Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (с использованием интерактивной доски)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ школы №94

Конспект урока по окружающему миру

на тему:

  «Мы должны охранять окружающую среду»
1 класс

УМК «Школа России»

Подготовила:

учитель начальных классов:

Тютерева Наталья Юрьевна

Технологическая карта урока

Пояснительная записка:

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладывается в начальных классах, то есть, обучению различным видам речевой деятельности. Поэтому окружающий мир наряду с литературным чтением и русским языком- один из основных предметов в системе подготовки младших школьников, в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Цель уроков окружающего мира – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Научить учащихся наблюдать, думать, передавать мысль словом – вот основная причина выбора данной темы.

Конспект урока составлен по УМК «Школа России» для 1 класса.

Данная технологическая карта может быть полезна учителям начальных классов, студентов педагогический вузов и преподавателям.

Тип урока:

Решение учебной задачи

Цель урока:

- познакомить с правилами поведения в лесу

- дать представления о науке экологии

- формировать бережное отношение к природе; экологическую культуру поведения

- воспитывать любовь к природе

Планируемые результаты:

- умение учащихся устанавливать связь между деятельностью человека, неживой и живой природой;

- учить анализировать факты; делать выводы и обобщения;
- познакомить с экологическими правилами поведения в природной среде;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать гуманное отношение к природе;

Формирование УУД:

Познавательные: Осуществлять поиск нужной информации в учебниках; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным основаниям; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнять действия в устной и письменной речи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем , одноклассниками.

Коммуникативные: Принимать участие в работе группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.

Личностные: Положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране,  здоровье сберегающем поведении.

Оборудование урока:

- интерактивная доска;

- компьютер;

- фотомонтаж «Природа родного края»;

- экосветофорчики;

Организация работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная;

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Первичное закрепление

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

8. Итог (рефлексия учебной деятельности)

Список использованных источников:

- Окружающий мир. 1 класс, Авторы: А.А.Плешаков

- Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК А.А. Плешакова

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент (3 мин)

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Наблюдения за погодой:

А начнем мы наш урок с упражнения «Погода».

- Какой сегодня день недели?

- Какое число и месяц?

- Какое состояние неба?

- Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний (5 мин)

Цель: 

- актуализировать прежние знания необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

- Вы очень наблюдательны. Молодцы! Об объектах какой природы мы говорили? (Об объектах неживой природы)

- А что вы можете сказать о состоянии живой природы? (Почки на деревьях набухли. Показалась травка. Утром слышен щебет птиц, они уже начали вить гнезда и т.д.)

- Когда мы говорим о своих наблюдениях, улыбаемся, потому что вспоминаем приятные моменты, связанные с природой. Но всегда ли приятны эти воспоминания? (ответы детей)

Фронтальная беседа

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

(4 мин)

Цель:        

- постановка учащимися цели урока;

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

- Ребята, к нам в гости пришла фея Экология?

- А вы знаете, что это за фея Экология?( Экология учит нас бережно относиться к природе).

- Фея Экология хочет нам с вами  рассказать одну грустную историю и попросить у вас помощи. (на доске постепенно появляются слайды )

  (Учебник с. 74 – 75)

   Люди зависят от природы: от воздуха, воды, растений и животных. Но природа зависит от людей.

   В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать…

- Как вы думаете, почему так произошло? (Много заводов и фабрик. В реки сливается маслянистая жидкость, из труб идёт ужасный черный дым).

Фронтальная беседа

Регулятивные УУД:

Принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные УУД:

Наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

4. «Открытие» нового знания

(10 мин)

Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания;

- Ребята, как помочь  фее Экологии? (закрыть завод)

- Но ведь если закрыть все заводы и фабрики, мы не сможем жить; папам и мамам негде будет работать, да и мы все не сможем обойтись без многих предметов. (нужно поставить очистные сооружения на трубы, чтобы отходами не загрязнять природу)

- Ребята, у кого из ваших родителей есть машины?

- А как вы думаете, они загрязняют воздух?

- Так что же теперь, уничтожить все машины? (нет, сажать больше деревьев)

- А ведь книга сделана из бумаги, которую сделали из древесины, значит, спилили дерево. Что же, не нужно выпускать книги? (дети затрудняются с ответом)

- Существует связь между деятельностью человека, живой и неживой природой. Сделайте вывод.

Слайд на доске. Вывод: Земля- наш общий дом. А дом надо беречь и охранять.

Прочитайте 3- 4 абзац в учебнике с. 74.

- Чему учит нас Экология? ( бережно относиться к природе)

- Когда празднуют День Земли? ( 22 апреля)

О чем вспоминают люди на планете в этот день? (Что человек сделал за год хорошего для Земли? Не сделал ли чего-нибудь плохого?)

(слайд на доске: Экология- это наука, которая учит нас бережно относиться к природе, к своей родной природе).

(Фотомонтаж «Природа родного края»).

- Давайте об этом подумаем и расскажем.

- У вас на столах лежат карточки, на которых вам нужно соединить слова по образцу – это задание для 1, 2, 3 группам, а 4 группа определит, к каким группам относятся названные в тексте растения?

Береза                                    деревья

Шиповник

Земляника

Ель                                        кустарники

Кедр

Кислица

Малина                   травянистые растения

Сосна

- Давайте проверим: 1 группа- деревья

                                        2 группа- кустарники

                                        3 группа- травы

                                        4 группа- задание

                                        из учебника

- Растения нужно беречь. Природе надо помогать. Но как?

- Послушайте строчки А. Барто:

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти…

 - Не правда ли, знакомая картина? Эти строчки действительно похожи на описание природы вблизи нашей Волги.

Выезжая на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха. Ужасно, когда среди мягкой травы босую ногу подкарауливает острый осколок стекла или край консервной банки. Может показаться, что это и есть главный вред от раскиданного повсюду мусора. Но мусор наносит огромный вред самой природе.

- Какой вред может нанести мусор природе? (ответы детей)

- Необходимо каждому задуматься: стоит ли так грубо ранить землю ради минутного удовольствия небольшой группы людей?

- Борьбу за чистоту природы каждый взрослый и ребенок должен начать с себя.

                     

 Беседа (интервью)

Работа в группах

Познавательные УУД:

Использование знаково-символических средств; осуществление поиска нужной информации в учебнике; выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД:

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

Коммуникативные УУД:

Формулирование собственного мнения.

5. Физ. минутка.

(2 мин)

«Спаси птенца»

Звучит музыка.

- Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к вам.

6. Первичное закрепление

(5 мин)

Цель:

-  организовать закрепление знаний

- Сейчас мы с вами проведем тест: «Экологический светофорчик».

- У вас у каждого три разных круга- светофорчика: красный- поступки человека приносят вред природе; желтый- мы должны соблюдать определенные правила в природе; зеленый- дружба с природой и добрые дела в природе.

- На доске (слайды) эмблемы, на которых нарисованы правила. Вы должны показать тот цвет светофорчика, который подходит к каждому правилу.

- нельзя топтать растения

- надо вырубать леса

- не ломать ветки деревьев

- рыбу надо ловит обязательно сетями

- разжигать костер в лесу

- не собирать неизвестные ягоды и грибы

- громко петь и кричать в лесу

- нельзя мусорить

- надо брать в руки птенцов из гнезда

- сажать растения и ухаживать за ними

Индивидуальная работа

Коммуникативные УУД:

Формулирование собственного мнения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

(10 мин)

Цель:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

1 группа: Обозначить роль леса в природе. Нужно выбрать правильные ответы роли леса в жизни человека.

Лес необходим, потому что он : ….

- дом для растений и животных;

-  защитник воздуха;

- место для отдыха человек, где он может делать все, что захочет;

- место, где можно рвать цветы, ломать ветки, собирать неизвестные вам ягоды и грибы, кричать и петь ;

 - источник дров

(обоснуйте свой ответ)

2, 3, 4 группы составляют рассказы по опорным картинкам в учебнике по темам:

- Лес красивый и вырубленный лес, только одни пеньки.

- Чистый ухоженный пруд и пруд загрязненный.

- Зеленый луг и этот же луг, только вспаханный и кругом мусор.

- Ребята, вы должны рассказать: Что случилось? Кто это сделал? И можно ли изменить ситуацию? Каждая группа выбирает выступающего, и он рассказывает по картинке.

- Помните, что в данный момент вы будете решать очень серьезную проблему защиты окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

(Проверка работы групп).

Каждая группа получает карточку или задание

Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;                                              - оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

- И пусть, ребята, наши с вами пока еще маленькие дела по отношению к природе каждый раз доказывают, что мы являемся её большими друзьями.

(Подготовленные ученики читают стихи)

                  Нам жить в одной семье,

                 Нам жить в одном кругу,

                Идти в одном строю,

               Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте…

 - Какие открытия вы для себя сделали на уроке?

- Какое задание вам больше всего понравилось?

- Что показалось трудным?

-С каким настроением вы заканчиваете урок?

- На доске у нас с вами дерево «радости», где вы себя видите на этом уроке? Для этого возьмите кружок соответствующего цвета. Поместите его на нашем «дереве радости». ( красный, желтый, синий)

Организация фиксирования нового знания

РегулятивныеУУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе с использованием интерактивной доски

Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже...

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов

Цель• Создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравствен¬ного урока, который можно извлечь из содержания сказки. Задачи• Продолж...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока русского языка в 4 класса с использованием интерактивного оборудования mimio по теме : "Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений".

Урок проведён в 4 классе для детей в возрасте 10-11 лет в рамках единого методического дня по теме «Использование современных образовательных технологий». На уроке использовалась презентац...