Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса ФГОС "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Шаронова Надежда Борисовна

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373), изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г.) № 1576), Примерной основной образовательной программы образовательной системы «Школа 2100», основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с УИОП № 2», на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, С.С. Кузнецова и др., учебника «Окружающий мир» для 4 класса в 2-х частях А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др.. Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на учащихся 4-х классов.

    Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год. Данное количество часов полностью соответствует авторской программе. Содержание предмета полностью соответствует варианту авторской программы по окружающему миру, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2012. – 432 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Десять часов, выделенных на выбор учителя в авторской программе, используются следующим образом: Часть 1. Человек и природа: - 4 часа на главу I. Как работает организм человека. - 2 часа на главу II. Рукотворная природа. Часть 2. Человек и человечество: - 1 час на главу I. Человек и его внутренний мир. - 1 час на главу II. Человек и мир людей. - 1 час на главу III. Человек и прошлое человечества. - 1 час на главу IV. Человек и многоликое человечество. В системе предметов общеобразовательной школы курс окружающего мира представлен в предметной области «Общественнонаучные предметы».

     Назначение предмета «Окружающий мир» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции и чтобы осмыслить личный опыт и приучить детей к рациональному постижению мира. Для обучения окружающему миру учащихся 4 «А» класса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» выбрана содержательная линия УМК Образовательной системы «Школа 2100А.А. Вахрушева и др. «Окружающий мир» 4 класс в 2-х частях. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по окружающему миру состоит в том, что он создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_pr_4.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»

городского округа Кашира Московской области

УТВЕРЖДАЮ
Директор

МБОУ «СОШ с УИОП №2»

      _________________ Е.А. Голева

       «30» августа_ 2016 г.

   Рабочая программа по окружающему миру

4 «А» класс

Составитель: Шаронова Надежда Борисовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2016 - 2017 учебный год

  1. Пояснительная записка

     Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373), изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г.) № 1576), Примерной основной образовательной программы образовательной системы «Школа 2100», основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с УИОП № 2», на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, С.С. Кузнецова  и др., учебника «Окружающий мир» для 4 класса в 2-х частях А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др..

     Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на учащихся 4-х классов. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год. Данное количество часов полностью соответствует авторской программе. Содержание предмета полностью соответствует варианту авторской программы по окружающему миру, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2012. – 432 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Десять часов, выделенных на выбор учителя в авторской программе, используются следующим образом:

Часть 1. Человек и природа:

- 4 часа на главу I. Как работает организм человека.

- 2 часа на главу II. Рукотворная природа.

Часть 2. Человек и человечество:

- 1 час на главу I. Человек и его внутренний мир.

- 1 час на главу II. Человек и мир людей.

- 1 час на главу III. Человек и прошлое человечества.

- 1 час на главу IV. Человек и многоликое человечество.

     В системе предметов общеобразовательной школы курс окружающего мира представлен в предметной области «Общественнонаучные предметы». Назначение предмета «Окружающий мир» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции и чтобы осмыслить личный опыт и приучить детей к рациональному постижению мира.

     Для обучения окружающему миру учащихся 4 «А» класса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» выбрана содержательная линия УМК Образовательной системы «Школа 2100А.А. Вахрушева и др. «Окружающий мир» 4 класс в 2-х частях. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по окружающему миру состоит в том, что он создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. 

    Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, проверочных работ, контрольных работ. Итоговая аттестация – в форме административных контрольных работ.

     Количество проверочных работ:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

9

8

4

2

23

                  Количество контрольных работ:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

1

2

1

2

6

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Раздел «Человек и природа»

Ученик научится:

- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня,

правил поведения и т.д.);

- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных

ископаемых как твёрдых тел;

- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших

полезных ископаемых;

- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать

способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения

здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной

гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,

оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и человечество»

Ученик научится:

- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания),

какие у них черты характера;

- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать

граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных

религий и атеистов;

- оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события

и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения

или стыда.

Ученик получит возможность научиться:

- объяснять, какие интересы объединяют его со своими родственниками,

друзьями, земляками, гражданами своей страны, что объединяет всех людей на

Земле в одно человечество;

- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой

совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка;

- оценивать некоторые исторические события и поступки исторических

деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или 14

только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и

поступкам.

     Часть 1. Человек и природа

Ученик получит возможность научиться:

- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня,

правил поведения и т.д.);

- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных

ископаемых как твёрдых тел;

- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших

полезных ископаемых;

- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

Ученик получит возможность научиться:

- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания),

какие у них черты характера;

- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать

граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих

разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками,

друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на

Земле в одно человечество;

- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой

совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам

ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых

нарушений.

  1. Содержание учебного предмета

     Раздел 1: «Человек и природа»

     Человек и его строение

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних

воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и

постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании

температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли –

защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на

ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный

рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом

суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его

скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая

усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод,

желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в

превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым

существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток.

Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания.

Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление

лёгких.

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и

венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и

кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из

человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека. Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы –

быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной

информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода»

нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи.

Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы

внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в

темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо –

орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал

опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения

сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и

дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а

становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и

как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют

один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови –

пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина

побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура –

необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Происхождение человека

Предки человека – человекообразные обезьяны и их

особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение,

вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко

посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших

предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и

коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди –

древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и

изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём

и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное

обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека

разумного.

Рукотворная природа

Приручение и разведение домашних животных,

разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и

растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение

удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная

плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть,

несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и

охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство

простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло,

малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и

минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента,

бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании,

проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы.

Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его

происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель. Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты.

Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов.

Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни

современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание

искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление

отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля

становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего

человека.

Повторение пройденного материала  

     Раздел 2: «Человек и человечество»

     Человек и его внутренний мир

Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления

личности.

Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность.

Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о

других, другие о тебе.

Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды

(речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений».

Правила приличия.

     Человек и общество

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и

виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная

группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита

прав ребёнка.

Картина всемирной истории человечества

Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его

расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время

возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) –

время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по

планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской

цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха

тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой

(общечеловеческой) цивилизации.

     Человек и многоликое человечество

 Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия.

Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры,

равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств

планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства.

Права человека по участию в управлении государством, свобода слова. Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов.

Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу

совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие

частью мировой общечеловеческой культуры.

     Человек и единое человечество

Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта.

Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и

развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества.

Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи

ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из

главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности,

которые угрожают самому существованию человечества.

Обобщающее повторение

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание материала

Кол-во часов

Сроки изучения

по плану

факти

чески

по плану

факти

чески

I четверть (18 часов)

Часть 1. «Человек и природа» (32 часа)

Глава I. Как работает организм человека (17 часов)

1/1

Как устроен организм...

1

2/2

Кожа- «пограничник» организма. Проверочная работа № 1 по теме: «Как устроен организм человека».

1

3/3

Как человек двигается.

1

4/4

Путешествие бутерброда. Проверочная работа

№ 2 «Кожа и опорно-двигательная система».

1

5/5

Как удаляются ненужные вещества.

1

6/6

Для чего и как мы дышим. Проверочная работа № 3 по теме: «Пищеварение и выделение»

1

7/7

Волшебная восьмёрка.

1

8/8

Что такое кровь.

1

9/9

Почему наш организм работает слажено. Проверочная работа № 4 по теме: «Дыхание и кровообращение»

1

10/10

Окна в окружающий мир. Проверочная работа № 5 по теме: «Нервная система».

1

11/11

Многогранный мир чувств.

1

12/12

Родители и дети. Проверочная работа № 6 по теме: «Органы чувств».

1

13/13

Отчего мы иногда болеем.

1

14/14

Наши предки - древесные. Проверочная работа № 7 по теме: «Родители и дети. Отчего мы иногда болеем».

1

15/15

На заре человечества. Проверочная работа № 8 по теме: «Происхождение человека». ПДД «Дорожные знаки и их группы».

1

16/16

Контрольная работа №1 по теме: «Как работает организм человека».

1

17/17

Повторение по теме: «Как работает наш организм»

1

Глава II. Рукотворная природа (16 часов)

18/1

Рукотворная жизнь

1

19/2

На службе у человека. Проверочная работа № 9 по теме: «Рукотворная жизнь»

1

II четверть ( 14 часов)

20/3

Покорение силы.

1

21/4

Как человек использует свойства воды. Проверочная работа № 10 по теме: «Покорение силы»

1

22/5

Как человек использует свойства воды. (Опыты с водой.). Проверочная работа № 11 по теме: «Свойства воды»

1

23/6

Как человек использует свойства воздуха.

1

24/7

Горные породы и минералы. Проверочная работа № 12 по теме: «Свойства воздуха»

1

25/8

Металлы. Проверочная работа № 13 по теме: «Горные породы и минералы»

1

26/9

Приручение огня. Проверочная работа № 14 по теме: «Металлы»

1

27/10

Как нам жить. Проверочная работа № 15 по теме: «Приручение огня»

1

28/11

Контрольная работа № 2 по теме: «Рукотворная природа»

1

29/12

Итоговая контрольная работа по теме: «Как работает организм.»

1

30/13

Повторение по теме «Как устроен организм человека.» Проверочная работа № 16 по теме: «Для любознательных»

1

31/14

Повторение по теме «Многогранный мир чувств». Проверочная работа № 17 по теме: «Как нам жить». ПДД «Дорожная разметка и её предназначение»

1

32/15

Повторение по теме: «Окна в окружающий мир»

1

III четверть (20 часов)

33/16

Повторение по теме: «На службе у человека»

1

Часть 2. Человек и человечество (36 часов)

Раздел 1. Человек.

Глава I. Человек и его внутренний мир (6 часов)

34/1

Кого можно назвать человеком.

1

35/2

Посмотри в своё «зеркало»

1

36/3

Как понять, что творится у друга на душе Проверочная работа № 1 по теме: «Человек и его внутренний мир»

1

37/4

Переживания испытанные временем

1

38/5

Как узнать человека.

1

39/6

Повторение по теме: «Человек и его внутренний мир». Проверочная работа № 2 по теме: «Человек и его внутренний мир»

1

Глава II. Человек и мир людей (5 часов)

40/1

Что такое общество?

1

41/2

Как жить в мире людей

1

42/3

Моё общество

1

43/4

Права человека.

1

44/5

Повторение по теме: «Человек и мир людей»

1

Раздел II. Человечество

Глава III. Человек и прошлое человечества (12 часов)

45/1

Первобытный мир – первые шаги человечества.

1

46/2

Первобытный мир - первые шаги человечества.

1

47/3

Древний мир – рождение первых цивилизаций

1

48/4

Древний мир - рождение первых цивилизаций. Проверочная работа № 3 по теме: «Человек и прошлое человечества»

1

49/5

Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем.

1

50/6

Эпоха Средних веков - между древностью и Новым временем.

1

51/7

Новое время – торжество Европы

1

52/8

Новое время - торжество Европы. Проверочная работа № 4 по теме: «Человек и прошлое человечества»

1

53/9

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству

1

54/10

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству. ПДД «Тормозной путь»

1

55/11

Контрольная работа № 1 по теме: «Человек»

1

56/12

Повторение по теме: «Человек и прошлое человечества»

1

IV четверть (16 часов)

Глава IV. Человек и многоликое человечество (3 часа)

57/1

Короли, президенты и граждане.

1

58/2

Расы и народы. Проверочная работа № 5 по теме: «Человек и многоликое прошлое»

1

59/3

Кто во что верит.  Проверочная работа № 6 по теме: «Человек и многоликое прошлое»

1

60/4

Повторение по теме: «Человек и многоликое человечество»

1

Глава V. Человек и единое человечество (8 часов)

61/1

Мировое хозяйство.

1

62/2

Мировое сообщество государств

1

63/3

Что человечество ценит больше всего

1

64/4

Как нам жить

1

65/4

Контрольная работа № 2 по теме: «Человек и человечество»

1

66/6

Повторение по теме: «Человек и единое человечество». ПДД. «Общие требования к водителям велосипедов»

1

67/7

Итоговая контрольная работа

1

68/8

Обобщение изученного материала

1

  1. Список используемой литературы

  1. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2.  Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2012. – 432. (образовательная система «Школа 2100")
  2. Вахрушев А.А. Окружающий мир. (Человек и природа)  4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1/ Р.Н. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан.  – 4 – е изд., перераб. – М. : Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 144 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
  3. Вахрушев А.А. Окружающий мир. (Человек и человечество)  4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 2/ Р.Н. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.В. Тырин.  – 4 – е изд., перераб. – М. : Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 128 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

                           СОГЛАСОВАНО

                           на заседании ШМО

                           учителей начальных классов

                           протокол № ____

                           от «___»____________2016 г.

                          СОГЛАСОВАНО

                          Заместитель директора школы

                          по учебно-воспитательной работе

                          _______________О.Е. Соколова

                          «_____»______________2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100

календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа 2100

Данная разработка содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

Программа  по окружающему миру  для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на  основании Общеобразовательной программ...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса составлена в рамках ОС "Школа 2100", рассчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса....