Интегрированный урок по теме "Береги природу".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

4 класс, обобщение темы "Экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregi_prirodu.docx79.04 КБ

Предварительный просмотр:

Проект интегрированного урока

Окружающий мир/Изобразительное искусство  4 класс

Разработала: Масло Ирина Игоревна, ГБОУ СОШ №232 Адмиралтейского района

Тема: Берегите природу

Тип: интегрированный урок-игра

Задачи:

  • Осознание ответственности, ценностное отношение к природному миру,  готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения, формирование экологической культуры.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Систематизация, закрепление знаний по теме «Экология»;
  • сбор информации, обработка, анализ, применение знаний;
  • ставить и задавать  вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • определять цели, функции работы и участников;
  • вести устный и письменный диалог ; слушать собеседника и выступающего;
  • выстраивать причинно-следственные связи и переводить в схемы.
  • формулировать учебную задачу, оценивать свои достижения;
  • сравнивать объекты, выделять существенные признаки;
  • осуществлять смысловое чтение;
  • ставить, формулировать и решать проблемы;
  • использовать знаково-символические средства, модели и схемы;
  • установление причинно-следственных связей;
  • составить связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
  • ценностное отношение к природному миру,  готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
  • проявлять самостоятельность и ответственность за свою работу;
  • навыки сотрудничества в работе в парах;
  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • уважительное отношение к иному мнению.

Межпредметные связи : окружающий мир, изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык.

Ресурсы урока: Плешаков А.А. учебник, ватман, конверт с посланием Природы, задания на карточках, ключи к природному шифру, презентация.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

- Организует деление учащихся на команды.

- Организует знакомство с письмом адресованным классу от природы.(адресант-направляющий сообщение, адресат- получатель)

- Находит зашифрованное природным языком послание и задания, которые нужно выполнить, чтобы получить ключи к шифру.

- Делятся на команды. Активно учувствуют в обсуждении новости.

- Находят зашифрованное послание. Выстраивают алгоритм действий для решения возникшей ситуации.

Актуализация необходимых знаний

- Читает в  послании стихи. Сопровождается показом слайдов.

О чем говориться в стихотворении, какова главная мысль?

Тема урока? (Береги природу!). Чем будем заниматься на уроке? Цель нашего урока?

- Анализируют стихотворение, систематизируют знания по этой теме. Формулируют задачи и учебные цели урока.

Организация познавательной деятельности

- Организует выполнение заданий  и оценивание выполнения.

1 задание: Собери мозаику (зонтик). Одна из вещей природы рассыпалась, поможем собрать?

Что изображено? Что написано на зонте?

Что такое экология?

«экос» и «логос»

Логос? (филология, морфология, психология, зоология и тд. Везде «Логос». Что обозначает в переводе с греческого?)

«Экос»- это дом.

Что такое экология?

-Что дом для человека?

А для зверя? Для рыб?

У всего живого как бы свой дом, а для всех нас? (планета Земля)

На что тогда похож наш дом. (на коммунальную квартиру)

-А жить вместе в одном доме, как в одной квартире очень не просто разным существам. Тут и поссорится можно.

Ваш класс тоже как маленькая квартира и вы все взаимодействуете. Какой важное правило должно быть, чтобы не ссориться? (жить дружно).

Так и на нашей планете важно жить в мире и дружно!

Для чего же еще нужна экология, что призвана изучать?

- Как отдельные жильцы нашей большой коммунальной квартиры не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.

- что произойдет, если вырубить лес? (высохнет речка, звери пропадут, испортится земля, воздух)

- Вот вам такая история. Внимательно послушайте  и составьте цепочки взаимодействий.

2 задание: Экологические цепи по предложенной истории (слайды).

- Организует работу в группе по переводу реальной ситуации в схему-цепь питания, проверку работы. Проводит оценивание и награждение природными шифрами.

- К кому все возвращается и этих историях?

Экология показывает нам, что все взаимосвязано!

- Выведение определения ЭКОЛОГИЯ (- это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой).

- Кто такой человек по отношению к природе?

- Человек – самое могущественное существо из живых существ, но больше других вмешивается в дела земного дома.

3. Задание.

Помогает определить, что символизирует экологический зонт.

Кого может защищать экология?

4. Послание жителей природы. Организует расшифровку с помощью природных ключей. (Спасите нас!)

Кто может просить вас о помощи и спасении? Почему?

Очень много человек погубил живых существ, но вовремя забил тревогу.

Что он создал? (Красную книгу)

Красная книга что это?

5. Отгадывание животных и растений, занесенных в красную книгу. Каждая команда загадывает загадку другой команде.

-Каких еще животных  и растения можете назвать?

Просмотр видео на песню Газманова «Красная книга».

-Анализ увиденного и услышанного.

-Хотели бы вы кого-нибудь спасти и помочь? Кого бы вы разместили под нашим экологическим зонтом?

 - Как вы можете помочь природе?

- Вы будущее поколение и вам жить на этой планете, исправлять ошибки, которые совершает человек!

- Собирают в группах мозаику, определяют скрытый символический смысл.

.

- Анализируют, систематизируют, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют модель цепи питания. Работа в группе.

- Преобразовывают шифрованное послание с помощью ключей в текст, анализируют и размышляют над тем, какие недостающие элементы есть и что обозначают.

- Анализируют содержание стихотворения, делают выводы, закрепляют понятие «экология».

- Расшифровывают послание от животных. Активизируют знания о красной книге и животных, растения, находящихся под охраной.

- Анализируют материал, своё эмоциональное состояние.

- Выполняют практическую работу по изображению объекта красной книги.

Подведение итогов. Диагностика достижения планируемых результатов.

- Послание природы и её жителей. Организует расшифровку. (Спасибо вам за вашу доброту!)

- Природа и живые существа благодарят вас.

- Д.з.Нарисовать животное или растение, которое хотел бы спасти и приклеить под экологический зонт.

- Расшифровывают благодарность от природы и её жителей.

- Оформляют плакат. Анализируют работу на уроке, достижение поставленных целей и учебных задач.

Дополнительный материал:

На нашем шарике земном

Где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес -

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветёт

В степи ковыль, как нелепый шёлк.

Расчёсывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят,

А в синем море толстый кит -

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки.

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки - земляника.

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

Ты - тоже часть её чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течёт,

И по весне сирень цветёт,

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Про воробьев

Хулиганы воробьишки –

Превосходные воришки.

Им зерно лишь подавай –

Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,

Сколько зерен потеряли,

И издали свой декрет –

Воробьев свести на нет.

Перебили всех подряд,

Ждут – каков же результат?

Поначалу, в самом деле

Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –

Отворяйте ворота!

Все посевы, урожаи

Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе

Прежде не было нигде.

Оказалось, воробьята

Не едят совсем зерна–то:

Им родители с полей

Тащат мошек и червей.

Стало тут властям понятно –

Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев

Из чужих возить краев.

Если все сплеча рубить,

Можно дело загубить.

Обращение Земли к человеку

Я - Земля,

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты.

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала... Плоть моя покрыта

Рубцами ран - живого места нет.

Терзает сталь моё земное тело,

И яды травят воды чистых рек.

Всё то, что я имела и имею.

Своим добром считает человек

Зачем друг друга люди так боятся.

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу  погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю,

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

Про опасный порошок

Недавно как-то, мой дружок,

Изобретён был порошок

От вредных насекомых,

Давно нам всем знакомых:

От гусениц и саранчи –

Вредителей посева.

Хоть эта братия молчит,

Но вред приносит всем нам.

Давайте начисто убьём

Их ядовитым порошком!

И всем растениям тогда

Не будет угрожать беда.

Но вот прошёл какой-то срок,

И этот самый порошок

Был обнаружен в молоке

Коров, пасущихся в траве.

Да, в молоке коровьем,

А он вредит здоровью.

Тут удивляться нечему,

Тот час видна причина,

Но порошок нашли к тому ж

В печёнке у пингвина.

Во льдах не сеяли поля,

Там не возделана земля,

Там нету паразитов.

Где ж тайна тут зарыта?

Так вот, проклятый порошок

С полей смывает ручеёк

И далее, по плану,

Плывёт он к океану,

Где ходит рыба в устьях рек,

А рыбу ловит человек,

А тех, что увильнули,

Пингвины заглотнули.

Загадки

Этим величественным животным удаётся выжить в одном из самых экстремальных и холодных мест на Земле. Сам он белый, а кожа черная. Является отличным пловцом и часто может плыть в течение нескольких дней до льдины.

(белый медведь)

Белый горошек,

На зелёной ножке,

Зреет, раскрывается,

В колокольчик превращается!

(ландыш)

Самые длинные, самые тяжелые, издающие самые громкие звуки животные нашей планеты бороздящее океан. Голова их на столько широка, что полная профессиональная футбольная команда – около 50 человек – может стоять на его языке. Единственное, кроме человека, млекопитающее, которое поет.

(синий кит)

Я расту среди болот,

У меня большущий рот.

Насекомых я люблю,

Потому я их ловлю!

(росянка)

Закрывая ушные и ноздревые клапаны, а также рот, этот зверь может находиться под водой от 10 до 15 минут, при этом преодолевая расстояние до 700 метров. Их дома- единственное сооружение, построенное животными, которое можно увидеть из космоса.  И конечно, же этот зверь, вероятнее всего, выиграл бы конкурс на лучшего лесоруба.

(речной сибирский бобр)

На реке у бора –

Чашка из фарфора.

Как день – она всплывает,

Как ночь – она ныряет.

(белая кувшинка)

Список литературы:

1.        Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета "окружающий мир" // Начальная школа. – 2007. - N 9.

2.        Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. – 1999. - N 5.

3.        Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005. - N 12.

4.        Беневольская Н. А. Экологическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства //Начальная школа. - 2009. - N 2.

5.        Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2005. - N 6.

6.        Васина А. К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование. – 2005. - N 12.

7.        Демина М. А. Задачи о природе // Начальная школа. - 2009. - N 2.

8.        Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. - М. : ВЛАДОС , 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка. Правописание приставок. Зима в природе. 3 кл.

Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе "Школа Росии". Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и ...

Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру, информатике "Природа и мы"

Cmd+vИнтегрированный блок включает урок литературного чтения по теме: “Природа и мы» (на примере стих. Н. Заболоцкого)” –  третий  урок главы “Поэт, природа и время”, урок по окружающему мир...

Конспект интегрированного урока по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок. Зима в природе»

Данный конспект подходит для интегрированного урока русского языка в 3 классе...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

План-конспект интегрированного урока "Картины зимней природы"

Интегрированный урок чтения, ИЗО и музыки в 3 классе по теме "Картины зимней природы"...

Презентация к интегрированному уроку "Картины зимней природы"

Презентация к интегрированному уроку чтения, ИЗО и музыки в 3 классе по УМК "Гармония"...