Урок окружающего мира в 1 класе на тему: «Красная книга России. Правила поведения в природе»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Паршина Татьяна Петровна

Цель:

Цель:воспитывать бережное, гуманное отношение к родной природе, чувства любви и ответственности  за неё.

 

Задачи:

•        формировать умение сравнивать и сопоставлять;

•        развивать наблюдательность;

•        формировать ответственность за свои действия и поступки;

•        познакомить с названиями растений и животных  Красной книги,  

          правилами поведения на природе;

•        учить характеризовать средства сохранения природы;

•        учить ставить проблему, работать в паре;

•        составлять  самим правила поведения на природе.

 

Основные  термины, понятия: заповедник, Красная книга.

 

Оборудование: презентация, иллюстрации, 2 тома издания  «Красная книга», учебники и рабочие тетради, тест, картинки  с кувшинками для рисования.      

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Красная книга России. Правила поведения в природе»

Предметная область: окружающий мир.

Участники: 7лет, 1 класс «Д»

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель Паршина Т. П.

Цель: 

воспитывать бережное, гуманное отношение к родной природе, чувства любви и ответственности  за неё.

Задачи:

•        формировать умение сравнивать и сопоставлять;

•        развивать наблюдательность;

•        формировать ответственность за свои действия и поступки;

•        познакомить с названиями растений и животных  Красной книги,  

          правилами поведения на природе;

•        учить характеризовать средства сохранения природы;

•        учить ставить проблему, работать в паре;

•        составлять  самим правила поведения на природе.

Основные  термины, понятия: заповедник, Красная книга.

Оборудование: презентация, иллюстрации, 2 тома издания  «Красная книга», учебники и рабочие тетради, тест, картинки  с кувшинками для рисования.      

 

Аннотация: урок начинается с позитивных эмоций.  Дети самостоятельно называют цель урока, учитель формирует её, направляет детей. Учащиеся демонстрируют самостоятельное добывание информации через  работу по учебнику  и хрестоматии, демонстрируя иллюстрации. Педагог объясняет новый материал, сопровождая презентацией, видеофильмами «Красная книга» и «Правила поведения на природе». В ходе работы с книгой дети знакомятся со следующим пунктом материала, закрепление которого проходит посредством решения жизненных ситуаций предложенных учителем, дети самостоятельно создают такие ситуации, вспоминают  примеры из своей жизни.  Работа в парах ставит детей в ситуацию раздумий, поиска,  открытий, решения  проблемных задач, оценки личностного опыта.  Здесь детям предлагается составить памятки, после ребята самостоятельно решают, где памятки могут пригодиться. Итоги урока подводятся по вопросам и тесту, где учащиеся выясняют,  решили ли они поставленные задачи и цели урока.

Осуществляется межпредметная связь с уроками литературного чтения и  изобразительного искусства. Самооценка  проходит с помощью различных по окраске цветов и слов: я знаю, я смог, я запомнил.

 

Планируемые результаты:

Предметные умения. _        Метапредметные умения.

-умение характеризовать средства сохранения природы;

-обогащение кругозора учащихся новыми знаниями о растениях и животных  Красной книги, заповедниках  Тамбовской области.

Личностные УУД

- формирование умений ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих;

-способность к самооценке;

-развивать чувство уверенности в своих возможностях;

-знать правила поведения на уроке;

-умение работать в малой группе (в паре);

-умение оценивать свою работу.

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свои мысли;

-умение выполнять учебные действия в материализованной громкоречевой форме.

Познавательные УУД:

-формировать  умение строить речевое высказывание в устной форме, использовать на доступном уровне логические  приёмы мышления;

-формировать умение сравнивать и обобщать;

-составить самим правила поведения на природе

 Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли;

-умение оценивать результат;

-умение работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать своё мнение.

ХОД  УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УДД

Эмоциональ

ный настрой

Организационный момент

Слайд 1

Какой сегодня чудесный день.

Поздоровалось с людьми солнце на рассвете.  

 « С добрым утром!»

-говорит и большим и детям.

Утро добрым быть должно и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете может!

Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока

Наш урок будет необычный.

Это будет урок – исследование. Значит, сегодня мы - исследователи. Сегодня нам будут нужны наши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем   надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения.

Дети приветствуют учителя, улыбаются друг другу.

Личностные УУД:

-создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД ( «хочу»)-     устанавливаются тематические рамки («могу»).

 

Постановка целей.

Изучение

нового

материала

Актуализация знаний

Постановка проблемы.

Чтение  учителем сказки    «Разговор  Незабудки и Ландыша»

Открываем новые знания. Работа по учебнику.

Просмотр видеофильма «Красная книга»

Физкультминутка

Правила поведения в природе.

Просмотр видео.

Работа в парах

Итоги  урока.

Рефлексия             деятельности.

Домашнее задание            

Слайд 2

Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

 Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь ветра шумят,

Птиц, скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь  другой на свете нету!

2.. Беседа.                                                                – О какой планете вы услышали в этом стихотворении?            

-Чем наша планета отличается от других?        

-Не настораживают ли вас последние строки   стихотворения?

-Почему звучит тревога?

Слайд 3

Итак, сформулируйте  тему нашего урока: «Красная книга.        Правила поведения в природе».                        

Слайд 4

-Сегодня у нас урок открытия новых знаний.

-Какие перед нами стоят  задачи на сегодня?

 

( Ребята отвечают, используя схему)

Учиться…

Развивать…

Открывать…

Контролировать

Слайд 5 .

-Ребята! Я хотела с вами посоветоваться. Перед вами 2 фотографии.

Как вы считаете, какую из них можно отправить на фотоконкурс «Мир заповедной природы»? Почему?

Обоснуйте свой ответ. Все ли термины в названии конкурса вам знакомы?

 Слайд 6.

Как вы понимаете слово

« заповедный»?

Какое однокоренное слово знаете к  этому слову?

 ( Слово «заповедник»).

-Что такое «заповедник»?                                

Слайд7 - 8

- Как вы думаете, а растения могут разговаривать?

   «Доброе утро, дорогой Ландыш!» - сказала Незабудка

Ландыш. Ответил:

-Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию, а когда увидели меня и моих братьев, набросились на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Остальных  нарвали в букет и унесли.

-Что же нам делать? – воскликнула Незабудка.

- Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берёт под охрану животных и растения. - ответил Ландыш.

-Так давай пойдём к Красной книге, пусть она нас защитит! –  сказала Незабудка.

-Ребята! Почему растения, герои  сказки считают, что  их защитит какая – то Красная книга?

Планета Земля-это планета людей. Но кроме нас её населяют и другие жители.  

Человек и природа одно целое. Но человек появился на Земле, Он стал ловить рыбу, птиц, различных зверей.  Ведь ему надо было что-то есть, пить. Во что-то одеваться, строить жилище…Долгое  время природа сама восстанавливала наносимый ей урон. Но постепенно под натиском человека стал скудеть животный и растительный мир планеты.  Мы можем подумать: «Ну исчезают какие-то виды-и пусть исчезают. Обойдёмся и без них». Не обойдёмся! Сейчас мы  знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её,  связи нарушатся, а поскольку человек -   тоже часть природы, разрушив её, он  и сам может погибнуть.          Чтобы уберечь живое  на

Земле, учёные  мира создали союз охраны природы. Составили списки, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Списки издали в виде книги. Это и была Красная книга.    

-Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей?

Слайды 9-11

Внимательно прочитайте.

-Для чего нужна          Красная книга?

- Что вносили в Красную книгу?

Сколько томов в Красной книге?

В Красной  книге нашей страны  2  тома.

 Слайд 12

К чему призывает  Красная книга?  

                       

 

 Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.

 

-Ребята, как вы думаете, почему она переиздавалась?

 

-Почему страницы разноцветные?

Слайд 13-15

-Сначала идут чёрные страницы.

 

Слайд 16-19

     Затем красные страницы   книги.

 

Слайд 20-22

  Затем жёлтые страницы.                                

                                   .

Слайд 23-24

На белых страницах записаны названия животных  и растения, которые до сих пор мало      изучены.

   

Слайд25

Следующие страницы книги – серые

Слайд 26-28

Зелёные страницы

Слайд 29

Музыкальная пауза

 

Сайд 30-31

В Красной книге содержится информация о многих птицах. растениях, животных.

Но беречь нужно не только редкие виды, но и    те, которые не занесены в Красную книгу. Их     жизнь зависит от нас, от нашего поведения в природе.                                                                  

-Наверное, у вас возник вопрос:

- а как же мы, дети, можем помочь природе?

Что  нельзя делать?

Видео.

Правила поведения в природе.

Слайд 32

Давайте будем правила выполнять, следить за тем, чтобы и другие их выполняли. И тогда наш мир  будет всегда прекрасным, как эта кувшинка.

 

Слайды  33-36

– Давайте подведем итоги нашей  работы

– Какую задачу ставили в начале урока?

– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?

– Где можно применить новые знания?

- О чём  заставил задуматься наш урок?

–– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.

И мы надеемся, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу  и своё здоровье.

А главное – своими действиями не наносить ей вреда.

 Пусть в Красной   книге   будут только зеленые страницы!

                                         

Тест « Красная книга»

Узнали новое—красный цвет.                                        

Хорошее настроение—жёлтый цвет.

Неинтересно-синий цвет.

Слайд 37

В тетради для самостоятельной работы выполнить 1-3 задание на странице 34.

Выводы детей.

Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе.

Планета Земля.

Ответы детей

 

 

 

Заповедник – это территория,

находящаяся под охраной,

 где запрещена охота на животных

 и птиц, где нельзя собирать ни цветы,

 ни травы, запрещена вырубка

 деревьев, где необходимо не

нарушать покой растений и животных

Комментарии детей.

Ответы детей.                            

Красный цвет-это сигнал опасности.

В Красную книгу  

занесены  редкие и исчезающие растения.

В Красной  книге нашей страны  2  тома.

Предупреждает об их исчезновении,

советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных.

Наверное, появились ещё виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.

Появилась новая информация.

Сделано это  было не для красоты. А для того.  чтобы сразу было видно, в каком положении находится то  или иное животное или растение.

Олень, саблезубый тигр, морская корова, странствующий голубь  

На них записаны особо редкие, исчезающие животные. Этих животных мало, но их ещё   можно встретить. Это лошадь Пржевальского,   полосатая гиена, гепард.

Записаны животные и  растения, количество которых значительно        уменьшается.

Если мы не поможем им, то они    могут попасть на опасные красные страницы. Это амурский тигр,

пятнистый карликовый тушканчик.

 

Рассказ ученика о синем ките, розовом фламинго

Здесь записаны животные, численность которых всегда  была невелика. Это снежный барс, пятнистый олень, утконос.  

А на зелёных страницах животные и растения,  которых на земле ещё много, но они нуждаются в нашем бережном отношении.        

         

Рассуждения детей.

Составление памятки с правилами поведения на природе.

 

Рисование кувшинки по клеткам с образца

Ответы детей

 

Самостоятельная работа

Регулятивные УУД:                      самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свои мысли;

-умение выполнять учебные действия в материализованной громкоречевой форме.

-умение высказывать свои мысли;

Универсальные логические действия. Установление причинно-следственных связей.

Познавательные. Относить объекты к известным понятиям Регулятивные. Осознание связи  с природой, с людьми.

Регулятивные  УУД:

-формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные УУД:          

   -выстраивать логическую цепь рассуждений.

-осознанно строить сообщения.

Это задание

ставит детей в ситуацию раздумий, поиска,  открытий, решения проблемных задач, оценки личностного опыта. Умения работать в паре

Личностные. Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков.

Познавательные УУД:              - выстраивать логическую цепь рассуждений.

Саморегуляция:                          - концентрация воли для преодоления интеллектуальных      затруднений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые...

Урок окружающего мира "Красная книга России. Правила поведения в природе", 3 класс

Урок знакомит учащихся с Красной книгой России и Кубани. Учащиеся самостоятельно создают правила поведения в природе....

УМК ПНШ Окружающий мир.2 класс."Красная книга России.правила поведения в природе"

Обобщающий урок по теме:"Красная книга России.Правила поведения в природе".Целеполагание,УУД.Подробный конспект урока....

Володько Г.Н.Урок окружающего мира во 2 классе на тему"Красная книга России.Правила поведения на природе",УМК "Перспективная начальная школа"

            Урок окружающего мира во 2 классе на тему " Красная книга России. Правила поведения на природе" ,УМК "Перспективная начальная школа"-это открытый ...

Тема урока: «Красная книга России. Правила поведения в природе»

Цель:воспитывать бережное, гуманное отношение к родной природе, чувства любви и ответственности  за неё. Задачи:•        формировать умение сравнивать и со...

Тема урока: Красная книга России. Правила поведения в природе.

Цель урока: Познакомить детей с Красной книгой, расширить и углубить знания детей о животных и растениях, воспитывать бережное отношение к природе, сострадание к животным; развивать внимание, наблюдат...

Урок по окружающему миру " Красная книга России. Правила поведения в природе."

В настоящее время эколоическим проблемам уделяется много внимания, поэтому на уроках окружающего мира в каждом классе отводится учебное время. Материал  данного урока поможет учителю познакомить ...