Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Петр Великий"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Гаращук Оксана Николаевна

Урок окружающего мира в 3 классе по программе школа 2100, Учебник Вахрушева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_3_klasse.docx145.09 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе.

Учитель – Гаращук О.Н.

Тема: «Петр Великий»

Цели и задачи урока:

  1. овладение картиной мира – познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества;
  2. чувственно-эмоциональное отношение к миру – создать образ Петра 1 как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности. Дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра 1 с точки зрения «цены» преобразований. Сформировать у учащихся образ преобразований (реформ) Петра 1 как решительные изменения всех форм общественной и государственной жизни, вызванного усилившимися контактами России со странами Европы и стремлением нашей страны быть частью общеевропейской политики. Сформировать у учащихся образ Петра 1 как необычайно противоречивой личности, в деятельности которого сочетались с одной стороны искреннее желание принести благо собственной стране, а с другой – жесткая воля, подавляющая всякое сопротивление своей власти и не щадящая ни себя, ни своих подданных.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Основная мысль урока:

«Благодаря преобразованиям Петра 1 Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы и морскую державу».

Основные понятия:

Времена Российской империи, империя, Академия наук.

План урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте! Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.

Снять излишнее напряжение, создать доброжелательную обстановку на уроке.

Упражнение: наклон корпуса назад с глубоким вдохом, выпрямится, руки поднять вверх, наклон вперед, глубокий выдох. Повторить два раза.

2.Проверка домашнего задания.

История страны богата,

Но мы о ней ведь знаем маловато,

На  уроке постараемся  многое узнать,

Чтобы историю России знать на «5»!

- История человечества в своём нелёгком пути опирается на деяния великих людей. И, конечно, в первую очередь, на правителей. История Российского государства - не исключение. Более чем за тысячелетнюю историю Россия пережила немало правителей.

- Вспомните, как назывались они во времена Древней Руси? (Князья.)

- Нередко народ давал своим правителям прозвища, отражая в них всю суть его личности. Давайте с помощью теста вспомним этих великих людей, оставивших след в российской истории.

(на слайдах вопросы) на партах у учеников маршрутные листы с таблицей и критериальным оцениванием, которые они заполняют по всем этапам урока, сдают в конце урока.

  1. В каком году правнук Дмитрия Донского освободил русскую землю от ордынской зависимости?

а) 1480

б) 1612

в) 1380

2.В каком году К.Минин и Д.Пожарский создали народное ополчение?

а) 1547

б) 1611

в) 1480

3. Кто создал сильное государство Золотую Орду?

а) Батый

б) Дмитрий Донской

в) Иван III

4. Как называлась первая русская печатная книга для обучения грамоте созданная Иваном Фёдоровым в годы правления Ивана Грозного?

а) «Повесть временных лет»;

б) «Апостол»;

в) «Первый русский букварь».

5. Какой Кремль был построен при Иване III?

а) белокаменный;

б) дубовый;

в) из красного кирпича.

- Поменяйтесь листочками в парах и проверьте работу товарища.

Ответы:

а б  а б в (на экран выведены)

Критерии оценивания теста:

Шкала трудности – отметь как тебе работалось.

Проверьте свои ответы с соседом по парте. Оцените ответы друг друга.

У кого все получилось? (подняли руки) У кого были ошибки? (подняли руки)

3.Постановка проблемы.

Сегодня мы познакомимся еще с одним великим правителем. Его имя связано с этим городом.

Показываю на экране фотографии города Санкт-Петербурга. Знаете ли вы, какой город изображен на фотографиях? Кто из вас бывал в нем? Чем он вам запомнился? Вы знаете, как давно он был построен? (ответы детей)

Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Все это время здесь не было городов, было только болото.

На экране запись: «До начала XVIII  века в устье Невы были дремучие леса  и непроходимые болота»

Но в начале XVIII  века за несколько лет в устье Невы возникает город Санкт – Петербург – город-порт, новая столица России.

На экране запись: «В начале XVIII  века в устье Невы возникает город Санкт-Петербург».

Посмотрите на доску.

Какое вы заметили противоречие?

До XVIII  века города не было, а потом он вдруг возник!

Какой возникает вопрос?

Ученики формулируют с помощью учителя:

«Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?»  вывела на экран, можно повесить на доске, чтобы вернуться к ней в конце урока.

  • Ребята, представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства? (Конечно!) Такое событие может произойти просто так, без значимой причины? (Нет.)
  • А вот при царе Петре Первом, в начале XVIII века, такое событие произошло! Будем искать причины! Откройте учебники. Давайте посмотрим на реку времени Российской истории на с. 26–27. Что вы видите на рубеже XVII–XVIII веков? (Река ударяется о камень «Преобразования Петра I» и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства – Российская империя.)
  • Верно. Одно из таких преобразований вы уже знаете – возведение новой столицы России. Но мы так и не знаем, зачем царь Пётр это сделал. Посмотрите на карту России XVI–XVII веков (с. 53). К каким морям имела выход Россия в XVI–XVII веках? (Азовскому, Каспийскому, Белому) Река Нева впадает в Балтийское море. Как вы думаете, зачем Петру I понадобилась новая крепость в устье Невы? Что послужило причиной других преобразований? (Наверное, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю?)
  • От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать вопросы плана исследования:
  • – Зачем были нужны преобразования?
  • – Какие преобразования проведены?
  • – Был ли завоеван выход к Балтийскому морю?
  • Возможно, возникнут и другие вопросы, их тоже можно записать. По мере того как ученики будут находить на них ответы, можно стирать знаки вопроса и ключевыми словами записывать основные выводы.

4.Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.

Работа в учебнике.

1. Укрепление Российского государства.

Для того чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие и глубокие изменения, необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу XVII века. Ученики читают текст на с. 66–67 – от начала текста фрагмента «Морские ворота России» до слов «…отставать от наиболее сильных и развитых государств» – и, опираясь на него, отвечают на вопрос: «Почему Пётр I начинает преобразования в стране?» Под первым вопросом плана (зачем были нужны преобразования?) можно записать: чтобы догнать другие страны.

Перед тем, как мы будем говорить о преобразованиях  Петра 1, хотелось бы рассказать о самом Петре, о его неординарной личности. 

"Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Чтобы всё успеть, с трёх часов утра был он уже за делом. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, стулья, посуду, табакерки. Считался опытным зубным врачом. После его смерти остался целый мешок с выдернутыми им зубами. Но особенно привлекало его корабельное дело… Рост этого человека 2 метра 4 сантиметра. Одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод надевал шапку».

Некоторым ученицам было дано на дом творческое задание-подготовить рассказ о детстве Петра.

Петр родился 30 мая 1672 года. Отец его, Алексей Михайлович, умер, когда мальчику было 4 года. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском.  Петр был провозглашен царем в 10 лет.  Он был слишком юн, поэтому страной управляла его старшая сестра Софья.

Петр был любознательным, одаренным, деятельным и шустрым мальчиком. С самого детства маленький Петр любил военные игрушки: солдатиков, пушки и корабли. Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернутся, как малыша дома нет — убежал играть с дворовыми мальчишками. По просьбе Петра ему подобрали 600 мальчишек из детей придворных слуг. Из них были сформированы два «потешных» войска. Под руководством офицеров «потешные войска» разыгрывали сражения и штурм крепостей, совершали переправы через реку и длительные походы. Юные воины учились стрелять из пушек. Правда, чтобы мальчишки не покалечили друг друга, стреляли не настоящими ядрами, а репками. Со временем «потешные» войска превратились в грозную силу и опору царя. А самые успешные мальчишки - станут первыми полководцами.  

Сколько себя помнил царь Пётр - его всегда интересовали корабли. В детстве он с интересом рассматривал специально для него нарисованные картинки. Отец Петра собирал модели маленьких кораблей, которые мальчик часами рассматривал. На прудах в Преображенском шестилетний Пётр плавал на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае старый ботик (маленькое парусное судно) деда. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Пётр постигал премудрости новой потехи. Стояла жара, ветра не было. Пётр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. На реке Яузе для молодого царя построили «потешный флот».  Пройдет немного времени, и Петр станет строить настоящие корабли.

Образование Петр получил скудное. Его учитель, думный дьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике. Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал.  В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. Неутомимый, волевой, царь Петр все хотел постичь. Он хорошо изучил математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.

В конце XVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Пётр, наша страна переживала переломный момент своей истории, она была отсталой страной. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.

Она не имела выхода к морям - ни к Чёрному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю с Англией, Голландией, Германией, Францией. Не имела Россия и собственного военного флота, который охранял бы её рубежи.

Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, поднять её до европейского уровня, строить заводы и фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. "Я в учении нуждаюсь и в учителях", - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился и заставлял учиться других. Поэтому при Петре I произошли большие изменения.

ФИЗМИНУТКА

Представим себе, что мы как будто бы  солдаты потешного полка Петра. Немного отдохнем.

Встали ровненько, ребята!

Пошагали, как солдаты!

На носочках потянулись!

Влево, вправо повернулись!

Отдохнули? К работе снова приступили!

Какие преобразования были проведены? (Можно предложить ученикам поработать в группах по распечатанным текстам из детских энциклопедий. Цель работы – понять, в каких сферах жизни общества были проведены преобразования.)

Ученики перечисляют преобразования, записываем их под вторым вопросом плана.

– В результате реформ государство окрепло? (Да.) Хотели бы вы жить в России времён Петра I? (!!! Вопрос провокационный, ответы будут разные. Сделать акцент на положительных ответах.)

– Рассмотрите рисунки на с. 67 – Петровские преобразования. Как царь Пётр проводил их?

Сначала предстоит определить общую цель деятельности – узнать, как изменилась жизнь простых людей за время преобразований Петра. После этого ученики производят словесное описание каждого рисунка, начиная с чтения его «легенды». Учитель по ходу рассказа может задавать дополнительные вопросы, с тем чтобы ученики говорили не только о том, что делают люди, изображённые на рисунках, но и о том, что они при этом чувствуют, переживают. Так, например, к первой картинке (люди, насильно забранные в солдаты) можно поставить такие вопросы: «Кем мог быть человек, которому вручают мундир, до того, как его забрали в солдаты? С кем он мог расстаться, когда его забирали на службу?»

При Петре служба солдат была фактически пожизненной, и человек, которого отрывали от семьи, мог вернуться в неё только инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и строительства, были приписаны к ним и не могли их покинуть.

– Что вы скажете теперь, хотели бы вы жить в России Петра I? (Скорее всего, будет больше отрицательных ответов.) Почему?

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что преобразования были проведены за счет тяжёлого, изнурительного труда тысяч простых русских людей. 

На строительство города простые люди шли как на смерть. Места были болотистые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Пётр работал вместе со всеми.

Выход России к морю.

– Вспомните свои версии: для чего Пётр I приказал построить флот и укрепить армию?

Перенесемся в те времена.

Сценка.

Автор: 1721 год. Пётр празднует победу над Швецией.

В лодке на Неве сидит рыбак.

Мужчина: Эй, перевези на другой берег.

Рыбак: На праздник торопишься? Сегодня будет на что посмотреть. Наконец-то война закончилась, мне скоро 20лет, и сколько живу, столько эта война идёт.

Автор: Солдаты и матросы, мастеровые и крестьяне все поздравляли друг друга с долгожданной победой.

Сколько лет длилась эта война?

Ученики вспоминают свои предположения, проверка версий осуществляется по тексту на с. 68.

– Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра I? Чем закончилась война? Рассмотреть иллюстрации на с. 68, где показаны некоторые события Северной войны.  Ученики рассматривают и описывают словами флаги России – флаг торговых кораблей (фактически ставший национально-государственным) и военно-морской.

- Какие важнейшие события войны со Швецией изображены на этих иллюстрациях?

Ученики делают вывод, что благодаря Петру I в России произошло множество изменений: появилась новая столица государства, новые государственные символы (торговый и военно-морской флаги), укрепилось положение России на международной арене (были созданы сильные армия и флот, велась активная торговля). В Россию пришли новые времена. Около вопроса плана (был ли завоеван выход к Балтийскому морю?) можно поставить знак «+».

– Опираясь на выделенный жирным шрифтом текст, найдите на с. 69, как изменилось название Российского государства после победы над Швецией. (Российская империя.)

5. Самостоятельное применение знаний.

Работа в группах.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Пётр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события – создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы.

 – Как вы думаешь, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?

Предлагая ученикам задуматься над проблемой выбора средств в государственной политике, над проблемой цены, которую приходится заплатить людям за необходимые перемены: многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого должны производиться все перемены, жестоко пострадал в годы правления Петра I.

Работа в рабочей тетради.

Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно).

Задание № 1, 2 П (работа в парах).

"То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник".

Такие слова о великом императоре сказал А.С. Пушкин уже после его смерти. Умер император в январе 1725 года в результате простуды, полученной при спасении утопающих солдат.

Как вы думаете, почему на доске висит эта иллюстрация? (окно с видом на город)

«В Европу прорубить окно» — крылатая фраза из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», характеризующая основание Петром I города Санкт-Петербурга — первого морского порта Русского государства.

Выражение приобрело широкую известность после того, как его в 1833 году использовал А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник»:

Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

Пушкин в примечании к поэме пишет «Петербург — это окно, через которое Россия смотрит в Европу».

6. Рефлексия деятельности (итог урока).

  • Пришло время ответить на вопрос :

Петра I называли ВЕЛИКИМ царём. Почему?

  • Как ещё можно назвать Петра I? (Пётр Великий, Отец Отечества, Император Всероссийский, царь-работник, царь-реформатор.)

Оцени свою работу на уроке. (в маршрутном листе)

  • И в заключение я предлагаю вам составить "СИНКВЕЙН" на тему: " Петр Великий".

По группам. Подвести итоги:

Вот какие синквейны составили ребята:

1.Пётр Великий                                 1.Пётр Великий

2.Умный, трудолюбивый.                 2.Грамотный,справедливый

3.учил,плавал,строил                         3.воевал,приказывал, открывал

4.Пётр-работник                         4.Трудолюбивый царь

5.I император                                 5.Царь

Спасибо всем за работу.

За урок каждый из вас получит отметку. Я соберу ваши маршрутные листы, проверю их. Отмечаю особенно хорошо работающих ребят.

7. Домашнее задание – творческое

Обязательное задание для всех: 

1. Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 13, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе.

2. Творческое задание:

 

Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового города – Санкт-Петербурга, сражаешься со шведскими войсками (на выбор). Опиши свои впечатления с точки зрения простого ремесленника, солдата, матроса в виде письма к родным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 4 класс. Пётр Великий.

Урок оружающего мира по программе "Школа России", соконспект урока, раздаточный материал....

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Великая война-Великая победа"

Презентация может пригодиться учителю во время подготовки к внеклассным занятиям и урокам по теме "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА"...

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме Великая Отечественная Война

Данная презентация содержит видео и аудио материал к уроку окружающего мра в 4 классе по теме "Великая Отечественная война" ....

урок окружающего мира 4 класс по теме "Великая отечественная война 1941- 45 гг."

Урок  окружающего мира 4 класс по теме "Великая отечественная война 1941- 45 гг.". На уроке рассматривается 1941- 43 года и великие битвы: битва под Москвой, Курская битва, Сталинградская битва....

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Мировые великаны"

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Мировые великаны"...

«Петр великий. Российская империя». Урок окружающего мира 4 класс.

Программа "Гармония", 4 класс. Прект урока окружающего  мира  с использованием здоровьезберегающих технологий....