Окружающий мир. Программа. 1 класс.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Плаксина Ирина Михайловна

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh.mir_1_klass_progr.docx39.91 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по «Окружающему миру» предназначена для работы в 1-А   классе   МКОУ «ЯУВК №15» и составлена на основе следующих нормативных документов:

     Федеральный уровень

        1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

        2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».

        3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

        4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).

        5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)

  Региональный уровень

  1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
  2. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год

Программа разработана:

  1. На основе авторской программы  «Окружающий мир» А.А.Плешакова ( УМК  «Школа России»), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 4-е изд. – Москва: Просвещение, 2013.
  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч.  / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.  
  4. Планируемые результаты начального общего образования  / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15).
  6. Программы ООП НОО МКОУ «ЯУВК №15».

      Рабочая программа по «Окружающему миру» включает следующие разделы:

  • пояснительная записка с указанием нормативных актов и учебно-методических документов, на основании которых разработана рабочая программа, сроках реализации программы, описания места учебного предмета (курса) в учебном плане (классы, количество часов для изучения предмета в классах, количество учебных недель).
  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

        Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

        Место предмета в базисном учебном плане

        Из федерального компонента на преподавание окружающего мира в 1 классе отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов (33 учебных недели). Из них 6 часов в первые 8 недель проводятся в нетрадиционной форме - в виде игры.

        Срок реализации программы - один учебный год.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"

Предметные

         Обучающийся научится:

 • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

 • различать флаг и герб России; • узнавать некоторые достопримечательности столицы;

• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

 • проводить опыты с водой, снегом и льдом;

 • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

 • различать овощи и фрукты;

• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

 • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

• сравнивать реку и море; • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; • находить на глобусе холодные и жаркие районы;

•различать животных холодных и жарких районов;

• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

• различать прошлое, настоящее и будущее;

 • называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

 • соотносить времена года и месяцы;

 • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

 • объяснять причины возникновения дождя и ветра;

 • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

 • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

• раздельно собирать мусор в быту; • соблюдать правила поведения в природе;

 • правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

 • подбирать одежду для разных случаев;

• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

 • правильно переходить улицу;

 • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

• различать виды транспорта;

 • соблюдать правила безопасности в транспорте

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

.        Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа» («Я и мир вокруг), «Человек и общество» («Я и мир вокруг).

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется на основе следующих ведущих идей:

1. Идея многообразия мира.

2. Идея экологической целостности мира.

3. Идея уважения к миру

        В I классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте — первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др.

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») — это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») — обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме:

  • мир неживой природы;
  •  растения и животные;
  • мир людей и созданных людьми предметов;
  • наше здоровье и безопасность;
  • экология. 

        Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема

Количество

часов

1

Задавайте вопросы!

1 ч.

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

. Экскурсия  по территории школы

1

2

Раздел «Что и кто?»

20 ч.

Что такое Родина? Экскурсия по городу

1

Что мы знаем о народах России? Экскурсия в музей.

1

Что мы знаем о Москве? Урок-экскурсия.

1

Проект «Моя малая Родина» Экскурсия по городу

1

Что у нас над головой? экскурсия в природу. Наблюдения за небом.

1

Что у нас под ногами?    Экскурсия «Что можно увидеть под ногами? Сбор камней для практической    работы».

1

Что общего у разных растений? Экскурсия на пришкольный участок: « Разнообразие растений. Что общего у разных растений?»

1

Что растёт на подоконнике?

1

Что растёт на клумбе?

1

Что это за листья?

1

Что такое хвоинки?

1

Кто такие насекомые?

1

Кто такие рыбы?

1

Кто такие птицы?

1

Кто такие звери?

1

Что окружает нас дома?

1

Что умеет компьютер?

1

Что вокруг нас может быть опасным?

1

На что похожа наша планета?

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» 

1

3

Как, откуда и куда

12

Как живёт семья?

Проект «Моя семья»

1

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

Как путешествует письмо?

1

Куда текут реки?

1

Откуда берутся снег и лёд?

1

Как живут растения?

1

Как живут животные?

1

Как зимой помочь птицам?

1

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

Откуда в снежках грязь?

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

1

4

Где и когда?

11

Когда учиться интересно?

1

Проект «Мой класс и моя школа»

1

Когда придёт суббота?

1

Когда наступит лето?

1

Где живут белые медведи?

1

Где живут слоны?

1

Где зимуют птицы?

1

Когда появилась одежда?

1

Когда изобрели велосипед?

1

Когда мы станем взрослыми?

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

4

Почему и зачем?

22

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1

Почему Луна бывает разной?

1

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

Почему звенит звонок?

1

Почему радуга разноцветная?

1

Почему мы любим кошек и собак?

1

Проект «Мои домашние питомцы»

1

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

Зачем мы спим ночью?

1

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

Зачем нам телефон и телевизор?

1

Зачем нужны автомобили?

1

Зачем нужны поезда?

1

Зачем строят корабли?

1

Зачем строят самолёты?

1

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

1

Зачем люди осваивают космос?

1

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

1

Итого

66

Диагностический материал

План

Факт

Вид работы

Дата

План

Дата

Факт

1

Итоговая контрольная работа

2

Комплексная  контрольная работа

Проекты

План

Факт

Название проекта

Дата

План

Дата

Факт

1

 Моя малая Родина

21.09

2

Моя семья

24.11

3

Мой класс и моя школа

4

Мои домашние питомцы

Экскурсии

План

Факт

Тема

Дата

План

Дата

Факт

1

Задавайте вопросы!

Экскурсия по территории школы.

07.09

2

Что такое Родина? Экскурсия по городу.

08.09

3

Что мы знаем о народах России? Экскурсия в музей.

14.09

4

Что мы знаем о Москве? Урок-экскурсия.

15.09

5

Проект «Моя малая Родина» Экскурсия по городу.

21.09

6

Что у нас над головой? экскурсия в природу. Экскурсия в природу. Наблюдения за небом.

22.09

7

Что у нас под ногами? Экскурсия «Что можно увидеть под ногами? Сбор камней для практической              работы» .

28.09

8

Что общего у разных растений? Экскурсия на пришкольный участок: « Разнообразие растений. Что общего у разных растений?».

29.09

Распределение часов по четвертям

Период обучения

Количество часов

1 четверть

16

2 четверть

14

3 четверть

20

4 четверть

16

Всего

66 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...