Урок окружающего мира по теме «Борьба с иноземными захватчиками» в 4 классе УМК «Планета знаний".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

 

Урок окружающего мира  по теме «Борьба с иноземными захватчиками»  в 4 классе

УМК «Планета знаний

1.Дидактическое обоснование

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина. Окружающий мир. 4 класс. Учебник (2 часть). Москва. АСТ «Астрель».   2012 г.                            

  Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь № 2. Москва. АСТ «Астрель».    2012 г.

 

Тема урока: «Дмитрий Донской. Куликовская битва». (2-ой урок по теме)

Дидактическая цель: давать оценку исторической личности на основе текста учебника.

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Задачи урока:  а) познакомить учащихся с деятельностью князя Дмитрия Донского;  показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты;                                                          б) формировать представление учащихся о подвигах защитников Руси;                                                                                                    в) развивать интерес к истории; культуру речи.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление                     гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 

Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.  Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: Уметь строить монологические высказывания по теме урока, получать нужную информацию, задавать вопросы;  уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи; формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности; уметь формулировать своё мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывать мнение партнёра.

Познавательные: актуализация  изученных способов действия, достаточных для «открытия»  новых знаний; ориентирование в условных обозначениях; нахождение закономерности, использование простейших приёмов анализа, умение устанавливать аналогии;  уметь осуществлять анализ объекта с выделением признаков, принимать и интерпретировать знаки, символы, сравнивать рисунки с содержанием текста; уметь выделять нужную информацию.

Методы обучения: репродуктивный, творческий.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, парная, групповая

Средства обучения:  ноутбук, проектор, экран, карта Древней Руси,

План урока:

1. Актуализация опорных знаний.

2. Постановка проблемы.

3. Положение Русских земель к концу 14 века.

4. Положение Золотой Орды.

5. Князь Дмитрий Донской.

6. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.

7. Куликовская битва, её результаты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний. Работа с Лентой времени.

- Найдите на Ленте времени точку отсчёта татаро-монгольского ига.  (1237 г.) Вспомните по схеме, в чём заключалось татаро-монгольское иго. (1 ученик собирает схему).

 

Татаро-монгольское иго

Грамота на княжение

           (ярлык)

Баскаки

люди

дань

меха

скот

хлеб

мёд

Побои

рабство

 

-  Слайд № 1. Беседа по прочитанному дома материалу.                          Учитель дополняет материал.  К сожалению, летописи сохранили  лишь самые общие черты биографии Александра Невского. Известно, что был он внуком князя Всеволода Большое гнездо, правнуком Юрия Долгорукого. Рос князь среди новгородской вольницы, которая воспитала в нём тонкого политика и дипломата. Победа на Чудском озере имела особое значение для церкви. Немцы, угрожая Руси распространением католицизма, были более страшной опасностью, чем монголы, которые не вмешивались в религиозную жизнь. Поэтому церковь рассматривала битву на Чудском озере как победу в противостоянии православия и католицизма. После смерти князя Александра Невского причислили к лику святых. Почитателем его памяти был Пётр 1. На том месте, где в 1240 году Александр Невский разгромил шведов, была построена Александро-Невская лавра, куда были перенесены мощи князя.

 

3. Тема нашего урока сегодня…  Слайд № 2. (Куликовская битва). А эпиграф урока – слова князя того времени (читают дети).

 

«Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться».                          

 

                                                                                   (Князь Дмитрий Донской).

4. Постановка проблемы. Слайд № 3.

Учитель: 1380 год.

·          Сколько лет прошло от начала ига до данного события?

·         Восстановите порядок слов в предложении. 

(«Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падёт.)

·         Что помогло русским людям уверовать в это, мы и попробуем сегодня разобраться.

·         Какие изменения произошли на Руси к данному времени?

 

Слайд № 4.

/Предложения на слайде появляются после ответов детей./

* Какой город стал центром объединения русских земель и почему?

* При каком князе это произошло? Почему у него было такое прозвище?

 

5. Положение Русских земель к концу 14 века

По мере того, как росло богатство и могущество Московского Княжества, князья всё больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во времена Ивана Калиты русские уже сами собирали дань и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго.

Слайд № 5. Работа с родословным древом. Используя родословное древо московских князей, давайте разберёмся, кто чей родственник: Даниил Московский, Иван Калита, Дмитрий Донской.

 

6. Работа над темой урока.

Работа с учебником.  Стр. 30 – 31 (1 – 2 абзац). Комментированное чтение. Слайд № 6.

Учитель: И пишет летописец… (читают дети).

 

7. Физкультминутка.

Упражнения для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий в методике офтальмотренажёра:

·         движения по золотисто-коричневым линиям (влево – вправо,   вверх – вниз) ;

·         движения по красной линии (по часовой стрелке);

·         движения по зелёной линии (против часовой стрелки);

·         движения по синей линии (восьмёрка).

 

Работа над темой урока (продолжение).  Положение Золотой  Орды.

Учитель: Итак, Русь собирает силы. Что же происходит в Золотой Орде?

        Темник Мамай захватил власть. Он женился на дочери хана Бердибека. Затем вместе с отцом жены умертвил своего родного отца и 12 братьев. Началась борьба за власть, в результате которой ещё 21 хан.  Мамай трижды пытался захватить столицу Сарай, наконец, закрепился в междуречье Днепра, Дона и Волги, на Кавказе и в Твери. Фактически став правителем Орды, Мамай решил добиться власти, усмирив Русь.

Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.

       В это время на Московском престоле княжил Дмитрий Донской. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Дмитрий Иванович разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Главные дружинники явились во всеоружии.

·         Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.

·         Как изготовлялись доспехи?

·         Какими качествами должны были обладать русские ремесленники, чтобы так искусно выполнять работу?

 

8. Куликовская битва. 

Слайд № 7.

·         О каком Сергии идёт речь? Чтение текста «Сергий Радонежский»

 с. 32 – 33. (Вариативная часть).

Слайд № 8.  Данилевский «К полю Куликову».

Слайд № 9.

·         Посмотрите на схему.

·         Какие реки омывают Куликово поле?

·         Почему выбрали это место?

Слайд № 10.

Работа по картине А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

·         Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют?

9. Начало поединка.

Слайд № 11.

Описание богатырей перед боем.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей: ордынского воина Челубея и монаха Пересвета.

Слайд № 12.

·         Описание поединка.

·         Работа с картой – схемой.

- Посмотрите на схему. Как расставил свои войска князь Дмитрий?

- В чём проявился его талант, как полководца?

Слайд № 13.

10. Куликовская битва.

 Рассказ о битве.

Слайд № 14. С. Присекин  «С победой». 

Слайд № 15. Итоги Куликовской битвы.

·         Каковы же были битвы для Руси? 

К  чувству торжества и ликования примешивалась горечь  и скорбь. Почему? Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Всё оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона три дня были красны. В честь погибших на Куликовом поле поставлен памятник – музей.

Слайд № 16.

А эта медаль выпущена к 625-летию Куликовской битвы.

 

11. Закрепление изученного материала.

Рабочая тетрадь № 2 к учебнику Е. В. Саплиной, А. И. Саплина  «Окружающий мир. Часть 2». Стр. 14 – 15. /Дифференцированное задание, интеллектуальный марафон, творческое задание/.

 

12. Домашнее задание.   С. 30 – 33, рабочая тетрадь № 2 с. 17 № 30. 

 

13. Рефлексия

Продолжи устно фразы:

·          «Сегодня на уроке я почувствовал…»

·         «Я понял, что…»

 

14. Подведение итогов.

Какими качествами должны были обладать воины в ту пору?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вы считаете нужно запомнить?

- Довольны ли вы своей работой?

 

Приложение. Презентация  взята с электронного приложения «Мастер-класс учителя начальной школы». Издательство «Глобус».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  по теме «Борьба с иноземными захватчиками»  в 4 классе

УМК «Планета знаний

1.Дидактическое обоснование

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина. Окружающий мир. 4 класс. Учебник (2 часть). Москва. АСТ «Астрель».   2012 г.                            

  Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь № 2. Москва. АСТ «Астрель».    2012 г.

Тема урока: «Дмитрий Донской. Куликовская битва». (2-ой урок по теме)

Дидактическая цель: давать оценку исторической личности на основе текста учебника.

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Задачи урока:  а) познакомить учащихся с деятельностью князя Дмитрия Донского;  показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты;                                                          б) формировать представление учащихся о подвигах защитников Руси;                                                                                                    в) развивать интерес к истории; культуру речи.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление                     гуманистических и демократических ценностных ориентаций.  

Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.  Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: Уметь строить монологические высказывания по теме урока, получать нужную информацию, задавать вопросы;  уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи; формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности; уметь формулировать своё мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывать мнение партнёра.

Познавательные: актуализация  изученных способов действия, достаточных для «открытия»  новых знаний; ориентирование в условных обозначениях; нахождение закономерности, использование простейших приёмов анализа, умение устанавливать аналогии;  уметь осуществлять анализ объекта с выделением признаков, принимать и интерпретировать знаки, символы, сравнивать рисунки с содержанием текста; уметь выделять нужную информацию.

Методы обучения: репродуктивный, творческий.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, парная, групповая

Средства обучения:  ноутбук, проектор, экран, карта Древней Руси,

План урока:

1. Актуализация опорных знаний.

2. Постановка проблемы.

3. Положение Русских земель к концу 14 века.

4. Положение Золотой Орды.

5. Князь Дмитрий Донской.

6. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.

7. Куликовская битва, её результаты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний. Работа с Лентой времени.

- Найдите на Ленте времени точку отсчёта татаро-монгольского ига.  (1237 г.) Вспомните по схеме, в чём заключалось татаро-монгольское иго. (1 ученик собирает схему).

Татаро-монгольское иго

Грамота на княжение

           (ярлык)

Баскаки

люди

дань

меха

скот

хлеб

мёд

Побои

рабство

-  Слайд № 1. Беседа по прочитанному дома материалу.                          Учитель дополняет материал.  К сожалению, летописи сохранили  лишь самые общие черты биографии Александра Невского. Известно, что был он внуком князя Всеволода Большое гнездо, правнуком Юрия Долгорукого. Рос князь среди новгородской вольницы, которая воспитала в нём тонкого политика и дипломата. Победа на Чудском озере имела особое значение для церкви. Немцы, угрожая Руси распространением католицизма, были более страшной опасностью, чем монголы, которые не вмешивались в религиозную жизнь. Поэтому церковь рассматривала битву на Чудском озере как победу в противостоянии православия и католицизма. После смерти князя Александра Невского причислили к лику святых. Почитателем его памяти был Пётр 1. На том месте, где в 1240 году Александр Невский разгромил шведов, была построена Александро-Невская лавра, куда были перенесены мощи князя.

3. Тема нашего урока сегодня…  Слайд № 2. (Куликовская битва). А эпиграф урока – слова князя того времени (читают дети).

«Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться».                          

                                                                                   (Князь Дмитрий Донской).

4. Постановка проблемы. Слайд № 3.

Учитель: 1380 год.

  •  Сколько лет прошло от начала ига до данного события?
  • Восстановите порядок слов в предложении.  

(«Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падёт.)

  • Что помогло русским людям уверовать в это, мы и попробуем сегодня разобраться.
  • Какие изменения произошли на Руси к данному времени?

Слайд № 4.

/Предложения на слайде появляются после ответов детей./

* Какой город стал центром объединения русских земель и почему?

* При каком князе это произошло? Почему у него было такое прозвище?

5. Положение Русских земель к концу 14 века

По мере того, как росло богатство и могущество Московского Княжества, князья всё больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во времена Ивана Калиты русские уже сами собирали дань и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго.

Слайд № 5. Работа с родословным древом. Используя родословное древо московских князей, давайте разберёмся, кто чей родственник: Даниил Московский, Иван Калита, Дмитрий Донской.

6. Работа над темой урока.

Работа с учебником.  Стр. 30 – 31 (1 – 2 абзац). Комментированное чтение. Слайд № 6.

Учитель: И пишет летописец… (читают дети).

7. Физкультминутка.

Упражнения для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий в методике офтальмотренажёра:

  • движения по золотисто-коричневым линиям (влево – вправо,   вверх – вниз) ;
  • движения по красной линии (по часовой стрелке);
  • движения по зелёной линии (против часовой стрелки);
  • движения по синей линии (восьмёрка).

Работа над темой урока (продолжение).  Положение Золотой  Орды.

Учитель: Итак, Русь собирает силы. Что же происходит в Золотой Орде?

        Темник Мамай захватил власть. Он женился на дочери хана Бердибека. Затем вместе с отцом жены умертвил своего родного отца и 12 братьев. Началась борьба за власть, в результате которой ещё 21 хан.  Мамай трижды пытался захватить столицу Сарай, наконец, закрепился в междуречье Днепра, Дона и Волги, на Кавказе и в Твери. Фактически став правителем Орды, Мамай решил добиться власти, усмирив Русь.

Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.

       В это время на Московском престоле княжил Дмитрий Донской. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Дмитрий Иванович разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Главные дружинники явились во всеоружии.

  • Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.
  • Как изготовлялись доспехи?
  • Какими качествами должны были обладать русские ремесленники, чтобы так искусно выполнять работу?

8. Куликовская битва.  

Слайд № 7.

  • О каком Сергии идёт речь? Чтение текста «Сергий Радонежский»

 с. 32 – 33. (Вариативная часть).

Слайд № 8.  Данилевский «К полю Куликову».

Слайд № 9.

  • Посмотрите на схему.
  • Какие реки омывают Куликово поле?
  • Почему выбрали это место?

Слайд № 10.

Работа по картине А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

  • Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют?

9. Начало поединка.

Слайд № 11.

Описание богатырей перед боем.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей: ордынского воина Челубея и монаха Пересвета.

Слайд № 12.

  • Описание поединка.
  • Работа с картой – схемой.

- Посмотрите на схему. Как расставил свои войска князь Дмитрий?

- В чём проявился его талант, как полководца?

Слайд № 13.

10. Куликовская битва.

 Рассказ о битве.

Слайд № 14. С. Присекин  «С победой».  

Слайд № 15. Итоги Куликовской битвы.

  • Каковы же были битвы для Руси?  

К  чувству торжества и ликования примешивалась горечь  и скорбь. Почему? Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Всё оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона три дня были красны. В честь погибших на Куликовом поле поставлен памятник – музей.

Слайд № 16.

А эта медаль выпущена к 625-летию Куликовской битвы.

11. Закрепление изученного материала.

Рабочая тетрадь № 2 к учебнику Е. В. Саплиной, А. И. Саплина  «Окружающий мир. Часть 2». Стр. 14 – 15. /Дифференцированное задание, интеллектуальный марафон, творческое задание/.

12. Домашнее задание.   С. 30 – 33, рабочая тетрадь № 2 с. 17 № 30.  

13. Рефлексия

Продолжи устно фразы:

  •  «Сегодня на уроке я почувствовал…»
  • «Я понял, что…»

14. Подведение итогов.

Какими качествами должны были обладать воины в ту пору?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вы считаете нужно запомнить?

- Довольны ли вы своей работой?



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  по теме «Борьба с иноземными захватчиками»  в 4 классе

УМК «Планета знаний

1.Дидактическое обоснование

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина. Окружающий мир. 4 класс. Учебник (2 часть). Москва. АСТ «Астрель».   2012 г.                            

  Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь № 2. Москва. АСТ «Астрель».    2012 г.

Тема урока: «Дмитрий Донской. Куликовская битва». (2-ой урок по теме)

Дидактическая цель: давать оценку исторической личности на основе текста учебника.

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Задачи урока:  а) познакомить учащихся с деятельностью князя Дмитрия Донского;  показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты;                                                          б) формировать представление учащихся о подвигах защитников Руси;                                                                                                    в) развивать интерес к истории; культуру речи.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление                     гуманистических и демократических ценностных ориентаций.  

Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.  Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: Уметь строить монологические высказывания по теме урока, получать нужную информацию, задавать вопросы;  уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи; формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности; уметь формулировать своё мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывать мнение партнёра.

Познавательные: актуализация  изученных способов действия, достаточных для «открытия»  новых знаний; ориентирование в условных обозначениях; нахождение закономерности, использование простейших приёмов анализа, умение устанавливать аналогии;  уметь осуществлять анализ объекта с выделением признаков, принимать и интерпретировать знаки, символы, сравнивать рисунки с содержанием текста; уметь выделять нужную информацию.

Методы обучения: репродуктивный, творческий.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, парная, групповая

Средства обучения:  ноутбук, проектор, экран, карта Древней Руси,

План урока:

1. Актуализация опорных знаний.

2. Постановка проблемы.

3. Положение Русских земель к концу 14 века.

4. Положение Золотой Орды.

5. Князь Дмитрий Донской.

6. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.

7. Куликовская битва, её результаты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний. Работа с Лентой времени.

- Найдите на Ленте времени точку отсчёта татаро-монгольского ига.  (1237 г.) Вспомните по схеме, в чём заключалось татаро-монгольское иго. (1 ученик собирает схему).

Татаро-монгольское иго

Грамота на княжение

           (ярлык)

Баскаки

люди

дань

меха

скот

хлеб

мёд

Побои

рабство

-  Слайд № 1. Беседа по прочитанному дома материалу.                          Учитель дополняет материал.  К сожалению, летописи сохранили  лишь самые общие черты биографии Александра Невского. Известно, что был он внуком князя Всеволода Большое гнездо, правнуком Юрия Долгорукого. Рос князь среди новгородской вольницы, которая воспитала в нём тонкого политика и дипломата. Победа на Чудском озере имела особое значение для церкви. Немцы, угрожая Руси распространением католицизма, были более страшной опасностью, чем монголы, которые не вмешивались в религиозную жизнь. Поэтому церковь рассматривала битву на Чудском озере как победу в противостоянии православия и католицизма. После смерти князя Александра Невского причислили к лику святых. Почитателем его памяти был Пётр 1. На том месте, где в 1240 году Александр Невский разгромил шведов, была построена Александро-Невская лавра, куда были перенесены мощи князя.

3. Тема нашего урока сегодня…  Слайд № 2. (Куликовская битва). А эпиграф урока – слова князя того времени (читают дети).

«Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться».                          

                                                                                   (Князь Дмитрий Донской).

4. Постановка проблемы. Слайд № 3.

Учитель: 1380 год.

  •  Сколько лет прошло от начала ига до данного события?
  • Восстановите порядок слов в предложении.  

(«Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падёт.)

  • Что помогло русским людям уверовать в это, мы и попробуем сегодня разобраться.
  • Какие изменения произошли на Руси к данному времени?

Слайд № 4.

/Предложения на слайде появляются после ответов детей./

* Какой город стал центром объединения русских земель и почему?

* При каком князе это произошло? Почему у него было такое прозвище?

5. Положение Русских земель к концу 14 века

По мере того, как росло богатство и могущество Московского Княжества, князья всё больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во времена Ивана Калиты русские уже сами собирали дань и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго.

Слайд № 5. Работа с родословным древом. Используя родословное древо московских князей, давайте разберёмся, кто чей родственник: Даниил Московский, Иван Калита, Дмитрий Донской.

6. Работа над темой урока.

Работа с учебником.  Стр. 30 – 31 (1 – 2 абзац). Комментированное чтение. Слайд № 6.

Учитель: И пишет летописец… (читают дети).

7. Физкультминутка.

Упражнения для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий в методике офтальмотренажёра:

  • движения по золотисто-коричневым линиям (влево – вправо,   вверх – вниз) ;
  • движения по красной линии (по часовой стрелке);
  • движения по зелёной линии (против часовой стрелки);
  • движения по синей линии (восьмёрка).

Работа над темой урока (продолжение).  Положение Золотой  Орды.

Учитель: Итак, Русь собирает силы. Что же происходит в Золотой Орде?

        Темник Мамай захватил власть. Он женился на дочери хана Бердибека. Затем вместе с отцом жены умертвил своего родного отца и 12 братьев. Началась борьба за власть, в результате которой ещё 21 хан.  Мамай трижды пытался захватить столицу Сарай, наконец, закрепился в междуречье Днепра, Дона и Волги, на Кавказе и в Твери. Фактически став правителем Орды, Мамай решил добиться власти, усмирив Русь.

Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.

       В это время на Московском престоле княжил Дмитрий Донской. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Дмитрий Иванович разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Главные дружинники явились во всеоружии.

  • Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.
  • Как изготовлялись доспехи?
  • Какими качествами должны были обладать русские ремесленники, чтобы так искусно выполнять работу?

8. Куликовская битва.  

Слайд № 7.

  • О каком Сергии идёт речь? Чтение текста «Сергий Радонежский»

 с. 32 – 33. (Вариативная часть).

Слайд № 8.  Данилевский «К полю Куликову».

Слайд № 9.

  • Посмотрите на схему.
  • Какие реки омывают Куликово поле?
  • Почему выбрали это место?

Слайд № 10.

Работа по картине А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

  • Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют?

9. Начало поединка.

Слайд № 11.

Описание богатырей перед боем.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей: ордынского воина Челубея и монаха Пересвета.

Слайд № 12.

  • Описание поединка.
  • Работа с картой – схемой.

- Посмотрите на схему. Как расставил свои войска князь Дмитрий?

- В чём проявился его талант, как полководца?

Слайд № 13.

10. Куликовская битва.

 Рассказ о битве.

Слайд № 14. С. Присекин  «С победой».  

Слайд № 15. Итоги Куликовской битвы.

  • Каковы же были битвы для Руси?  

К  чувству торжества и ликования примешивалась горечь  и скорбь. Почему? Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Всё оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона три дня были красны. В честь погибших на Куликовом поле поставлен памятник – музей.

Слайд № 16.

А эта медаль выпущена к 625-летию Куликовской битвы.

11. Закрепление изученного материала.

Рабочая тетрадь № 2 к учебнику Е. В. Саплиной, А. И. Саплина  «Окружающий мир. Часть 2». Стр. 14 – 15. /Дифференцированное задание, интеллектуальный марафон, творческое задание/.

12. Домашнее задание.   С. 30 – 33, рабочая тетрадь № 2 с. 17 № 30.  

13. Рефлексия

Продолжи устно фразы:

  •  «Сегодня на уроке я почувствовал…»
  • «Я понял, что…»

14. Подведение итогов.

Какими качествами должны были обладать воины в ту пору?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вы считаете нужно запомнить?

- Довольны ли вы своей работой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме: "В сосновом лесу". 2-й класс УМК Планета знаний

Цель: познакомить детей с растениями и животными соснового  леса.Задачи:- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.- Развивать мышление, память;- обучать сравнению сосны и е...

урок окружающего мира по теме "Четыре царства живой природы" 3 класс УМС "Планета знаний"

Технологическая карта урока оружающего мира 3 класс УМС "Планета знаний" по теме "Четыре царства живой природы"  с применением системно-деятельностного подхода....

Открытый урок окружающего мира по теме: «Какую форму имеет Земля», 4 класс, УМК "Планета Знаний"

урок дан для студентов колледжа социально-педагогического профиля...

конспект урока по окружающему миру "Достижения науки в 20 веке", 4 класс, УМК " Планета знаний"

Урок создан с использованием краеведческого материала города Салавата и республики Башкортостан. Урок соответствует ФГОС. При создании урока учитывались особенности детей ( класс для детей с ТНР)...

конспект урока по окружающему миру "Достижения науки в 20 веке", 4 класс, УМК " Планета знаний"

Урок создан с учетом краеведческого материала р Башкортостан. Соответствует ФГОС. для классов с ТНР....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Что такое космос? Звёздное небо",2 класс,программа "Планета знаний"

Конспект урокапо учебному курсу «Окружающий мир»   Тема: «Что такое космос? Звёздное небо»Цель:расширение и углубление первоначальных знаний о космосе и звёздах....

Открытый урок математики по теме "Время. Единицы измерения времени" 4 класс УМК «Планета знаний»

Тип урока: комбинированныйЦель урока: создать условия для обобщения знаний о единицах времени.Задачи:1. Создать условия для обобщения понятий о времени, единицах времени.2. Сп...