Пояснительная записка и сценарий урока по окружающему миру, 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Ризванова Раушания Рамильевна

Тема урока: Как живёт семья? 

Цель:

 Формирование у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;

 Становление нравственных представлений обучающихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska._rizvanova_r.r.docx13.55 КБ
Файл stsenariy_uroka._rizvanova_r.r.docx74.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Ризванова Раушания Рамильевна,

                                                             учитель начальных классов

                                               МАОУ «СОШ №10

Пояснительная записка

Класс:  1 класс

Предмет:  Окружающий мир

Тема урока: Как живёт семья?

Учеников в классе:  25

Цель:

 Формирование у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;

 Становление нравственных представлений обучающихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей.

Задачи:

- уточнить представления о семье;

- учить правильно называть членов семьи;

- организовать подготовительный этап  проекта «Моя семья»

Планируемые результаты:

Предметные:

- обучающиеся научатся рассказывать о жизни членов своей семьи, называть членов своей семьи.

Метапредметные:

Регулятивные:

обучающиеся научатся понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

обучающиеся могут научиться отбирать из архива фотографии по определённым критериям.

Личностные:

обучающиеся научатся понимать значение семьи для человека и общества;

научатся сотрудничать со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях.

Коммуникативные:

обучающиеся научатся объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Межпредметные  связи: литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы урока:  ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир»  автор А.А. Плешаков, электронное приложение, аудиозапись песни о семье, наглядности.

Урок окружающего мира в 1 классе позволяет расширить знания учащихся о семье, выявить условия для счастливого существования семьи.

Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный; фронтальная, парная и групповая.



Предварительный просмотр:

                                                                      Ризванова Раушания Рамильевна,

                                                          учитель начальных классов

                                              МАОУ «СОШ №10

Урок окружающего мира «Как живёт семья» в 1 в классе.

Цель:

Формирование у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;

 Становление нравственных представлений обучающихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей.

Задачи:

- уточнить представления о семье;

- учить правильно называть членов семьи;

- организовать подготовительный этап  проекта «Моя семья»

Планируемые результаты:

Предметные:

- обучающиеся научатся рассказывать о жизни членов своей семьи, называть членов своей семьи.

Метапредметные:

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

- отбирать из архива фотографии по определённым критериям.

Личностные:

- понимать значение семьи для человека и общества;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях.

Коммуникативные:

обучающиеся научатся объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Межпредметные  связи: литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с. 56.,электронное приложение, аудиозапись песни о семье.

Ход урока

I. Мотивация к учебной  деятельности

─ Ребята, мне хочется поздравить вас с первой победой. Вместе с Мудрой Черепахой и Муравьишкой мы закончили изучать первый раздел учебника: "Что? Кто?". Мы нашли ответы на многие вопросы и даже оценили свои первые достижения. Нам предстоит ответить еще на многие другие вопросы: как? откуда? куда?

─ А чему мы будем учиться, изучая этот раздел, узнаем из стр.55 нашего учебника.

(назвать по именам, фамилиям).

─ Придумайте вопросы к разделу, используя слова-помощники.

II. Актуализация  и фиксирование затруднения

─ Муравьишка принес какое-то зашифрованное слово. Какое это слово?

ЯЯЯЯЯЯЯ

─ О чем же мы буде говорить сегодня? Тема урока?

(Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи?)

- Послушайте и решите жизненную задачу:

Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семён Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (затруднение, проблема)

 

III.  Построение проекта выхода из затруднения

-  Что должны узнать? Чему мы должны научиться?

- Попробуем составить план действий для выхода из этого затруднения

а) узнать значение слова «семья» по словарю;

б) рассказать о своей семье по рисунку;

в) выяснить родственные связи и научиться называть членов семьи;

г) научиться образовывать отчество.

IV.  Реализация построенного проекта

─ А что такое семья в вашем понимании?

─ Давайте прочитаем значение слова "семья" в словаре:

        Ожегов -         это группа живущих вместе родственников.

                        это объединение людей, сплоченных общими интересами.

        Ушаков -        Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

─ Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

─ До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где были первые стоянки древних людей показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на "семьи" в нынешнем понимании - отец, мать, дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве, то есть о своих детях.

─ Вы нарисовали рисунки о своих семьях. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как называют членов семьи между собой? Кого называют по имени, отчеству?

─ Кто может назвать свое отчество? Как образуется отчество?

─ Как можно назвать выставку?

─ Что же объединяет всех членов семьи? (Члены семьи любят и уважают друг друга, живут вместе в одной квартире, распределяют деньги на покупки в хозяйство, вместе отдыхают, проводят свободное время, занимаются домашним хозяйством).

        Семья - самое дорогое, что есть у каждого человека. Это мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки - самые близкие люди, которые делают все, чтобы ваша жизнь была счастливой (материал из электронного учебника показывается на экране)

        Семья - необходимая ячейка общества. Главное предназначение семьи - продолжение человеческого рода, чтобы появлялись новые люди. В семье закладываются все качества, которые необходимы человеку в жизни.

        Семья сможет заботиться о своих детях, сохранять доброжелательную атмосферу, благоприятную для воспитания, только если будет иметь все необходимое для нормальной жизни. Поэтому взрослые работают. А трудятся они не только для себя, но и для других. Семья нужна и обществу.

─ А можно ли наш класс назвать семьей?

Физминутка:

1,2,3,4

Кто живет у нас в квартире?

1,2,3,4,5

Всех могу пересчитать;

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я -

Вот и вся наша семья!

─ В одной семье могут быть люди разного возраста, то есть люди разных поколений.

        Поколение - это люди одного возраста, живущие в одно время.

        Ученики нашего класса - это младшее поколение, ваши бабушки, дедушки - люди старшего поколения. В семье каждый имеет множество воплощений. Я - жена, мать, сестра, тетя, дочь, племянница.

V. Самостоятельная работа

        А теперь мы посмотрим, знаете ли вы, кто кем кому приходится.

Кто кому кто?

 ─ Маша, ты кто для мамы? (дочь)                                                  C:\Documents and Settings\user\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\P1120711.jpg

─ Дима, ты кто для дедушки? (внук)

─ Слава, кто называет тебя сыном? (папа)

─ Вика, у папы есть мама? Кто она тебе? (бабушка)

─ Андрей, у папы есть сестра? Кто она тебе? (тетя)

─ У маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные).

Работа в паре (соединить соответствующие пары)

Бабушка

Дочь

Отец

Племянница

Брат

Сестра

Тетя

Внук

Мама

Внучка

Дядя

Брат

Дедушка

Племянник

Сестра

Сын

Можем ли мы на одном уроке много узнать о семьях друг друга? А что можно сделать, чтобы больше рассказать друг другу о своих семьях? (проект). Какой может получиться продукт? Кто может вам помочь?

VI. Включение в систему знаний и повторения

─ Когда вы вырастете, повзрослеете, у вас тоже появятся семьи. Какой вы хотите видеть свою семью, что считаете необходимым для создания счастливой семьи, покажете в групповой работе. Сейчас вы составите ромашку - символ семьи в России. В честь православных Петра и Февронии 8 июля отмечается даже день семьи.

(Слова для выбора: доброта, любовь, зло, понимание, забота, ненависть, верность, уважение, тепло, обида и т.д.)

Маша и Андрей расскажут стихи, которые они выучили.

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Мама на папу глядит, улыбается,

Папа на маму глядит, улыбается.

А день самый будний, не воскресенье,

И за окошком - не солнце, а вьюга,

Просто такое у них настроение.

Просто они очень любят друг друга.

От этой любви и легко, и светло.

Мне с папой и мамой так повезло!

VII. Рефлексия учебной деятельности

 Закончите фразу:

Я узнал...

Мне понравилось...

Мне бы хотелось узнать...

Резервное задание (собрать рассыпавшуюся пословицу и объяснить её смысл)

В дружной семье и в холод тепло.

На что и клад, когда в семье лад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива

Данна пояснительная записка является авторской. Составлена к программе по окружающему миру по УМК Перспектива, 1 класс....

Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру, 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру составлена  на основе: федерального образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях...

Пояснительная записка к поурочным планам по окружающему миру 4 класс.

Пояснительная записка к поурочным планам по окружающему миру 4 класс....

Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"

Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой...

Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"

Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой.      Пояснительная  записка по окружающему миру и ОБЖ....

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка Рабочая программа предмета  «Окружающий мир» составлена на основе:·         В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 27...

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс...