Урок окружающего мира на тему "Охрана растений" в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Шепелина Салтанат Закаровна

Урок разработан по учебнику А.А. Плешакова (УМК "Школа России") на основе технологии деятельностного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ohrana_rasteniy.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России», автор А. А. Плешаков.

Тема урока «Охрана растений»

Цель урока: формирование интеллектуальной  

и коммуникативной компетентностей (умения

ориентироваться в своей системе знаний,

работать с учебником и справочной литературой,

представлять информацию в разных формах,

готовности к самостоятельной творческой работе,

умения сотрудничать, участвовать в совместном

 решении проблемы, умения высказывать свою

точку зрения и пытаться ее обосновывать).

Задачи урока:

- обобщить знания о значении растений в жизни человека, подвести к осознанию необходимости охраны растений, ознакомить с некоторыми охраняемыми растениями Саратовской области, уяснить способы охраны растений, правила поведения по отношению к природе, дать старт проекту «Охраняемые растения и животные Саратовской области»;

- развивать эмоциональную сферу, мышление и речь детей;

- воспитывать доброе отношение к природе.

Средства обучения:

 Мультимедийные средства, презентации «Красивые растения»,

«Охраняемые растения Саратовской области»,

 музыкальный видеоклип «Не рвите цветы»,

картинки и слова для составления схем,

учебники, атласы-определители «От земли до неба»,

альбомные листы, карандаши.

Ход урока.

    Самоопределение к деятельностиости.

     На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о важнейшем царстве живой природы. О каком? О каких процессах в жизни растений мы узнали на прошлых уроках? (Ответы детей) Эти знания пригодятся нам на уроке. Но сегодня мы будем говорить о другом. Вы хотели бы восхититься красотой растений, поговорить о некоторых проблемах и  путях решения этих проблем? Тогда приглашаю вас к интересной работе.

     Актуализация знаний. 

     Чтобы перейти к теме нашего урока, нам необходимо подумать о том, какую роль играют растения в жизни человека. Давайте составим на доске схему «Что дают растения человеку и животным». В ходе ответов детей на доске появляется схема:    

      Постановка учебной задачи и ее решение.

      Как же мы назовем полученную схему? (Значение растений). Человек тоже оказывает влияние на жизнь растений. Но каково это влияние? Зачастую оно бывает отрицательным. (Дети приводят примеры). Чтобы точнее выразить свои мысли при составлении схемы «Отрицательное влияние человека на растения», поработаем с учебником. Прочитайте 3 абзац текста «Охрана растений». Какое словосочетание является ключевым? (хозяйственная деятельность людей) Что мы понимаем под ней? В процессе работы с учебником схема дополняется:

      Внимательно посмотрите на получившуюся схему. Растения имеют огромное значение в жизни человека, а человек беспощадно уничтожает их. Какой из этого следует вывод? Схема дополняется выводом, который и будет  темой урока:  Растения нуждаются в охране.

    Что предприняли люди для охраны растений? (О создании Красной книги)

Есть всемирная Красная Книга, Красная книга России и в каждом регионе есть своя Красная книга. (Показ Красной книги Саратовской области). Каждый, кто захочет, может познакомиться с ней в нашей школьной библиотеке.  Сейчас мы полюбуемся некоторыми очень красивыми дикорастущими цветковыми растениями, узнаем, какие из них нуждаются в охране. Презентация «Красивые растения» (использовались материалы из презентации Берюховой Е. К. «Первые цветы» сайт http://www.viki.rdf.ru) 

       А теперь мы познакомимся с несколькими охраняемыми растениями Саратовской области, но рассказывать о них я не буду, потому что сегодня стартует наш проект «Охрана растений и животных», в ходе которого вы сами найдете материал о растениях и животных нашего края и оформите его в виде альбома или книжек-малышек. Кроме того, мы сделаем что-то конкретное для охраны растений, какое-нибудь доброе дело.

      Показ второй части презентации  - охраняемые растения Саратовской области: первоцвет крупночашечный, кендырь сарматский, ирис сибирский, тюльпан Геснера, сабельник болотный, ветреница лесная, копеечник крупноцветковый,  колокольчик персиколистный (использовались фотографии из Красной книги Саратовской области).

      Физминутка. Представьте, что вы – семена красивых цветов, которые упали во влажную землю (Дети сидят на корточках, опустив головы, сложив руки). Пригрело солнышко, и из семян проклюнулись ростки. (Головы поднимают, расправляют плечи, разжимают руки). Ростки поливало дождем, согревало солнышком, и выросли из них красивые цветы (Встают, поднимают руки вверх). Подул ветер и цветы закачались Включается видеоклип – песня     Ю. Антонова «Не рвите цветы» (cайт viki. rdf. ru, оформление Берюховой Е.) звучит 1 куплет, дети машут руками в такт музыке.

        Эта замечательная песня, я думаю, настроила вас на следующий этап нашей работы. Как нужно вести себя в природе, чтобы не навредить растениям? (Ответы детей)

       Самостоятельная работа в группах с последующим обсуждением.

        Прочитайте на стр. 96 3 правила друзей природы и посмотрите, как эти правила обозначены с помощью знаков. Задание для групп: обсудите в группах и нарисуйте по 2 других знака о бережном отношении к природе. Чтобы не повторяться, вспомните, какие взаимосвязи  существуют между растительным и животным миром. Подумайте не только о том, чего нельзя делать, но и о том, что необходимо делать для охраны растений.

     Домашнее задание: в книге «Зеленые страницы», в атласе-определителе «От земли до неба», в экологическом журнале «Свирель» или в какой-либо другой литературе найти сведения об охраняемых растениях, подготовить сообщение об одном из них (напомню правила работы со справочниками: общее оглавление, оглавление в разделах, алфавитный указатель).

     Самоопределение в проектной деятельности.

     Подумайте и запишитесь на одном из листочков, в какой работе вы бы хотели участвовать: изготовление альбома «Охраняемые растения и животные», изготовление книжек-малышек «Правила друзей природы», подготовка цветочной рассады для высадки весной на школьном дворе.

      Рефлексия. Что вы узнали нового на уроке? Чем запомнился урок? Давайте дослушаем песню «Не рвите цветы» и полюбуемся красотой природы.

     

         

       

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...