Урок с презентацией по окружающему миру на тему "Куликовская битва"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Лемешкина Нина Васильевна

В архиве представлены сценарий урока  по теме "Куликовская битва". К данному уроку есть презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий урока25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Страницы истории Отечества.  Куликовская битва»

Цели:  - познакомиться  с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой;

  - развивать умение  извлекать информацию из текста и сообщений;

 - развивать коммуникационные навыки детей через организацию  групповой работы;

- через содержание урока формировать чувство патриотизма и любви к Родине.

 Формируемые УУД:

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: раздаточный материал на партах с текстами, таблица с временными датами на доске и у детей, карточки с вопросами-заданиями, компьютер, экран.

Ход урока.

         1 этап урока: организационный. 

К нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их. Хорошо. Тихо сели. Я  с нетерпением ждала этого урока, так как мне очень хочется снова отправиться вместе с вами в путешествие по страницам истории нашей родной страны. На уроке вы будете работать  в группах. Чему вас учит такая форма работы?

(Предполагаемые ответы детей:  мы научимся сотрудничать, договариваться, общаться)

Выберите командира. Покажите сигналом, если вы готовы к путешествию?                                                                                                                       Хорошо. Тогда в путь.

            2 этап урока.  Мотивация учебной деятельности.      

- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения.                                                                                                                                                                               Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.                                                

3 этап урока: Проверка домашнего задания.                                                                                                                                             -На доске  вы видите даты и события, связанные с ними.  И у вас на столах это задание. Соедините их  прямой линией и обоснуйте краткими ответами. (Слайд 1)                                    (На подготовку 1 мин и представители от групп по очереди отвечают)                                                                                                                                 - Спасибо, вы молодцы. Хорошо усвоили все изученные даты.                                                       -А  все ли они  вам известны? С каким событием вы ещё не знакомы?                    (Предполагаемый ответ: Мы не знакомы с событием 1380 года – Куликовской битвой.)   Это будет тема нашего урока. (Слайд 2)                                                                                                                        - Что бы вы хотели узнать о ней?                                                                                 (Предполагаемые ответы детей: Кто участники этой битвы? Что защищали или что завоёвывали те, кто участвовал в ней?  Где она состоялась ? Были ли использованы какие-то военные приёмы для победы? Кто победил? Какое историческое  значение имела эта битва?                                                                                                                                      - У вас много интересных вопросов на которые нам надо ответить - это и будут задачи нашего урока. (Слайд 3)

     4этап урока: Подготовка к восприятию нового материала.

  А сейчас, я предлагаю всем совершить заочное путешествие  в 1380 год.(Презентация)         Проблемный вопрос, на который вам предстоит ответить в конце урока: Какое значение имела победа на Куликовском поле для Руси?                                                       -Посмотрите на местоположение Москвы. В чем выгодность её географического положения?  (Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали её от ударов из вне; в Москву со всех сторон стекались люди, и это увеличивало численность её населения; Москва находилась на пересечение важных торговых путей: водных и сухопутных; торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны).

 В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты - Дмитрий Иванович Донской. (Сообщение ученика:  Юность Дмитрия Ивановича прошла в боях и походах. Поэтому военачальником он был опытным. Из-за ранней смерти отца князь Дмитрий вступил на престол уже в девятилетнем возрасте и уже в десять лет возглавлял московскую рать. Командовали, конечно, опытные воеводы, но присутствие князя поднимало дух воинов.)                            -Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве… На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. Ей было очень хорошо, а вам? Вот и решил Дмитрий Донской не выплачивать дань.  Отношения Дмитрия с Ордой всё время обострялись.                                                                                                        -Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Ответы  детей).                                                                                                                                                                  – Да, Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. В 1380 году огромное ордынское войско численностью – 100-150 тысяч человек во главе с Мамаем двинулось на Русь.                                                                                              - Что делать в этой ситуации русскому князю? (Ответы детей)                                                                    - Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей. 36 городов участвовали в собирании рати, готовили снаряжения, ковали мечи. Давайте послушаем и посмотрим как выглядели воины, участвующие в сражении.                                                                                                                    (Сообщение ученика: Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. Кроме кольчатых доспехов, употреблялись ещё дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата  с нашитыми на них маленькими железными или медными  дощечками. На голове носили разного рода шлемы. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и по своему достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы. Они были у каждого воина.  Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры. Почти такое – же вооружение было и у воинов орды.)                                                                                              - Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. Его молитвам приписывают большую силу. Сергий  благословил их и  дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета  и  Ослябю. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия. И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать - 40 - 70 тысяч человек против непобедимого до того врага.                                                                                                                       Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон в ночь с 7 на 8 сентября 1380г. После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Чтобы никто и не думал о возможности отступления. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.)                                                                                                                                                  (Работа по карте — схеме.) Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем его преимущество? Давайте проведём исследование. С трех сторон: запада, севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва. За рекой Смолка находился лес, в котором можно было поставить засадный полк. Настало утро 8 сентября 1380 год. День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища. Давайте рассмотрим как расположил Дмитрий свои войска на поле битвы?    Дмитрий стал строить войска таким образом, чтобы не дать монголам использовать свою грозную конницу,а  в лесу поставил — засадный полк. Такое расположение русских войск затрудняло маневр конницы Мамая. Что ещё предпринял князь московский? Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого ратника, стал в ряды воинов большого полка. Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок , найдите в толковом словаре объяснение этого слова.(Работа со словарём)                                                                                                          Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог. По преданию, бой начали поединком богатырей.

Был у  Мамая любимый батыр по имени Челубей.  По сказанию, он был непобедим. Сила его была подобна силе древнего гиганта- Голиафа. Справится с ним можно было только с Божией силою. В этом состоит мотив посыла именно монахов-воинов.  Храбрый Пересвет, со стороны русских — славный богатырь, имел великую силу и крепость духа. Их поединок был недолог — С копьём наперевес мчались всадники друг на друга сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Кони их едва устояли. Пронзенные друг другом богатыри были мертвы. И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождём, копья ломались. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.                                                                                                                                  Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон 
До самого низовья.
                                                                                                                             Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения и увидев поражение, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. Оставшись без командования всё татарское войско побежало с поля битвы. Русские конные отряды преследовали противника.  Одним из первых пал на поле брани любимый друг Дмитрия, принявший обличие князя.                                                                                                                                         — А что же великий князь?  Великий князь лежал под ветвями срубленного кем-то дерева. Шлем и доспех его были иссечены, сам он подняться не мог. Его подняли, сняли с него шлем и доспехи, а под ними на теле обнаружили следы ударов оружия под доспехами, то есть ссадины и ушибы. Прочность доспехов спасла жизнь великому князю. Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом, погибших хоронили восемь дней. С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской. В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Повсюду славили князя Дмитрия Иоанновича и прозвали его Донским.                                                                                                                                                        Сейчас вы попробуете ответить на наш проблемный вопрос, который был задан в начале урока.                                                                                                                                                     1. Определите значение Куликовской битвы.(Выросло значение Москвы и московского князя. Куликовская битва дала народу веру, что зависимость не будет вечной).                                                                                                                               5 этап урока: Физкультминутка.                                                                                                                      6этап урока: Усвоение  новых знаний.                                                                         -Вообразите, что вы  –  ученые –историки. Вы собрались на заседание исторического совета по вопросам Куликовской битвы. Предлагаю уточнить или дополнить свои знания при помощи учебника и текстов, которые лежат у вас на столах.                                                                                                                                    Вопросы для закрепления:                                                                                                                     Карточка 1.                                                                                                                          1.Почему хан Мамай пошёл войной на московского князя?                                             2.Какова была численность войск? У кого было преимущество победы?                                3.Что послужило победе  русских воинов?

Карточка 2.

1.Как  поступил князь Дмитрий, чтобы защитить Русь от татарского нашествия?                              2.Когда и где была Куликовская битва?                                                                                                  3. Что приказал  сделать после   переправы   русских   войск   через   реку Дмитрий Иванович. Зачем?

Карточка 3.                                                                                                                                                           1. Куда и зачем незадолго до выступления войска отправился  Дмитрий  Иванович ?                                                                                                                                               2.Как вели себя полководцы во время великого сражения?                                                                3. Когда русский народ окончательно избавился от монголо-татарского ига?                                  7 этап урока: рефлексия.                                                                                         Задача: подвести итоги урока.                                                                                                  1.Что защищали или что завоёвывали те, кто участвовал в битве?                                   2.Где происходила битва?                                                                                                                                3. Были ли использованы какие-то военные приёмы для победы?                                      4.Кто победил?                                                                                                                                         5. Какое историческое  значение имела эта битва?)                                                                             Д.З: Ответить на вопросы в учебнике и  каждой группе подготовить сообщение по картинам,  которые художники посвятили победе в Куликовской битве.  Этим ещё раз показать великое значение победы в этой битве. Но сначала я хочу вас заинтересовать созданием этих картин.  Например, историческая картина «Утро на Куликовом поле» писалась Александром Павловичем Бубновым 4 года. Чтобы получилась целая картина, выполнялись сначала части картины.  А монументальное историческое полотно «Бой Челубея с Пересветом» было написано Михаилом Ивановичем Авиловым в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге.  

В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.  Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно  и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.  Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика  Алексея Афанасьевича Чумакова  

Вовеки славься,  Русь, Россия!                                                                                                                И будь всегда сама собой.                                                                                                                        Твои народы вместе – сила!

 Никто не справится с тобой!

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией по Окружающему миру во 2 классе УМК "Школа России" на тему :"Какой бывает транспорт?"

Урок в игровой форме знакомит учащихся с транспортом прошлого и настоящего, формирует представление о назначении транспорта....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...

Разработки уроков и презентаций по окружающему миру 2 класс

Уроки разработаны в соответствии с современными требованиями. Деятельностный метод обучения и технология развития критического мышления через чтение и письмо способствуют развитию мышления , познавате...

План - конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество".

Предлагаю вашему вниманию разработку урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество". Автор учебника Н.Ф. Виноградова. Урок носит проблемный и исследователь...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру, тема Африка

КОНСПЕКТ УРОКА  «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕРИКАМ И ОКЕАНАМ. АФРИКА» УМК «Гармония», О. Т. Поглазова «Окружающий мир» 4 класс...