Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Маркова Лариса Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2009г.), разработана на основе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_1kl.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей № 35»

Приложение № 2

Администрация муниципального образования «Город Майкоп»

Республики Адыгея

Комитет по Образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Эколого-биологический лицей № 35»

Согласовано

Протокол заседания МО

№ _____  «_____» _________2015 г.

Утверждено

_________________ /Романенко О.В./

директор МБОУ «Лицей №35»

Приказ № ____ от «____» ______ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Экология»

1 класс

на 2015 – 2016 учебный год

Составитель: Маркова Лариса Николаевна

Квалификация: высшая категория

Педагогический стаж: __27 лет___

2015 год

Содержание

.

1. Пояснительная записка   .................................................................................2

2. Содержание программы...................................................................................4  

3. Планируемые результаты ………………………………………….………...4

4. Календарно-тематический план ...................................................................6-8

5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.................9

6. Список  литературы...........................................................................................9

Приложение …………………………………………………………………….10

Пояснительная записка

В настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и мн. др. ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Начальная школа – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе, начиная с первого этапа обучения.

Именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности..

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, интерес к природе угаснет. Необходимо заинтересовывать, привлекать учеников к разгадыванию загадок природы, включая его в практическую деятельность во внеурочное время.

Цели программы:


формирование активно-действенного отношения к природе, личной ответственности за состояние окружающей среды с младшего школьного возраста;

  • формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Образовательные задачи:

  • формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
  • формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
  • формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

Воспитательные задачи:

  • воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

Развивающие задачи:

  •  
    развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
  • развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
  • развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

Программа  предусматривает теоретические и практические занятия:

  • беседы
  • экологические игры
  • природоохранные акции
  • экскурсии
  • заочные путешествия

 Программа предназначена для учащихся начальных классов.

Основные принципы реализации программы – научность,  доступность, добровольность,  деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

2. Содержание программы

соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 класса.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;
  2. литературное чтение;
  3. окружающий мир;
  4. технология;
  5. изобразительное искусство.

Место проведения занятий – учебный  кабинет, , пришкольный учебно-опытный участок,  кабинет химии и  биологии. 

 Содержание программы «Экология» предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры,  природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один  год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 33 часа.

Количество часов в 1-ой четверти- 8 ч.;

Количество часов во 2-ой четверти-8ч.;

Количество часов в 3 –й четверти-11 ч.;

Количество часов в 4-ой четверти-6 ч.

Класс

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

1 класс

           33 часа

10 часов

23 часов

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экология»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Содержание программы внеурочной деятельности «Экология», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и  форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире,

- установление причинно-следственных связей;

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

Предполагаемые результаты обучения .

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

1  уровень результатов

  • В результате проведения мероприятий ученики повысят качество знаний о природе, взаимосвязях в природе;
  • ученик будет не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будет пытаться оценить их состояние с позиции хорошо-плохо;
  • будет стараться выполнять правила поведения во время экскурсий, прогулок;
  • будет проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
  • будет пытаться контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
  • научатся делать простейшие опыты и эксперименты, проводить исследования.
  • 2 уровень результатов
  • Научатся анализировать объекты окружающего мира;
  • будут принимать участие в природоохранительных делах, осознавая важность участия в этих делах;
  • будут строить общения с животными, растениями, проявляя заботу о них, нежели только для удовольствия;
  • выполнение правил поведения в окружающей среде станет привычным делом.
  • 3 уровень результатов
  • Овладеют практическими умениями и навыками рационального природопользования;
  • войдёт в привычку соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • научатся делать простейшие опыты и эксперименты, проводить исследования;
  • будут осознавать важность участия в природоохранительных делах;
  • смогут самостоятельно выбрать объект своей экологической деятельности;
  • создадут сборник творческих работ;
  • будут принимать участие в конкурсах экологического направления.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • сборник творческих работ,
  • участие в конкурсах экологического направления
  • проекты

3. Содержание тематического планирования

1 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Введение в экологию.

1

1

2

Молчаливые соседи.

1

2

3

Пернатые друзья.

1

1

4

О чем шепчут деревья.

1

1

5

Загадки животного мира.

1

2

6

Секреты неживой природы.

1

1

7

Оранжерея на окне.

1

3

8

Человек – часть живой природы.

2

2

9

Охрана природы.

1

2

10

Досуговые мероприятия

8

 Итого:

10

23

Содержание программы

1 класс

№ п/п

Тема занятий

Содержание

Теория

Практика

1

Введение в экологию

Понятие о природе, красоте природы.

Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.

Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Экскурсия в природу.

2

Молчаливые соседи

Наблюдения за домашними питомцами.

Установление природных закономерностей, взаимосвязей.

Фотовыставка «Наши любимцы».

3

Пернатые друзья

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Наблюдение за поведением птиц на улице.

Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».

4

О чем шепчут деревья

Сезонные изменения деревьев в природе.

Особенности роста и развития деревьев.

Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города).

5

Загадки животного мира

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Адыгеи и их приспособленность к зимнему периоду.

Экскурсия в музей.

Заочное путешествие «Загадки животного мира».

6

Секреты неживой природы

Наблюдение за состоянием воды в природе.

Интересное в неживой природе.

Игра «Тайны вокруг нас».

7

Оранжерея на окне

Наблюдение за комнатными растениями.

Ухаживание и выращивание растений.

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

8

Человек  - часть живой природы

Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы.

Выращивание лука в комнатных условиях.

Правила ухода.

9

Охрана природы

Знакомство с понятием «Красная книга».

Знакомство с редкими видами растительного и животного мира Республики Адыгея

10

Досуговые мероприятия

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?

Праздник «День птиц».

Устный журнал «Наш дом – планета Земля».

Гостиная «В гостях у золотой рыбки».

Игра «Азбука экологии».

Игра «Приключения в лесу».

Праздник «Наш окружающий мир».

Кукольное представление «Все, все, все на свете нужны»

4. Календарно-тематический план (Приложение1)

5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Экран

Список литературы :

Литература для учителя

  1. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Млекопитающие. М.; Дрофа, 2014.
  2. Дольник Р.В. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. М.;LINKA PRESS, 1996.
  3. Лесная энциклопедия: в 2 т./ гл.ред. Г.И.Воробьёв.- М.; Сов энциклопедия, 1995.
  4. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник.- М.; Агропромиздат, 1988.
  5. Петров В.В. Растительный мир нашей родины: кн. для  учителя.- 2-изд; доп.- М.; Просвещение, 1991.
  6. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и о его творцах. – М.; Просвещение, 1982.
  7. Травникова В.В. Биологические экскурсии. 2002.
  8. Уотт Фиона. Экология. Энциклопидия окружающего мира. М.; РОСМЭН 1997.
  9. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). – М.; Центр «Экология образования», 1993.
  10. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии.-М.; Просвещение, 1986.
  11. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества.- М.; ТЕРРА, 1997.

Интернет-ресурсы

  • http://www.sci.aha.ru/АТL/ ra21c/htm- биологическое разнообразие России.
  • http://www.wwf.ru – Всемирный фонд дикой природы (WWF)
  • http://edu.seu.ru/metodiques/samkova/htm - интернет-сайт «общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
  • http://www.forest.ru – интернет-портал Forest.ru –всё о российских лесах.
  • http://www.kunzm.ru кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
  • http://www.ecosystema.ru – экологическое образование детей и изучение природы России.
  • http://etno.environment.ru -  этноэкология. Сайт лаборатория этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятия

Дата

1

Введение в экологию

Беседа.

2

«Кто в лесу живёт, что в лесу растёт?»

Викторина, подвижные игры

3

Человек и природа

Экскурсия в природу

4

Молчаливые соседи. Домашние питомцы

Ролевая игра

5

Братья наши меньшие

Фотовыставка «Наши любимцы».

6

«В гостях у золотой рыбки»

Гостиная

7

Наши домашние любимцы

Фотовыставка, круглый стол

8

Пернатые друзья

Беседа.

9

Птичья столовая

Акции «Кормушка», «Птичья столовая»

10

О чём шепчут деревья

Экскурсия, деловая игра

11

«Приключения в лесу»

игра

12

Деревья нашего парка

Игра «Путешественники»

13

Загадки животного мира

Круглый стол

14

Дикие животные  Адыгеи.

Проектные работы.

15

Эти забавные животные

Виртуальное путешествие

16

«Азбука Экологии»

Игра

17

Секреты неживой природы

Деловая игра

18

«Тайны вокруг нас»

Круглый стол

19

«Все, все, все на свете нужны»

Кукольное представление

20

Оранжерея на окне

Круглый стол

21

Уход за комнатными растениями. Что нужно растениям для их роста.

Исследовательская работа

22

Экологическая акция: «Сохраним первоцветы»

Плакаты, рисунки, листовки

23

Человек – часть живой природы

Прогулка, наблюдения

24

Как человек меняет природу

Круглый стол

25

«Наш дом – планета Земля»

Устный журнал

26

Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.

Проект

27

Выращивание лука в комнатных условиях

Проект

28

«День птиц»

Праздник

29

Эндемики Адыгеи

Беседа

30

Почему «Красная книга» красная?

Круглый стол

31

Посещение Национального музея Республики Адыгея

Экскурсия

32

«Береги природу!» Правила поведения на отдыхе в лесу, на реке

Беседа

33

«Наш окружающий мир»

Праздник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...