ВСЕЛЕННАЯ,ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ (16 часов) Мы – союз народов России Комбинированный урок.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Кириченко Наталья Ивановна

Называть, находить и показывать на карте Россию, субъ­ект РФ, в котором находится город (село) и школа, историко-культурные достопримечательности.. Соотносить святыни России и своего края с тра­диционными религиями. Определять самое важное и интерес­ное в культуре своего народа, в культуре народов, к которым принадлежат одноклассники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_kl.docx102.83 КБ

Предварительный просмотр:

№ урок п/п

Сроки

Название раздела , темы урока .Тип урока

Характеристика деятельности учащихся.

Вид контроля

УУД

Учебно-методическое обеспечение.

П.      

Ф.

1.

05.09

ВСЕЛЕННАЯ,ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ (16 часов)

 Мы – союз народов России

Комбинированный урок.

Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город (село) и школа, историко-культурные достопримечательности.. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и интересное в культуре своего народа, в культуре народов, к которым принадлежат одноклассники.

Фронтальная устная проверка.

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Учебник,    рабочая тетрадь, календари, политическая карта мира, иллюстрации костюмов разных народов России, фотографии церкви, мечети, синагоги, буддийского храма, электронное приложение  к учебнику.

2.

08.09

Мы - жители Вселенной

Комбинированный урок.

Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Строить речевые высказывания; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Учебник, рабочая тетрадь, фотографии Вселенной с телескопа Хаббл, фотографии больших планет солнечной системы, таблички с названиям электронное приложение  к учебнику  и планет,

3-4.

12.09

15.09

Наш «космический корабль» - Земля.

Комбинированный урок.

Находить на рисунке знакомые созвездия;

-сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;

-моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

-находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;

-осуществлять самопроверку

Фронтальная устная проверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

наблюдать звёздное небо; сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии родной природы в разное время года, рисунок земли на трёх китах, компас, таблички с названиями сторон горизонта, компасы для детей, электронное приложение  к учебнику.

5.

19.09

Время

Комбинированный урок.

По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять приметы времени. По фотографиям в учебнике определять временные характеристики изображённых событий. Располагать единицы измерения времени в порядке их увеличения (уменьшения). Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах.

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии солнечных и песочных часов в разных городах мира, электронные и электронно-механические часы, секундомер, электронное приложение  к учебнику.

6.

22.09

Сутки и неделя.

Комбинированный урок.

По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи. Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, иллюстрировать его рисунком. Определять количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их последовательность. Работать со взрослыми: написать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье. Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

Учебник, рабочая тетрадь, детский волчок, фонарик, карточки с названиями дней недели, электронное приложение  к учебнику.

7.

26.09

Месяц и год.

Комбинированный урок.

Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; Придумывать сказочное объяснение изменению облика Луны, иллюстрировать его рисунком. Работая в паре, выстраивать правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце, осуществлять взаимопроверку. Работать со взрослыми: наблюдать изменение облика Луны, фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение

Учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках, изображение серпа, круглая буханка хлеба, фотографии Луны в разных фазах, карточки с названием месяцев в году, электронное приложение  к учебнику.

8.

29.09

Времена года.

Комбинированный урок.

Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки-символы. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях. Работать со взрослыми: наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края, выявлять среди них специфические сезонные явления, подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение

Учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках, глобус, фонарик, электронное приложение  к учебнику.

9.

03.10

Погода.

Комбинированный урок.

Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях природы. Практическая работа: изучить устройство термометра, сравнить различные виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерений в таблице. Объяснять назначение метеорологических приборов, осуществлять самопроверку. Узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. Учиться рисовать условные знаки погодных явлений

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение

Учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, различные термометры, электронное приложение  к учебнику.

10.

06.10

Календарь – хранитель времени, страж памяти.

Комбинированный урок.

Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

строить рассуждения; обобщать и делать выводы

Коммуникативные УУД:

 строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Учебник,   рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, календари (настенный, настольный, перекидной, отрывной, электронное приложение  к учебнику.

11.

13.10

Красные дни календаря.

Комбинированный урок.

Определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Характеризовать содержание общегражданских государственных праздников современного российского календаря. Составлять устный рассказ о праздниках в своём городе (селе). Иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией)

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

строить рассуждения; обобщать и делать выводы

Коммуникативные УУД:

 строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Учебник,  рабочая тетрадь, таблички с названиями месяцев, атрибуты государственных праздников (флаг России, военная фуражка, учебник, георгиевская ленточка, электронное приложение  к учебнику.

12.

17.10

Народный календарь.

Комбинированный урок.

Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов. Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды. Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.

Учебник, рабочая тетрадь, православный календарь, шишки хвойных деревьев электронное приложение  к учебнику.,

13.

20.10

Экологический календарь.

Комбинированный урок.

Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в тексте учебника определение экологии как науки. Рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме. Выражать своё отношение к природе в собственном рисунке.

Работая в паре, вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате.

Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвященные экологическим дням (в течение года). Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

Учебник, рабочая тетрадь, настенный календарь, тестовые задания для индивидуального опроса.

14-15.

24.10

27.10

За страницами учебника.

Комбинированный урок.

Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний.

Фронтальная.

Учебник, рабочая тетрадь.

16.

31.10

Осенняя прогулка. Урок-экскурсия.

-знакомиться  с осенними изменениями в неживой и живой природе;

- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

-сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с  теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

17.

03.11

ОСЕНЬ (19 часов)

Осенние месяцы.

Комбинированный урок.

Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные (в том числе в языках народов своего края) и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка. Сочинять устный рассказ по картине. Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы

Индивидуальные сообщения по итогам наблюдения.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Учебник, рабочая тетрадь, рисунок годового круга, Букет из осенних листьев, картины природы (осень), электронное приложение  к учебнику.

18.

07.11

Осень в неживой природе.

Комбинированный урок.

По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе   и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени

Фронтальная устная проверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись пьесы «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, электронное приложение  к учебнику.

19.

10.11

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Комбинированный урок.

Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников. Работая в паре, обсуждать сходство и различия изучаемых праздников. Рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов. Изготавливать куклу-зернушку по инструкции в рабочей тетради. Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. Осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям

Фронтальная устная проверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись про сбор урожая, православный календарь, электронное приложение  к учебнику.

20.

14.11

Звёздное небо осенью.

Комбинированный урок.

На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звёздного неба. Сравнивать древние и современные представления о созвездиях. Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки. Достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника. Работая в паре, придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком. Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя атлас-определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

наблюдать звёздное небо; сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, изображения героев греческих мифов.

21.

21.11

Трава у нашего дома.

Комбинированный урок.

Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку.

Узнавать изученные растения на рисунках и в природе. Работать  со  взрослыми:  определять  с помощью атласа-определителя травянистые растения ближайшего природного окружения, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. Использовать сведения из книги «Зелёные страницы» и (или) других источников для написания собственного рассказа о растении

Фронтальная проверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, атлас-определитель «От земли до неба», модель листа дерева, гербарии.

22.

24.11

Старинная женская работа.

Комбинированный урок.

Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов — шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани, по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций в старинной работе со льном, соотносить эти операции с образами загадки. Сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов. Обобщать итоги совместной работы

Фронтальная проверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, лоскутки ткани, фотографии процесса обработки льна, электронное приложение  к учебнику.

23.

28.11

Деревья и кустарники осенью.

Комбинированный урок.

Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Работая в паре, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской. Сравнивать   состояние   лиственных   и   хвойных   растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Используя атлас-определитель, определять деревья и кустарники по плодам. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени. Обсуждать сказку «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне», выражать свое отношение к неблаговидным  поступкам людей в природе, формулировать соответствующие правила экологической этики. Работать со взрослыми: определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев, фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради

Индивидуальные сообщения по итогам наблюдения.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

научится проводить сравнение; осуществлять расширенный поиск информации.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии растений, картины с осенними пейзажами, электронное приложение  к учебнику.

24.

01.12

Чудесные цветники осенью.

Комбинированный урок.

Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам. выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему. Работать со взрослыми: определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из растений цветника

Фронтальная проверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, карта мира, фотографии растений, электронное приложение  к учебнику.

25.

05.12

Грибы.

Комбинированный урок.

Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба, самостоятельно рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя. Обсуждать рассказ «Кому нужен мухомор?» из книги «Великан на поляне», обосновывать необходимость бережного отношения к грибам, формулировать соответствующие правила экологической этики

Фронтальная проверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии грибов, электронное приложение  к учебнику.

26.

08.12

Шестиногие и восьминогие.

Комбинированный урок.

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках. По рисунку учебника рассказывать о разнообразии насекомых. Устно описывать паука-крестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых.

Прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать превращение насекомых в виде схем-аппликаций. С помощью атласа-определителя приводить примеры насекомых различных групп. Обсуждать рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне», обосновывать необходимость бережного отношения к паукам, формулировать соответствующие правила экологической этики. Использовать атлас-определитель, книги «Зелёные страницы», «Великан на поляне» для написания собственных рассказов о насекомых и (или) пауках

Индивидуальные сообщения по итогам наблюдения.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

научатся проводить сравнение; использовать модели для решения задач.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии насекомых, электронное приложение  к учебнику.

27.

12.12

Птичьи секреты.

Комбинированный урок.

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим. Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам (перелётные и зимующие). Приводить примеры перелётных и зимующих птиц. Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать предположения, отвечая на них, осуществлять самопроверку. Отгадывать народные загадки о птицах. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами своей местности, определять их с помощью атласа-определителя, результаты работы фиксировать в виде рассказов, рисунков, фотографий

Индивидуальные сообщения по итогам наблюдения.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии перелётных и зимующих птиц, православный календарь, электронное приложение  к учебнику.

28.

15.12

Как разные животные готовятся к зиме.

Комбинированный урок.

Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. По рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца, объяснять значение наблюдаемых изменений, раскрашивать рисунки   в рабочей тетради с целью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков. Узнавать изучаемых животных по описаниям. Обсуждать рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятности» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики

Индивидуальные сообщения по итогам наблюдения.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Интернета.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии животных, электронное приложение  к учебнику.

29.

30.

19.12

22.12

Невидимые нити  в осеннем лесу.

Комбинированный урок.

Осенний труд.

Комбинированный урок.

Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Делать выводы." о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей. Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем. Обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики

Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм изготовления осенней куклы; контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы

Индивидуальные сообщения по итогам наблюдения.

Фронтальная проверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии растений и животных,

электронное приложение  к учебнику.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии осенних видов работ, сельскохозяйственной техники.

31.

26.12

Будь здоров.

Комбинированный урок.

Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры

Фронтальная проверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

строить рассуждения; обобщать и делать выводы

Коммуникативные УУД:

 строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса.

32.

29.12

Охрана природы осенью.

Комбинированный урок.

По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы осенью.

Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов.

Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России.

Работать со взрослыми: по инструкциям рабочей тетради посадить дерево или кустарник, изготовить кормушку и подкармливать птиц.

Проектное задание: составить фоторассказ об осенней прогулке

Фронтальная проверка.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные УУД:

контролировать действия партнёра.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, значки – предупреждения. Таблицы с изображениями охраняемых животных, растений.

33-34

12.01

16.01

За страницами учебника.

Урок обобщения и систематизации.

Показать уровень усвоения изученного материала, проанализировать допущенные ошибки с целью ликвидации пробелов

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

умение контролировать себя и своего партнёра.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса,

35.

19.01

ЗИМА (16 часов)

Зимние месяцы.

Урок освоения новых знаний и способов действий.

Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине, сочинять и записывать произведение любого жанра (на выбор) о зиме. Подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды, наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, рисунок годового круга, таблички с названиями месяцев, электронное приложение  к учебнику.

36.

23.01

Зима – время науки и сказок.

Урок освоения новых знаний и способов действий.

Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни.

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

строить рассуждения; обобщать и делать выводы

Коммуникативные УУД:

 строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, репродукции картин

37.

26.01

Зима в неживой природе.

Комбинированный урок.

По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе.
Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о зимних
 явлениях в неживой природе   и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Выражать  своё отношение к красоте зимней природа. Рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей,  устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе. Отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой зимой, фиксировать  результаты наблюдений в таблицах, сравнивать, делать выводы об изменении погоды в течение зимы

Фронтальная, взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца, фотографии зимних пейзажей, электронное приложение  к учебнику.

38.

30.01

Звёздное небо зимой.

Урок освоения новых знаний и способов действий.

Сравнивать схемы созвездий Большая Медведица и Малая Медведица. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта. Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Работая в паре, анализировать схему созвездия Орион, соотносить её со старинным рисунком. Осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус. Достраивать схему созвездия Орион в рабочей тетради. Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей тетради, применять освоенные на уроке способы поиска звёзд и созвездий, пользоваться атласом-определителем, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, рисунок-схема созвездий Большая Медведица, Орион, электронное приложение  к учебнику.

39.

02.02

Зимняя прогулка.

Комбинированный урок.

Уметь формулировать наблюдаемые изменения в природе, записывать их в дневник наблюдений

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

40.

06.02

Зима в мире растений.

Урок освоения новых знаний и способов действий.

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни   растений. Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой. Используя атлас-определитель, распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам. Определять растения, зимующие под снегом. Устанавливать связи изученных растений с животными. Работать со взрослыми: определять растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде, выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены растения

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действия.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса,

фотографии растений и их плодов.

41.

09.02

Зимние праздники.

Урок освоения новых знаний и способов действий .

Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота. Различать общее и особенное в зимних праздниках, описывать картину Б. Кустодиева «Ёлочный торг». Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям.

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

умение контролировать себя и своего партнёра.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, гражданский и православный календари, электронное приложение  к учебнику.

42.

13.02

Растения в домашней аптечке.

Комбинированный урок.

По рисунку учебника узнавать названия наиболее распространённых лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения. Практическая работа в группах: рассматривать предложенные лекарственные растения и изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу. Работая в парах, распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью, осуществлять самопроверку, извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей. Обсуждать рассказ о лекарственных растениях в книге «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Организовывать дидактическую игру «В больнице доктора Айболита» с использованием лекарственных растений. Работать со взрослыми: знакомиться с лекарственными растениями домашней аптечки, записывать их названия в рабочую тетрадь

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение; задавать вопросы.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии, гербарии лекарственных растений, электронное приложение  к учебнику.

43.

16.02

Зимняя жизнь птиц и зверей.

Комбинированный урок.

Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы.   Находить изучаемых птиц на рисунках учебника. Работая и группах, узнавать зимующих птиц по клювам. Устанавливать связь

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии зверей и птиц

44.

20.02

Невидимые нити в зимнем лесу.

Урок освоения новых знаний и способов действий.

Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связи в природе. Работая в паре, анализировать рисунок и схему в учебн6ике, соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными. Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе. Рассказывать  по схемам (моделям)  об изученных невидимых нитях. Придумать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи.

Взаимопроверка

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии растений и животных, электронное приложение  к учебнику.

45.

27.02

В феврале зима с весной встречается впервой.

Комбинированный урок.

Характеризовать зимние праздники проводов зимы в культуре народов  своего края, инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края. Планировать реальное проведение зимних праздников своего края.

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись народных масленичных песен.

46.

02.03

Зимний труд.

Комбинированный урок.

Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе). Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном краю

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса.

47.

06.03

Будь здоров.

Комбинированный урок.

Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

Взаимопроверка

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

строить рассуждения; обобщать и делать выводы

Коммуникативные УУД:

 строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, распечатка памяток.

48.

09.03

Охрана природы зимой.

Комбинированный урок.

По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы зимой. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах  охраны природы. Формулировать соответствующие правила  экологической этики.   Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе изученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою деятельность и результаты наблюдения в рабочей тетради. Проектные задания (выполняются с участием взрослых) составить  фоторассказ о зимней прогулке

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действия.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, распечатка памяток, значки-правила поведения в лесу, фотографии животных

49-50.

13.03

16.03

За страницами учебника.

Урок обобщения и систематизации.

Проверить уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки учеников с целью восполнения пробелов.

Фронтальная.

Показать уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса,

51.

20.03

ВЕСНА И ЛЕТО (18 часов)

Весенние месяцы.

Урок освоения новых знаний и способов действий.

названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних  месяцев с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные изменения весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного  языка, сочинять устные рассказы по картине. Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России; на схеме круглого года обозначать пору весеннего равноденствия.

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, репродукции картин, электронное приложение  к учебнику.

52.

23.03

Весна в неживой природе.

Комбинированный урок.

Рассказывать  о своих наблюдениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в паре извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, рассказывать по ним о признаках весны в городе и за городом. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике, устанавливать связь между детскими играми  и весенними изменениями в неживой     природе. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений  в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение весны.                                                                                                                                                                                                                                                      

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Научатся основам смыслового чтения познавательных текстов.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца.

53.

27.03

Весна – утро года.

Комбинированный урок.

Знакомиться по материалам учебника с народными традициями встречи весны, инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини-спектаклей. Рассматривать фотографии  в рубрике «Заглянем в семейный альбом», устно описывать представленные на них события. Работая в группах, изготавливать ( по схеме инструкции в рабочей тетради) игрушку в виде весенней птички из ткани, украшать такими игрушками деревце во дворе школы. Работать со взрослыми: участвовать в весеннем празднике по старинному календарю народов своего края, поместить в рабочей тетради фотографии или рисунки праздника.

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, аудиозаписи народных мелодий.

54.

30.03

Звёздное небо весной.

Урок освоения новых знаний и способов действий.

Сравнивать схемы расположения ковшей созвездий Большая медведица и Малая Медведица в разные сезоны, выявлять различия. Работая в паре, знакомиться с созвездием Лев, соотносить схему  созвездия Лев со старинным рисунком. Достраивать схемы  созвездий Кассиопея и Лев в рабочей тетради. Работать со взрослыми: :наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей тетради, применять освоенные на уроках способы поиска звёзд и созвездий, пользоваться атласом-определителем, фиксировать результаты наблюдений в виде записей и рисунков в рабочей тетради. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий. Придумывать сказку  о созвездиях весеннего неба.

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Использовать знаково-символические средства; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, изображения героев греческих мифов, электронное приложение  к учебнику.

55.

03.04

Весенняя прогулка.

Урок-экскурсия.

Наблюдать сезонные изменения в

- формулировать природе, заполнить дневник наблюдений по теме «Весенние изменения в природе». Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Рабочая тетрадь.

56.

06.04

Весеннее пробуждение растений.

Комбинированный урок.

Знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Научатся основам смыслового чтения познавательных текстов.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, атлас-определитель, изображения растений, электронное приложение  к учебнику.

57.

10.04

Чудесные цветники весной.

Комбинированный урок.

Знать названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников.

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, атлас-определитель, изображения растений, электронное приложение  к учебнику.

58.

17.04

Весна в мире насекомых.

Комбинированный урок.

Уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц.

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Использовать знаково-символические средства; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, атлас-определитель, изображения насекомых, электронное приложение  к учебнику.

59.

20.04

Весна в мире птиц и зверей.

Комбинированный урок.

Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

научатся основам смыслового чтения познавательных текстов.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, атлас-определитель, изображения птиц и зверей, электронное приложение  к учебнику.

60.

24.04

Невидимые нити в весеннем лесу.

Урок освоения новых знаний и способов действий.

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, атлас-определитель, фотографии животных и растений, электронное приложение  к учебнику.

61.

27.04

Весенний труд.

Урок освоения новых знаний и способов действий.

Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь.

62.

01.05

Старинные весенние праздники.

Комбинированный урок.

Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга.

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль; договариваться и приходить к общему решению

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, репродукции картин, аудиозаписи народных песен.

63.

04.05

Будь здоров.

Комбинированный урок.

Знать правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

строить рассуждения; обобщать и делать выводы

Коммуникативные УУД:

 строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса.

64.

08.05

Охрана природы весной.

Комбинированный урок.

Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись голосов лета.

65.

11.05

Лето красное.

Комбинированный урок.

Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, рисунок годового круга, православный календарь, распечатки текстов о летних месяцах, электронное приложение  к учебнику.

66.

15.05

Летние праздники и труд.

Комбинированный урок.

Уметь выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края.

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Научатся основам смыслового чтения познавательных текстов.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, фотографии с изображением старинных орудий труда.

67-68.

18.05

22.05

За страницами учебника.

Урок обобщения и систематизации.

Показать уровень усвоения материала, изученного в течение учебного года, корректировка знаний. Проверить уровень усвоения изученного материала по всем разделам, анализ ошибок, корректировка знаний.

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

умение контролировать себя и своего партнёра

Рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса

                                                                                                                                  Окружающий мир.

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для  2  класса разработана на основе требований ФГОС начального общего образования к разделам и к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 Авторская программа А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» 2 класс.

Учебник:  «Окружающий мир» для 2 класса (в 2-х частях).Авторы: А.А.Плешаков , М.Ю.Новицкая , Москва «Просвещение» 2015 год (УМК «Перспектива»);                                        Рабочая  тетрадь: : А.А.Плешаков и М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» для 2 класса в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2015 год (УМК «Перспектива»).

Объём изучаемого предмета:  2 часа в неделю, 68 часов в год.  

Цели курса:

Окружающий мир в начальной школе является базовым предметом. Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи курса:

  • Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  • Воспитывать любовь и уважение к природе, школе, семье, своему городу, своей Родине.
  • Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
  • Развивать стремление к познанию окружающего мира и самого себя, своего внутреннего мира.
  • Расширять опыт поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  на изучение окружающего мира отводится  2 часа в неделю, 68 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены планируемые результаты. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

       Основное содержание учебного предмета

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения

здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 2 класса.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса.

Личностные результаты:

 У обучающегося будут сформированы:

более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;

умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;

целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;

представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;

представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев  людей в течение года;

представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени  в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

представление о  социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);

познавательные мотивы учебной деятельности;

представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям* в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;

эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;

этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;

представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;

этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;

потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;

выполнение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе - в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;

установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

 Обучающиеся научатся:

понимать и принимать учебную цель и задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные:

 Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Коммуникативные

 Обучающиеся научатся:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

Предметные результаты

Обучающийся научится:

называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;

называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;

определять стороны горизонта;

находить на глобусе океаны и материки;

перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;

перечислять времена года в правильной последовательности;

измерять температуру;

кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;

находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;

называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;

узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;

перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;

отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;

различать перелетных и зимующих птиц;

приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;

соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение.

1. А.А.Плешаков.,М.Ю.Новицкая .Учебник «Окружающий мир» 2 класс, в двух частях. Москва  «Просвещение» 2015 год.

2. А.А.Плешаков  Рабочая тетрадь  по окружающему мир 2 класс, в двух частях. Москва  «Просвещение» 2015 год.

3. Е.М.Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир» 2 класс. Москва «Экзамен» 2015 год.

4. ФГОС Контрольно-измерительные материалы. Москва «Вако» 2015 год.

5.Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова 2 класс.

6. А.А.Плешаков.  Атлас –определитель « От земли до неба» . Москва «Просвещение» 2014 год.

7. А.А.Плешаков «Зелёные страницы» . Москва  «Просвещение» 2014 год.

 8. Поурочные разработки по окружающему миру 2 класс. Автор: Н.Ю.Васильева, к УМК «Перспектива». Москва «ВАКО» 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Вселенная. Время. Календарь" 2 класс

Тест "Вселенная. Время. Календарь." составлен в соответствии с курсом "Окружающего мира" А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой 2 класса, УМК "Перспектива"  и предназначен для проверки знаний учащихся после...

Тест по теме "Вселенная.Время.Календарь." 2 класс УМК "ПЕРСПЕКТИВА"

Проверочный тест по теме"Вселенная.Время.Календарь." 2 класс, УМК "Перспектива"...

"Вселенная, время, календарь" презентация - командная игра-викторина по окружающему миру для 2 класса

"Вселенная, время, календарь" презентация - командная игра-викторина по окружающему миру для 2 класса по учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир" по УМК "Перспектива"...

Тест по окружающему миру 2 класс "Вселенная. Время. Календарь"

Тест по окружающему миру  по первой теме "Вселенная.Время.Календарь"...

Проверочная работа № 3 Раздел «Вселенная, время, календарь» Тема: «Времена года»

Материал для проверки усвоения знаний по изученной теме....

План-конспект урока на тему: Контрольная работа по разделу «Вселенная, время, календарь».

План-конспект урока на тему: Контрольная работа по разделу «Вселенная, время, календарь».Класс: 2 Тип урока: урок контроляЦель: проверить уровень знаний обучающихся по разделу «...