Технологическая карта урока. Урок окружающего мира. Тема: " Металлы".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Пучкова Ольга Владимировна

Технологическая карта урока

Урок окружающего мира

 

Тема: " Металлы".

Цель урока:

 организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Задачи:

  • Познакомить учащихся со свойствами металлов и их использованием.
  • Раскрыть значение металла в жизни человека.
  • Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы; умение работать с различными источниками информации, формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитывать  стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока.37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Пучкова Ольга Владимировна

4 класс

УМК  - 2100

Урок окружающего мира

Тема: " Металлы".

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока:  комбинированный

Цель урока:

 организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Задачи:

  • Познакомить учащихся со свойствами металлов и их использованием.
  • Раскрыть значение металла в жизни человека.
  • Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы; умение работать с различными источниками информации, формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитывать  стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе.

Оборудование: образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов,  мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), иллюстрации с изображением металлов и способов их добычи, раздаточный материал, коллекции металлов и руды, учебник по окружающему миру, 4 класс, «Человек и природа», часть II /А.А. Вахрушев; презентация.

Группы формируемых компетенций: 

Личностные УУД:  развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или  предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:  участие в групповой работе с использованием речевых  средств для решения коммуникативных задач;  использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД:  добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Методы и приемы: наблюдение; эвристическая беседа;  исследовательская работа; работа с учебником; сравнительно-сопоставительный анализ; приемы развития критического мышления: составление таблицы «Что знаем?- Что хотим узнать?»
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. 
Ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя по организации деятельности учащихся

Слайд

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

1.Организаци-онный момент

1 мин

Приветствие. (доброжелательный настрой)

Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира для вас будет открытием,  удивлением.
Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: «Нет во всём мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…»
Как вы понимаете слово 
недра? (Недра – это то, что внутри Земли)


- О каком богатстве недр говорится в эпиграфе?

 - (О полезных ископаемых)


Сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке.

Слайд 1

Поздороваться друг с другом (наклон головы). Улыбнуться.

Эвристическая беседа

Фронтальная.

Дают ответы, на поставленные вопросы, на основе собственного опыта, высказывают, предполагают

Знание понятия: недра, полезные ископаемые

Организация внимания

Нацеливание на успешную деятельность

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Планирование учебного сотрудничества с учителем

и

одноклассниками

2.Проверка домашнего задания

2 мин

Отгадайте загадки:

Он нужен детворе,

 Он на дорожках во дворе, 
Он и на стройке, и на пляже, 
Он и в стекле расплавлен даже. (
песок)

Античных статуй вечная краса,

Затмившая собою небеса…
Сей камень - настоящий образец.
Как звать его, скажите, наконец? (
мрамор)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (
глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (
известняк)

Этот мастер белый–белый

 В школе не  лежит без дела:
Пробегает по доске, 
Оставляет белый след. (
мел)

Камень набережных и площадей,  

Он фундамент массивных домов.
И в руках у умелых людей
Украшенье больших городов. (
гранит)

-Что объединяет все эти материалы?
- Назовите ключевое слово. (
Строительные)
Эта группа минералов и горных пород  называется «строительная». 
-Как выдумаете, есть ли другие группы?
( Конечно, есть)

Слайд

2

Фронтальная.

Отвечают на вопросы

- песок

Мрамор

Глина

Известняк

Мел

Гранит

Строительные

Эта группа минералов и горных пород  называется «строительная». 

С помощью загадок закрепление материала предыдущего урока

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Постановка проблемы, актуализация знаний

2 мин

- Перед вами образцы различных предметов (пуговицы, скрепки, монеты, ластик, карандаш, кубики, магниты, ручки).

 Распределите их на группы

– О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О металлах)


- Какие группы вы выделили? (Металлические и неметаллические

Как вы это сделали? ( Заметили, что одни предметы блестят, а  другие - нет. На ощупь одни предметы холоднее других. Одни могут гнуться, а другие – ломаются. Одни притягиваются магнитом, а другие не притягиваются).
Какими свойствами обладают металлические предметы? (Металлические предметы холодные, гладкие, блестящие, могут притягиваться магнитом.)

 

Фронтальная

Групповая.

Наблюдение.

Ответы детей: О металлах.

Высказывают свои предположения, гипотезы, догадки.

Делают вывод из своих наблюдений и догадок

С помощью наблюдений прийти к определению темы и понятию: «Металлы»

Целеполагание, определение темы урока

Умение  классифицировать объекты по определённому признаку

Умение образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку.

4. Введение в тему урока

3мин

-Как вы уже поняли, тема нашего урока: «Металлы».
-Давайте определим, что мы уже знаем о металлах, а что можем или хотим узнать.
Беседа по вопросам таблицы.

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Какие металлы вы знаете?

Какими общими свойствами обладают металлы?

Для каких целей металлы незаменимы?

Какие еще свойства есть у металлов?

Где человек использует металлы, благодаря их свойствам?

Итак, мы познакомимся с новыми свойствами и применением металлов.

Цели нашего урока следующие:

1.Изучить свойства металлов, узнать их применение на основе этих свойств

2.Развивать навыки самоорганизации, умение работать с различными источниками информации

3.Стремиться к установлению доброжелательных отношений с одноклассниками.

Слайд 3

 

Слайд 4

 

 

Слайд

5

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Коллективная Сравнительно-сопоставительный анализ 
Приемы развития критического мышления
Эвристическая беседа

Ответы детей:

Систематизация знаний с помощью таблицы.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

 Оформлять свои мысли в устной форме.

  1. Совместное открытие знаний

2 мин

- Посмотрите на иллюстрации и ответьте на вопросы:

Какое событие в истории развития Человечества послужило началом бронзового века?

(Человек научился обрабатывать и добывать металлы)

Где человек брал металлы?(Находил в земле и на земле)

Слайд

6

Наблюдение
Эвристическая беседа

Рассматривают слайды, картинки в учебниках.

Коллективная

 

 

Понятие: добыча металлов

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

2. Умение работать в паре и в группах.

  1. Практическая работа в группах

 5 мин.

 

Предлагаю выяснить ответы на наши вопросы в группах. Делимся на четыре исследовательские группы. У вас на столах представлены различные наглядные и вспомогательные  материалы. Используйте материал учебника, дополнительный материал и коллекции металлов. Вы должны подготовить мини-доклады по своим темам, затем рассказать всем ребятам.

Темы:

Из чего получают металлы?

На какие группы делятся металлы и руды металлов?

Что такое сплавы?

Какие свойства металлов?

Где используются?

На подготовку  я даю вам 5 минут.

Слайд

7

Групповая

Наблюдение
Исследовательская работа

Работа с учебником 
Составление опорного конспекта

Обсуждают в группах, советуются, составляют мини-рассказы

Самостоятельное открытие нового материала, понятия: сплавы, свойства металлов, использование.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Физминутка

2мин

 

Слайд

8

  1. Выступление групп.

25 мин

Заслушиваются мини-доклады. На ответ каждой группе даётся 4 – 5 минут.

Презентация №2

Учащиеся дают ответы на заданные темы. Каждый участник исследовательской группы дополняет ответ, отвечают на вопросы, задаваемые участниками других групп.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. На основе анализа объектов делать выводы.

2. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

8.  Домашнее задание

1мин

1. Чтение учебника (тема 22.)
2.
Одно-два задания на выбор в рабочей тетради.
3. По желанию: подготовить сообщение о рудных месторождениях Красноярского края.

Слайд

9

 

8.  Подведение  итогов, рефлексия

2мин

И в заключение нашего урока я предлагаю вам в листах самооценки урока выставить:

- зелёным цветом оценку, которая означает: я доволен собой и у роком.

- красным: тема заинтересовала, захотелось узнать ещё больше

- жёлтым: кое-что не понятно, возникли трудности.

Спасибо вам за работу. Вы постарались.

Приемы развития критического мышления

Групповая

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 «09»  марта  2016 год                                                __________    /О.В.Пучкова/

                                                                                   

И.о. директора МБОУ

 «Средняя школа №4»                                                  ___________/ О.В. Ильюшкова/

 «09» марта 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Про кошек и собак" 2 класс в классе с учащимся с овз

урок по общеобразовательной программе с включением в процесс ребёнка с овз...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема:"Растениеводство"

Тема данногоурока в раздел "Чему учит экономика" и формирует представление о растениеводстве, классификации растений и отраслей растениеводства; их связи с экономикой края....

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Кто такие насекомые?"

Представлено адекватное понимание специфики деятельности учителя по проектированию урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, выраженное в корректной диффе...

Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: «Московский Кремль». (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с Московским Кремлем; с историей его строительства в течение веков.Планируемые результаты-обучающие: знать, что такое Московский Кремль для каждого жителя России...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "В царстве грибов"

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений....

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема. Пётр Великий

Конспект урока представлен в виде технологической карты, которая помогает отслеживать этапы урока. своевременно делать выводы. Помогает организовать деятельность учителя и учащихся , применять разные ...