Конспект урока по окружающему миру "У Черного моря" 4 класс Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Неупокоева Людмила Сергеевна

Предлагаю конспект по окружающему миру 4 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_okruzhayushchiy_mir.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Программа «Школа России»

4 класс

Тема: У Чёрного моря

Цель: организовать деятельность обучающихся по формированию представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи: 

1) обучающая – научить определять географическое положение субтропической зоны России; познакомить с растительным и животным миром, деятельностью людей;

2) развивающая – создать условия для развития умения наблюдать, совершенствовать речь;

3) воспитывающая – содействовать воспитанию уважения и любви к природе.

Учебные материалы: учебник, рабочая тетрадь, наглядности, карта.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение нового материала

4. Закрепление нового материала

5. Итог

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

-Здравствуйте. Меня зовут Людмила Сергеевна. Присаживайтесь.

Сообщение темы и целей урока.

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода,

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

Игра «Узнай меня»

- С какой природной зоной вы ознакомились на прошлом уроке?

- Сейчас мы повторим, что же вы знаете о пустыни.

Цветок с заданиями.

- Отгадайте загадки.

- Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху – блюдо, снизу – блюдо.

Ходит чудо по дороге –

Голова торчит, да ноги.

- Вьётся верёвка, на конце – головка.

- Отгадайте, о чём или о ком идёт речь.

- Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши – большие.

- Я – священное животное Древнего Египта. Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства.

- Я – глиняный участок пустыни, называюсь …

- Я – травянистое растение, моя задача – удерживать пески.

- Я – песчаный холм, и зовут меня …

- А сейчас задание для всех -  самостоятельно выполнить тест. /Приложение 1./

- Что же друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас:

Чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

На доске карта. Запись «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона».

- Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет? Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море.

- В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днем или вечером?

- Почему?

- В каком поясе расположена зона, которую мы сегодня изучаем?

- Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья …

- Какие это горы? Высокие или низкие?

- Да, это высокие молодые горы, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

- Что же обозначает слово «субтропики»?

- А что означает приставка «суб»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики?

Слово «субтропики» на доску.

- Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек.

- Сейчас нам нужно выяснить отличительную особенность растений субтропиков. Откройте учебники на стр. 133. Прочитайте абзац.

- Какую особенность можно выделить?

- Откройте стр. 134-135. Рассмотрим картину.

- Найдите буковую рощу. (1.)

- Бук достигает высоты 25-40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет.

- Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Откройте стр. 136. Прочитайте.

- Вернемся на стр. назад. Скажите, почему там обитают чайки?

- Что вы можете сказать о дельфинах?

- Интересен животный мир Черноморского побережья. Можно много говорить о его обитателях. Если вас заинтересовали какие-то животные, вы всегда можете прочитать о них в энциклопедиях.

- Чем является для человека Черноморское побережье?

- Откройте стр. 136. Читаем по цепочке по абзацу.

На доску слова «Сочи», «Дендрарий».

- Но, к сожалению, и здесь возникают экологические проблемы. Какие?

- Прочитаем на стр. 137-138. какие же экологические проблемы есть у Черного моря.

- Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими растения и животные, которые занесены в Красную книгу. Прочитаем на стр. 138-139.

- Стыдно за людей, которые ради своего минутного удовольствия губят такую красоту.

- Прочитаем общий вывод на стр. 140.

- Открываем рабочие тетради на стр. 41 выполняем №1.

- Прочитайте.

- Какие растения Черноморского побережья Кавказа рассматривали на уроке?

- Запишите их названия.

- Стр. 43, №3.

- Прочитайте.

- Используя текст учебника, заполните таблицу «Животные Черноморского побережья Кавказа и Черного моря».

- Назовите обитателей суши.

- Запишите их названия в таблицу.

- Назовите обитателей суши, добывающих пищу в море.

- Запишите их названия в таблицу.

- Назовите обитателей моря.

- Запишите их названия в таблицу.

- Наше путешествие подошло к концу. Что вы расскажете друзьям о субтропиках России?

- Какие растения и животные вас заинтересовали? Почему?

- Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черное море?

- Не хочется расставаться с этой удивительной природной зоной. Будем надеяться, что мы увидим ее такой же прекрасной, с уникальным растительным и животным миром, когда приедем туда отдыхать.

- Запишите д/з. Рабочая тетрадь: с. 42-44 № 2,4,5.

Приветствие. Присаживаются.

- Пустыня.

- Черепаха.

- Змея.

- Лисица-корсак.

- Жук-скарабей.

- Такыр.

- Колосняк.

- Бархан.

- Вечером.

- Вода медленно нагревается и медленно остывает.

- В умеренном поясе, но еще ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи.

- Высокие.

- Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.

- Территория под тропиками.

- Почвы плодородны, поэтому растительность богата.

- Дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненного или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали людей.

Свободное высказывание.

- Цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

- Чайки, бакланы.

- Дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.

Подготовились к работе на уроке.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности, наличие познавательного интереса.

Усвоение и понимание нового материала. Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и способов деятельности, наличие познавательного интереса.

Самостоятельность обучающихся в выполнении заданий.

Подведение итогов урока.

Понимание и усвоение д/з.

Выявление самочувствия на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о водных богатствах.Планируемые результаты:Предметные:Знать:разнообразие водоёмов;части реки;Уметь:различать по происхождению искусственные и естественны...

Конспект урока по окружающему миру "Музей путешествий" (УМК Школа России, 3 класс)

Конспект урока по окружающему мируТема: «Музей путешествий» Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о достопримечательностях и культуре городов мира; формирован...

Конспект урока по окружающему миру "На севере Европы" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание ситуации для знакомства с северными европейскими странами. Планируемые результаты: Предметные: - знать названия стран Скандинавии, их столицы и особенности. - уметь...