Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (с использованием интерактивной доски)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ школы №94
Конспект урока по окружающему миру
на тему:
«Мы должны охранять окружающую среду»
1 класс
УМК «Школа России»
Подготовила:
учитель начальных классов:
Тютерева Наталья Юрьевна
Технологическая карта урока
Пояснительная записка: | Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладывается в начальных классах, то есть, обучению различным видам речевой деятельности. Поэтому окружающий мир наряду с литературным чтением и русским языком- один из основных предметов в системе подготовки младших школьников, в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Цель уроков окружающего мира – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Научить учащихся наблюдать, думать, передавать мысль словом – вот основная причина выбора данной темы. Конспект урока составлен по УМК «Школа России» для 1 класса. Данная технологическая карта может быть полезна учителям начальных классов, студентов педагогический вузов и преподавателям. |
Тип урока: | Решение учебной задачи |
Цель урока: | - познакомить с правилами поведения в лесу - дать представления о науке экологии - формировать бережное отношение к природе; экологическую культуру поведения - воспитывать любовь к природе |
Планируемые результаты: | - умение учащихся устанавливать связь между деятельностью человека, неживой и живой природой; - учить анализировать факты; делать выводы и обобщения; - развивать наблюдательность; - воспитывать гуманное отношение к природе; |
Формирование УУД: | Познавательные: Осуществлять поиск нужной информации в учебниках; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным основаниям; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнять действия в устной и письменной речи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем , одноклассниками. Коммуникативные: Принимать участие в работе группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания. Личностные: Положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровье сберегающем поведении. |
Оборудование урока: | - интерактивная доска; - компьютер; - фотомонтаж «Природа родного края»; - экосветофорчики; |
Организация работы: | фронтальная, групповая, индивидуальная; |
План урока: | 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 3. Постановка учебной задачи 4. «Открытие» нового знания 5. Физ. минутка 6. Первичное закрепление 7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 8. Итог (рефлексия учебной деятельности) |
Список использованных источников: | - Окружающий мир. 1 класс, Авторы: А.А.Плешаков - Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК А.А. Плешакова |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент (3 мин) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки; | - Встали красиво, выровнялись. Садитесь. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия! Наблюдения за погодой: А начнем мы наш урок с упражнения «Погода». - Какой сегодня день недели? - Какое число и месяц? - Какое состояние неба? - Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки? | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. | Личностные: Самоопределение (мотивация учения) |
2. Актуализация знаний (5 мин) Цель: - актуализировать прежние знания необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии; | - Вы очень наблюдательны. Молодцы! Об объектах какой природы мы говорили? (Об объектах неживой природы) - А что вы можете сказать о состоянии живой природы? (Почки на деревьях набухли. Показалась травка. Утром слышен щебет птиц, они уже начали вить гнезда и т.д.) - Когда мы говорим о своих наблюдениях, улыбаемся, потому что вспоминаем приятные моменты, связанные с природой. Но всегда ли приятны эти воспоминания? (ответы детей) | Фронтальная беседа | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
3. Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: - постановка учащимися цели урока; - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; | - Ребята, к нам в гости пришла фея Экология? - А вы знаете, что это за фея Экология?( Экология учит нас бережно относиться к природе). - Фея Экология хочет нам с вами рассказать одну грустную историю и попросить у вас помощи. (на доске постепенно появляются слайды ) (Учебник с. 74 – 75) Люди зависят от природы: от воздуха, воды, растений и животных. Но природа зависит от людей. В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать… - Как вы думаете, почему так произошло? (Много заводов и фабрик. В реки сливается маслянистая жидкость, из труб идёт ужасный черный дым). | Фронтальная беседа | Регулятивные УУД: Принятие и сохранение учебной задачи. Познавательные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Личностные УУД: Наличие познавательных интересов, учебных мотивов. |
4. «Открытие» нового знания (10 мин) Цель: - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксация нового способа действия в речи; - фиксация преодоления затруднения; - уточнение общего характера нового знания; | - Ребята, как помочь фее Экологии? (закрыть завод) - Но ведь если закрыть все заводы и фабрики, мы не сможем жить; папам и мамам негде будет работать, да и мы все не сможем обойтись без многих предметов. (нужно поставить очистные сооружения на трубы, чтобы отходами не загрязнять природу) - Ребята, у кого из ваших родителей есть машины? - А как вы думаете, они загрязняют воздух? - Так что же теперь, уничтожить все машины? (нет, сажать больше деревьев) - А ведь книга сделана из бумаги, которую сделали из древесины, значит, спилили дерево. Что же, не нужно выпускать книги? (дети затрудняются с ответом) - Существует связь между деятельностью человека, живой и неживой природой. Сделайте вывод. Слайд на доске. Вывод: Земля- наш общий дом. А дом надо беречь и охранять. Прочитайте 3- 4 абзац в учебнике с. 74. - Чему учит нас Экология? ( бережно относиться к природе) - Когда празднуют День Земли? ( 22 апреля) О чем вспоминают люди на планете в этот день? (Что человек сделал за год хорошего для Земли? Не сделал ли чего-нибудь плохого?) (слайд на доске: Экология- это наука, которая учит нас бережно относиться к природе, к своей родной природе). (Фотомонтаж «Природа родного края»). - Давайте об этом подумаем и расскажем. - У вас на столах лежат карточки, на которых вам нужно соединить слова по образцу – это задание для 1, 2, 3 группам, а 4 группа определит, к каким группам относятся названные в тексте растения? Береза деревья Шиповник Земляника Ель кустарники Кедр Кислица Малина травянистые растения Сосна - Давайте проверим: 1 группа- деревья 2 группа- кустарники 3 группа- травы 4 группа- задание из учебника - Растения нужно беречь. Природе надо помогать. Но как? - Послушайте строчки А. Барто: Мы приехали на речку Воскресенье провести, Только чистого местечка Возле речки не найти… - Не правда ли, знакомая картина? Эти строчки действительно похожи на описание природы вблизи нашей Волги. Выезжая на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха. Ужасно, когда среди мягкой травы босую ногу подкарауливает острый осколок стекла или край консервной банки. Может показаться, что это и есть главный вред от раскиданного повсюду мусора. Но мусор наносит огромный вред самой природе. - Какой вред может нанести мусор природе? (ответы детей) - Необходимо каждому задуматься: стоит ли так грубо ранить землю ради минутного удовольствия небольшой группы людей? - Борьбу за чистоту природы каждый взрослый и ребенок должен начать с себя.
| Беседа (интервью) Работа в группах | Познавательные УУД: Использование знаково-символических средств; осуществление поиска нужной информации в учебнике; выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные УУД: Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации. Коммуникативные УУД: Формулирование собственного мнения. |
5. Физ. минутка. (2 мин) | «Спаси птенца» Звучит музыка. - Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к вам. | ||
6. Первичное закрепление (5 мин) Цель: - организовать закрепление знаний | - Сейчас мы с вами проведем тест: «Экологический светофорчик». - У вас у каждого три разных круга- светофорчика: красный- поступки человека приносят вред природе; желтый- мы должны соблюдать определенные правила в природе; зеленый- дружба с природой и добрые дела в природе. - На доске (слайды) эмблемы, на которых нарисованы правила. Вы должны показать тот цвет светофорчика, который подходит к каждому правилу. - нельзя топтать растения - надо вырубать леса - не ломать ветки деревьев - рыбу надо ловит обязательно сетями - разжигать костер в лесу - не собирать неизвестные ягоды и грибы - громко петь и кричать в лесу - нельзя мусорить - надо брать в руки птенцов из гнезда - сажать растения и ухаживать за ними | Индивидуальная работа | Коммуникативные УУД: Формулирование собственного мнения. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (10 мин) Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; - организовать фронтальную проверку и исправление ошибок; | 1 группа: Обозначить роль леса в природе. Нужно выбрать правильные ответы роли леса в жизни человека. Лес необходим, потому что он : …. - дом для растений и животных; - защитник воздуха; - место для отдыха человек, где он может делать все, что захочет; - место, где можно рвать цветы, ломать ветки, собирать неизвестные вам ягоды и грибы, кричать и петь ; - источник дров (обоснуйте свой ответ) 2, 3, 4 группы составляют рассказы по опорным картинкам в учебнике по темам: - Лес красивый и вырубленный лес, только одни пеньки. - Чистый ухоженный пруд и пруд загрязненный. - Зеленый луг и этот же луг, только вспаханный и кругом мусор. - Ребята, вы должны рассказать: Что случилось? Кто это сделал? И можно ли изменить ситуацию? Каждая группа выбирает выступающего, и он рассказывает по картинке. - Помните, что в данный момент вы будете решать очень серьезную проблему защиты окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками. (Проверка работы групп). | Каждая группа получает карточку или задание | Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
8. Итог (рефлексия учебной деятельности) (6 мин) Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; | - И пусть, ребята, наши с вами пока еще маленькие дела по отношению к природе каждый раз доказывают, что мы являемся её большими друзьями. (Подготовленные ученики читают стихи) Нам жить в одной семье, Нам жить в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полёте… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке И клюкву на болоте… - Какие открытия вы для себя сделали на уроке? - Какое задание вам больше всего понравилось? - Что показалось трудным? -С каким настроением вы заканчиваете урок? - На доске у нас с вами дерево «радости», где вы себя видите на этом уроке? Для этого возьмите кружок соответствующего цвета. Поместите его на нашем «дереве радости». ( красный, желтый, синий) | Организация фиксирования нового знания | РегулятивныеУУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном). Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе с использованием интерактивной доски
Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже...
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов
Цель• Создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравствен¬ного урока, который можно извлечь из содержания сказки. Задачи• Продолж...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока русского языка в 4 класса с использованием интерактивного оборудования mimio по теме : "Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений".
Урок проведён в 4 классе для детей в возрасте 10-11 лет в рамках единого методического дня по теме «Использование современных образовательных технологий». На уроке использовалась презентац...