Учебно - методический комплект на тему "Маленькие рыцари". 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_rytsari._shkola_2100_3_klass.docx29.28 КБ
PDF icon malenkie_rytsari.pdf1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

,

Челябинск, 2016 г

Тема: Маленькие рыцари

 Цели: 

  • ознакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков;
  • уметь перечислять особенности насекомых и пауков.

Планируемые результаты:

Личностные:  формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Предметные:  развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы.

Оборудование: коллекции насекомых, пауков, ракообразных, плакат «Маленькие рыцари» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

Этапы урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Орг. момент

30 сек

Здравствуйте, садитесь

Приветствие учителя

Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотив момент

Методы: словесный,

Приемы: беседа,

30сек

Ребята, у нас сегодня очень интересный урок, нам предстоит узнать много нового и интересного.

Слушают

Постановку учебной задачи

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: диалог, упражнение.

5 мин

 Прочитайте диалог наших героев на с. 90. О чём они рассуждают? (Они рассуждают о размерах насекомых, об их возможностях.)

 Какой у вас возникает вопрос?

Как устроены мелкие наземные животные?

– Для чего нужен скелет? (Скелет создаёт опору, защита, возможность двигаться.)

– С какими трудностями сталкиваются морские организмы на суше? Составьте небольшой рассказ.

Представляют свои рассказы.

– Как преодолеть эти трудности? (Нужны конечности для передвижения, органы для дыхания на суше, защитный покров.)

– Давайте проведём исследование и посмотрим, какое строение у мелких наземных животных.

 Давайте составим план урока.

Составляется план.

План (примерный)  

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Формулируют тему и цели урока.

Работают с  учебником отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания,

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Решение частных зада

Практическая работа

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: диалог, упражнение.

10 мин

Работа в учебнике. Работа в группах.

– Учёные называют их членистоногими. Как вы думаете, что скрывается за этим названием? Рассмотрите коллекции. Что вы заметили в их строении? Какую роль играет этот панцирь? Это их скелет. Какой он? Если животное выросло, то как поступить со скелетом? (Наверно, у этих животных расчленённые ноги. Всё их тело состоит из разного размера члеников. Соединяются эти членики подвижно, создают плотный покров. Защищает животное. Скелет наружный: лёгкий и прочный. Если животное выросло, то такой скелет будет ему мешать, его надо менять.)

– Определите для членистоногих плюсы и минусы наружного скелета. (Плюсы: прочная защита органов, защита от высыхания. Минусы: неудобства при росте.)

– Какие членистоногие встречаются на нашей планете? Давайте познакомимся с ними.

Работа в группах: насекомые, пауки, ракообразные. (Группы могут быть только насекомые и пауки[a].) Вопросы: каких представителей знаете? Какой у них скелет? Сколько у них ног? С помощью каких органов они дышат? Чем питаются? Группы представляют свои ответы.

– Каких членистоногих больше всего? Используя текст, определите, в чём причины такого многообразия? (Вопросы к рисункам на с. 91, 92, 93, 94.) (Больше всего насекомых. Причины их многообразия: разные способы питания, разная пища, разные способы развития, разные способы защиты, разный образ жизни.)

– Как ответим на вопрос урока? (Членистоногие имеют наружный скелет, живут в воде и на суше, имеют разное количество ног: у насекомых – 6, у пауков – 8.)

– Как ответим на вопрос урока? Сделайте вывод.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Работают с  учебником отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания,

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Физ. мин.

2 мин

Видео Панда

Закрепление знаний

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: диалог, беседа.

20

 1. Работа в учебнике.

– Вопросы на с. 95.

– Задания из рабочей тетради на выбор.

2. Проверочная работа.

Вариант 1. Необходимый уровень. Животное: дыхание, заглатывание пищи, рост, размножение, чувствительность и движение. Растение: дыхание, фотосинтез, рост, размножение.  Повышенный уровень. Бабочка и гусеница.   Максимальный уровень. Простейшие – инфузория, кишечнополостные – актиния, черви – дождевой червь, моллюски – улитка, ракообразные – рак, пауки – паук, насекомые – бабочка.

Вариант 2. Необходимый уровень. Слева растение, справа – животное. К растению можно добавить поглощение углекислого газа и воды, чувствительность, к животному можно добавить выделение углекислого газа. В любом случае важно не написать полный перечень свойств, а дать правильный ответ. Повышенный уровень. Яйцо – гусеница – куколка – бабочка. Максимальный уровень. Верхний ряд (слева направо): простейшие, моллюски. Средний ряд (слева направо): членистоногие, черви. Нижний ряд (слева направо): ракообразные, насекомые.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 

Работают с  учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, анализируют выполненное упражнение.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Итог урока

Методы: словесный.

Приемы: диалог

2 мин

Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

– При каких условиях возможно существование экосистемы аквариума?

Отвечают на вопросы, подводят итоги урока

Рефлексия

Методы: словесный,

Приемы: диалог,

3мин

– Почему членистоногие такая многообразная группа животных?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Отвечают на вопросы, анализируют полученные знания.

Домашнее задание

2 мин

Чтение текста темы 21, задание на выбор из рабочей тетради.

Записывают домашнее задание

 

Урок проверки уровня развития читательских умений.

На материале текста учебника «Аквариум – маленькая экосистема» на с. 75–77 проверяются читательские умения третьеклассников, а именно:

1) умения вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную, скрытую «между строк») и концептуальную (главный смысл, авторский замысел);

2) умение ориентироваться в структуре текста;

3) умение объяснять и оценивать прочитанное;

4) умение определять тематическую принадлежность текста;

5) умение составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа.

Задания по проверке перечисленных умений предложены в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир (Обитатели Земли)» (авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.), М.: Баласс, 2008.

Приложение 1

План проверочной работы.

№ зада-ния

Группа заданий

Уровень сложности

Форма

Баллы

1

Учимся понимать текст и находить факты

необходимый

с выбором ответа

1

2

Учимся понимать текст и находить факты

необходимый

с выбором ответа

1

3

Учимся понимать текст и находить факты

необходимый

с выбором ответа

1

4

Учимся понимать текст и находить факты

необходимый

с кратким ответом

1

5

Учимся понимать текст и находить факты

повышенный

с кратким ответом

1

6

Учимся понимать текст и находить факты

 повышенный

с выбором ответа

1

7

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

необходимый

с выбором ответа

1

8

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

необходимый

с выбором ответа

1

9

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

необходимый

с кратким ответом

1

10

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

 повышенный

с выбором ответа

1

11

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

 повышенный

с развёрнутым ответом

2

12

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

максимальный

с развёрнутым ответом

2

13

Учимся понимать главную мысль текста

 повышенный

с выбором ответа

2

14

Учимся понимать главную мысль текста

максимальный

с развёрнутым ответом

2

15

Учимся понимать главную мысль текста

 повышенный

с выбором ответа

1

16

Учимся понимать главную мысль текста

 повышенный

с выбором ответа

1

17

Учимся понимать главную мысль текста

 повышенный

с развёрнутым ответом

2

За полностью выполненные задания № 11, 12, 14 и 17 ученик получает по 2 балла, за частично выполненные задания – по 1 баллу.

Порядок оценивания.

Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимися – недостаточный, низкий, средний или высокий. Если в результате выполнения всей работы ученик набрал меньше 8 баллов – это недостаточный уровень (отметка 2), если от 8 до 10 баллов – низкий уровень (отметка 3), если от 11 до 15 баллов – средний уровень (отметка 4), от 16 до 22 баллов – высокий уровень (отметка 5).

Приложение 2

Ответы.

1. – 3 (1 балл)

2. – 2 (1 балл)

3. – 3 (1 балл)

4. Рыбы (гуппи, меченосцы, сомики, золотые рыбки и т.п.; моллюски, раки, черепахи). В ответе необходимо назвать основные группы животных или указать 2–4 вида (1 балл).

5. В Китае (1 балл).

6. Сомик (1 балл).

7. – 4 (1 балл).

8. – 3 (1 балл).

9. Рыбы – самые обычные обитатели аквариума (1 балл).

10. – 1 (1 балл).

11. Раков и черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум (2 балла).

12. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями. На самом деле в аквариумы чаще помещают цветковые растения с красивыми листьями. Цветут они очень редко (2 балла).

13. – 4 (2 балла).

14. Важен не ответ, а умение логично рассуждать (например, в тексте могло говориться о содержании пресноводных животных из пруда; 2 балла).

15. – 1 (1 балл).

16. – 2 (1 балл).

17. Произвольный ответ, оценивается аргументированность суждений (2 балла).

[a]Не ясно ???


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по предметам учебно-методического комплекта "Гармония" для 3 класса

В комплект рабочей учебно-программной документации входят РУП курса "Русский язык" (175 ч), литературное чтение (105 ч), математика (140 ч), окружающий мир (70 ч) и технология (70 ч).Рабочая программа...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий

Конспект урока + презентация. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий...

Учебно- методический комплект по технологии 3 класс "Ремонт книг. Замена обложки" ( конспект + презентация)

Учебно- методический комплект по технологии 3 класс "Ремонт книг. Замена обложки"...