Урок окружающего мира "Кто такие насекомые"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок окружающего мира "Кто такие насекомые " составлен в соответствии с ФГОС. На уроке дети узнают много нового и интересного для себя. Учитель использует красочный материал,  для работы в группах,что особенно  интересно детям, использует любимый мультфильм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mira.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1

УМК: « Школа России»

Учебный предмет: Окружающий мир.

Автор  учебника: А.А.Плешаков

Тема урока: Кто такие  насекомые?

Цели урока:

1) создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о насекомых;

2) способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи и кругозора учащихся;

3) создать условия для воспитания экологической и информационной культуры младшего школьника

4) Содействовать развитию универсальных учебных действий:

Познавательные:

  • извлекать необходимую информацию из текста;
  • анализировать объекты с целью выделения признаков;
  • находить определённые понятия.

Регулятивные:

  • самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;
  • формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера;
  • контролировать и оценивать результаты собственной деятельности.

Коммуникативные:

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
  • управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

  • иметь представление о ценности и уникальности природного мира.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 1 класс», мультфильм «Дюймовочка», карточки с заданиями для групповой  работы, презентация.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Постановка учебной задачи.

4. Открытие детьми новых знаний.

6. Первичное закрепление.

а). Работа в парах:

Придумать сказочную историю к рисункам на с.33 учебника

б). Работа в группах:

Собери мозаику, узнай, кто это, докажи.

7. Итог занятия.

8.Рефлексия.

Ход урока.

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите  в окошко! Какое морозное сегодня наше северное утро, но на Ваших лицах я увидела улыбку, а как известно, от улыбки станет всем теплей! Пусть тепло Вам будет весь урок, а ваше лицо  всегда озаряет  улыбка!

2. Актуализация знаний:

а). Беседа:

Какие группы животных мы уже изучили?

Назовите главные признаки этих групп.

- Как вы думаете, представителей каких групп больше всего на свете?

(предположения  детей)

б). Просмотр отрывка из мультфильма «Дюймовочка»

Чтобы убедиться в правильном предположении Ваших ответов, посмотрим любимый детьми мультфильм. Вспомним автора сказки, её название и главных героев.

- Кто помог  Дюймовочке  убежать от семейства жаб сначала?

(это  мотылёк)

- С кем она познакомилась она  на дереве?

(с жуком)

-Кого  Дюймовочка  встретила на поляне?

(Кузнечика, гусеницу, жуков, бабочек.)

- Как вы думаете, к  какой группе  можно отнести  этих животных?

(К насекомым)

-Почему вы так думаете?

(предположения учеников)

- Я предлагаю вам  посмотреть презентацию . Будьте внимательны, для того, чтобы ответить на мои вопросы после просмотра. (Слайд № 6-19)

3. Постановка учебной задачи (Слайд №4,5)

Кто же догадался, какая сегодня тема урока?

(На уроке мы будем говорить о насекомых.. Мы узнаем о том, много ли насекомых на нашей планете. )

Насекомые удивительные существа. Они бывают маленькие и большие; одни летают, другие ползают, третьи прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут они в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.

4. Открытие детьми новых знаний: определение признаков насекомых. (Слайд №14)

- Почему паук не относится к насекомым? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо провести исследование. Давайте составим план нашей работы. Скажите, как мы можем узнать больше о насекомых?

Методы исследования:

1. Подумать самостоятельно.

2. Понаблюдать.

3.Посмотреть в книгах.

4. Спросить взрослых.

- Рассмотрите экземпляры насекомых и паука в учебнике на стр. 32-33 и сосчитайте количество ног.

(У насекомых по 6 ног, а у паука – восемь)

- Какой же самый главный отличительный признак класса насекомых?

(Количество ног)( Слайд № 3)

- Каких животных мы относим к насекомым?( Слайд № 4)

(Вывод: К насекомым относятся животные, которые имеют по 6 ног)

Признак1

- Для чего насекомым ноги? ( Слайд № 3)

- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания.

Признак 2

- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Продолжим наше наблюдение. Рассмотрите, какие части тела можно выделить у насекомых. ( Слайд № 3)

(Голова, грудь, брюшко)

- В чем вы видите особенность строения тела насекомых?

(Тело разделено на 3 части: голову, грудь и брюшко).

Признак 3

- Как вы думаете, почему их назвали насекомыми? Рассмотрите рисунки насекомых. Что вы заметили на брюшке насекомых?  ( На брюшке видны поперечные полоски, надрезы.)

- А как назвать надрез другим словом с тем же значением? Как сказать тоже по-другому? (Насечка)( Слайд № 2)
-Так почему назвали «насекомые»?

(Вывод: Насекомые от слова насечки, которыми разделено тело насекомых.) 
- Этот признак есть у всех насекомых?
- Значит, будем считать это общим признаком.

Физкультминутка

Признак 4( Слайд № 7,9,10,12)

- А чем питаются насекомые? (Растениями, личинками других насекомых, пыльцой)

- У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?

(Похожи на то, как питаются насекомые)

- Кто из этих насекомых откусывает травку как кусачками?

(Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки)

- Кто имеет вместо зубов шприц?

(Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.)

- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

- Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы?

(Нет, не могут)

Признак 5 ( Слайд № 9-13)

 Вывод: Усики – характерный признак многих насекомых.

Признак 6( Слайд № 9-12)

-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных?

(6 ног, строение тела другое, есть усики.)

- Что помогает их передвижению? (крылья)

- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых? (4 крылышка)

- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые»

(6 ног, тело разделено на 3 части: голову, грудь и брюшко , есть усики и 2 пары крыльев..)

                                        Физкультминутка

 6. Первичное закрепление.

а). Создайте сказочную историю по рисунку на с.33 учебника

б). Работа в группах

Составьте  мозаику, узнайте  кто это, докажите.

 в). Сделайте   вывод, надо ли охранять насекомых, если да, то как?)

( Не ловить насекомых, не наступать на них, вести акции по охране насекомых, сделать буклеты  о правилах поведения в природе)

7. Итог занятия.

-С какой группой животных познакомились?

-Что нового узнали на уроке о насекомых?

8. Рефлексия.

-Покажите смайликом, какое настроение у вас от урока.

Источники информации:

1. Большая оксфордская энциклопедия, Москва: РОСМЭН, 2007

2. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой», т.2, стр.290-291.

3. Плешаков А.А. «От земли до неба», Москва: Просвещение, 1994

4. Лободина Н.В. «Экологическое воспитание в начальной школе, Волгоград: Учитель, 2006.

5. Цуриков М.Н. «Как спасти насекомых» http://humane.evol.nw.ru/popbp13.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто такие насекомые? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)

Кто такие насекомые? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)...

Урок Окружающий мир тема: "Насекомые" 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конспект урока имеет подробное описание заданий. физминуток, вопросов....

Урок окружающего мира. Тема "Насекомые"

На уроке дети знакомятся с многообразием насекомых....

Конспект урока по окружающему "Кто такие насекомые"

Урок разработан по предмету "Окружающий мир", А.А.Плешаков, 1 класс. Тема урока "Кто такие насекомые"...

Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с праздниками в России, их различиями и особенностями.Планируемые  результатыПредметные:·     знать праздники в России;·...

Технологическая карта урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с праздниками, которые отмечают в России.2. Учить...