Урок окружающего мира 3 класс по теме:"В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Данный урок тринадцатый   из раздела «Эта удивительная природа», поэтому к этому моменту у  уч-ся уже накопились определенные знания.

Так   как   это   урок   окружающего   мира,   то   есть   возможность   большего непосредственного общения с детьми, чем на уроках русского языка или математики.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по окружающему миру для 3 класса начальной школы.

Цели урока следующие:

дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением и использованием человеком.

развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;

формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира;

формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;

Планируемые результаты: познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают строение шляпочных грибов, будут уметь различать съедобные и несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами

УУД:

Личностные:

проявлять интерес к изучаемому материалу;

проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;

развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;

Познавательные: анализировать, сравнивать грибы, находить общее и отличия во внешнем виде
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; учитывают правило (алгоритм) в планировании способа решения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира

Тема урока: «В царстве грибов»

Педагогические
цели

дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением и использованием человеком.

развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;

формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира;

формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;

Тип урока

урок – путешествие

Планируемые
результаты
(предметные)

познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают строение шляпочных грибов, будут уметь различать съедобные и несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами

Личностные
результаты

 Личностные:

проявлять интерес к изучаемому материалу;

проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;

развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализировать, сравнивать грибы, находить общее и отличия во внешнем виде
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; учитывают правило (алгоритм) в планировании способа решения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.

Образовательные
ресурсы

Картинка Лесовичка, схема строения гриба, карта путешествий, муляжи и картинки грибов, грибы паразиты, микроскопы, лупы, корзинки, презентация «В царстве грибов».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Приветствует учащихся.

Рапорт дежурного

Девиз урока «Учусь учиться»

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

II. Актуализация знаний

А поможет нам в этом сказка, которую я вам расскажу

В некотором царстве в некотором государстве жила была  Царица-Мать Природа и было у нее 4 детей. У каждого ребенка было свое царство. Мы уже были в двух царствах в гостях давайте вспомним их названия.

  1. Царство Растений

-Давайте вспомним, что вы запомнили из нашего путешествия в царство Растений?

- Кто является правителем в этом царстве (биологи)

  1. Царство Животных

- Кто является правителем в этом царстве? (зоологи)

- В каком царстве мы с вами еще не были?

Фронтальный. Беседа по вопросам, развернутые ответы

III. Введение в тему

-   Дать название следующего царства вам поможет загадка:

 И на горке, и под горкой,                    

Под берёзой и под ёлкой.          

  Хороводами и в ряд                                

В шапках молодцы стоят.  

  1. Царство Грибов

- И последнее царство? (Царство Бактерии)

I V. Постановка проблемы, цели  и темы урока, мотивация к учебной деятельности.

-Что вы знаете о грибах?

-Где они растут?

-А как нам попасть в лес? Кто нам поможет (Цветик- семицветик)

Вот так чудо из чудес
Мы попали сразу в лес.

-А сопровождать нас будет житель наших лесов - «Лесовичек»

- Он встречает нас не с пустыми руками, а с целой корзинкой заданий.

- А что бы мы не заблудились Лесовичок приготовил для каждой группа карту путешествий. (Раздает карту)

Проговаривают желание

Л. развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;

V. Усвоение
новых знаний
и способов

И так отправляемся в путешествие и первая наша остановка

1. Страна Шляпочных Грибов

– В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти грибы (демонстрирует муляжи грибов).

– Что общего у грибов?

– Какие части? (Шляпка, ножка.)

Демонстрирует схему:

Строение гриба

– Из каких частей состоит видимая часть гриба? (Шляпка и ножка.)

  • Что находится в земле? (Грибница).

- У Лесовичка есть для вас задание

Работа в рабочей тетради (задание № 1, с. 54).

Самостоятельная работа.

Пользуясь таблицей, зарисовать схему строения гриба и подписать части гриба.  (Взаимопроверка.)

- Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем плодовые тела грибов. Под землёй от ножки гриба тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница. Грибница растет более 100 лет, плодовое тело вырастает за 3–7 дней.

А так как все жители грибного царства были не зеленые, то они имели тайную кухню под лесной подстилкой, которая находилась под деревьями, в тени.

- Как грибы питались? А вот так….. Грибы не могут сами образовывать органические вещества. Поэтому они питаются уже готовыми органическими веществами, которые образованы соседями деревьями. Минеральные вещества грибница всасывает вместе с водой из почвы

- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно:

Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.

- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?

(наводят порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной)

П.: анализируют, сравнивают грибы, находят общее и отличия во внешнем виде

Выполняют самостоятельную работу.

Осуществляют взаимопроверку.

П – извлекают необходимую информацию из текста теоретического характера, воспроизводят ее в форме ответов на вопросы
учителя

VI. Организация исследовательской деятельности учащихся по проблеме.

Город Съедобных и Ядовитых грибов

2 Город Съедобных и Ядовитых грибов

– Ребята, а как вы понимаете поговорку: «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в кузовок кладу»?

- Лесовичок приготовил для нас подарок, целую корзину грибов. В этом городе так много грибов, что все они не поместились в корзинку. У вас на столе лежат картинки с грибами рассмотрите их.

(Макет) В этом городе  живет царь грибов – крепкий, с толстой коричневой ножкой. (Работа по таблице – строение плодового тела). Он любит больше всего отдыхать среди зеленых мхов под деревьями с раскидистыми кронами. Все грибы относились к нему с почтением. (Белый гриб)

Неподалеку живут его братья: один под деревьями, у которых листочки дрожали в сухую почти безветренную погоду, он имеет красную шляпку.

-Что за гриб? (подосиновик)

- Найдите его среди муляжей грибов и рассмотрите.

- Другой – под деревьями, которые все любят называть «русскими красавицами» (коричневая шляпка)

- Что это за гриб.? (подберезовик) Назовите его и рассмотрите.

(Макет ) Неподалеку живут  грибы – выскочки, надменные, с ядовитым характером, гордые тем, что их иногда поедали лоси и волки, когда болели. - Найдите эти грибы среди картинок, которые принес нам Лесовичок

- Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева).

- А зачем нужны ядовитые грибы? Их же никто не ест: ни белки, ни ежи, ни люди их не собирали, так как они были очень ядовиты.

Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.

- Нужны ли грибы человеку? Зачем? (питаются)

- В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, - необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые.

Объясняют смысл пословицы.

Дифференциация объектов по различным признакам

Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся в группах обсуждают, находят съедобные грибы и ядовитые.

Принятие участия в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (Р);

Дети дают ответы на вопрос. Проверяют свои ответы по слайду.

Умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы  при работе с конкретным заданием (П).

Физкультминутка.

Наш Лесовичок устал и он предлагает нам отдохнуть

Раз - присядка, два – прыжок,
Под кустом растет грибок.
Он проснулся, потянулся,
Раз зевнул и повернулся,
Выгнул спинку, наклонился,                                                                                                                                           Ничему не удивился.                                                                                                                                                 Потоптался на ноге                                                                                                                                                                       И опять присел к земле                                                                                                                                               Как прекрасно в этом мире!                                                                                                                                      Руки в стороны и шире.                                                                                                                                                     И шагал он каждый день,                                                                                                                                             Побеждая свою лень.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

П – применяют полученные знания в нестандартной ситуации.

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни

Лабораторная работа

- Ребята все ли грибы одинаковые?

Давайте заглянем под шляпку нашим грибам. У одних грибов под шляпкой трубочки. Эти грибы называются – Трубчатые

- А у других пластинки, это Пластинчатые грибы

- Лесовичок предлагает провести нам маленькое исследование, чтобы подтвердить наши предположения.

2) Результат работы записывают в таблицу.

Название гриба

Трубчатые

Пластинчатые

Съедобные или несъедобные

Мухомор

Белый гриб

Подберезовик

Опенок

Белый груздь

Подосиновик

Бледная поганка

Масленок

Лисичка

Работа в группах

Учащиеся выполняют лабораторную работу, используя муляжи и открытки. Результат записывают в таблицу.

Страна Паразиты

Страна Плесневые Грибы

Наше путешествие продолжается

3. Страна Паразиты

– Грибы – паразиты наносят большой вред лесному хозяйству, садам, разрушая древесину деревьев.

В коре дерева появилась рана при поломке веток споры грибов – паразитов попадают в раны и прорастают в грибницу. Грибница распространяется по древесине, разрушает ее, делает трухлявой. Спустя несколько лет после заражения дерева грибницей гриба – паразита на коре появляется плодовые тела, с нижней стороны которых, в мелких трубочках создаются споры.

- Посмотрите на необычные грибы, которые приготовила для вас я.

Это гриб – трутовик. (показ) Самый большой гриб обнаружен в США, его вес 136 кг.

Но кроме вреда, который  наносят эти грибы садам, для человека они имеют еще и полезное свойство. Посмотрите это гриб- чага. Он растёт в наших лесах на берёзах. Им лечат болезни желудка.

- Какой вывод можем сделать побывав в Стране Паразиты? (Грибы приносят не только пользу деревьям, но и вред)

- К сожалению Лесовичок прощается с нами. Ведь его ждут в лесу. А наше путешествие продолжается.

- Давайте посмотрим на карту. Какая наша следующая остановка.

4. Страна Плесневые Грибы

- Ребята, что вы видите? Это таблетки. Они называются пенициллин. Но при чём здесь грибы? Оказывается, и здесь без них не обошлось. Лекарство пенициллин, которым лечат воспаление лёгких, бронхиты, был получен из обыкновенной зелёной плесени - это гриб – пеницилл. Его открыл доктор Алексей Герасимович Полотебнов в 70 годы прошлого столетия.  (Показ плесени на лимоне)

Сама по себе плесень очень ядовита, но лекарственный препарат, который из неё получают, помогает в лечении болезней. Пенициллин широко применяют при воспалении легких, ангине и других заболеваниях.

– А это гриб  – мукор.(показ плесени на свекле и хлебе) Образующий плесень.

Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах.

- Рассмотрите ее под лупой. Сто вы видите

Визуально гриб мукор в начальной стадии развития напоминает нежный пушок белого цвета. Чем старше становится гриб, тем темнее его цвет.

Рассматривают грибы. Слушают сообщение учителя

Отвечают на вопрос учителя

Пр. – расширяют представления о грибах

Рассматривают плесень под лупой

Страна Дрожжи

5. Страна Дрожжи

В  этой стране живут очень маленькие-микроскопические грибы. Они с давних пор применяются человекам. Живут они в жидкости богатой сахаром. Дрожжи добавляют в тесто, они делают его легким и пористым. Вот почему мы оказались на пекарне.

- Давайте рассмотрим наши грибы под микроскопом.

- Вот следующий гриб. Кто знает его название? (Чайный гриб) Считают, что чайный гриб был завезен в Россию из Японии. Гриб имеет вид толстой слизистой пленки грязно – белого цвета, напоминает медузу. Чайный гриб живёт в смеси сахарного раствора и чайной заварки. Он превращается во вкусный и полезный напиток. Этот напиток помогает от многих болезней. А вам можно лечить ангину и насморк.

Пр. – расширяют представления о грибах

Рассматривание дрожжей под микроскопом

VII Закрепление полученных знаний. Разбор экологических ситуаций.

1-я ситуация. Нашел грибник один боровик. Разрыл вокруг всю грибницу, разбросал и мох. Правильно ли он поступил?

2-я ситуация. Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия:

1. Просто пройдете мимо.

2. Уничтожите, так как они вредны для человека.

3. Полюбуетесь, так как они очень красивы.

4. Оставите, так как это лекарство для лосей.

5. Оставите, вспоминая слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому».

3-я ситуация. Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?

1. Сорвать гриб с корнем.

2. Оставить на месте.

3. Сбегать за ножом.

4. Попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба.

5. Найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб.

4-я ситуация. Когда в лесу Вася и Леша собирали грибы, то несъедобные грибы они сбивали палками. Правильно поступили ребята?

1. Делали правильно, так как неопытные грибники могли бы их сорвать.

2. Несъедобные грибы мешают расти съедобным.

3. Нельзя, так как нарушается грибница, исчезает равновесие в лесу.

4. Нельзя сбивать, так как несъедобные грибы – это лекарство для животных и растений.

5. Сбивать нужно, так как они портят красоту леса.

- Как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется микологией (термин на доске).

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

VIII.. Рефлексия

Путешествие наше заканчивается. Когда человек возвращается из путешествия, у него еще долго остаются в памяти самые красочные воспоминания о нем. Давайте посмотрим, что осталось у вас в памяти о том, что вы сегодня увидели и узнали в своем путешествии.

Саморегуляция, оценивание.

IX. Рекомендация на дом

Стук в дверь. Вносят письмо от Лесовичка.

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме: "В царстве грибов" Школа России

Файл содержит презентацию к уроку окружающего мира для использования по теме: "Грибы" во 2-3 классах....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "В царстве грибов"

Особое царство грибов. Питание, строение и размножение. Съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие грибов в загадках. Красная книга. Правила сбора грибов, их значение для жизни растений и животных....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "В царстве грибов" с ЭОР

Данный материал представляет структуру и ход урока окружающего мира с использованием ЭОР....

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме " В царстве грибов"

Данный материал включает  технологическую карту урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе по теме " В царстве грибов" и дополнительный материал к этому уроку....

Презентация урока окружающего мира в 3 "Ж" классе на тему : "В царстве грибов".

Презентация урока окружающего мира на тему "В царстве грибов"Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов.Задачи: научиться объяснять строение грибов, их значен...