк».

5.Первичное закрепление.

-Откройте свое портфолио здоровья на стр.29. Прочитайте основные правила здоровья. Ваша задача – выполнить рисунок «Здоровый человек»

-Вот еще несколько советов, которые помогут вам выполнить задание:

-Как помочь себе и близким, если уже заболел? 

6. Обобщение и закрепление.

-Какая была тема нашего урока?

-Достигли ли мы цели и задач, которые ставили в начале урока?

-Зачем нужны те  знания, которые получили на сегодняшнем уроке?

-Интересно, а воспользовался ли Ох нашими советами, давайте посмотрим.

-А сейчас давайте проведем тест «Можете ли вы заболеть?»

Самооценка « Могу ли я заболеть?» (СЛАЙД)

-Сделал ли ты прививку от гриппа?

-Питаешься ли ты разнообразно, включая в пищу овощи, фрукты?

-Кушаешь ли ты лук, чеснок, мёд, имбирь?

-Занимаешься ли ты спортом?

-Гуляешь на свежем воздухе каждый день не менее 2 часов?

-Проветриваешь ли ты свою комнату, квартиру, класс?

-Моешь ли ты лицо, руки с мылом?

-Закаляешься ли ты?

-Ты весёлый, жизнерадостный человек?

Обработка результатов - если вы выбрали менее 5 цветочков, то велика вероятность, того, что  ты можешь заболеть. У вас ещё есть время пересмотреть свой режим дня, привычки и предостеречься от болезни.

- Ребята, а чтобы вы не забыли  правила защиты от простудных заболеваний,  вам помогут информационные буклеты.

7.Рефлексия. (СЛАЙД)

-У вас  у каждого на партах  ладошки. Если вам понравился урок, и вы взяли из него для себя  много полезного - поднимите ладошки вверх.

А если вам было скучно и  вы не узнали ничего нового- опустите ладошки вниз.

-Вы подарили мне сегодня тепло и радость хорошей работы.

(на доске запись: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.» Дмитрий Иванович Менделеев .

Сидят за партами, слушают учителя.

Солнце, тепло, уход…

Поворачиваются друг к другу и произносят слова.

-Я желаю тебе сегодня добра,

Ты желаешь мне сегодня добра,

Если будет трудно, я тебе помогу.

-Чтобы мы показали все свои знания.

- Активно, тихо, дружно.

Просмотр фрагмента мультфильма «Ох и Ах»

-Он заболел.

- Теплая одежда, чихает, больное горло, грелка.

ЗДОРОВЬЕ

Составление предложения

ЗДОРОВЬЕ - НАШЕ БОГАТСТВО.

Учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» 1 часть стр.27

Работа в группах.

ЗДОРОВЬЕ - ПЕРВОЕ БОГАТСТВО.

-Научиться сохранять и укреплять своё здоровье.

-От чего зависит здоровье человека?

-Что такое здоровье?

-Какие бывают секреты здоровья?

-Что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом?

Учащиеся работают в группах, раскрывают конверты и читают сначала про себя, затем вслух.

Обобщающие ответы групп. 1 группа:  чеснок, мёд, сок, лимон, малиновое варенье, апельсины, бананы, яблоки, лук, груши, овощи, морс. 2 группа: не соблюдение  режима дня,  нужно ежедневно проветривать помещение, мыть руки с мылом; 3 группа: в театре, в магазине и т.д.

«ПИСЬМО КО ВСЕМ ДЕТЯМ ПО ОДНОМУ ВАЖНОМУ ВОПРОСУ» Конверты с письмом, раскрывают и читают сначала про себя, затем вслух.

-Отравляет наш организм.

-Предположения детей

- Дети делают предположения.

Надеть на лицо защитную маску, принимать витамины, противовирусные препараты, в целях профилактики, мыть руки.

-Проведение опыта.

Смотрят, анализируют, доказывают, делают вывод.

Каждого «животного» показывает ребенок у доски.

Жираф – головой вверх-вниз, вправо и влево.

Осьминожка – круговые движения плечами назад и вперед, плечи поднять и опустить.

Птица – руки поднять и опустить, круговые движения назад и вперед.

Обезьяна – наклон вперед, круговые движения туловищем назад и вперед.

Лошадка – поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.

Аист – подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой.

Кошка – подтянуться вперед сначала правой, а затем левой рукой.

Учащиеся работают в портфолио здоровья на стр.29

- Соблюдать постельный режим

-Не играть с ребятами, чтобы их не заразить,

-Пить лекарства, назначенные врачом,

-Употреблять в пищу фрукты, овощи и т.д Ответы детей сопровождаются слайдами.

Просмотр фрагмента мультфильма «Ох и Ах»

На столе в конверте лежат картинки.  Если ответ положительный – выбирают  цветочек, если ответ отрицательный- выбирают маленький вирус.

Выполняют задание учителя.

Дети получают информационные буклеты-памятки.

Позитивное отношение к предстоящей деятельности,  включение  в учебную деятельность.

Познавательные

  Логические

Анализ объектов

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества

Управление поведением партнера

Регулятивные

Планирование

Волевая саморегуляция

Личностные

Нравственно-этическая ориентация

Овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

Познавательные

1.Общеучебные

Смысловое чтение

Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания

2.  Логические

Анализ объектов

Синтез объектов

Сравнение объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества

Постановка вопросов

Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

Планирование

Коррекция

Оценка

Познавательные

  1. Общеучебные

Структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

  1. Логические

Анализ объектов

Сравнение объектов

Установление причинно-следственных связей.

Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные

Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

Планирование

Личностные

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

Познавательные

  1. Общеучебные

Структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания

Смысловое чтение

  1. Логические

Анализ объектов

Синтез объектов

Сравнение объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Постановка вопросов

Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)

Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

Планирование

Коррекция

Волевая саморегуляция

Личностные

  1. Логические

Анализ объектов

Сравнение объектов

Синтез объектов

Классификация объектов

Построение логической цепи рассуждения

Установление причинно-следственных связей

Доказательство

Познавательные

Общеучебные

Структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания

Логические

Анализ объектов

Сравнение объектов

Классификация объектов

Коммуникативные

Постановка вопросов

Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)

Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

Планирование

Личностные

Анализ объектов

Сравнение объектов Классификация объектов

Построение логической цепи рассуждения

Установление причинно-следственных связей

Доказательство

Становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний.

Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 3 класс.

Материал к уроку содержит: технологическую карту, приложение к карте, презентацию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"

Урок окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"Цели урока:- вспомнить - свойства полезных ископаемых,- узнать - какие полезные ископаемые добывают в нашем крае,- воспитать - бережное отношени...

Урок окружающего мира по теме: «Природные богатства нашей Родины»

Данная разработка урока знакомит с природными богатствами России и родного края. Предназначена для учащихся 1 класса по программе "Школа 2100"....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства" составлена для учащихся 4 - х классов.Цель:сформировать представление о подземных богатствах;ознакомить с полезными иско...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Наши подземное богатства"

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Наши подземное богатства"...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...